1. Теоретические основы индивидуализации образовательного процесса профильного обучения.
Существенный вклад в построение теории профильного обучения вносит теория развивающего обучения.
Развивающее образование - стратегический идеал всей образовательной политики, направленной на разностороннее индивидуальное развитие личности школьника. В контексте общей образовательной стратегии школы организация образовательной деятельности направлена на обеспечение индивидуальных образовательных траекторий для каждого школьника.
Так как современное развитие образования характеризауется сменой ведущей парадигмы, пересматриваются, также, технологии развивающего обучения. Педагогическая технология развивающего обучения должна строиться в рамках дифференцированного подхода как основного средства психолого-педагогического инструмента, позволяющего индивидуализировать все слагаемые компоненты интегративного комплексного процесса образования, обеспечив тем самым необходимые условия для развития личности каждого его участника.
Профильное обучение является одним из видов дифференциации обучения - формой организации учебной деятельности учащихся, при которой учитываются их склонности, интересы и способности и уровень готовности к такой деятельности. Традиционная дифференциация обучения в предметно-дидактической модели ориентирована на углубление знаний, расширение объёма научной информации или иное теоретическое структурирование его, например, на интегративном уровне пограничных предметных областей и т.д. Дифференциация профильного обучения нацелена на создание возможностей выбора индивидуальных образовательных программ для более глубокого удовлетворения интересов, возможностей, склонностей и способностей учащихся с учётом их образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям рынка.
Таким образом, пересмотр подходов к личности школьника как субъекта познавательной деятельности потребовал и пересмотра концепции дифференциации обучения с позиций гарантий успешности реализации развивающего образования, обеспечивающего субъектно-значимое постижение мира, его законов и ценностей, субъектную избирательность школьника к содержанию научного знания, методам его переработки и, что наиболее ценно, к использованию приобретённого знания в своей творческой деятельности, в самоопределении и самореализации.
Движение теоретической мысли в усовершенствовании индивидуализации педагогического процесса средствами дифференциации приводит к личностно-ориентированному обучению, где построение образовательных процессов идёт от личности школьника, от значимости его индивидуального субъектного опыта, от сформированности его познавательных способностей.
Если традиционная система обучения держалась на концептуальном положении, при котором школьник в результате специальной организации обучения и воспитания становится личностью, то развивающее образование признает за школьником приоритет его индивидуальности, его значимости как субъекта познания, до погружения его в образовательную среду, специально смоделированную образовательным учреждением. Индивидуальность, если она находится в центре образовательного процесса, требует изменения содержания, форм и методов обучения, изменений в организации образовательного процесса, а так же в критериальной базе оценки работы школы. Учащимся должна быть предоставлена возможность выбора содержания вариативной части учебного плана, степени сложности учебных задач, темпа освоения учебного материала. Учитель должен иметь свободу в выборе средств, методов и форм обучения, способа экспертизы знаний учащихся. Выбор должен стать психологическим механизмом сохранения индивидуальности субъектов образовательного процесса.
Механизм реализации индивидуальных образовательных траекторий заключается в разработке для каждого обучающегося:
- индивидуального педагогического проекта аутентичной (соответствующей индивидуальным, личностным потребностям) образовательной среды;
- индивидуального образовательного учебного плана;
- индивидуального выбора образовательных программ и их уровней по каждой учебной дисциплине.
2. Индивидуальный учебный план как основа самоопределения старшего школьника
Индивидуальный учебный план выстраивается на основе базисного учебного плана. Базисный учебный план старшей ступени отражает обязательный минимум содержания образования для всех профилей образования. Существенное увеличение вариативного компонента позволяет общеобразовательной школе осуществлять личностно-ориентированное профильное обучение, использовать очно-заочные, дистанционное и иные нетрадиционные формы организации образовательного процесса, а учащимся - реализовывать индивидуальные образовательные программы. Освоение ГОСО РК-2006 может быть достигнуто различными путями, выбор пути зависит от особенностей конкретного обучающегося, а сама образовательная программа, обозначая индивидуальный маршрут продвижения школьника в образовании, ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению учеником образовательных результатов, на разработку и реализацию необходимых видов педагогической помощи ученику.
Использование индивидуального учебного плана при профильном обучении позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся, их семей, работодателей, учреждений профессионального образования и общеобразовательных учреждений различных видов.
Учебный план не задает жесткого набора предметов для каждого из возможных направлений и профилей образования. Каждый ученик вправе самостоятельно указать интересующий его набор учебных предметов (базовых, профильных, элективных), как из числа обязательных, так и предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать индивидуальный учебный план, практически свою строго индивидуализированную образовательную программу и индивидуальный образовательный маршрут. Рассмотрим сущность и особенности индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута, которые разрабатываются последовательно
Индивидуальный учебный план (далее - ИУП) - совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения учащимися из учебного плана общеобразовательной школы, составленного на основе базисного учебного плана организаций общего среднего образования.
В настоящее время нет какой-либо разработанной специальной теории учебного плана, которая определила бы процедуры его построения. Тем не менее, механизм разработки не сводится к формальному следованию за базисным планом и количеству часов, а предполагает описание общей технологической схемы, включающей последовательность, объём, формы и методы, как преподавания, так и учения.
Согласно типологии В.С. Лазарева, учебные планы могут быть классифицированы по четырём типам (рисунок 6).
В рамках сетевого взаимодействия организаций образования при составлении ИУП возможно использование учебных предметов (курсов) нескольких организаций образования. Индивидуальный учебный план выполняет функции:
- обеспечивает реализацию выбора учащимся профиля;
- фиксирует совокупность учебных предметов (базовых, профильных, элективных), выбранных для освоения учащимися, и часы на их освоение;
- определяет конкретный образовательный результат, который должен достичь обучающийся к окончанию школы;
- способствует самоопределению школьника.
ТИПЫ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ
Предметный - традиционный план, устанавливающий распределение по годам обучения и неделям
С выделением ядра – план с выделением «ведущего» учебного предмета или «ведущей» образовательной области
С выделением образовательных сфер – план, в котором приоритет отдан не одной, а нескольким образовательным областям
Субъектно –уровневый – план индивидуального образовательного маршрута
Индивидуальная образовательная программа (далее - ИОП) является документом, дающим представление о содержании деятельности образовательного учреждения, направленной на реализацию заявленных им целей (Рисунок 7).
Образовательная программа проектируется коллективом (группой) педагогов и в дальнейшем корректируется в совместной деятельности с учащимися в соответствии со следующими требованиями:
- соответствие социальному заказу;
- обеспечение возможности достижения учащимися уровня образованности, который необходим для реализации социального заказа;
- соответствие образовательному стандарту;
- обеспечение интеграции содержания образования различных образовательных областей;
- обеспечение интеграции учебной и внеурочной деятельности учащихся;
- стимулирование использования эффективных образовательных технологий;
- соответствие кадровым, материальным и финансовым возможностям школы;
- обеспечение развития учащихся.
Индивидуальная образовательная программа выполняет функции:
- нормативную - фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет, порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута;
- информационную - информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося за два года;
- мотивационную - определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающегося;
- организационную - определяет виды образовательной деятельности обучающегося, формы взаимодействия и диагностики;
- функцию самоопределения - позволяет реализовать потребность в самоопределении на основе реализации образовательного выбора.
Таким образом, индивидуальная образовательная программа - это программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса и фиксирующая образовательные цели и результаты на два года (10(11)-11(12) классы). Проектирование индивидуальной образовательной программы осуществляется на основе взаимодействия обучающегося и педагогов и предполагает тесное сотрудничество и сотворчество.
Индивидуальный образовательный маршрут - определяет программу конкретных действий учащегося по реализации ИУП и ИОП.
Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план, конструировать временную последовательность, формы и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.
Индивидуальный образовательный маршрут — это временной порядок реализации индивидуальной образовательной программы с учетом конкретных условий образовательного процесса в учебном заведении (или в сети).
Таким образом, можно утверждать, что индивидуальный учебный план является основой самоопределения школьника, так как на каждом из этапов проектирования учащимся последовательно выполняются функции
Профилизация обучения в старших классах предоставляет школьникам возможность выбора содержания обучения в рамках профильных направлений, что находит своё отражение в индивидуальных учебных планах, которые дают возможность учащимся делать выбор образовательного уровня по отдельным предметам и профильным направлениям, при этом полностью выполняя обязательные требования учебных общеобразовательных программ.
3. Этапы формирования индивидуального образовательного маршрута старшеклассника
В процессе формирования индивидуальных учебных планов можно выделить три основных этапа:
I этап - предварительное составление основы учебного плана (май);
II этап - окончательная корректировка учебного плана на основе заявленных учащимися профилей и комплектования классов или потока (август);
III этап - составление индивидуальных планов учащихся и комплектование на их основе профильных уровневых групп (август).
В организационно-техническом плане самым сложным этапом является третий этап. Здесь каждый ученик 10 (11) профильного класса должен самостоятельно составить свой личный учебный план. Для того чтобы индивидуальный учебный план был составлен правильно и действительно соответствовал избранному учеником профилю, необходимо к каждому бланку учебного плана приложить пошаговую инструкцию заполнения учебного плана, а также примерные образцы возможных профилей, то есть каждому ученику выдать комплект вспомогательных документов. Кроме того, учащимся требуются индивидуальные консультации. Каждый из индивидуальных учебных планов подписывается учащимся, его родителями, классным руководителем, утверждается администрацией школы и только тогда вступает в силу. Если в процессе учёбы возникают вопросы об изменении индивидуального плана, то по заявлению родителей этот вопрос рассматривается на педагогическом совете, и в исключительных случаях могут быть внесены изменения вплоть до перемены профиля.
Такая система в организации обучения позволяет в полной мере осуществлять дифференцированный подход, однако следует иметь в виду, что выбор профиля – это логическое завершение одного из этапов длительного, специально организованного процесса индивидуального развития школьника. Этот процесс достаточно сложный и долгий. В то же время, недостаточная предпрофильная подготовка в основной школе также может значительно осложнить этот выбор. Кратковременные предпрофильные курсы, предложенные в 8 (9)-9 (10)-х классах, мало способствуют профильному самоопределению учащихся, к тому же многие из них являются скорее предпрофессиональными.
В связи с этим возможно введение индивидуальных учебных планов для 5 (6)-9 (10)-х классов, целью которых является подготовка учащихся основной школы к профильному самоопределению.
Таким образом, можно говорить о единых технологических подходах в формировании индивидуальных учебных планов школы на разных ступенях обучения, успешной апробации этих технологий и рекомендациях к их внедрению.
Существенный вклад в построение теории профильного обучения вносит теория развивающего обучения.
Развивающее образование - стратегический идеал всей образовательной политики, направленной на разностороннее индивидуальное развитие личности школьника. В контексте общей образовательной стратегии школы организация образовательной деятельности направлена на обеспечение индивидуальных образовательных траекторий для каждого школьника.
Так как современное развитие образования характеризауется сменой ведущей парадигмы, пересматриваются, также, технологии развивающего обучения. Педагогическая технология развивающего обучения должна строиться в рамках дифференцированного подхода как основного средства психолого-педагогического инструмента, позволяющего индивидуализировать все слагаемые компоненты интегративного комплексного процесса образования, обеспечив тем самым необходимые условия для развития личности каждого его участника.
Профильное обучение является одним из видов дифференциации обучения - формой организации учебной деятельности учащихся, при которой учитываются их склонности, интересы и способности и уровень готовности к такой деятельности. Традиционная дифференциация обучения в предметно-дидактической модели ориентирована на углубление знаний, расширение объёма научной информации или иное теоретическое структурирование его, например, на интегративном уровне пограничных предметных областей и т.д. Дифференциация профильного обучения нацелена на создание возможностей выбора индивидуальных образовательных программ для более глубокого удовлетворения интересов, возможностей, склонностей и способностей учащихся с учётом их образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям рынка.
Таким образом, пересмотр подходов к личности школьника как субъекта познавательной деятельности потребовал и пересмотра концепции дифференциации обучения с позиций гарантий успешности реализации развивающего образования, обеспечивающего субъектно-значимое постижение мира, его законов и ценностей, субъектную избирательность школьника к содержанию научного знания, методам его переработки и, что наиболее ценно, к использованию приобретённого знания в своей творческой деятельности, в самоопределении и самореализации.
Движение теоретической мысли в усовершенствовании индивидуализации педагогического процесса средствами дифференциации приводит к личностно-ориентированному обучению, где построение образовательных процессов идёт от личности школьника, от значимости его индивидуального субъектного опыта, от сформированности его познавательных способностей.
Если традиционная система обучения держалась на концептуальном положении, при котором школьник в результате специальной организации обучения и воспитания становится личностью, то развивающее образование признает за школьником приоритет его индивидуальности, его значимости как субъекта познания, до погружения его в образовательную среду, специально смоделированную образовательным учреждением. Индивидуальность, если она находится в центре образовательного процесса, требует изменения содержания, форм и методов обучения, изменений в организации образовательного процесса, а так же в критериальной базе оценки работы школы. Учащимся должна быть предоставлена возможность выбора содержания вариативной части учебного плана, степени сложности учебных задач, темпа освоения учебного материала. Учитель должен иметь свободу в выборе средств, методов и форм обучения, способа экспертизы знаний учащихся. Выбор должен стать психологическим механизмом сохранения индивидуальности субъектов образовательного процесса.
Механизм реализации индивидуальных образовательных траекторий заключается в разработке для каждого обучающегося:
- индивидуального педагогического проекта аутентичной (соответствующей индивидуальным, личностным потребностям) образовательной среды;
- индивидуального образовательного учебного плана;
- индивидуального выбора образовательных программ и их уровней по каждой учебной дисциплине.
2. Индивидуальный учебный план как основа самоопределения старшего школьника
Индивидуальный учебный план выстраивается на основе базисного учебного плана. Базисный учебный план старшей ступени отражает обязательный минимум содержания образования для всех профилей образования. Существенное увеличение вариативного компонента позволяет общеобразовательной школе осуществлять личностно-ориентированное профильное обучение, использовать очно-заочные, дистанционное и иные нетрадиционные формы организации образовательного процесса, а учащимся - реализовывать индивидуальные образовательные программы. Освоение ГОСО РК-2006 может быть достигнуто различными путями, выбор пути зависит от особенностей конкретного обучающегося, а сама образовательная программа, обозначая индивидуальный маршрут продвижения школьника в образовании, ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению учеником образовательных результатов, на разработку и реализацию необходимых видов педагогической помощи ученику.
Использование индивидуального учебного плана при профильном обучении позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся, их семей, работодателей, учреждений профессионального образования и общеобразовательных учреждений различных видов.
Учебный план не задает жесткого набора предметов для каждого из возможных направлений и профилей образования. Каждый ученик вправе самостоятельно указать интересующий его набор учебных предметов (базовых, профильных, элективных), как из числа обязательных, так и предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать индивидуальный учебный план, практически свою строго индивидуализированную образовательную программу и индивидуальный образовательный маршрут. Рассмотрим сущность и особенности индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута, которые разрабатываются последовательно
Индивидуальный учебный план (далее - ИУП) - совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения учащимися из учебного плана общеобразовательной школы, составленного на основе базисного учебного плана организаций общего среднего образования.
В настоящее время нет какой-либо разработанной специальной теории учебного плана, которая определила бы процедуры его построения. Тем не менее, механизм разработки не сводится к формальному следованию за базисным планом и количеству часов, а предполагает описание общей технологической схемы, включающей последовательность, объём, формы и методы, как преподавания, так и учения.
Согласно типологии В.С. Лазарева, учебные планы могут быть классифицированы по четырём типам (рисунок 6).
В рамках сетевого взаимодействия организаций образования при составлении ИУП возможно использование учебных предметов (курсов) нескольких организаций образования. Индивидуальный учебный план выполняет функции:
- обеспечивает реализацию выбора учащимся профиля;
- фиксирует совокупность учебных предметов (базовых, профильных, элективных), выбранных для освоения учащимися, и часы на их освоение;
- определяет конкретный образовательный результат, который должен достичь обучающийся к окончанию школы;
- способствует самоопределению школьника.
ТИПЫ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ
Предметный - традиционный план, устанавливающий распределение по годам обучения и неделям
С выделением ядра – план с выделением «ведущего» учебного предмета или «ведущей» образовательной области
С выделением образовательных сфер – план, в котором приоритет отдан не одной, а нескольким образовательным областям
Субъектно –уровневый – план индивидуального образовательного маршрута
Индивидуальная образовательная программа (далее - ИОП) является документом, дающим представление о содержании деятельности образовательного учреждения, направленной на реализацию заявленных им целей (Рисунок 7).
Образовательная программа проектируется коллективом (группой) педагогов и в дальнейшем корректируется в совместной деятельности с учащимися в соответствии со следующими требованиями:
- соответствие социальному заказу;
- обеспечение возможности достижения учащимися уровня образованности, который необходим для реализации социального заказа;
- соответствие образовательному стандарту;
- обеспечение интеграции содержания образования различных образовательных областей;
- обеспечение интеграции учебной и внеурочной деятельности учащихся;
- стимулирование использования эффективных образовательных технологий;
- соответствие кадровым, материальным и финансовым возможностям школы;
- обеспечение развития учащихся.
Индивидуальная образовательная программа выполняет функции:
- нормативную - фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет, порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута;
- информационную - информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося за два года;
- мотивационную - определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающегося;
- организационную - определяет виды образовательной деятельности обучающегося, формы взаимодействия и диагностики;
- функцию самоопределения - позволяет реализовать потребность в самоопределении на основе реализации образовательного выбора.
Таким образом, индивидуальная образовательная программа - это программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса и фиксирующая образовательные цели и результаты на два года (10(11)-11(12) классы). Проектирование индивидуальной образовательной программы осуществляется на основе взаимодействия обучающегося и педагогов и предполагает тесное сотрудничество и сотворчество.
Индивидуальный образовательный маршрут - определяет программу конкретных действий учащегося по реализации ИУП и ИОП.
Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план, конструировать временную последовательность, формы и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.
Индивидуальный образовательный маршрут — это временной порядок реализации индивидуальной образовательной программы с учетом конкретных условий образовательного процесса в учебном заведении (или в сети).
Таким образом, можно утверждать, что индивидуальный учебный план является основой самоопределения школьника, так как на каждом из этапов проектирования учащимся последовательно выполняются функции
Профилизация обучения в старших классах предоставляет школьникам возможность выбора содержания обучения в рамках профильных направлений, что находит своё отражение в индивидуальных учебных планах, которые дают возможность учащимся делать выбор образовательного уровня по отдельным предметам и профильным направлениям, при этом полностью выполняя обязательные требования учебных общеобразовательных программ.
3. Этапы формирования индивидуального образовательного маршрута старшеклассника
В процессе формирования индивидуальных учебных планов можно выделить три основных этапа:
I этап - предварительное составление основы учебного плана (май);
II этап - окончательная корректировка учебного плана на основе заявленных учащимися профилей и комплектования классов или потока (август);
III этап - составление индивидуальных планов учащихся и комплектование на их основе профильных уровневых групп (август).
В организационно-техническом плане самым сложным этапом является третий этап. Здесь каждый ученик 10 (11) профильного класса должен самостоятельно составить свой личный учебный план. Для того чтобы индивидуальный учебный план был составлен правильно и действительно соответствовал избранному учеником профилю, необходимо к каждому бланку учебного плана приложить пошаговую инструкцию заполнения учебного плана, а также примерные образцы возможных профилей, то есть каждому ученику выдать комплект вспомогательных документов. Кроме того, учащимся требуются индивидуальные консультации. Каждый из индивидуальных учебных планов подписывается учащимся, его родителями, классным руководителем, утверждается администрацией школы и только тогда вступает в силу. Если в процессе учёбы возникают вопросы об изменении индивидуального плана, то по заявлению родителей этот вопрос рассматривается на педагогическом совете, и в исключительных случаях могут быть внесены изменения вплоть до перемены профиля.
Такая система в организации обучения позволяет в полной мере осуществлять дифференцированный подход, однако следует иметь в виду, что выбор профиля – это логическое завершение одного из этапов длительного, специально организованного процесса индивидуального развития школьника. Этот процесс достаточно сложный и долгий. В то же время, недостаточная предпрофильная подготовка в основной школе также может значительно осложнить этот выбор. Кратковременные предпрофильные курсы, предложенные в 8 (9)-9 (10)-х классах, мало способствуют профильному самоопределению учащихся, к тому же многие из них являются скорее предпрофессиональными.
В связи с этим возможно введение индивидуальных учебных планов для 5 (6)-9 (10)-х классов, целью которых является подготовка учащихся основной школы к профильному самоопределению.
Таким образом, можно говорить о единых технологических подходах в формировании индивидуальных учебных планов школы на разных ступенях обучения, успешной апробации этих технологий и рекомендациях к их внедрению.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи