ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
1. Теоретические основы индивидуализации образовательного процесса профильного обучения.

Существенный вклад в построение теории профильного обучения вносит теория развивающего обучения.

Развивающее образование - стратегический идеал всей обра­зовательной политики, направленной на разностороннее индивидуальное развитие личности школьника. В контексте общей образовательной стратегии школы организация образовательной деятельности направлена на обеспечение индивидуальных образовательных траекторий для каждого школьника.

Так как современное развитие образования характеризауется сменой ведущей парадигмы, пересматриваются, также, технологии развивающего обучения. Педагогическая технология развива­ющего обучения должна строиться в рамках дифференциро­ванного подхода как основного средства психолого-педагоги­ческого инструмента, позволяющего индивидуализировать все слагаемые компоненты интегративного комплексного процес­са образования, обеспечив тем самым необходимые условия для развития личности каждого его участника.

Профильное обучение является одним из видов дифферен­циации обучения - формой организации учебной деятельнос­ти учащихся, при которой учитываются их склонности, интере­сы и способности и уровень готовности к такой деятельности. Традиционная дифференциация обучения в предметно-ди­дактической модели ориентирована на углубление зна­ний, расширение объёма научной информации или иное теоре­тическое структурирование его, например, на интегративном уровне пограничных предметных областей и т.д. Дифференциация профильного обучения нацелена на создание возможностей выбора индивидуальных образовательных программ для более глубокого удовлетворения интересов, возможностей, склонностей и способностей учащихся с учётом их образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям рынка.

Таким образом, пересмотр подходов к личности школьника как субъекта познавательной деятельности потребовал и пересмотра концепции дифферен­циации обучения с позиций гарантий успешности реализации развивающего образования, обеспечивающего субъектно-значимое постижение мира, его законов и ценностей, субъектную избирательность школьника к содержанию научного знания, методам его переработки и, что наиболее ценно, к использова­нию приобретённого знания в своей творческой деятельности, в самоопределении и самореализации.

Движение теоретической мысли в усовершенствовании индивидуализации педагогического процесса средствами дифференциации приводит к личностно-ориентированному обучению, где построение образовательных процессов идёт от личности школьника, от значимости его индивидуального субъектного опыта, от сформированности его познавательных способностей.

Если традиционная система обучения держалась на концеп­туальном положении, при котором школьник в результате спе­циальной организации обучения и воспитания становится лич­ностью, то развивающее образование признает за школьником приоритет его индивидуальности, его значимости как субъекта познания, до погружения его в образовательную среду, специ­ально смоделированную образовательным учреждением. Индивидуаль­ность, если она находится в центре образовательного процесса, требует изменения содержания, форм и методов обучения, изменений в орга­низации образовательного процесса, а так же в критериальной базе оценки работы школы. Учащимся должна быть предоставлена возмож­ность выбора содержания вариативной части учебного плана, степени сложности учебных задач, темпа освоения учебного материала. Учи­тель должен иметь свободу в выборе средств, методов и форм обучения, способа экспертизы знаний учащихся. Выбор должен стать психологи­ческим механизмом сохранения индивидуальности субъектов образо­вательного процесса.

Механизм реализации индивидуальных образовательных тра­екторий заключается в разработке для каждого обучающегося:

- индивидуального педагогического проекта аутентичной (соответствующей индивидуальным, личностным потреб­ностям) образовательной среды;

- индивидуального образовательного учебного плана;

- индивидуального выбора образовательных программ и их уровней по каждой учебной дисциплине.



2. Индивидуальный учебный план как основа самоопределения старшего школьника

Индивидуаль­ный учебный план выстраивается на основе базисного учебного плана. Базисный учебный план старшей ступени отражает обязательный минимум содержания образования для всех профилей образования. Существенное увеличение вариативного компонента позволяет общеобразовательной школе осуществлять личностно-ориентированное профильное обу­чение, использовать очно-заочные, дистанционное и иные нетрадиционные формы организации образовательного процесса, а учащимся - реализовывать индивидуальные образовательные программы. Освоение ГОСО РК-2006 может быть достигнуто различными путями, выбор пути зависит от особенностей конкретного обучающегося, а сама образовательная про­грамма, обозначая индивидуальный маршрут продвиже­ния школьника в образовании, ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению учеником образовательных результатов, на разработку и реализацию необходимых видов педагоги­ческой помощи ученику.

Использование индивидуального учебного плана при профильном обучении позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся, их семей, ра­ботодателей, учреждений профессионального образования и общеобразовательных учреждений различных видов.

Учебный план не задает жесткого набора предметов для каждого из возможных направлений и профилей образо­вания. Каждый ученик вправе самостоятельно указать ин­тересующий его набор учебных предметов (базовых, про­фильных, элективных), как из числа обязательных, так и предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать индивидуальный учебный план, практически свою строго индивидуализи­рованную образовательную программу и индивидуальный образовательный маршрут. Рассмотрим сущность и особенности индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута, которые разрабатываются последовательно

Индивидуальный учебный план (далее - ИУП) - со­вокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения учащимися из учебного плана общеобразова­тельной школы, составленного на основе базисного учебного плана организаций общего среднего образования.

В настоящее время нет какой-либо разработанной специальной теории учебного плана, которая определила бы процедуры его построения. Тем не менее, механизм разработки не сводится к формальному следованию за базисным планом и количеству часов, а предполагает описание общей технологической схемы, включающей последовательность, объём, формы и методы, как преподавания, так и учения.

Согласно типологии В.С. Лазарева, учебные планы могут быть классифицированы по четырём типам (рисунок 6).

В рамках сетевого взаимо­действия организаций образования при составлении ИУП возможно использование учебных пред­метов (курсов) нескольких организаций образования. Индивидуальный учебный план вы­полняет функции:

- обеспечивает реализацию выбора учащимся профиля;

- фиксирует сово­купность учебных предметов (базовых, профильных, элек­тивных), выбранных для освоения учащимися, и часы на их освоение;

- определяет конкретный образователь­ный результат, который должен достичь обучающийся к окончанию школы;

- способствует самоопределению школьника.



ТИПЫ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ


Предметный - традиционный план, устанавливающий распределение по годам обучения и неделям

С выделением ядра – план с выделением «ведущего» учебного предмета или «ведущей» образовательной области

С выделением образовательных сфер – план, в котором приоритет отдан не одной, а нескольким образовательным областям

Субъектно –уровневый – план индивидуального образовательного маршрута



Индивидуальная образова­тельная программа (далее - ИОП) является документом, дающим представление о содержании деятельности образовательного учреждения, направленной на реализацию заявленных им целей (Рисунок 7).

Образователь­ная программа проектируется коллективом (группой) педагогов и в дальнейшем корректи­руется в совместной деятельности с учащимися в соответ­ствии со следующими требованиями:

- соответствие социальному заказу;

- обеспечение возможности достижения учащимися уровня образованности, который необходим для реа­лизации социального заказа;

- соответствие обра­зовательному стандарту;

- обеспечение интегра­ции содержания образования различных образовательных областей;

- обеспечение интегра­ции учебной и внеурочной деятельности учащихся;

- стимулирование использования эффективных образовательных технологий;

- соответствие кадровым, материальным и финан­совым возможностям школы;

- обеспечение развития учащихся.

Индивидуальная образовательная программа выполня­ет функции:

- нормативную - фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет, порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута;

- информационную - информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося за два года;

- мотивационную - определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающегося;

- организационную - определяет виды образовательной деятель­ности обучающегося, формы взаимодействия и диагностики;

- функцию самоопределения - позволяет реализовать потребность в самоопределении на основе реализации образовательного выбора.



Таким образом, индивидуальная образовательная про­грамма - это программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образо­вательного запроса и фиксирующая образовательные цели и результаты на два года (10(11)-11(12) классы). Проектирование индивидуальной обра­зовательной программы осуществляется на основе взаимо­действия обучающегося и педагогов и предполагает тесное сотрудничество и сотворчество.

Индивидуальный образовательный маршрут - определяет программу конкретных действий учащегося по реализации ИУП и ИОП.

Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных задач. Образовательный маршрут позво­ляет иначе, чем учебный план, конструировать временную последовательность, формы и виды организации взаимо­действия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.

Индивидуальный образовательный маршрут — это вре­менной порядок реализации индивидуальной образова­тельной программы с учетом конкретных условий образо­вательного процесса в учебном заведении (или в сети).

Таким образом, можно утверждать, что индивидуаль­ный учебный план является основой самоопределения школьника, так как на каждом из этапов проектирования учащимся последовательно выполняются функции

Профилизация обучения в старших классах предоставляет школь­никам возможность выбора содержания обучения в рамках профильных направлений, что находит своё отражение в индивидуаль­ных учебных планах, которые дают возможность учащимся делать вы­бор образовательного уровня по отдельным предметам и профильным направлениям, при этом полностью выполняя обязательные требова­ния учебных общеобразовательных программ.


3. Этапы формирования индивидуального образовательного маршрута старшеклассника

В процессе формирования индивидуальных учебных планов можно выделить три основных этапа:

I этап - предварительное составление основы учебного плана (май);

II этап - окончательная корректировка учебного плана на основе заявлен­ных учащимися профилей и комплектования классов или потока (август);

III этап - составление индивидуальных планов учащихся и комплектование на их основе профильных уровневых групп (август).

В организационно-техническом плане самым сложным этапом яв­ляется третий этап. Здесь каждый ученик 10 (11) профильного класса дол­жен самостоятельно составить свой личный учебный план. Для того чтобы индивидуальный учебный план был составлен правильно и действительно соответствовал избранному учеником профилю, необходимо к каждому бланку учебного плана приложить пошаговую инструкцию заполнения учебного плана, а также примерные образцы возможных профилей, то есть каждому ученику выдать комплект вспомогательных документов. Кроме того, учащимся требуются индивидуальные консультации. Каждый из индивидуальных учебных планов подписы­вается учащимся, его родителями, классным руководителем, утвержда­ется администрацией школы и только тогда вступает в силу. Если в про­цессе учёбы возникают вопросы об изменении индивидуального плана, то по заявлению родителей этот вопрос рассматривается на педагоги­ческом совете, и в исключительных случаях могут быть внесены изме­нения вплоть до перемены профиля.

Такая сис­тема в организации обучения позволяет в полной мере осуществлять дифференцированный подход, однако следует иметь в виду, что выбор профиля – это логическое завершение одного из этапов длительного, специально организованного процесса индивидуального развития школьника. Этот про­цесс достаточно сложный и долгий. В то же время, недостаточная предпрофильная подготовка в основной школе также может значительно осложнить этот выбор. Кратковременные предпрофильные курсы, предложенные в 8 (9)-9 (10)-х классах, мало способствуют профильному самоопределению учащихся, к тому же многие из них яв­ляются скорее предпрофессиональными.

В связи с этим возможно введение индивидуальных учебных планов для 5 (6)-9 (10)-х классов, целью которых является подготовка учащихся основной школы к профильному самоопределению.

Таким образом, можно говорить о единых технологических подхо­дах в формировании индивидуальных учебных планов школы на разных ступенях обучения, успешной апробации этих технологий и рекомендациях к их внедрению.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.