ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Концепция предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся (проект). – Астана, 2006 г.

Основная идея обновления струк­туры и содержания образования на старшей ступени 12-летней школы состоит в том, что оно должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. На этом основываются фундамен­тальные принципы стратегии рефор­мирования образования в отношении старшей ступени школы:

- целенаправленная установка на формирование социально гра­мотной и социально мобильной личности, четко осознающей свои права и обязанности, ясно представляющей себе спектр имеющихся возможностей и ресурсов и способной успешно ре­ализовать избранную позицию в том или ином социальном про­странстве;

- постепенная переориентация доминирующей в настоящее время образовательной парадигмы с преимущественной транс­ляции системы знаний, умений и навыков (ЗУНов) на формирование функциональной грамот­ности учащихся и ключевых компетентностей, обеспечиваю­щих возможность самостоятель­ного решения проблем в различ­ных сферах жизнедеятельности в условиях меняющегося обще­ства;

- расширение возможностей для индивидуализации образова­тельных траекторий учащихся, реализации самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности учащих­ся.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В условиях становления Казахста­на как суверенного государства ог­ромную значимость имело создание такой системы среднего общего об­разования, которая была бы направ­лена на интеграцию в мировое обра­зовательное пространство. Закон Рее публики Казахстан "Об образовании" (1991 г.) определил ряд краеуголь­ных принципов государственной по­литики, в том числе: вариативность среднего общего образования, про­фессиональную ориентацию обуча­ющихся, создание различных типов и видов организаций среднего обра­зования (лицеев, гимназий, коллед­жей), широко реализующих вариативные программы обучения, в том, числе по углубленной и профильной предпрофессиональной подготовке.

С 1992 года в Казахстане начато осуществление реформы школьного образования, ведущей идеей которой являлось развитие системы образо­вания через создание условий для вариативной общеобразовательной подготовки учащихся при сохране­нии единого образовательного про­странства. Отход от однообразия со­ветской школы, поиск путей обнов­ления содержания образования на­шли отражение в Положении о Го­сударственном общеобязательном стандарте образования Республики Казахстан, Концепции развития об­щеобразовательной школы Респуб­лики Казахстан и Концепции содер­жания среднего общего образования (1996 г.). В этих документах был про­возглашен поворот школы к гуманизации и индивидуализации образова­ния, организация обучения учащих­ся с учетом их интересов на основе дифференциации по направлениям — естественно-математическому, гу­манитарно-эстетическому, професси­онально-техническому, что было ре­ализовано в первых вариантах обра­зовательных стандартов и учебных программ по всем обязательным предметам (1996, 1998, 2000 гг.).

ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ПОТРЕБНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Концепция предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся (проект). – Астана, 2006 г.

В своей лекции от 27 мая 2006 года "К экономике знаний через иннова­ции и образование" в Евразийском национальном университете им. Л.Гумилева Президент страны Н.А. Назарбаев подчеркнул: "Задача вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира может быть решена лишь в том случае, если ее будут вопло­щать в жизнь высококвалифициро­ванные специалисты, обладающие знаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умею­щие ориентироваться в рыночной экономике".

Динамично развивающемуся об­ществу требуются специалисты но­вого типа, готовые успешно работать в различных сферах. В современных условиях требования к специалистам формирует рынок труда. Особую ценность приобретают умения само­стоятельно решать проблемы и со­вместно действовать в команде, спо­собность правильно ставить цели и эффективно их достигать, идти на риск, инициативность, стремление к повышению уровня образования и др. Наряду с этим от человека тре­буются такие качества, как личная ответственность, обязательность, коммуникабельность.

ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В современной науке парадигмальный подход широко применяется для решения научных и практических задач.

… Применение в педагогике парадигмального подхода позволило выделить основные модели образовательно-воспитательных систем, выявить их сущ­ность и особенности.

… по Богуславскому и Корнетову, направленность педаго­гического процесса может быть социально-ориентированной (когда основ­ной целью обучения и воспитания является подготовка человека к жизни в обществе, служение общественным идеалам), или гуманистически-ориенти­рованной (в центр внимания в этом случае ставится личность человека, его гармоничное развитие). Далее, характеризуя учебный процесс с точки зре­ния взаимоотношения его основных субъектов, авторы выделяют автори­тарную трактовку, при которой обучаемый рассматривается как пассивный субъект, испытывающий на себе воздействие учителя, и педоцентрическую трактовку, при котором процесс обучения понимается как процесс взаимо­действия двух активных субъектов, и центральной фигурой процесса обуче­ния выступает ребенок.

По содержанию образования и методам его реализации различают репродуктивное образование, при котором в качестве критерия и цели выдвигаются реальные знания, и творчески-развивающее, ставящее главной целью овладе­ние умениями, навыками и приемами учебно-образовательной деятельности.

УЧИТЕЛЬ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
1. Качественные изменения в деятельности учителя профильной школы и их причины.

Концепция профильного обучения связана с системными изменениями в образовательном процессе. В условиях профильного обучения учитель должен уметь обеспечивать:

- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование образовательных траекторий);

- практическую ориентацию образовательного процесса с целью формирования у учащихся ключевых компетенций государственного стандарта;

- завершение профессионального самоопределения старшеклассников и формирование у них компетентностей, необходимых для продолжения профессионального образования в соответствующей сфере.

Очевидно, что успех профильного обучения в старшей школе зависит от готовности педагогов к качественным изменениям в своей профессиональной деятельности. К таким качественным изменениям относятся:

- освоение содержания предмета на профильном уровне;

ОЦЕНИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
1.Оценивание образовательных результатов в контексте компетентностного подхода к обучению

Наиболее значимым из перспективных направлений развития современного образования является компетентностный подход. Компетентностый подход предполагает следующие приоритеты в оценивании учащихся:

1. Внедрение систем, ориентированных на индивидуальные нормы: у каждого человека свой уровень компетентности. Примером подобной системы является единое национальное тестирование.

2. Переход от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке - компетентность по своей сути носит интегральный характер.

3. Внедрение деятельностных методов (в форме проектов, деловых игр), что связано с изменением значения понятий «знающий» и «умеющий», отход от рассмотрения этих понятий как некоторого накопления изолированных фактов и умений и новое наполнение понятия в терминах применения и использования знаний.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Профессиональная ориентация в контексте личностного самоопределения.

В рекомендации ЮНЕСКО по вопросам профессиональной ориентации излагается ряд различных целей. Одна из них касается роли профориентации в самоопределении, другая имеет прямое отношение к нуждам общества: «Следует учитывать социальные и экономическое развитие страны, настоящие и будущие потребности общества, гарантируя при этом индивиду свободу выбора. Это означает, что службы профориентации несут ответственность, как перед индивидом, так и перед обществом».

Таким образом, возникает противоречие между двумя целями: удовлетворением нужд общества и в то же время гарантированием свободы индивидуального выбора. Данное противоречие может быть снято при организации системной, научно обоснованной профессионально ориентированной работы в профильном обучении старшеклассников

Ведущие специалисты в области профессионального самоопределения считают, что даже при планировании «своего» жизненного пути («своего мира») каждый человек должен соотносить его с «мирами других людей и, следовательно, с миром культуры человечества в целом. Вот с этой задачей непременного приобщения к бесконечно великой общечеловеческой культуре и должна быть обязательно сопряжена задача профессионального самоопределения» (Климов Е.).

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Общая характеристика предпрофильной подготовки

Реализация идеи профилизации старшей ступени средней школы ставит выпускника основной школы перед ответственным выбором способа и профиля дальнейшего обучения, поэтому профильному обучению предшествует предпрофильная подготовка, осуществляемая в основной школе. Важность подготовки к этому ответственному выбору определяет серьёзное значение предпрофильной подготовки.

Предпрофильная подготовка является неотъемлемой составляющей профилизации школьного образования на старшей ступени, и даже всего процесса обучения на разных его этапах. Подготовка учащихся к обоснованному выбору профиля обучения осуществляется в процессе всего периода обучения в основной школе и усиливается в 8(9)–9(10) и 10(11) классах с целью подготовки учащихся к получению среднего общего, начального и среднего профессионального образования.

