В современной науке парадигмальный подход широко применяется для решения научных и практических задач.
… Применение в педагогике парадигмального подхода позволило выделить основные модели образовательно-воспитательных систем, выявить их сущность и особенности.
… по Богуславскому и Корнетову, направленность педагогического процесса может быть социально-ориентированной (когда основной целью обучения и воспитания является подготовка человека к жизни в обществе, служение общественным идеалам), или гуманистически-ориентированной (в центр внимания в этом случае ставится личность человека, его гармоничное развитие). Далее, характеризуя учебный процесс с точки зрения взаимоотношения его основных субъектов, авторы выделяют авторитарную трактовку, при которой обучаемый рассматривается как пассивный субъект, испытывающий на себе воздействие учителя, и педоцентрическую трактовку, при котором процесс обучения понимается как процесс взаимодействия двух активных субъектов, и центральной фигурой процесса обучения выступает ребенок.
По содержанию образования и методам его реализации различают репродуктивное образование, при котором в качестве критерия и цели выдвигаются реальные знания, и творчески-развивающее, ставящее главной целью овладение умениями, навыками и приемами учебно-образовательной деятельности.
Используя парадигмальный подход, исследователь В.Я.Пилиповский рассматривает в качестве бинарной оппозиции соотношение культуросберегающей и практической функций образования. Под последней понимается способность школы обеспечить овладение учащимися научными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для их подготовки к жизни.
Ученый выделяет три основные образовательные модели: традициона-листско-консервативную, рационалистическую и феноменологическую (гуманитарную).
… По классификации В.Я.Пилиповского, в традиционалистико-консервативной парадигме процесс образования представляется как путь усвоения учащимися академических знаний, составляющих основу их дальнейшего развития и социализации.
В рамках традиционалистско-консервативной парадигмы принято считать, что фундаментально поставленное общее образование наилучшим образом обеспечивает адаптацию человека в качестве гражданина демократического общества, так как предполагается, что получившие подобное образование выпускники средней школы как бы имманентно обладают важными для любого рода занятий знаниями, умениями и навыками, сохраняющими свою значимость на годы вперед. Школа при этом рассматривается как стабилизирующий социальный институт, обеспечивающий сохранение и передачу культурного наследия прошлого каждому последующему поколению людей.
В качестве базовых представлений в рамках традиционалистско-консервативной парадигмы укажем на следующие постулаты:
1) формальное школьное образование в качестве своей основной цели должно рассматривать овладение учащимися базовыми знаниями, умениями и навыками. При этом на первый план выступает идея о том, что лишь в том случае, когда обучаемые достигли достаточно высокого уровня в применении таких основополагающих "инструментов учения", как чтение, письмо и математическая грамотность, они смогут извлечь для себя пользу в ходе дальнейшего обучения и прогрессировать в усвоении различных академических дисциплин;
2) общеобразовательные учебные заведения должны нести ответственность за то, чтобы на первый план выдвигалось изучение и усвоение действительно важных и необходимых, а не второстепенных знаний, поскольку именно это может позволить решать образовательные задачи с дидактически оправданных позиций. При неограниченной комбинации возможностей система обучения, преподавания должна ориентироваться на базовые дисциплины и наиболее важные отрасли человеческого знания. Одним словом, основное внимание школы должно быть направлено на то, что бесспорно выдержало испытание временем;
3) цивилизованная жизнь становится невозможной без усвоения определенных этических ценностей, поэтому одной из кардинальных задач школы является приобщение к непреходящим ценностям духовной эволюции человечества в процессе обучения.
Можно видеть, что в рамках традиционалистско-консервативной парадигмы собственно дидактические идеи переплетаются с воспитательными императивами.
Рационалистическая парадигма тесно связана с идеями бихевиоризма (Скиннер, Торндайк, Газри, Толмен и др.). Обучение в рамках этого направления исходит из признания того, что природа, закономерности и условия обучения человека аналогичны обучению животных. Фактически, сознательная деятельность человека сводится к рефлекторному поведению, а психологические реакции - к физиологическим. Основное внимание в процессе обучения сосредоточено на наиболее эффективных способах усвоения учащимися различных видов знаний. Научение в этом случае представляет собой процесс усвоения организмом учащихся определенных стимулов и реакций, благодаря одобрению и наказанию, т.е. удовлетворению или неудовлетворению потребностей учащихся.
В качестве ведущего принципа полагается регулирование внешних условий процесса обучения и реакций на него учащихся, которые выступают здесь получателями знаний, умений и навыков, приобретая тем самым адаптивный "поведенческий репертуар", соответствующий социальным нормам, требованиям и ожиданиям общества. Речь идёт, прежде всего, о тех умениях, навыках и познавательных достижениях, которые могут быть реально продемонстрированы в ходе манипулятивного контроля за усвоением знаний. Заметим, однако, что при этом не учитывается характер мыслительных операций, лежащих в основании этого знания.
Усилия представителей рационалистической школы направлены, прежде всего, на решение задач прагматического характера, связанных с адаптацией молодежи к условиям конкретного общества через школьно-образовательные механизмы, где на первый план в организации педагогического процесса выдвигается максимальная "запрограммированность" и структурная четкость. В плане интеллектуального формирования личности рационалистическая школа опирается на "поведенческое определение познавательных целей".
В рамках поведенческой технологии снимается вопрос о творческом характере не только учения, но и преподавания, поскольку идеалом становится точное следование предписанному шаблону деятельности, а сама она пре вращается в натаскивание учащихся на выполнение тестов. Нам представляется необходимым отметить, что, несмотря на заслуги рационалистической школы в организации процесса обучения, сторонники этого направления придерживаются крайне технократического подхода к решению вопросов образовательного роста личности.
В исследованиях современных авторов все больше внимания уделяется гуманитарной парадигме образования, где центральное место занимает личность ребенка. Целью педагогического процесса здесь становится "...не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией".
В гуманитарной парадигме не существует однозначной, закрепленной нормой истины. Ее надлежит установить в процессе совместной творческой деятельности ученика и учителя и определить к ней свое отношение.
Гуманитарная парадигма предполагает отношения типа "субъект-субъект", что практически означает ценностно-смысловое равенство взрослого и ребенка в определении целей, содержания и форм педагогического процесса, а также подразумевает право познавать мир без ограничений. По справедливому замечанию И.А.Колесниковой, в гуманитарной парадигме существует "...иная шкала измерении качества педагогической деятельности, где точкой отсчета становится человек и его движение во времени и пространстве относительно самого себя, динамика индивидуальных личностных свойств и проявлений" (5, 88). Темп и режим работы на уроке обусловлен индивидуальными способностями субъекта познания.
Подходы, принятые в гуманитарной парадигме, в настоящее время находятся в стадии становления и в целом еще не утвердились в мировом образовательном пространстве.
Эзотерическая парадигма нашла обоснование в работах И.А.Колесниковой. Центральной идеей данной педагогической матрицы является признание верной истины, непостижимой в процессе рационального познания. Целью педагогического процесса является развитие духовных сил учащегося как необходимого условия приобщения к истине. Этому служит специальные техники раскрепощения сознания и интуитивного постижения трансцедентного. Как отмечает И.Л. Колесникова, "...в эзотерической парадигме сам человек становится основным органом информационного взаимодействия со Вселенной... Здесь доминирует динамика опыта, состояний, переживаний". Личное, мистическое знание, обретенное в процессе озарения или прикосновения к божественному, ставится выше эмпирического знания, поддающегося рациональной аргументации. В педагогическом процессе учитель выступает не носителем истинного знания, а наставником, направляющим процесс нравственной, психологической и физической подготовки учащихся для выхода в непостижимое. На этапе послушничества предполагается добровольное и беспрекословное подчинение ученика наставнику.
Итак, в мировой педагогической практике закрепилось выделение в качестве основных педагогических парадигм традиционалистко-консервативной, рационалистической, гуманитарной и эзотерической модели образования. Сравнительное изучение вышеперечисленных парадигм позволило сделать вывод о том, что все рассмотренные нами парадигмы не являются взаимоисключающими; они отличаются лишь способами решения основных вопросов "...относительно функций и приоритетов школы как социального института, ценностей и целей образования, содержания и технологий обучения, принципов организации учебного процесса.
Весь XX век прошел в острых дискуссиях о выборе того или иного пути построения системы образования, соответствующего потребностям общества. Но нельзя утверждать, что уже имеется принципиальное определение оптимальной системы образования: ее поиски неизбежно перешли в нынешний век. Сегодня предстоит выбор парадигмы образования, наилучшим образом соответствующей требованиям будущего.
… Применение в педагогике парадигмального подхода позволило выделить основные модели образовательно-воспитательных систем, выявить их сущность и особенности.
… по Богуславскому и Корнетову, направленность педагогического процесса может быть социально-ориентированной (когда основной целью обучения и воспитания является подготовка человека к жизни в обществе, служение общественным идеалам), или гуманистически-ориентированной (в центр внимания в этом случае ставится личность человека, его гармоничное развитие). Далее, характеризуя учебный процесс с точки зрения взаимоотношения его основных субъектов, авторы выделяют авторитарную трактовку, при которой обучаемый рассматривается как пассивный субъект, испытывающий на себе воздействие учителя, и педоцентрическую трактовку, при котором процесс обучения понимается как процесс взаимодействия двух активных субъектов, и центральной фигурой процесса обучения выступает ребенок.
По содержанию образования и методам его реализации различают репродуктивное образование, при котором в качестве критерия и цели выдвигаются реальные знания, и творчески-развивающее, ставящее главной целью овладение умениями, навыками и приемами учебно-образовательной деятельности.
Используя парадигмальный подход, исследователь В.Я.Пилиповский рассматривает в качестве бинарной оппозиции соотношение культуросберегающей и практической функций образования. Под последней понимается способность школы обеспечить овладение учащимися научными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для их подготовки к жизни.
Ученый выделяет три основные образовательные модели: традициона-листско-консервативную, рационалистическую и феноменологическую (гуманитарную).
… По классификации В.Я.Пилиповского, в традиционалистико-консервативной парадигме процесс образования представляется как путь усвоения учащимися академических знаний, составляющих основу их дальнейшего развития и социализации.
В рамках традиционалистско-консервативной парадигмы принято считать, что фундаментально поставленное общее образование наилучшим образом обеспечивает адаптацию человека в качестве гражданина демократического общества, так как предполагается, что получившие подобное образование выпускники средней школы как бы имманентно обладают важными для любого рода занятий знаниями, умениями и навыками, сохраняющими свою значимость на годы вперед. Школа при этом рассматривается как стабилизирующий социальный институт, обеспечивающий сохранение и передачу культурного наследия прошлого каждому последующему поколению людей.
В качестве базовых представлений в рамках традиционалистско-консервативной парадигмы укажем на следующие постулаты:
1) формальное школьное образование в качестве своей основной цели должно рассматривать овладение учащимися базовыми знаниями, умениями и навыками. При этом на первый план выступает идея о том, что лишь в том случае, когда обучаемые достигли достаточно высокого уровня в применении таких основополагающих "инструментов учения", как чтение, письмо и математическая грамотность, они смогут извлечь для себя пользу в ходе дальнейшего обучения и прогрессировать в усвоении различных академических дисциплин;
2) общеобразовательные учебные заведения должны нести ответственность за то, чтобы на первый план выдвигалось изучение и усвоение действительно важных и необходимых, а не второстепенных знаний, поскольку именно это может позволить решать образовательные задачи с дидактически оправданных позиций. При неограниченной комбинации возможностей система обучения, преподавания должна ориентироваться на базовые дисциплины и наиболее важные отрасли человеческого знания. Одним словом, основное внимание школы должно быть направлено на то, что бесспорно выдержало испытание временем;
3) цивилизованная жизнь становится невозможной без усвоения определенных этических ценностей, поэтому одной из кардинальных задач школы является приобщение к непреходящим ценностям духовной эволюции человечества в процессе обучения.
Можно видеть, что в рамках традиционалистско-консервативной парадигмы собственно дидактические идеи переплетаются с воспитательными императивами.
Рационалистическая парадигма тесно связана с идеями бихевиоризма (Скиннер, Торндайк, Газри, Толмен и др.). Обучение в рамках этого направления исходит из признания того, что природа, закономерности и условия обучения человека аналогичны обучению животных. Фактически, сознательная деятельность человека сводится к рефлекторному поведению, а психологические реакции - к физиологическим. Основное внимание в процессе обучения сосредоточено на наиболее эффективных способах усвоения учащимися различных видов знаний. Научение в этом случае представляет собой процесс усвоения организмом учащихся определенных стимулов и реакций, благодаря одобрению и наказанию, т.е. удовлетворению или неудовлетворению потребностей учащихся.
В качестве ведущего принципа полагается регулирование внешних условий процесса обучения и реакций на него учащихся, которые выступают здесь получателями знаний, умений и навыков, приобретая тем самым адаптивный "поведенческий репертуар", соответствующий социальным нормам, требованиям и ожиданиям общества. Речь идёт, прежде всего, о тех умениях, навыках и познавательных достижениях, которые могут быть реально продемонстрированы в ходе манипулятивного контроля за усвоением знаний. Заметим, однако, что при этом не учитывается характер мыслительных операций, лежащих в основании этого знания.
Усилия представителей рационалистической школы направлены, прежде всего, на решение задач прагматического характера, связанных с адаптацией молодежи к условиям конкретного общества через школьно-образовательные механизмы, где на первый план в организации педагогического процесса выдвигается максимальная "запрограммированность" и структурная четкость. В плане интеллектуального формирования личности рационалистическая школа опирается на "поведенческое определение познавательных целей".
В рамках поведенческой технологии снимается вопрос о творческом характере не только учения, но и преподавания, поскольку идеалом становится точное следование предписанному шаблону деятельности, а сама она пре вращается в натаскивание учащихся на выполнение тестов. Нам представляется необходимым отметить, что, несмотря на заслуги рационалистической школы в организации процесса обучения, сторонники этого направления придерживаются крайне технократического подхода к решению вопросов образовательного роста личности.
В исследованиях современных авторов все больше внимания уделяется гуманитарной парадигме образования, где центральное место занимает личность ребенка. Целью педагогического процесса здесь становится "...не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией".
В гуманитарной парадигме не существует однозначной, закрепленной нормой истины. Ее надлежит установить в процессе совместной творческой деятельности ученика и учителя и определить к ней свое отношение.
Гуманитарная парадигма предполагает отношения типа "субъект-субъект", что практически означает ценностно-смысловое равенство взрослого и ребенка в определении целей, содержания и форм педагогического процесса, а также подразумевает право познавать мир без ограничений. По справедливому замечанию И.А.Колесниковой, в гуманитарной парадигме существует "...иная шкала измерении качества педагогической деятельности, где точкой отсчета становится человек и его движение во времени и пространстве относительно самого себя, динамика индивидуальных личностных свойств и проявлений" (5, 88). Темп и режим работы на уроке обусловлен индивидуальными способностями субъекта познания.
Подходы, принятые в гуманитарной парадигме, в настоящее время находятся в стадии становления и в целом еще не утвердились в мировом образовательном пространстве.
Эзотерическая парадигма нашла обоснование в работах И.А.Колесниковой. Центральной идеей данной педагогической матрицы является признание верной истины, непостижимой в процессе рационального познания. Целью педагогического процесса является развитие духовных сил учащегося как необходимого условия приобщения к истине. Этому служит специальные техники раскрепощения сознания и интуитивного постижения трансцедентного. Как отмечает И.Л. Колесникова, "...в эзотерической парадигме сам человек становится основным органом информационного взаимодействия со Вселенной... Здесь доминирует динамика опыта, состояний, переживаний". Личное, мистическое знание, обретенное в процессе озарения или прикосновения к божественному, ставится выше эмпирического знания, поддающегося рациональной аргументации. В педагогическом процессе учитель выступает не носителем истинного знания, а наставником, направляющим процесс нравственной, психологической и физической подготовки учащихся для выхода в непостижимое. На этапе послушничества предполагается добровольное и беспрекословное подчинение ученика наставнику.
Итак, в мировой педагогической практике закрепилось выделение в качестве основных педагогических парадигм традиционалистко-консервативной, рационалистической, гуманитарной и эзотерической модели образования. Сравнительное изучение вышеперечисленных парадигм позволило сделать вывод о том, что все рассмотренные нами парадигмы не являются взаимоисключающими; они отличаются лишь способами решения основных вопросов "...относительно функций и приоритетов школы как социального института, ценностей и целей образования, содержания и технологий обучения, принципов организации учебного процесса.
Весь XX век прошел в острых дискуссиях о выборе того или иного пути построения системы образования, соответствующего потребностям общества. Но нельзя утверждать, что уже имеется принципиальное определение оптимальной системы образования: ее поиски неизбежно перешли в нынешний век. Сегодня предстоит выбор парадигмы образования, наилучшим образом соответствующей требованиям будущего.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи