В условиях становления Казахстана как суверенного государства огромную значимость имело создание такой системы среднего общего образования, которая была бы направлена на интеграцию в мировое образовательное пространство. Закон Рее публики Казахстан "Об образовании" (1991 г.) определил ряд краеугольных принципов государственной политики, в том числе: вариативность среднего общего образования, профессиональную ориентацию обучающихся, создание различных типов и видов организаций среднего образования (лицеев, гимназий, колледжей), широко реализующих вариативные программы обучения, в том, числе по углубленной и профильной предпрофессиональной подготовке.
С 1992 года в Казахстане начато осуществление реформы школьного образования, ведущей идеей которой являлось развитие системы образования через создание условий для вариативной общеобразовательной подготовки учащихся при сохранении единого образовательного пространства. Отход от однообразия советской школы, поиск путей обновления содержания образования нашли отражение в Положении о Государственном общеобязательном стандарте образования Республики Казахстан, Концепции развития общеобразовательной школы Республики Казахстан и Концепции содержания среднего общего образования (1996 г.). В этих документах был провозглашен поворот школы к гуманизации и индивидуализации образования, организация обучения учащихся с учетом их интересов на основе дифференциации по направлениям — естественно-математическому, гуманитарно-эстетическому, профессионально-техническому, что было реализовано в первых вариантах образовательных стандартов и учебных программ по всем обязательным предметам (1996, 1998, 2000 гг.).
В Государственном общеобязательном стандарте среднего общего образования Республики Казахстан (ГОСО РК 2.003-2002) принципы организации образования на старшей ступени общеобразовательной школы получили дальнейшее развитие. В рамках осуществления реформы школьного образования в Казахстане в соответствии с положениями ГОСО РК — 2002 с 2006/2007 учебного года в 10-11 классах вводится профильное обучение учащихся по естественно-математическому и общественно-гуманитарному направлениям. На основе стандарта разработаны предметные программы по двум направлениям обучения. Внедрение стандарта подкреплено созданием первых отечественных профильных учебников и УМК, которые были экспериментально апробированы и используются в 10-х классах общеобразовательных школ.
За прошедшие годы осуществления реформы школьного образования в республике созданы разнообразные инновационные учебные заведения и накоплен определенный опыт по организации дифференцированного и профильного обучения учащихся старшей ступени школы. Вместе с тем, введение новых организационных форм обучения сопровождается появлением определенных проблем.
В большинстве школ закрепляются достаточно жесткие варианты профильных учебных планов с негибким набором профильных предметов. Возникают проблемы и с формированием профильных классов в небольших сельских школах и МКШ. В связи с нехваткой кадровых и материально-технических ресурсов ряд школ вводит малоэффективную частичную профилизацию (например, углубленное преподавание одного предмета). Остро стоит проблема подготовки и переподготовки учителей, способных на деле реализовать принципы профильного обучения.
Таким образом, на современном этапе осуществления реформы школьного образования в Республике Казахстан, который можно назвать этапом подготовки ко внедрению профильного обучения, накоплен достаточный практический опыт по организации обучения по направлениям и профилям. Наряду с этим, сеть общеобразовательных учреждений, осуществляющих профилизацию обучения (гимназии, лицеи, специализированные школы, ресурсные центры и др.), пока развита недостаточно.
Новый этап реализации и развития идей профильного обучения на старшей ступени среднего общего образования в Казахстане связан с переходом системы образования страны на 12-летнее обучение, начиная с 2008 года. В нормативных правовых документах, определяющих перспективные направления развития системы образования, - Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, Концепции 12-летнего среднего общего образования Республики Казахстан - предусматривается для осуществления осознанного профессионального и гражданского самоопределения учащихся организация на старшей ступени общеобразовательной школы профильного обучения по социально-гуманитарному, естественно-математическому и технологическому направлениям. Внутри каждого из предлагаемых направлений - предполагается организация различных профилей на основе разных наборов профильных и элективных предметов по выбору учащихся.
Таким образом, в Казахстане имеется:
- опыт организации в регионах обучения по направлениям на старшей ступени школы как результат внедрения основных идей профильного обучения в реальную педагогическую практику;
- концептуальная и методологическая основа совершенствования нормативной базы и научно-методического обеспечения организации профильного обучения.
С 1992 года в Казахстане начато осуществление реформы школьного образования, ведущей идеей которой являлось развитие системы образования через создание условий для вариативной общеобразовательной подготовки учащихся при сохранении единого образовательного пространства. Отход от однообразия советской школы, поиск путей обновления содержания образования нашли отражение в Положении о Государственном общеобязательном стандарте образования Республики Казахстан, Концепции развития общеобразовательной школы Республики Казахстан и Концепции содержания среднего общего образования (1996 г.). В этих документах был провозглашен поворот школы к гуманизации и индивидуализации образования, организация обучения учащихся с учетом их интересов на основе дифференциации по направлениям — естественно-математическому, гуманитарно-эстетическому, профессионально-техническому, что было реализовано в первых вариантах образовательных стандартов и учебных программ по всем обязательным предметам (1996, 1998, 2000 гг.).
В Государственном общеобязательном стандарте среднего общего образования Республики Казахстан (ГОСО РК 2.003-2002) принципы организации образования на старшей ступени общеобразовательной школы получили дальнейшее развитие. В рамках осуществления реформы школьного образования в Казахстане в соответствии с положениями ГОСО РК — 2002 с 2006/2007 учебного года в 10-11 классах вводится профильное обучение учащихся по естественно-математическому и общественно-гуманитарному направлениям. На основе стандарта разработаны предметные программы по двум направлениям обучения. Внедрение стандарта подкреплено созданием первых отечественных профильных учебников и УМК, которые были экспериментально апробированы и используются в 10-х классах общеобразовательных школ.
За прошедшие годы осуществления реформы школьного образования в республике созданы разнообразные инновационные учебные заведения и накоплен определенный опыт по организации дифференцированного и профильного обучения учащихся старшей ступени школы. Вместе с тем, введение новых организационных форм обучения сопровождается появлением определенных проблем.
В большинстве школ закрепляются достаточно жесткие варианты профильных учебных планов с негибким набором профильных предметов. Возникают проблемы и с формированием профильных классов в небольших сельских школах и МКШ. В связи с нехваткой кадровых и материально-технических ресурсов ряд школ вводит малоэффективную частичную профилизацию (например, углубленное преподавание одного предмета). Остро стоит проблема подготовки и переподготовки учителей, способных на деле реализовать принципы профильного обучения.
Таким образом, на современном этапе осуществления реформы школьного образования в Республике Казахстан, который можно назвать этапом подготовки ко внедрению профильного обучения, накоплен достаточный практический опыт по организации обучения по направлениям и профилям. Наряду с этим, сеть общеобразовательных учреждений, осуществляющих профилизацию обучения (гимназии, лицеи, специализированные школы, ресурсные центры и др.), пока развита недостаточно.
Новый этап реализации и развития идей профильного обучения на старшей ступени среднего общего образования в Казахстане связан с переходом системы образования страны на 12-летнее обучение, начиная с 2008 года. В нормативных правовых документах, определяющих перспективные направления развития системы образования, - Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, Концепции 12-летнего среднего общего образования Республики Казахстан - предусматривается для осуществления осознанного профессионального и гражданского самоопределения учащихся организация на старшей ступени общеобразовательной школы профильного обучения по социально-гуманитарному, естественно-математическому и технологическому направлениям. Внутри каждого из предлагаемых направлений - предполагается организация различных профилей на основе разных наборов профильных и элективных предметов по выбору учащихся.
Таким образом, в Казахстане имеется:
- опыт организации в регионах обучения по направлениям на старшей ступени школы как результат внедрения основных идей профильного обучения в реальную педагогическую практику;
- концептуальная и методологическая основа совершенствования нормативной базы и научно-методического обеспечения организации профильного обучения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи