ОЦЕНИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
1.Оценивание образовательных результатов в контексте компетентностного подхода к обучению

Наиболее значимым из перспективных направлений развития современного образования является компетентностный подход. Компетентностый подход предполагает следующие приоритеты в оценивании учащихся:

1. Внедрение систем, ориентированных на индивидуальные нормы: у каждого человека свой уровень компетентности. Примером подобной системы является единое национальное тестирование.

2. Переход от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке - компетентность по своей сути носит интегральный характер.

3. Внедрение деятельностных методов (в форме проектов, деловых игр), что связано с изменением значения понятий «знающий» и «умеющий», отход от рассмотрения этих понятий как некоторого накопления изолированных фактов и умений и новое наполнение понятия в терминах применения и использования знаний.

4. Использование заданий с определённым контекстом. Компетентность проявляется при решении задач жизненной практики, а значит, содержание должно быть соотнесено с реальными проблемами.

5. Сочетание оценки индивидуальных умений с оценкой умений работать в группе. Компетентности проявляются во взаимодействии с другими людьми.

Кроме того, на первый план выдвигаются следующие характеристики оценивания:

- того, что более значимо, - успешно представляются те умения, которые актуальны для человека;

- знаний и умений, представляющих основу предметной области; пониманию, объяснению, установлению предметно-следственных связей – для того, чтобы быть компетентным, необходимо обладать навыками обобщения, сравнения, сопоставления, ориентироваться в законах и нормах;

- того, что знают учащиеся, готовности к самоконтролю – каждый должен оценить свой уровень компетентности;

- использования различных методов и форм оценки, - компетентности различны, как различны умения, необходимые для их формирования.

Компетентностный подход представлен в Государственном общеобязательном стандарте среднего общего образования Республики Казахстан 2006 года (далее – ГОСО РК-2006) через определение его целей в виде овладения каждым учащимся совокупностью ключевых компетенций в различных сферах деятельности с учётом особенностей личности. К числу ключевых компетентностей как образовательных результатов согласно ГОСО РК-2006 относятся:

- компетентность разрешения проблем (самоменеджмент);

- информационная компетентность;

- коммуникативная компетентность (см. приложение к теме 9).

Выделяются три уровня овладения компетенциями, соответствующие трём ступеням общего среднего образования - ступеням начального, основного и среднего общего образования.

Особую значимость приобретает оценка компетентности учащихся на этапах завершения обучения в основной и средней школе. К уровням образованности, соотносимым с этапами обучения в школе, причислены: функциональная грамотность (основная школа), компетентность (средняя школа). Важно определить содержание компетентностей, которые позволят адаптироваться в обществе, выбрать соответствующую потенциалу программу допрофессиональной подготовки, профессионального обучения, установить набор процедур, с помощью которых возможно было бы оценить достигнутый образовательный результат в его деятельностном выражении, в опыте решения разнообразных проблем социальной практики.

Функциональная грамотность характеризует способность решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе преимущественно прикладных знаний. В идеале решаемые задачи должны охватывать все магистральные направления современной социальной практики (обучения, общения и досуга, взаимодействия с природной и культурной средой, различными социальными институтами и общественными, политическими объединениями).

Компетентность, подразделяемая на общекультурную, допрофессиональную, методологическую, характеризует способность решать задачи в различных сферах деятельности, опираясь на теоретические знания: научные понятия, принципы, законы, теории, методы науки.

Согласно ГОСО РК-2006 в организациях образования Республики Казахстан применяются следующие виды оценивания учебных достижений учащихся: внешняя оценка, внутренняя оценка и портфолио (см. приложение к теме 9).

Инструментами измерения при оценке учебных достижений учащихся являются учебные задания различных видов: тесты открытого и закрытого типов, расчётные и практические задачи, проекты, упражнения, компьютерное моделирование и др. Помимо традиционных инструментов измерения, оценивающих знания, умения и навыки учащегося, современный инструментарий должен дать возможность, также, оценить:

- функциональную грамотность учащегося посредством, например, ситуационных задач, заданий и проектов;

- коммуникативную компетентность в форме дебатов;

- допрофессиональную компетентность в формах междисциплинарного тестирования, деловых имитационных игр и т.п.

Компетентностый подход представлен в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Program for International Student Assessment), осуществляемой Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development).

В исследовании PISA выделены ведущие компетентности, формируемые основными направлениями современного образования: грамотность чтения, математическая и естественнонаучная грамотности (таблица 6)



Таблица 6 – Ожидаемые результаты обучения

Ведущие компетенции
Ожидаемые результаты обучения

грамотность чтения
способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества

математическая грамотность
способность учащихся распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; решать эти проблемы, используя математические знания и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учётом поставленной проблемы

естественнонаучная

грамотность
способность учащихся использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях; выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание; особенности естественнонаучного исследования; делать выводы на основе полученных данных




Исследование проводится трёхлетними циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из направлений исследования.

§ Первое – 1998-2000 г.г. – «грамотность чтения».

§ Второе – 2001-2003 г. г. - «математическая грамотность».

§ Третье – 2004 –2006 г. г. – «естественнонаучная грамотность».

В 2003 году в исследовании приняли участие 41 страна, в том числе Россия. Объектом исследования стали достижения учащихся 15-летнего возраста. Выбор этих учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на этом этапе важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также способности самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.

Согласно Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы уже на первом этапе её реализации Казахстан примет участие в сравнительном анализе достижений обучающихся в рамках Международной программы исследований PISA.



2. Аутентичное оценивание как форма оценки личностных достижений школьника.

Внедрение компетентностного подхода предполагает внесение изменений, в систему оценивания образовательных результатов учащихся.

Под образовательными результатами понимаются личностные достижения школьника в процессе освоения содержания образования, выражение степени его успеш­ности и личностного роста.

Формой оценки личностных достижений и образова­тельных результатов выступает аутентичное оценивание. Понятие «аутентичное оценивание» во многом равнознач­но термину «подлинная оценка», или «оценивание реаль­ных достижений учащихся».

Необходимость разработки аутентичного оценивания связывается сегодня с переходом от парадигмы обучения к парадигме учения, системными изменениями образова­тельного процесса, которые, в свою очередь, связаны с сис­темой оценивания старшего школьника. Идет поиск мето­дов, форм, технологий оценивания, позволяющих школьнику реализовать свою субъектность.

По сути, речь идет об изменении философии оценива­ния, которая связана с переходом:

- от дискретности к непрерывности;

- от фрагментарности к системности;

- от единичности к множественности;

- от количественной к оценке качественной;

- от жёсткости в оценивании к гибкости;

- от искусственности к естественности;

- от оценки к самооценке;

- от оценки работы к оцениванию личностных достижений.

Новая философия оценки определяет и новые тенден­ции развития оценочной деятельности учителя, которые уже сегодня прослеживаются в образовательной практике:

- увеличение доли и повышение значимости качественных оценок;

- ориентация на личностные достижения учащихся;

- обучение учащихся самооценке результатов учебной деятельности;

- отказ от формализованной оценки работ творческого характера.

Проведем сравнительный анализ традиционного оцени­вания, широко распространённого в объяснительно-иллю­стративной системе обучения, и аутентичного оценивания (рисунок 19).

Так, при традиционном оценивании оценка образовательных результатов проводится на основе стан­дартных критериев, эталонной нормы с целью фиксации соответствия обучающегося этой норме, а при аутентич­ном оценивании целью является отслеживание индивиду­ального прогресса учащегося, достигнутого им в процессе получения образования. В первом случае оценка образова­тельных результатов совершается на основе формального оценивания, причем субъектом оценивания выступает пе­дагог, а во втором - на основе неформального оценива­ния - экспертного, субъектами оценивания выступают не только педагоги, но и сами обучающиеся и их родители. В первом случае оценивание выполняет функцию контро­ля, оно направлено на выявление того, что учащийся не знает и не умеет. Для неуспевающих учеников это создает стойкий «эффект неудачника», который в психологиче­ской науке описан как эффект выученной беспомощности. При аутентичном оценивании происходит констатация того, что ученик знает и умеет. Это создает для ученика си­туацию успеха, и, в конечном счете, это приводит к «эф­фекту успешности» в учебной деятельности, что является стойким мотивирующим фактором - «Я хочу заниматься той деятельностью, в которой я успешен».

Традиционное оценивание использует балльную шкалу от 1 до 5, которая не позволяет в полной мере провести ка­чественное оценивание. А при аутентичном оценивании используется в основном качественная оценка.


Установка 12-балльного диапазона оценок (ГОСО РК-2006) расширит возможность при оценке образовательной деятельности учитывать не только количественные, но и качественные показатели учебной деятельности учащегося. В первом случае субъектом оценивания выступает педагог, что со­здает ситуацию отчуждения обучающегося от своей работы, а во втором - субъектом оценивания выступает сам обучающийся, что позволяет ему научиться оце­нивать реально свои личностные достижения и образовательные результаты, способствует становлению адекватной само­оценки.

При аутентичном оценивании учащийся публично представляет образовательные результаты и личностные достижения. Аутентичное оценивание в связи с этим реа­лизует еще одну важную задачу. Оно даёт возможность учащимся увидеть, что выполняемая ими работа достаточно важна, привлекает внимание других, заслуживает высокой оцен­ки, предоставляет возможность другим членам учебного сообщества - учащимся, преподавателям, родителям - не только оценить их достижения, но и научиться чему-либо из их опыта, принять и разделить цели и достижения и, в конечном счёте, использовать полученные знания и навыки в реальной жизни.

Таким образом, аутентичное оценивание направлено на оказание помо­щи ученику в развитии его способности анализа собственной деятельности. Средствами оценивания высту­пают продукты образовательной деятельности учащихся. Внутренним механизмом является рефлексия собственной образовательной деятельности, образовательных результа­тов и личностных достижений. Предполагаемый результат при системном использовании аутентичных видов оценивания в образовательном процессе - компетентность в сфере саморегуляции и самоорганизации, адекватная самооценка. Кроме того, аутентичное оценивание в большей степени способствует формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.



3. Портфолио как форма аутентичного оценивания достижений учащегося

Согласно ГОСО РК-2006 в организациях образования Республики Казахстан применяются следующие виды оценивания учебных достижений учащихся: внешняя оценка, внутренняя оценка и портфолио.

Внешняя оценка осуществляется государственными органами управления образования, для измерения уровня овладения знаниями, умениями, навыками и компетентностями используется система заданий, стандартизованных по содержанию, процедуре и способам проверки, разрабатываемых центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования.

Внутренняя оценка качества обучения в организациях образования проводится непосредственно организациями образования посредством нестандартизированных заданий, используемых педагогом для измерения уровня овладения знаниями, умениями, навыками и компетентностями.

Следует отметить, что проведение внутренней и внешней оценок подразумевает изменение форма и содержание заданий. Портфолио же является нововведением, принципиально изменяющим систему оценивания по сравнению с традиционной системой.

Портфолио. Портфель достижений используется для самооценивания и учта достижений (в том числе творческих успехов) ребёнка.

Родиной «портфеля», или «портфолио» (portfolio), являются США. Однако эта модель стала популярной во многих странах мира. В Финляндии, например, именно с внедрения этой формы учета достижений учащихся началась реформа системы образования.

Школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник информации, знаний, образовательного развития подростка. В частности, имеется большая совокупность различных учреждений, мероприятий, в том числе в системе дополнительного образования детей, которые, с одной стороны, обладают большим и реальным образовательным эффектом для детей в поиске своего профиля и направления. С другой стороны, результаты, достигаемые ребятами во внешкольных образовательных сетях и системах и свидетельствующие о высоком уровне направленности и «образованности», не всегда учитываются при определении их достижений в обучении по избранным профильным направлениям. Составляя портфолио, ученик перестает быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным, учится сам себя оценивать, отмечать собственные успехи.

В портфолио собирается разнообразная информация, объективно отражающая уровень подготовки, существующие проблемы, трудности, необходимость их преодоления. Одна из его задач - демонстрация прогресса. В портфолио ученик накапливает информацию о своих целях и успехах, планирует дальнейшие действия, оценивает состояние текущих дел.

Портфолио является одной из форм аутентичного оценивания
Рассмотрим педагогические возможности портфолио.

Портфолио позволяет решать целый спектр педагогических задач профильного обучения, которые непосредственно связаны с организацией образовательной деятельности учащихся, а именно с постановкой и осознанием ими задач образовательной деятельности. Соответствие педагогических и образовательных задач приведено на рисунке 21.

Таким образом, портфолио как форма аутентичного оценивания выполняет несколько функций:

1. Диагностическая – фиксирование, учёт изменений и росте учащегося за определённый период времени.

2. Целеполагание – порядок, методы и формы представления результатов образовательной деятельности на всех этапах определяются самим учащимся, что делает для него процесс более осознанным и значимым.

3. Рефлексивная – проявляется в анализе собственной образовательной деятельности.

4. Мотивационная – накапливая результаты образовательной деятельности, обучающийся находится в ситуации успеха, внутреннего удовлетворения, что способствует повышению образовательной мотивации.

5. Содержательная – образовательные результаты позволяют определить содержательно виды образовательной деятельности, в которые включён учащийся.

6. Развивающая – с одной стороны, целенаправленная систематическая

7. Рейтинговая - учащийся имеет возможность определить рейтинг личностный, установить, насколько полно выполнен учебный план, сколько выполнено работ по качеству и количеству, сколько набрано баллов, в каком процентном отношении от максимального результата.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.