1. Общая характеристика технологий профильного обучения.
Концепция профильного обучения связана с системными изменениями в образовательном процессе. Вполне очевидно, что переход к профильной школе является инновационным процессом и его можно рассматривать как крупномасштабную инновацию, которая влечёт за собой системные изменения в целях и задачах, в содержании образования, в организации обучения, в системе оценивания, а также в характере используемых технологий образовательного процесса.
В основу организации профильного обучения заложены идеи личностно-ориентированного подхода. Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков. Для реализации данного подхода важно, прежде всего, определиться с приоритетами в области педагогических технологий.
Среди разнообразных направлений в области педагогических инноваций, традиционно используемых в системе среднего образования, наиболее адекватными поставленным целям являются:
- «обучение в сотрудничестве» (cooperative learning);
- метод проектов;
- разноуровневое обучение.
Эти технологии в основе своей предусматривают индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся. Идеология этих технологий предполагает широкое использование исследовательских, проблемных методов, применение полученных знаний в работе над проектом в совместной или индивидуальной деятельности, развитие не только самостоятельного критического мышления, но и культуры общения, умения выполнять различные социальные роли в совместной деятельности. Последнее обстоятельство весьма важно для достижения успеха в жизни и умения выходить из подчас непростых жизненных ситуаций.
Однако, несмотря на известность и относительную распространённость, использование этих технологий в традиционной школе не носит массовый характер, чаще всего ограничивается индивидуальной или внеурочной деятельностью. В условиях классно-урочной системы, господства авторитарного стиля в педагогике реализовать эти идеи этих технологий применительно к каждому ученику абсолютно невозможно.
Последнее обстоятельство не означает стремления к революционным преобразованиям в педагогике. Речь может идти лишь об эволюционном процессе, учитывающем потребности сегодняшнего дня, о смене приоритетов с усвоения готовых знаний в ходе классных занятий на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учётом его особенностей и возможностей, деятельность, не всегда укладывающуюся в систему урока.
Пересмотр позиций, смена приоритетов в подходах и организации образовательного процесса нуждаются, прежде всего, в создании специальных условий, а также нововведений, обеспечивающих достижение цели среднего образования в целом и профильного в частности.
Создание необходимых условий, гарантом которых являются нормы ГОСО РК-2006, а также нововведения в части технологического обеспечения профильного обучения осуществляются по направлениям:
- сокращение классно-урочной технологии;
- увеличение доли ВУЗ-овских технологий;
- увеличение доли технологий самостоятельной работы;
- расширение объёма проектных технологий и технологии организации научно-исследовательской работы.
Действительно, согласно ГОСО РК-2006 образовательный процесс на старшей ступени, в отличие от начальной и средней, имеет особенности:
- процесс строится на основе глубокой профильной дифференциации, в том числе через индивидуальные образовательные программы;
- баланс репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся составляет 50%:50%.
Что касается вузовских технологий обучения, в соответствии с ГОСО РК-2006 на старшей ступени предполагается использование таких технологий, как:
- кредитная технология;
- дистанционные технологии обучения.
Таким образом, с точки зрения степени инновационности, представленные технологии условно можно разделить на следующие две группы (рисунок 9):
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Технологии обучения, использовавшиеся в традиционном обучении, но имевшие ограниченное применение:
- «обучение в сотрудничестве»;
- метод проектов;
- разноуровневое обучение;
- другие
Технологии, ранее практически не использовавшиеся в традиционном обучении:
- кредитная технология;
- дистанционные технологии обучения
Все перечисленные технологии призваны обеспечить реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного и здоровьесберегающего подходов в образовательном процессе старшей ступени общего среднего образования. В приложении к лекции 6 дополнительно представлены технологии обучения, реализуемые в практике профильных школ.
2. Дистанционные технологии обучения
Сегодня академической общественностью системы образования признано, что важным и перспективным направлением развития системы образования является широкое внедрение методов дистанционного обучения на основе использования современных педагогических, перспективных информационных и телекоммуникационных технологий.
Дистанционное образование является одной из форм системы непрерывного образования, которая призвана реализовать права человека на образование и получение информации. Дистанционное образование позволит дать равные возможности при обучении школьников, студентов, повышении квалификации специалистов, переподготовке безработных. Система дистанционного образования позволяет получить высшее образование параллельно с основной деятельностью человека, расширяет возможности граждан Казахстана в получении образования за рубежом, получении ученых степеней, признанных на международном образовательном пространстве.
Цели и задачи системы дистанционного образования в Казахстане определяются глобальной целью, поставленной перед мировым сообществом ЮНЕСКО, а именно: осуществить переход от ограниченной концепции физического перемещения учеников из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения, позволяющей распределить знание посредством обмена образовательными ресурсами.
Компьютерные телекоммуникации распахивают окна в широкий мир. Учащиеся через глобальную сеть Интернет имеют доступ к различным информационным банкам данных во всех уголках мира, могут совместно работать над интересующим их проектом с учащимися из других стран; в рамках электронных телеконференций обсуждать проблемы практически со всем миром. Подобная совместная работа стимулирует учащихся на ознакомление с разными точками зрения на изучаемую проблему, на поиск дополнительной информации, на оценку получаемых собственных результатов. Учитель становится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации, эксперту. Обсуждение промежуточных результатов в классе, дискуссии, мозговые атаки, доклады, рефераты обретают иное качество, поскольку они содержат не только материал учебников и официальных справочников, но и точки зрения партнеров по проекту из других регионов нашей страны, мира, полученные ими данные, их интерпретацию фактов, явлений. Телекоммуникации (электронная почта, телеконференции, WWW- страницы) позволяют учащимся самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осознавать многие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями. Это элементы глобального мышления. Это путь к познанию общности человеческого бытия и эволюция развития. Глобальная интеграция в образовании на основе телекоммуникационных проектов и телеконференций - новый подход в системах образования, еще недостаточно изученный, но, несомненно, несущий в себе огромный педагогический потенциал.
Основой дистанционного обучения креативного типа является предполагаемый образовательный продукт, который будет создан учащимися. Образовательные продукты, создаваемые дистантным учеником, как правило, соответствуют его внутренним личностным приращениям. Поэтому система контроля внешних образовательных результатов учащихся позволяет осуществлять непрерывную диагностику их личностного образовательного приращения. Оценка результатов обучения происходит путем сопоставления как минимум двух образовательных продуктов ученика, выполненных им, например, в начале и в конце изучения темы.
Возрастание объема научно-образовательных Интернет-ресурсов, возможность доступа к мировым культурно-историческим достижениям человечества меняет роль содержания образования. Традиционное содержание образования концентрируется в единообразных источниках - учебниках и пособиях, основное назначение которых - трансляция ученикам отобранного содержания. Прогрессирующее увеличение объема и доступности образовательной информации, которая имеется в Web-среде, на CD-ROM и DVD-носителях, в электронных книгах и виртуальных библиотеках, уже не требует от ученика ее усвоения. Более значительным оказывается выбор или построение того личностно-ориетированного содержания образования, которое отвечает программе занятий каждого ученика. Дистанционные формы подбора и структурирования содержания образования позволяют использовать данные, у которых нет единого информационного источника, что значительно расширяет потенциальную образовательную среду. Возможно, полностью дистантное обучение, когда очные контакты учеников и учителей отсутствуют. Дистантное обучение может включать специальную систему дистантного тестирования, степень достоверности которой устанавливает уровень и эффективность полученных учеником результатов.
Открытость дистантных форм деятельности расширяет мировоззрение учеников до планетарного уровня. Чувство близости всех стран и континентов - одно из первых, возникающих практически у каждого школьника, который начинает работать с электронной почтой или Web-системой сети Интернет. Очевидно, что в будущей 12-летней школе дистанционные формы обучения займут свое место как эффективное средство глобальных образовательных телекоммуникаций в едином открытом образовательном пространстве.
Необходимо помнить, учащиеся завтра - это люди, призванные принимать важные решения. Они должны осознавать все сходство и различие во взглядах на проблемы войны и мира, загрязнений окружающей среды, радиоактивного заражения, бездомности и безработицы, прочие глобальные проблемы. Выпускники школ во всех странах могут изучать мир не только по телевизору. Они могут общаться друг с другом ежедневно, задавая друг другу самые разные вопросы, делясь своими идеями, участвуя в совместных делах, исследованиях, творческих работах.
3. Кредитная технология обучения.
В середине ХХ века кредитную технологию стали внедрять в США. Введение кредитной технологии обучения в систему высшего образования Казахстана явилось следствием включения страны в так называемый «Болонский процесс», основной целью которого является создание единого европейского образовательного пространства. Болонская декларация, подписанная европейскими государствами в 1999 году, ставит кредитную технологию в число приоритетов для того, чтобы в Европе без границ студенты могли свободно перемещаться, обогащаться знаниями.
Кредитная технология обучения – образовательная технология, позволяющая повысить уровень самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной программы в рамках регламентированного учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов.
Новой парадигмой образования в условиях кредитной технологии обучения становятся: "учение - как учиться", "саморазвитие" и "обучение через всю жизнь". Это означает, что педагог в условиях кредитной системы является организатором самостоятельной познавательной деятельности студентов, открывая перед студентами различные пути и методы организации самостоятельного познания.
Кредитная технология представляет собой инструмент обеспечения высокого качества образования, где кредит-час является основной единицей измерения учебной работы студента и показателем выполнения им учебного плана по конкретной образовательно-профессиональной программе.
Кредит (Credit, Credit-hour) – унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя, в переводе с латинского языка «кредит» — «он верит». Один кредит равен 1 академическому часу аудиторной работы обучающегося в неделю на протяжении академического периода. В бакалавриате каждый академический час лекционных, практических (семинарских) и студийных занятий обязательно сопровождается 2 часами (100 минут) самостоятельной работы студента (СРС) в бакалавриате (ГОСО РК 3.001 – 2004. Образование высшее профессиональное. Бакалавриат).
В условиях кредитной системы студенты являются жизненно важной силой деятельности ВУЗа. Именно студенты одновременно являются как клиентами, так и основным продуктом деятельности. Ожидания студента (клиента) от обучения являются ключевым индикатором для улучшения качества образования. При кредитной технологии обучения студенту предоставляется свобода выбора учебных дисциплин, спецкурсов и даже преподавателей. Кредитная технология обучения позволяет выработать индивидуальную траекторию обучения студента, которая может меняться в зависимости от желаний студента и возможностей вуза.
Меняется сам принцип организации учебного процесса, построение учебного курса. Преподаватель охватывает на занятии не одну тему, а целый раздел. Но предварительно он предоставляет студентам раздаточный материал, пакет документов со всем комплексом вопросов, заданий, тестов для самопроверки и т.д. (силлабус), и они приходят в аудиторию подготовленными. Каждый студент, имея весь методический материал, четко представляет себе, какой объем знаний и в какой последовательности ему необходимо накапливать и что нужно изучить самостоятельно. Основой данной технологии обучения является применение активных и интерактивных методов обучения, то есть проведение лекций в виде конференций, дискуссий, самостоятельная работа в виде глоссариев, обзоров по теме, написания эссе. Нововведением также является то, что студент имеет право выбора предметов, а в последующем и преподавателей, что ведет к демократизации образования, а с другой стороны — к более жёсткой системе оценки знаний. Преподаватель выступает теперь лишь как консультант, направляющий и корректирующий работу студента. Студент получает возможность досрочно сдать обязательные предметы и дисциплины по выбору. Сама лекция проходит в форме диалога, «круглых столов», семинаров, и студенты работают в команде, решая поставленную проблему. Таким образом, каждый день сдается мини-экзамен. Знания оцениваются по многобалльной буквенной системе А, В, С, D, F.
При кредитной технологии обучения сокращение объема аудиторной работы, непосредственно повышает значение и статус самостоятельной работы студента. При этом активизация самостоятельной работы студентов способствует расширению и закреплению учебного материала, приобретению новых профессиональных знаний, развитию креативности и интерактивности, формированию практических навыков. Самостоятельная работа способствует развитию умений студента работать с научной литературой и информационными ресурсами.
Интересы преподавателя представлены самой технологией обучения. Если в традиционной системе преподаватель выступает как передатчик готовых знаний, а студент в основной своей массе как пассивная воспринимающая сторона, то в кредитной системе преподаватель становится организатором познавательно-мыслительной деятельности и учит студента учиться на протяжении всей его учебной деятельность, а не только в ВУЗе. Студент же становится активной воспринимающей стороной, обучающейся и приобретающей опыт непрерывного самообразования на основе инициативности и самостоятельности. У преподавателя появляется дополнительная возможность посвятить освободившееся время непосредственно научной деятельности (составление учебно-методического комплекса, работе над диссертационным исследованием, участию в конференциях, прохождению курсов повышения квалификации и т.п.).
Следует отметить, что с введением кредитной технологии очная форма обучения по сути перестаёт отличаться от заочной, а в перспективе возможен переход только на заочную форму обучения. Студенты получат возможность обучаться в любое имеющееся у них свободное время, что особенно является актуальным для тех, кто хочет начать работать и делать карьеру параллельно обучению в ВУЗе. Таким образом, станет более реальным совмещение учёбы с работой, повышать уровень знаний можно будет в удобном для студента темпе и не во вред служебной деятельности и карьере.
Концепция профильного обучения связана с системными изменениями в образовательном процессе. Вполне очевидно, что переход к профильной школе является инновационным процессом и его можно рассматривать как крупномасштабную инновацию, которая влечёт за собой системные изменения в целях и задачах, в содержании образования, в организации обучения, в системе оценивания, а также в характере используемых технологий образовательного процесса.
В основу организации профильного обучения заложены идеи личностно-ориентированного подхода. Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков. Для реализации данного подхода важно, прежде всего, определиться с приоритетами в области педагогических технологий.
Среди разнообразных направлений в области педагогических инноваций, традиционно используемых в системе среднего образования, наиболее адекватными поставленным целям являются:
- «обучение в сотрудничестве» (cooperative learning);
- метод проектов;
- разноуровневое обучение.
Эти технологии в основе своей предусматривают индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся. Идеология этих технологий предполагает широкое использование исследовательских, проблемных методов, применение полученных знаний в работе над проектом в совместной или индивидуальной деятельности, развитие не только самостоятельного критического мышления, но и культуры общения, умения выполнять различные социальные роли в совместной деятельности. Последнее обстоятельство весьма важно для достижения успеха в жизни и умения выходить из подчас непростых жизненных ситуаций.
Однако, несмотря на известность и относительную распространённость, использование этих технологий в традиционной школе не носит массовый характер, чаще всего ограничивается индивидуальной или внеурочной деятельностью. В условиях классно-урочной системы, господства авторитарного стиля в педагогике реализовать эти идеи этих технологий применительно к каждому ученику абсолютно невозможно.
Последнее обстоятельство не означает стремления к революционным преобразованиям в педагогике. Речь может идти лишь об эволюционном процессе, учитывающем потребности сегодняшнего дня, о смене приоритетов с усвоения готовых знаний в ходе классных занятий на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учётом его особенностей и возможностей, деятельность, не всегда укладывающуюся в систему урока.
Пересмотр позиций, смена приоритетов в подходах и организации образовательного процесса нуждаются, прежде всего, в создании специальных условий, а также нововведений, обеспечивающих достижение цели среднего образования в целом и профильного в частности.
Создание необходимых условий, гарантом которых являются нормы ГОСО РК-2006, а также нововведения в части технологического обеспечения профильного обучения осуществляются по направлениям:
- сокращение классно-урочной технологии;
- увеличение доли ВУЗ-овских технологий;
- увеличение доли технологий самостоятельной работы;
- расширение объёма проектных технологий и технологии организации научно-исследовательской работы.
Действительно, согласно ГОСО РК-2006 образовательный процесс на старшей ступени, в отличие от начальной и средней, имеет особенности:
- процесс строится на основе глубокой профильной дифференциации, в том числе через индивидуальные образовательные программы;
- баланс репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся составляет 50%:50%.
Что касается вузовских технологий обучения, в соответствии с ГОСО РК-2006 на старшей ступени предполагается использование таких технологий, как:
- кредитная технология;
- дистанционные технологии обучения.
Таким образом, с точки зрения степени инновационности, представленные технологии условно можно разделить на следующие две группы (рисунок 9):
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Технологии обучения, использовавшиеся в традиционном обучении, но имевшие ограниченное применение:
- «обучение в сотрудничестве»;
- метод проектов;
- разноуровневое обучение;
- другие
Технологии, ранее практически не использовавшиеся в традиционном обучении:
- кредитная технология;
- дистанционные технологии обучения
Все перечисленные технологии призваны обеспечить реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного и здоровьесберегающего подходов в образовательном процессе старшей ступени общего среднего образования. В приложении к лекции 6 дополнительно представлены технологии обучения, реализуемые в практике профильных школ.
2. Дистанционные технологии обучения
Сегодня академической общественностью системы образования признано, что важным и перспективным направлением развития системы образования является широкое внедрение методов дистанционного обучения на основе использования современных педагогических, перспективных информационных и телекоммуникационных технологий.
Дистанционное образование является одной из форм системы непрерывного образования, которая призвана реализовать права человека на образование и получение информации. Дистанционное образование позволит дать равные возможности при обучении школьников, студентов, повышении квалификации специалистов, переподготовке безработных. Система дистанционного образования позволяет получить высшее образование параллельно с основной деятельностью человека, расширяет возможности граждан Казахстана в получении образования за рубежом, получении ученых степеней, признанных на международном образовательном пространстве.
Цели и задачи системы дистанционного образования в Казахстане определяются глобальной целью, поставленной перед мировым сообществом ЮНЕСКО, а именно: осуществить переход от ограниченной концепции физического перемещения учеников из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения, позволяющей распределить знание посредством обмена образовательными ресурсами.
Компьютерные телекоммуникации распахивают окна в широкий мир. Учащиеся через глобальную сеть Интернет имеют доступ к различным информационным банкам данных во всех уголках мира, могут совместно работать над интересующим их проектом с учащимися из других стран; в рамках электронных телеконференций обсуждать проблемы практически со всем миром. Подобная совместная работа стимулирует учащихся на ознакомление с разными точками зрения на изучаемую проблему, на поиск дополнительной информации, на оценку получаемых собственных результатов. Учитель становится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации, эксперту. Обсуждение промежуточных результатов в классе, дискуссии, мозговые атаки, доклады, рефераты обретают иное качество, поскольку они содержат не только материал учебников и официальных справочников, но и точки зрения партнеров по проекту из других регионов нашей страны, мира, полученные ими данные, их интерпретацию фактов, явлений. Телекоммуникации (электронная почта, телеконференции, WWW- страницы) позволяют учащимся самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осознавать многие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями. Это элементы глобального мышления. Это путь к познанию общности человеческого бытия и эволюция развития. Глобальная интеграция в образовании на основе телекоммуникационных проектов и телеконференций - новый подход в системах образования, еще недостаточно изученный, но, несомненно, несущий в себе огромный педагогический потенциал.
Основой дистанционного обучения креативного типа является предполагаемый образовательный продукт, который будет создан учащимися. Образовательные продукты, создаваемые дистантным учеником, как правило, соответствуют его внутренним личностным приращениям. Поэтому система контроля внешних образовательных результатов учащихся позволяет осуществлять непрерывную диагностику их личностного образовательного приращения. Оценка результатов обучения происходит путем сопоставления как минимум двух образовательных продуктов ученика, выполненных им, например, в начале и в конце изучения темы.
Возрастание объема научно-образовательных Интернет-ресурсов, возможность доступа к мировым культурно-историческим достижениям человечества меняет роль содержания образования. Традиционное содержание образования концентрируется в единообразных источниках - учебниках и пособиях, основное назначение которых - трансляция ученикам отобранного содержания. Прогрессирующее увеличение объема и доступности образовательной информации, которая имеется в Web-среде, на CD-ROM и DVD-носителях, в электронных книгах и виртуальных библиотеках, уже не требует от ученика ее усвоения. Более значительным оказывается выбор или построение того личностно-ориетированного содержания образования, которое отвечает программе занятий каждого ученика. Дистанционные формы подбора и структурирования содержания образования позволяют использовать данные, у которых нет единого информационного источника, что значительно расширяет потенциальную образовательную среду. Возможно, полностью дистантное обучение, когда очные контакты учеников и учителей отсутствуют. Дистантное обучение может включать специальную систему дистантного тестирования, степень достоверности которой устанавливает уровень и эффективность полученных учеником результатов.
Открытость дистантных форм деятельности расширяет мировоззрение учеников до планетарного уровня. Чувство близости всех стран и континентов - одно из первых, возникающих практически у каждого школьника, который начинает работать с электронной почтой или Web-системой сети Интернет. Очевидно, что в будущей 12-летней школе дистанционные формы обучения займут свое место как эффективное средство глобальных образовательных телекоммуникаций в едином открытом образовательном пространстве.
Необходимо помнить, учащиеся завтра - это люди, призванные принимать важные решения. Они должны осознавать все сходство и различие во взглядах на проблемы войны и мира, загрязнений окружающей среды, радиоактивного заражения, бездомности и безработицы, прочие глобальные проблемы. Выпускники школ во всех странах могут изучать мир не только по телевизору. Они могут общаться друг с другом ежедневно, задавая друг другу самые разные вопросы, делясь своими идеями, участвуя в совместных делах, исследованиях, творческих работах.
3. Кредитная технология обучения.
В середине ХХ века кредитную технологию стали внедрять в США. Введение кредитной технологии обучения в систему высшего образования Казахстана явилось следствием включения страны в так называемый «Болонский процесс», основной целью которого является создание единого европейского образовательного пространства. Болонская декларация, подписанная европейскими государствами в 1999 году, ставит кредитную технологию в число приоритетов для того, чтобы в Европе без границ студенты могли свободно перемещаться, обогащаться знаниями.
Кредитная технология обучения – образовательная технология, позволяющая повысить уровень самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной программы в рамках регламентированного учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов.
Новой парадигмой образования в условиях кредитной технологии обучения становятся: "учение - как учиться", "саморазвитие" и "обучение через всю жизнь". Это означает, что педагог в условиях кредитной системы является организатором самостоятельной познавательной деятельности студентов, открывая перед студентами различные пути и методы организации самостоятельного познания.
Кредитная технология представляет собой инструмент обеспечения высокого качества образования, где кредит-час является основной единицей измерения учебной работы студента и показателем выполнения им учебного плана по конкретной образовательно-профессиональной программе.
Кредит (Credit, Credit-hour) – унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя, в переводе с латинского языка «кредит» — «он верит». Один кредит равен 1 академическому часу аудиторной работы обучающегося в неделю на протяжении академического периода. В бакалавриате каждый академический час лекционных, практических (семинарских) и студийных занятий обязательно сопровождается 2 часами (100 минут) самостоятельной работы студента (СРС) в бакалавриате (ГОСО РК 3.001 – 2004. Образование высшее профессиональное. Бакалавриат).
В условиях кредитной системы студенты являются жизненно важной силой деятельности ВУЗа. Именно студенты одновременно являются как клиентами, так и основным продуктом деятельности. Ожидания студента (клиента) от обучения являются ключевым индикатором для улучшения качества образования. При кредитной технологии обучения студенту предоставляется свобода выбора учебных дисциплин, спецкурсов и даже преподавателей. Кредитная технология обучения позволяет выработать индивидуальную траекторию обучения студента, которая может меняться в зависимости от желаний студента и возможностей вуза.
Меняется сам принцип организации учебного процесса, построение учебного курса. Преподаватель охватывает на занятии не одну тему, а целый раздел. Но предварительно он предоставляет студентам раздаточный материал, пакет документов со всем комплексом вопросов, заданий, тестов для самопроверки и т.д. (силлабус), и они приходят в аудиторию подготовленными. Каждый студент, имея весь методический материал, четко представляет себе, какой объем знаний и в какой последовательности ему необходимо накапливать и что нужно изучить самостоятельно. Основой данной технологии обучения является применение активных и интерактивных методов обучения, то есть проведение лекций в виде конференций, дискуссий, самостоятельная работа в виде глоссариев, обзоров по теме, написания эссе. Нововведением также является то, что студент имеет право выбора предметов, а в последующем и преподавателей, что ведет к демократизации образования, а с другой стороны — к более жёсткой системе оценки знаний. Преподаватель выступает теперь лишь как консультант, направляющий и корректирующий работу студента. Студент получает возможность досрочно сдать обязательные предметы и дисциплины по выбору. Сама лекция проходит в форме диалога, «круглых столов», семинаров, и студенты работают в команде, решая поставленную проблему. Таким образом, каждый день сдается мини-экзамен. Знания оцениваются по многобалльной буквенной системе А, В, С, D, F.
При кредитной технологии обучения сокращение объема аудиторной работы, непосредственно повышает значение и статус самостоятельной работы студента. При этом активизация самостоятельной работы студентов способствует расширению и закреплению учебного материала, приобретению новых профессиональных знаний, развитию креативности и интерактивности, формированию практических навыков. Самостоятельная работа способствует развитию умений студента работать с научной литературой и информационными ресурсами.
Интересы преподавателя представлены самой технологией обучения. Если в традиционной системе преподаватель выступает как передатчик готовых знаний, а студент в основной своей массе как пассивная воспринимающая сторона, то в кредитной системе преподаватель становится организатором познавательно-мыслительной деятельности и учит студента учиться на протяжении всей его учебной деятельность, а не только в ВУЗе. Студент же становится активной воспринимающей стороной, обучающейся и приобретающей опыт непрерывного самообразования на основе инициативности и самостоятельности. У преподавателя появляется дополнительная возможность посвятить освободившееся время непосредственно научной деятельности (составление учебно-методического комплекса, работе над диссертационным исследованием, участию в конференциях, прохождению курсов повышения квалификации и т.п.).
Следует отметить, что с введением кредитной технологии очная форма обучения по сути перестаёт отличаться от заочной, а в перспективе возможен переход только на заочную форму обучения. Студенты получат возможность обучаться в любое имеющееся у них свободное время, что особенно является актуальным для тех, кто хочет начать работать и делать карьеру параллельно обучению в ВУЗе. Таким образом, станет более реальным совмещение учёбы с работой, повышать уровень знаний можно будет в удобном для студента темпе и не во вред служебной деятельности и карьере.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи