Концепция предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся (проект). – Астана, 2006 г.
Основная идея обновления структуры и содержания образования на старшей ступени 12-летней школы состоит в том, что оно должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. На этом основываются фундаментальные принципы стратегии реформирования образования в отношении старшей ступени школы:
- целенаправленная установка на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, четко осознающей свои права и обязанности, ясно представляющей себе спектр имеющихся возможностей и ресурсов и способной успешно реализовать избранную позицию в том или ином социальном пространстве;
- постепенная переориентация доминирующей в настоящее время образовательной парадигмы с преимущественной трансляции системы знаний, умений и навыков (ЗУНов) на формирование функциональной грамотности учащихся и ключевых компетентностей, обеспечивающих возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности в условиях меняющегося общества;
- расширение возможностей для индивидуализации образовательных траекторий учащихся, реализации самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности учащихся.
Приоритетным направлением функционирования старшей ступени среднего общего образования является введение профильного образования для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей учащихся.
Профильное образование - завершающий этап среднего общего образования, на котором реализуется принцип индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивающий личностное и жизненное самоопределение учащихся. Это система организации учебной деятельности, при которой учитываются способности, интересы и потребности старшеклассников, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями.
Главная цель введения профильного образования в 12-летней школе — обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, предоставление учащимся возможности сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора.
Институциональными формами реализации этой цели являются профильная школа и профильные классы общеобразовательной школы.
При переходе к профильному образованию реализуются следующие задачи:
- обеспечить социально-экономическую эффективность среднего общего образования через усиление внимания школы к процессам вхождения выпускников в рынки труда и образования;
- обеспечить возможность более глубокого изучения учащимися отдельных предметов в объеме среднего общего образования согласно выбранному профилю;
- обеспечить вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса в школе, повысить уровень мотивации образовательной деятельности учащихся;
- дать возможность реального выбора учащимися курсов внутри профиля обучения и построения гибких индивидуальных образовательных программ;
- реализовать практическую ориентацию образовательного процесса на основе модернизации содержания образования и усиления его деятельностного компонента (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных умений);
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Основная идея обновления структуры и содержания образования на старшей ступени 12-летней школы состоит в том, что оно должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. На этом основываются фундаментальные принципы стратегии реформирования образования в отношении старшей ступени школы:
- целенаправленная установка на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, четко осознающей свои права и обязанности, ясно представляющей себе спектр имеющихся возможностей и ресурсов и способной успешно реализовать избранную позицию в том или ином социальном пространстве;
- постепенная переориентация доминирующей в настоящее время образовательной парадигмы с преимущественной трансляции системы знаний, умений и навыков (ЗУНов) на формирование функциональной грамотности учащихся и ключевых компетентностей, обеспечивающих возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности в условиях меняющегося общества;
- расширение возможностей для индивидуализации образовательных траекторий учащихся, реализации самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности учащихся.
Приоритетным направлением функционирования старшей ступени среднего общего образования является введение профильного образования для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей учащихся.
Профильное образование - завершающий этап среднего общего образования, на котором реализуется принцип индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивающий личностное и жизненное самоопределение учащихся. Это система организации учебной деятельности, при которой учитываются способности, интересы и потребности старшеклассников, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями.
Главная цель введения профильного образования в 12-летней школе — обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, предоставление учащимся возможности сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора.
Институциональными формами реализации этой цели являются профильная школа и профильные классы общеобразовательной школы.
При переходе к профильному образованию реализуются следующие задачи:
- обеспечить социально-экономическую эффективность среднего общего образования через усиление внимания школы к процессам вхождения выпускников в рынки труда и образования;
- обеспечить возможность более глубокого изучения учащимися отдельных предметов в объеме среднего общего образования согласно выбранному профилю;
- обеспечить вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса в школе, повысить уровень мотивации образовательной деятельности учащихся;
- дать возможность реального выбора учащимися курсов внутри профиля обучения и построения гибких индивидуальных образовательных программ;
- реализовать практическую ориентацию образовательного процесса на основе модернизации содержания образования и усиления его деятельностного компонента (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных умений);
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи