Общая характеристика предпрофильной подготовки
Реализация идеи профилизации старшей ступени средней школы ставит выпускника основной школы перед ответственным выбором способа и профиля дальнейшего обучения, поэтому профильному обучению предшествует предпрофильная подготовка, осуществляемая в основной школе. Важность подготовки к этому ответственному выбору определяет серьёзное значение предпрофильной подготовки.
Предпрофильная подготовка является неотъемлемой составляющей профилизации школьного образования на старшей ступени, и даже всего процесса обучения на разных его этапах. Подготовка учащихся к обоснованному выбору профиля обучения осуществляется в процессе всего периода обучения в основной школе и усиливается в 8(9)–9(10) и 10(11) классах с целью подготовки учащихся к получению среднего общего, начального и среднего профессионального образования.
Предпрофильная подготовка - важнейшее звено в цепи «школа - ВУЗ», «школа - ПШ» и т.д., поскольку именно в 9 (10) классе, в данный возрастной период, наиболее интенсивно формируются ценностные установки, личностные ориентации, проявляются те или иные способности, выявляется интерес к выбору профессии. Подросток может ставить перед собой значимые цели, у него возникают профессиональные намерения, которые выражаются в первичной ориентировке в различных сферах профессиональной деятельности.
Согласно ГОСО РК-2006, на ступени основного общего образования: «Вводится предпрофильная подготовка как система психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности школ, осуществляющей подготовку учащихся к осознанному выбору направления будущей профессиональной деятельности».
Таким образом, предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного среднего образования. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 9(10) классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профильного образования.
Выбор профиля – очень важная задача при организации профильного обучения.
Согласно исследованиям, проведённым учёными, основными факторами, влияющими на выбор учащимися профиля обучения, являются:
- запросы учащихся;
- мнение родителей;
- потребности рынка;
- возможности организации образования
Таким образом, под выбором профиля следует понимать, прежде всего, личностное самоопределение школьника относительно дальнейшего направления обучения с учётом интересов, потребностей, склонностей.
2. Сущность предпрофильной подготовки.
Понятие «профильная ориентация» сравнительно недавно вошло в тезаурус педагогической науки и только получает распространение в образовательной практике.
Под профильной ориентацией понимается специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения профильного обучения в старшей школе или в учреждениях системы начального или среднего профильного образования.
Целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения профильного обучения в старшей школе или в учреждениях системы начального или среднего профильного образования.
Следует отметить, что профильная ориентация должна рассматриваться не только как помощь в принятии решения о выборе направления и места дальнейшего обучения. Она предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Достаточно важным, также, является вопрос о соотношении понятия профильная ориентация с понятием профессиональная ориентация (таблица 5).
Таблица 5 - Сравнительный анализ профильной и профессиональной ориентации
Компонент
Профильная ориентация
Профессиональная ориентация
Цель
Поддержка выбора профиля обучения
Поддержка выбора профессии обучения
Содержание
Выбор направления и модели обучения в соответствии с интересами и познавательными возможностями учащихся
Выбор профессионального пути в соответствии с качествами личности и жизненными ценностями
Предполагаемый результат
Выбор профиля
Выбор профессии
Период обучения
8(9) - 9(10) классы
1 – 11 классы
Таким образом, сравнительный анализ профессиональной и профильной ориентаций даёт возможность сделать вывод о том, что профильная ориентация более узкое понятие, чем профессиональная ориентация и является её составной частью (Рисунок 12).
Переход на профильное обучение в старшей школе является серьёзной институциональной трансформацией для системы общего образования, фактически для каждой городской или районной образовательной сети.
Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки 9(10)-классников как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору. Уже в 9(10)-ом классе основной школы ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, - причём совершенно конкретно, в отношении территориально доступных ему образовательных учреждений, - оценить свои силы и принять ответственное
решение. Чтобы помочь им сделать правильный выбор, минимизировать ошибки и неудачи, неизбежные в столь сложном и трудном поиске своего места в жизни, своей профессиональной судьбы, нужно создать для этого соответствующие условия и предложить определённую систему работы по предпрофильной подготовке, применяя комплекс психолого-педагогических, информационных и организационных мер.
3. Этапы предпрофильной подготовки
Предпрофильная подготовка должна начинаться со спланированных действий по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им региональной образовательной сети. Школьники и их родители должны получить сведения о различных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, где ребята смогут продолжить образование после основной школы. Целесообразно проведение школьных и межшкольных олимпиад, дней открытых дверей, издание информационных материалов, знакомящих школьников со спецификой требований и особенностями профильного обучения в различных учреждениях.
При планировании предпрофильной подготовки необходимо учитывать особый, сложный характер проблемы приобретения учащимся основной школы первоначального опыта принятия ответственного решения о выборе своего индивидуального маршрута в образовательном пространстве старшей профильной школы.
Подготовка учащегося к ситуациям выбора профиля обучения осуществляется поэтапно (рисунок 13).
Пропедевтический этап проводится при завершении обучения в 8(9) классе. Его основной целью является выявление образовательного запроса учащихся. Диагностика образовательного запроса школьников осуществляется с учётом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей. Пропедевтический этап позволяет дифференцировать массив учащихся в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки, сформировать региональный «пакет» профилей, заложить навыки социального и культурного самоопределения.
Основной этап проводится в период обучения в 9(10) классе, в ходе которого предусматривается моделирование видов образовательной деятельности,
востребованных в профильной школе и принятие решения в различных образовательных ситуациях.
Завершающий этап совпадает с окончанием учащимся 9(10) класса, проводится оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.
Результатом прохождения профильной ориентации является дифференцированность массива учащихся.
Массив учащихся может быть дифференцирован, например, по следующим признакам:
- способные либо неспособные к самостоятельному формулированию запроса к образовательному учреждению;
- связывающие либо не связывающие профильное обучение с дальнейшей образовательной и профессиональной деятельностью;
- обладающие либо не обладающие необходимым уровнем сформированности общеобразовательных способностей универсального характера, востребованных не только в том или ином профиле обучения, но и соответствующих им вариантах дальнейшего жизненного, профессионального и социального становления.
В соответствии с данными признаками с каждой группой учащихся профильная ориентация осуществляется дифференцированно и индивидуально.
На протяжении всего процесса профильной ориентации осуществляется психолого-педагогическое сопровождение выбора профиля с целью создания внутренних условий личностно-профессионального самоопределения (развитие позитивного образа «я», способность опираться на себя, т.е. относиться к себе как субъекту собственной жизни и уметь осуществлять выбор) и знакомство с миром профессий.
При завершении предпрофильной подготовки выпускников основной школы желательно учитывать не только академические достижения и портфолио, но и уровень социальной зрелости учащихся, выраженный в готовности к самостоятельному выбору профиля обучения.
Для эффективной организации профильной ориентации должны быть использованы ресурсы социокультурной среды, организаций профессионального и дополнительного образования, позволяющие раскрыть перед учащимися потенциал внешкольного образовательного пространства, востребованный в старшей профильной школе.
Сложным вопросом в рамках предпрофильной подготовки остается определение готовности учащихся девятого класса к выбору профиля. Примерными критериями готовности учащихся 9(10) классов к выбору профиля обучения в старшей школе могут выступать критерии, приведённые в рисунке 14.
Таким образом, ведущей педагогической задачей подготовки школьника к профильному обучению становится поддержка социального самоопределения подростка в образовательной деятельности, выбора им своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающих их включённость в эту систему на основе сформированных к данному возрасту ценностей, интересов и потребностей.
Реализация идеи профилизации старшей ступени средней школы ставит выпускника основной школы перед ответственным выбором способа и профиля дальнейшего обучения, поэтому профильному обучению предшествует предпрофильная подготовка, осуществляемая в основной школе. Важность подготовки к этому ответственному выбору определяет серьёзное значение предпрофильной подготовки.
Предпрофильная подготовка является неотъемлемой составляющей профилизации школьного образования на старшей ступени, и даже всего процесса обучения на разных его этапах. Подготовка учащихся к обоснованному выбору профиля обучения осуществляется в процессе всего периода обучения в основной школе и усиливается в 8(9)–9(10) и 10(11) классах с целью подготовки учащихся к получению среднего общего, начального и среднего профессионального образования.
Предпрофильная подготовка - важнейшее звено в цепи «школа - ВУЗ», «школа - ПШ» и т.д., поскольку именно в 9 (10) классе, в данный возрастной период, наиболее интенсивно формируются ценностные установки, личностные ориентации, проявляются те или иные способности, выявляется интерес к выбору профессии. Подросток может ставить перед собой значимые цели, у него возникают профессиональные намерения, которые выражаются в первичной ориентировке в различных сферах профессиональной деятельности.
Согласно ГОСО РК-2006, на ступени основного общего образования: «Вводится предпрофильная подготовка как система психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности школ, осуществляющей подготовку учащихся к осознанному выбору направления будущей профессиональной деятельности».
Таким образом, предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного среднего образования. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 9(10) классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профильного образования.
Выбор профиля – очень важная задача при организации профильного обучения.
Согласно исследованиям, проведённым учёными, основными факторами, влияющими на выбор учащимися профиля обучения, являются:
- запросы учащихся;
- мнение родителей;
- потребности рынка;
- возможности организации образования
Таким образом, под выбором профиля следует понимать, прежде всего, личностное самоопределение школьника относительно дальнейшего направления обучения с учётом интересов, потребностей, склонностей.
2. Сущность предпрофильной подготовки.
Понятие «профильная ориентация» сравнительно недавно вошло в тезаурус педагогической науки и только получает распространение в образовательной практике.
Под профильной ориентацией понимается специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения профильного обучения в старшей школе или в учреждениях системы начального или среднего профильного образования.
Целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения профильного обучения в старшей школе или в учреждениях системы начального или среднего профильного образования.
Следует отметить, что профильная ориентация должна рассматриваться не только как помощь в принятии решения о выборе направления и места дальнейшего обучения. Она предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Достаточно важным, также, является вопрос о соотношении понятия профильная ориентация с понятием профессиональная ориентация (таблица 5).
Таблица 5 - Сравнительный анализ профильной и профессиональной ориентации
Компонент
Профильная ориентация
Профессиональная ориентация
Цель
Поддержка выбора профиля обучения
Поддержка выбора профессии обучения
Содержание
Выбор направления и модели обучения в соответствии с интересами и познавательными возможностями учащихся
Выбор профессионального пути в соответствии с качествами личности и жизненными ценностями
Предполагаемый результат
Выбор профиля
Выбор профессии
Период обучения
8(9) - 9(10) классы
1 – 11 классы
Таким образом, сравнительный анализ профессиональной и профильной ориентаций даёт возможность сделать вывод о том, что профильная ориентация более узкое понятие, чем профессиональная ориентация и является её составной частью (Рисунок 12).
Переход на профильное обучение в старшей школе является серьёзной институциональной трансформацией для системы общего образования, фактически для каждой городской или районной образовательной сети.
Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки 9(10)-классников как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору. Уже в 9(10)-ом классе основной школы ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, - причём совершенно конкретно, в отношении территориально доступных ему образовательных учреждений, - оценить свои силы и принять ответственное
решение. Чтобы помочь им сделать правильный выбор, минимизировать ошибки и неудачи, неизбежные в столь сложном и трудном поиске своего места в жизни, своей профессиональной судьбы, нужно создать для этого соответствующие условия и предложить определённую систему работы по предпрофильной подготовке, применяя комплекс психолого-педагогических, информационных и организационных мер.
3. Этапы предпрофильной подготовки
Предпрофильная подготовка должна начинаться со спланированных действий по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им региональной образовательной сети. Школьники и их родители должны получить сведения о различных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, где ребята смогут продолжить образование после основной школы. Целесообразно проведение школьных и межшкольных олимпиад, дней открытых дверей, издание информационных материалов, знакомящих школьников со спецификой требований и особенностями профильного обучения в различных учреждениях.
При планировании предпрофильной подготовки необходимо учитывать особый, сложный характер проблемы приобретения учащимся основной школы первоначального опыта принятия ответственного решения о выборе своего индивидуального маршрута в образовательном пространстве старшей профильной школы.
Подготовка учащегося к ситуациям выбора профиля обучения осуществляется поэтапно (рисунок 13).
Пропедевтический этап проводится при завершении обучения в 8(9) классе. Его основной целью является выявление образовательного запроса учащихся. Диагностика образовательного запроса школьников осуществляется с учётом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей. Пропедевтический этап позволяет дифференцировать массив учащихся в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки, сформировать региональный «пакет» профилей, заложить навыки социального и культурного самоопределения.
Основной этап проводится в период обучения в 9(10) классе, в ходе которого предусматривается моделирование видов образовательной деятельности,
востребованных в профильной школе и принятие решения в различных образовательных ситуациях.
Завершающий этап совпадает с окончанием учащимся 9(10) класса, проводится оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.
Результатом прохождения профильной ориентации является дифференцированность массива учащихся.
Массив учащихся может быть дифференцирован, например, по следующим признакам:
- способные либо неспособные к самостоятельному формулированию запроса к образовательному учреждению;
- связывающие либо не связывающие профильное обучение с дальнейшей образовательной и профессиональной деятельностью;
- обладающие либо не обладающие необходимым уровнем сформированности общеобразовательных способностей универсального характера, востребованных не только в том или ином профиле обучения, но и соответствующих им вариантах дальнейшего жизненного, профессионального и социального становления.
В соответствии с данными признаками с каждой группой учащихся профильная ориентация осуществляется дифференцированно и индивидуально.
На протяжении всего процесса профильной ориентации осуществляется психолого-педагогическое сопровождение выбора профиля с целью создания внутренних условий личностно-профессионального самоопределения (развитие позитивного образа «я», способность опираться на себя, т.е. относиться к себе как субъекту собственной жизни и уметь осуществлять выбор) и знакомство с миром профессий.
При завершении предпрофильной подготовки выпускников основной школы желательно учитывать не только академические достижения и портфолио, но и уровень социальной зрелости учащихся, выраженный в готовности к самостоятельному выбору профиля обучения.
Для эффективной организации профильной ориентации должны быть использованы ресурсы социокультурной среды, организаций профессионального и дополнительного образования, позволяющие раскрыть перед учащимися потенциал внешкольного образовательного пространства, востребованный в старшей профильной школе.
Сложным вопросом в рамках предпрофильной подготовки остается определение готовности учащихся девятого класса к выбору профиля. Примерными критериями готовности учащихся 9(10) классов к выбору профиля обучения в старшей школе могут выступать критерии, приведённые в рисунке 14.
Таким образом, ведущей педагогической задачей подготовки школьника к профильному обучению становится поддержка социального самоопределения подростка в образовательной деятельности, выбора им своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающих их включённость в эту систему на основе сформированных к данному возрасту ценностей, интересов и потребностей.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи