ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
1. Общая характеристика технологий профильного обучения.

Концепция профильного обучения связана с системными изменениями в образовательном процессе. Вполне очевидно, что переход к профильной школе является инновационным процессом и его можно рассматривать как крупномасштабную инновацию, которая влечёт за собой системные изменения в целях и задачах, в содержании образования, в организации обучения, в системе оценивания, а также в характере используемых технологий образовательного процесса.

В основу организации профильного обучения заложены идеи личностно-ориентированного подхода. Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути сво­ей дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллек­туального развития школьника, его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков. Для реализации данного подхода важно, преж­де всего, определиться с приоритетами в области педагогических техно­логий.

Среди разнообразных направлений в области педагогических ин­новаций, традиционно используемых в системе среднего образования, наиболее адекватными поставленным целям являются:

- «обучение в сотрудничестве» (cooperative learning);

- метод проектов;

- разноуровневое обучение.

Эти технологии в основе своей предусматривают индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся. Идеология этих технологий предполагает широкое использова­ние исследовательских, проблемных методов, применение полученных знаний в работе над проектом в совместной или индивидуальной дея­тельности, развитие не только самостоятельного критического мышле­ния, но и культуры общения, умения выполнять различные социальные роли в совместной деятельности. Последнее обстоятельство весьма важно для достижения успеха в жизни и умения выходить из подчас непростых жизненных ситуаций.

Однако, несмотря на известность и относительную распространённость, использование этих технологий в традиционной школе не носит массовый характер, чаще всего ограничивается индивидуальной или внеурочной деятельностью. В условиях классно-урочной системы, господства авторитарного стиля в педагогике реализовать эти идеи этих технологий применительно к каждому ученику абсолютно невозможно.

Последнее обстоятельство не означает стремления к революционным преобразованиям в педагогике. Речь может идти лишь об эволюционном процессе, учитывающем потребности сегодняшнего дня, о смене приоритетов с усвоения готовых знаний в ходе классных занятий на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учётом его особенностей и возможностей, деятельность, не всегда укладывающуюся в систему урока.

Пересмотр позиций, смена приоритетов в подходах и организации образовательного процесса нуждаются, прежде всего, в создании специальных условий, а также нововведений, обеспечивающих достижение цели среднего образования в целом и профильного в частности.

Создание необходимых условий, гарантом которых являются нормы ГОСО РК-2006, а также нововведения в части технологического обеспечения профильного обучения осуществляются по направлениям:

- сокращение классно-урочной технологии;

- увеличение доли ВУЗ-овских технологий;

- увеличение доли технологий самостоятельной работы;

- расширение объёма проектных технологий и технологии организации научно-исследовательской работы.

Действительно, согласно ГОСО РК-2006 образовательный процесс на старшей ступени, в отличие от начальной и средней, имеет особенности:

- процесс строится на основе глубокой профильной дифференциации, в том числе через индивидуальные образовательные программы;

- баланс репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся составляет 50%:50%.

Что касается вузовских технологий обучения, в соответствии с ГОСО РК-2006 на старшей ступени предполагается использование таких технологий, как:

- кредитная технология;

- дистанционные технологии обучения.

Таким образом, с точки зрения степени инновационности, представленные технологии условно можно разделить на следующие две группы (рисунок 9):

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ


Технологии обучения, использовавшиеся в традиционном обучении, но имевшие ограниченное применение:

- «обучение в сотрудничестве»;

- метод проектов;

- разноуровневое обучение;

- другие

Технологии, ранее практически не использовавшиеся в традиционном обучении:

- кредитная технология;

- дистанционные технологии обучения



Все перечисленные технологии призваны обеспечить реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного и здоровьесберегающего подходов в образовательном процессе старшей ступени общего среднего образования. В приложении к лекции 6 дополнительно представлены технологии обучения, реализуемые в практике профильных школ.

2. Дистанционные технологии обучения

Сегодня академической общественностью системы образования при­знано, что важным и перспективным направлением развития системы образования является широкое внедрение методов дистанционного обу­чения на основе использования современных педагогических, перспек­тивных информационных и телекоммуникационных технологий.

Дистанционное образование является одной из форм системы не­прерывного образования, которая призвана реализовать права человека на образование и получение информации. Дистанционное образование позволит дать равные возможности при обучении школьников, студентов, повышении ква­лификации специалистов, переподготовке безработных. Система дис­танционного образования позволяет получить высшее образование па­раллельно с основной деятельностью человека, расширяет возможности граждан Казахстана в получении образования за рубежом, получе­нии ученых степеней, признанных на международном образовательном пространстве.

Цели и задачи системы дистанционного образования в Казахстане определяются глобальной целью, поставленной перед мировым сооб­ществом ЮНЕСКО, а именно: осуществить переход от ограниченной концепции физического перемещения учеников из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения, позволяющей распре­делить знание посредством обмена образовательными ресурсами.

Компьютерные телекоммуникации распахивают окна в широкий мир. Учащиеся через глобальную сеть Интернет имеют дос­туп к различным информационным банкам данных во всех уголках мира, могут совместно работать над интересующим их проектом с учащимися из других стран; в рамках электронных телеконференций обсуждать проблемы практически со всем миром. Подобная совместная работа сти­мулирует учащихся на ознакомление с разными точками зрения на изучаемую проблему, на поиск дополнительной информации, на оцен­ку получаемых собственных результатов. Учитель становится руково­дителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации, экспер­ту. Обсуждение промежуточных результатов в классе, дискуссии, моз­говые атаки, доклады, рефераты обретают иное качество, поскольку они содержат не только материал учебников и официальных справоч­ников, но и точки зрения партнеров по проекту из других регионов нашей страны, мира, полученные ими данные, их интерпретацию фак­тов, явлений. Телекоммуникации (электронная почта, телеконферен­ции, WWW- страницы) позволяют учащимся самостоятельно форми­ровать свой взгляд на происходящие в мире события, осознавать мно­гие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями. Это элементы глобального мышления. Это путь к познанию общности человеческого бытия и эволюция развития. Глобальная ин­теграция в образовании на основе телекоммуникационных проектов и телеконференций - новый подход в системах образования, еще недос­таточно изученный, но, несомненно, несущий в себе огромный педаго­гический потенциал.

Основой дистанционного обучения креативного типа является предполагаемый образовательный продукт, который будет создан учащимися. Образовательные продукты, создаваемые дистантным учеником, как правило, соответствуют его внутренним личностным приращени­ям. Поэтому система контроля внешних образовательных результатов учащихся позволяет осуществлять непрерывную диагностику их лич­ностного образовательного приращения. Оценка результатов обучения происходит путем сопоставления как минимум двух образовательных продуктов ученика, выполненных им, например, в начале и в конце изучения темы.

Возрастание объема научно-образовательных Интернет-ресурсов, возможность доступа к мировым культурно-историческим достижениям человечества меняет роль содержания образования. Традиционное содержание образования концентрируется в единообразных источни­ках - учебниках и пособиях, основное назначение которых - трансля­ция ученикам отобранного содержания. Прогрессирующее увеличение объема и доступности образовательной информации, которая имеется в Web-среде, на CD-ROM и DVD-носителях, в электронных книгах и виртуальных библиотеках, уже не требует от ученика ее усвоения. Бо­лее значительным оказывается выбор или построение того личностно-ориетированного содержания образования, которое отвечает программе занятий каждого ученика. Дистанционные формы подбора и структурирования содержания образования позволяют использовать данные, у которых нет единого информационного источника, что зна­чительно расширяет потенциальную образовательную среду. Возможно, полностью дистантное обучение, ко­гда очные контакты учеников и учителей отсутствуют. Дистантное обучение может включать специальную систему дистантного тестирования, степень достоверно­сти которой устанавливает уровень и эффективность полученных уче­ником результатов.

Открытость дистантных форм деятельности расширяет мировоз­зрение учеников до планетарного уровня. Чувство близости всех стран и континентов - одно из первых, возникающих практически у каждого школьника, который начинает работать с электронной почтой или Web-системой сети Интернет. Очевидно, что в будущей 12-летней школе дистанционные формы обучения займут свое место как эффективное средство глобальных образовательных телекоммуникаций в едином открытом образовательном пространстве.

Необходимо помнить, учащиеся завтра - это люди, призванные принимать важные решения. Они должны осознавать все сходство и различие во взглядах на проблемы войны и мира, загрязнений окружающей среды, радиоак­тивного заражения, бездомности и безработицы, прочие глобальные проблемы. Выпускники школ во всех странах могут изуча­ть мир не только по телевизору. Они могут общаться друг с дру­гом ежедневно, задавая друг другу самые разные вопросы, делясь своими идеями, участвуя в совместных делах, исследованиях, творче­ских работах.


3. Кредитная технология обучения.

В середине ХХ века кредитную технологию стали внедрять в США. Введение кредитной технологии обучения в систему высшего образования Казахстана явилось следствием включения страны в так называемый «Болонский процесс», основной целью которого является создание единого европейского образовательного пространства. Болонская декларация, подписанная европейскими государствами в 1999 году, ставит кредитную технологию в число приоритетов для того, чтобы в Европе без границ студенты могли свободно перемещаться, обогащаться знаниями.

Кредитная технология обучения – образовательная технология, позволяющая повысить уровень самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной программы в рамках регламентированного учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов.

Новой парадигмой образования в условиях кредитной технологии обучения становятся: "учение - как учиться", "саморазвитие" и "обучение через всю жизнь". Это означает, что педагог в условиях кредитной системы является организатором самостоятельной познавательной деятельности студентов, открывая перед студентами различные пути и методы организации самостоятельного познания.

Кредитная технология представляет собой инструмент обеспечения высокого качества образования, где кредит-час является основной единицей измерения учебной работы студента и показателем выполнения им учебного плана по конкретной образовательно-профессиональной программе.

Кредит (Credit, Credit-hour) – унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя, в переводе с латинского языка «кредит» — «он верит». Один кредит равен 1 академическому часу аудиторной работы обучающегося в неделю на протяжении академического периода. В бакалавриате каждый академический час лекционных, практических (семинарских) и студийных занятий обязательно сопровождается 2 часами (100 минут) самостоятельной работы студента (СРС) в бакалавриате (ГОСО РК 3.001 – 2004. Образование высшее профессиональное. Бакалавриат).

В условиях кредитной системы студенты являются жизненно важной силой деятельности ВУЗа. Именно студенты одновременно являются как клиентами, так и основным продуктом деятельности. Ожидания студента (клиента) от обучения являются ключевым индикатором для улучшения качества образования. При кредитной технологии обучения студенту предоставляется свобода выбора учебных дисциплин, спецкурсов и даже преподавателей. Кредитная технология обучения позволяет выработать индивидуальную траекторию обучения студента, которая может меняться в зависимости от желаний студента и возможностей вуза.

Меняется сам принцип организации учебного процесса, построение учебного курса. Преподаватель охватывает на занятии не одну тему, а целый раздел. Но предварительно он предоставляет студентам раздаточный материал, пакет документов со всем комплексом вопросов, заданий, тестов для самопроверки и т.д. (силлабус), и они приходят в аудиторию подготовленными. Каждый студент, имея весь методический материал, четко представляет себе, какой объем знаний и в какой последовательности ему необходимо накапливать и что нужно изучить самостоятельно. Основой данной технологии обучения является применение активных и интерактивных методов обучения, то есть проведение лекций в виде конференций, дискуссий, самостоятельная работа в виде глоссариев, обзоров по теме, написания эссе. Нововведением также является то, что студент имеет право выбора предметов, а в последующем и преподавателей, что ведет к демократизации образования, а с другой стороны — к более жёсткой системе оценки знаний. Преподаватель выступает теперь лишь как консультант, направляющий и корректирующий работу студента. Студент получает возможность досрочно сдать обязательные предметы и дисциплины по выбору. Сама лекция проходит в форме диалога, «круглых столов», семинаров, и студенты работают в команде, решая поставленную проблему. Таким образом, каждый день сдается мини-экзамен. Знания оцениваются по многобалльной буквенной системе А, В, С, D, F.

При кредитной технологии обучения сокращение объема аудиторной работы, непосредственно повышает значение и статус самостоятельной работы студента. При этом активизация самостоятельной работы студентов способствует расширению и закреплению учебного материала, приобретению новых профессиональных знаний, развитию креативности и интерактивности, формированию практических навыков. Самостоятельная работа способствует развитию умений студента работать с научной литературой и информационными ресурсами.

Интересы преподавателя представлены самой технологией обучения. Если в традиционной системе преподаватель выступает как передатчик готовых знаний, а студент в основной своей массе как пассивная воспринимающая сторона, то в кредитной системе преподаватель становится организатором познавательно-мыслительной деятельности и учит студента учиться на протяжении всей его учебной деятельность, а не только в ВУЗе. Студент же становится активной воспринимающей стороной, обучающейся и приобретающей опыт непрерывного самообразования на основе инициативности и самостоятельности. У преподавателя появляется дополнительная возможность посвятить освободившееся время непосредственно научной деятельности (составление учебно-методического комплекса, работе над диссертационным исследованием, участию в конференциях, прохождению курсов повышения квалификации и т.п.).

Следует отметить, что с введением кредитной технологии очная форма обучения по сути перестаёт отличаться от заочной, а в перспективе возможен переход только на заочную форму обучения. Студенты получат возможность обучаться в любое имеющееся у них свободное время, что особенно является актуальным для тех, кто хочет начать работать и делать карьеру параллельно обучению в ВУЗе. Таким образом, станет более реальным совмещение учёбы с работой, повышать уровень знаний можно будет в удобном для студента темпе и не во вред служебной деятельности и карьере.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.