Предпрофильная подготовка - важнейшее звено в цепи «школа - ВУЗ», «школа - ПШ» и т.д., поскольку именно в 9 (10) классе, в данный возрастной период, наиболее интенсивно формируются ценностные установки, личностные ориентации, проявляются те или иные способности, выявляется интерес к выбору профессии. Подросток может ставить перед собой значимые цели, у него возникают профессиональные намерения, которые выражаются в первичной ориентировке в различных сферах профессиональной деятельности.

ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
1. Общая характеристика технологий профильного обучения.

Концепция профильного обучения связана с системными изменениями в образовательном процессе. Вполне очевидно, что переход к профильной школе является инновационным процессом и его можно рассматривать как крупномасштабную инновацию, которая влечёт за собой системные изменения в целях и задачах, в содержании образования, в организации обучения, в системе оценивания, а также в характере используемых технологий образовательного процесса.

В основу организации профильного обучения заложены идеи личностно-ориентированного подхода. Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути сво­ей дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллек­туального развития школьника, его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков. Для реализации данного подхода важно, преж­де всего, определиться с приоритетами в области педагогических техно­логий.

Среди разнообразных направлений в области педагогических ин­новаций, традиционно используемых в системе среднего образования, наиболее адекватными поставленным целям являются:

ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
1. Теоретические основы индивидуализации образовательного процесса профильного обучения.

Существенный вклад в построение теории профильного обучения вносит теория развивающего обучения.

Развивающее образование - стратегический идеал всей обра­зовательной политики, направленной на разностороннее индивидуальное развитие личности школьника. В контексте общей образовательной стратегии школы организация образовательной деятельности направлена на обеспечение индивидуальных образовательных траекторий для каждого школьника.

Так как современное развитие образования характеризауется сменой ведущей парадигмы, пересматриваются, также, технологии развивающего обучения. Педагогическая технология развива­ющего обучения должна строиться в рамках дифференциро­ванного подхода как основного средства психолого-педагоги­ческого инструмента, позволяющего индивидуализировать все слагаемые компоненты интегративного комплексного процес­са образования, обеспечив тем самым необходимые условия для развития личности каждого его участника.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
1. Понятие образовательного пространства

Основная идея обновления старшей школы состоит в органи­зации профильного обучения, что существенно расширяет возможнос­ти выбора каждым учащимся индивидуальной образовательной про­граммы.

Обучение старшеклассников должно быть постро­ено в максимально возможной мере с учетом интересов и планов юно­шей и девушек на дальнейшую послешкольную жизнь, что невозможно достичь только путем сокращения обязательного содержания учебных предметов и расширения содержания избираемых дисциплин. В значи­тельной мере дифференциация и индивидуализация обучения может быть реализована через построение соответствующей образовательной сре­ды профильного обучения.

Таким образом, одной из целей современного школьного образования является расширение образо­вательного пространства. Реализация данной цели является необходимым условием для расширения круга личностно-значимых для учащихся проблем.

Категориальный характер рассматриваемого термина в части «пространство», истолкование его как множества элементов, между которыми установлены пространственные отношения, интуитивная созвучность термину «окружение» лежат в основе часто встреча­ющегося отождествления «образовательного пространства» с «обра­зовательной системой» и «образовательной средой».

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
1. Основные принципы профильного обучения

Идеи концепции профильного обучения позволяют по­стулировать и формулировать образовательные принципы, на которых выстраивается это обучение.

Согласно ГОСО РК–2006: «Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обуче­ния, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации обра­зовательного процесса более полно учитывать интересы и способности учащихся».

Очевидно провозглашение принципов индивидуализации и дифференциации.

Индивидуализация обучения предполагает организа­цию учебного процесса с учетом индивидуальных особен­ностей учащихся, позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика, что соотносится с основной идеей обновления старшей школы, состоящей в выборе каждым школьни­ком индивидуальной образовательной программы, конст­руированию и реализации индивидуализированных форм учебной деятельности. Индивидуализация профильного, обучения направлена на самопознание школьников, выяв­ление их истинных мотивов выбора профиля обучения, ре­альных образовательных потребностей и реализацию образовательной программы обучения в соответствии с интересами, возможностями и способностями.