1.Оценивание образовательных результатов в контексте компетентностного подхода к обучению
Наиболее значимым из перспективных направлений развития современного образования является компетентностный подход. Компетентностый подход предполагает следующие приоритеты в оценивании учащихся:
1. Внедрение систем, ориентированных на индивидуальные нормы: у каждого человека свой уровень компетентности. Примером подобной системы является единое национальное тестирование.
2. Переход от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке - компетентность по своей сути носит интегральный характер.
3. Внедрение деятельностных методов (в форме проектов, деловых игр), что связано с изменением значения понятий «знающий» и «умеющий», отход от рассмотрения этих понятий как некоторого накопления изолированных фактов и умений и новое наполнение понятия в терминах применения и использования знаний.
4. Использование заданий с определённым контекстом. Компетентность проявляется при решении задач жизненной практики, а значит, содержание должно быть соотнесено с реальными проблемами.
5. Сочетание оценки индивидуальных умений с оценкой умений работать в группе. Компетентности проявляются во взаимодействии с другими людьми.
Кроме того, на первый план выдвигаются следующие характеристики оценивания:
- того, что более значимо, - успешно представляются те умения, которые актуальны для человека;
- знаний и умений, представляющих основу предметной области; пониманию, объяснению, установлению предметно-следственных связей – для того, чтобы быть компетентным, необходимо обладать навыками обобщения, сравнения, сопоставления, ориентироваться в законах и нормах;
- того, что знают учащиеся, готовности к самоконтролю – каждый должен оценить свой уровень компетентности;
- использования различных методов и форм оценки, - компетентности различны, как различны умения, необходимые для их формирования.
Компетентностный подход представлен в Государственном общеобязательном стандарте среднего общего образования Республики Казахстан 2006 года (далее – ГОСО РК-2006) через определение его целей в виде овладения каждым учащимся совокупностью ключевых компетенций в различных сферах деятельности с учётом особенностей личности. К числу ключевых компетентностей как образовательных результатов согласно ГОСО РК-2006 относятся:
- компетентность разрешения проблем (самоменеджмент);
- информационная компетентность;
- коммуникативная компетентность (см. приложение к теме 9).
Выделяются три уровня овладения компетенциями, соответствующие трём ступеням общего среднего образования - ступеням начального, основного и среднего общего образования.
Особую значимость приобретает оценка компетентности учащихся на этапах завершения обучения в основной и средней школе. К уровням образованности, соотносимым с этапами обучения в школе, причислены: функциональная грамотность (основная школа), компетентность (средняя школа). Важно определить содержание компетентностей, которые позволят адаптироваться в обществе, выбрать соответствующую потенциалу программу допрофессиональной подготовки, профессионального обучения, установить набор процедур, с помощью которых возможно было бы оценить достигнутый образовательный результат в его деятельностном выражении, в опыте решения разнообразных проблем социальной практики.
Функциональная грамотность характеризует способность решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе преимущественно прикладных знаний. В идеале решаемые задачи должны охватывать все магистральные направления современной социальной практики (обучения, общения и досуга, взаимодействия с природной и культурной средой, различными социальными институтами и общественными, политическими объединениями).
Компетентность, подразделяемая на общекультурную, допрофессиональную, методологическую, характеризует способность решать задачи в различных сферах деятельности, опираясь на теоретические знания: научные понятия, принципы, законы, теории, методы науки.
Согласно ГОСО РК-2006 в организациях образования Республики Казахстан применяются следующие виды оценивания учебных достижений учащихся: внешняя оценка, внутренняя оценка и портфолио (см. приложение к теме 9).
Инструментами измерения при оценке учебных достижений учащихся являются учебные задания различных видов: тесты открытого и закрытого типов, расчётные и практические задачи, проекты, упражнения, компьютерное моделирование и др. Помимо традиционных инструментов измерения, оценивающих знания, умения и навыки учащегося, современный инструментарий должен дать возможность, также, оценить:
- функциональную грамотность учащегося посредством, например, ситуационных задач, заданий и проектов;
- коммуникативную компетентность в форме дебатов;
- допрофессиональную компетентность в формах междисциплинарного тестирования, деловых имитационных игр и т.п.
Компетентностый подход представлен в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Program for International Student Assessment), осуществляемой Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development).
В исследовании PISA выделены ведущие компетентности, формируемые основными направлениями современного образования: грамотность чтения, математическая и естественнонаучная грамотности (таблица 6)
Таблица 6 – Ожидаемые результаты обучения
Ведущие компетенции
Ожидаемые результаты обучения
грамотность чтения
способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества
математическая грамотность
способность учащихся распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; решать эти проблемы, используя математические знания и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учётом поставленной проблемы
естественнонаучная
грамотность
способность учащихся использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях; выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание; особенности естественнонаучного исследования; делать выводы на основе полученных данных
Исследование проводится трёхлетними циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из направлений исследования.
§ Первое – 1998-2000 г.г. – «грамотность чтения».
§ Второе – 2001-2003 г. г. - «математическая грамотность».
§ Третье – 2004 –2006 г. г. – «естественнонаучная грамотность».
В 2003 году в исследовании приняли участие 41 страна, в том числе Россия. Объектом исследования стали достижения учащихся 15-летнего возраста. Выбор этих учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на этом этапе важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также способности самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Согласно Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы уже на первом этапе её реализации Казахстан примет участие в сравнительном анализе достижений обучающихся в рамках Международной программы исследований PISA.
2. Аутентичное оценивание как форма оценки личностных достижений школьника.
Внедрение компетентностного подхода предполагает внесение изменений, в систему оценивания образовательных результатов учащихся.
Под образовательными результатами понимаются личностные достижения школьника в процессе освоения содержания образования, выражение степени его успешности и личностного роста.
Формой оценки личностных достижений и образовательных результатов выступает аутентичное оценивание. Понятие «аутентичное оценивание» во многом равнозначно термину «подлинная оценка», или «оценивание реальных достижений учащихся».
Необходимость разработки аутентичного оценивания связывается сегодня с переходом от парадигмы обучения к парадигме учения, системными изменениями образовательного процесса, которые, в свою очередь, связаны с системой оценивания старшего школьника. Идет поиск методов, форм, технологий оценивания, позволяющих школьнику реализовать свою субъектность.
По сути, речь идет об изменении философии оценивания, которая связана с переходом:
- от дискретности к непрерывности;
- от фрагментарности к системности;
- от единичности к множественности;
- от количественной к оценке качественной;
- от жёсткости в оценивании к гибкости;
- от искусственности к естественности;
- от оценки к самооценке;
- от оценки работы к оцениванию личностных достижений.
Новая философия оценки определяет и новые тенденции развития оценочной деятельности учителя, которые уже сегодня прослеживаются в образовательной практике:
- увеличение доли и повышение значимости качественных оценок;
- ориентация на личностные достижения учащихся;
- обучение учащихся самооценке результатов учебной деятельности;
- отказ от формализованной оценки работ творческого характера.
Проведем сравнительный анализ традиционного оценивания, широко распространённого в объяснительно-иллюстративной системе обучения, и аутентичного оценивания (рисунок 19).
Так, при традиционном оценивании оценка образовательных результатов проводится на основе стандартных критериев, эталонной нормы с целью фиксации соответствия обучающегося этой норме, а при аутентичном оценивании целью является отслеживание индивидуального прогресса учащегося, достигнутого им в процессе получения образования. В первом случае оценка образовательных результатов совершается на основе формального оценивания, причем субъектом оценивания выступает педагог, а во втором - на основе неформального оценивания - экспертного, субъектами оценивания выступают не только педагоги, но и сами обучающиеся и их родители. В первом случае оценивание выполняет функцию контроля, оно направлено на выявление того, что учащийся не знает и не умеет. Для неуспевающих учеников это создает стойкий «эффект неудачника», который в психологической науке описан как эффект выученной беспомощности. При аутентичном оценивании происходит констатация того, что ученик знает и умеет. Это создает для ученика ситуацию успеха, и, в конечном счете, это приводит к «эффекту успешности» в учебной деятельности, что является стойким мотивирующим фактором - «Я хочу заниматься той деятельностью, в которой я успешен».
Традиционное оценивание использует балльную шкалу от 1 до 5, которая не позволяет в полной мере провести качественное оценивание. А при аутентичном оценивании используется в основном качественная оценка.
Установка 12-балльного диапазона оценок (ГОСО РК-2006) расширит возможность при оценке образовательной деятельности учитывать не только количественные, но и качественные показатели учебной деятельности учащегося. В первом случае субъектом оценивания выступает педагог, что создает ситуацию отчуждения обучающегося от своей работы, а во втором - субъектом оценивания выступает сам обучающийся, что позволяет ему научиться оценивать реально свои личностные достижения и образовательные результаты, способствует становлению адекватной самооценки.
При аутентичном оценивании учащийся публично представляет образовательные результаты и личностные достижения. Аутентичное оценивание в связи с этим реализует еще одну важную задачу. Оно даёт возможность учащимся увидеть, что выполняемая ими работа достаточно важна, привлекает внимание других, заслуживает высокой оценки, предоставляет возможность другим членам учебного сообщества - учащимся, преподавателям, родителям - не только оценить их достижения, но и научиться чему-либо из их опыта, принять и разделить цели и достижения и, в конечном счёте, использовать полученные знания и навыки в реальной жизни.
Таким образом, аутентичное оценивание направлено на оказание помощи ученику в развитии его способности анализа собственной деятельности. Средствами оценивания выступают продукты образовательной деятельности учащихся. Внутренним механизмом является рефлексия собственной образовательной деятельности, образовательных результатов и личностных достижений. Предполагаемый результат при системном использовании аутентичных видов оценивания в образовательном процессе - компетентность в сфере саморегуляции и самоорганизации, адекватная самооценка. Кроме того, аутентичное оценивание в большей степени способствует формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
3. Портфолио как форма аутентичного оценивания достижений учащегося
Согласно ГОСО РК-2006 в организациях образования Республики Казахстан применяются следующие виды оценивания учебных достижений учащихся: внешняя оценка, внутренняя оценка и портфолио.
Внешняя оценка осуществляется государственными органами управления образования, для измерения уровня овладения знаниями, умениями, навыками и компетентностями используется система заданий, стандартизованных по содержанию, процедуре и способам проверки, разрабатываемых центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования.
Внутренняя оценка качества обучения в организациях образования проводится непосредственно организациями образования посредством нестандартизированных заданий, используемых педагогом для измерения уровня овладения знаниями, умениями, навыками и компетентностями.
Следует отметить, что проведение внутренней и внешней оценок подразумевает изменение форма и содержание заданий. Портфолио же является нововведением, принципиально изменяющим систему оценивания по сравнению с традиционной системой.
Портфолио. Портфель достижений используется для самооценивания и учта достижений (в том числе творческих успехов) ребёнка.
Родиной «портфеля», или «портфолио» (portfolio), являются США. Однако эта модель стала популярной во многих странах мира. В Финляндии, например, именно с внедрения этой формы учета достижений учащихся началась реформа системы образования.
Школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник информации, знаний, образовательного развития подростка. В частности, имеется большая совокупность различных учреждений, мероприятий, в том числе в системе дополнительного образования детей, которые, с одной стороны, обладают большим и реальным образовательным эффектом для детей в поиске своего профиля и направления. С другой стороны, результаты, достигаемые ребятами во внешкольных образовательных сетях и системах и свидетельствующие о высоком уровне направленности и «образованности», не всегда учитываются при определении их достижений в обучении по избранным профильным направлениям. Составляя портфолио, ученик перестает быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным, учится сам себя оценивать, отмечать собственные успехи.
В портфолио собирается разнообразная информация, объективно отражающая уровень подготовки, существующие проблемы, трудности, необходимость их преодоления. Одна из его задач - демонстрация прогресса. В портфолио ученик накапливает информацию о своих целях и успехах, планирует дальнейшие действия, оценивает состояние текущих дел.
Портфолио является одной из форм аутентичного оценивания
Рассмотрим педагогические возможности портфолио.
Портфолио позволяет решать целый спектр педагогических задач профильного обучения, которые непосредственно связаны с организацией образовательной деятельности учащихся, а именно с постановкой и осознанием ими задач образовательной деятельности. Соответствие педагогических и образовательных задач приведено на рисунке 21.
Таким образом, портфолио как форма аутентичного оценивания выполняет несколько функций:
1. Диагностическая – фиксирование, учёт изменений и росте учащегося за определённый период времени.
2. Целеполагание – порядок, методы и формы представления результатов образовательной деятельности на всех этапах определяются самим учащимся, что делает для него процесс более осознанным и значимым.
3. Рефлексивная – проявляется в анализе собственной образовательной деятельности.
4. Мотивационная – накапливая результаты образовательной деятельности, обучающийся находится в ситуации успеха, внутреннего удовлетворения, что способствует повышению образовательной мотивации.
5. Содержательная – образовательные результаты позволяют определить содержательно виды образовательной деятельности, в которые включён учащийся.
6. Развивающая – с одной стороны, целенаправленная систематическая
7. Рейтинговая - учащийся имеет возможность определить рейтинг личностный, установить, насколько полно выполнен учебный план, сколько выполнено работ по качеству и количеству, сколько набрано баллов, в каком процентном отношении от максимального результата.
Наиболее значимым из перспективных направлений развития современного образования является компетентностный подход. Компетентностый подход предполагает следующие приоритеты в оценивании учащихся:
1. Внедрение систем, ориентированных на индивидуальные нормы: у каждого человека свой уровень компетентности. Примером подобной системы является единое национальное тестирование.
2. Переход от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке - компетентность по своей сути носит интегральный характер.
3. Внедрение деятельностных методов (в форме проектов, деловых игр), что связано с изменением значения понятий «знающий» и «умеющий», отход от рассмотрения этих понятий как некоторого накопления изолированных фактов и умений и новое наполнение понятия в терминах применения и использования знаний.
4. Использование заданий с определённым контекстом. Компетентность проявляется при решении задач жизненной практики, а значит, содержание должно быть соотнесено с реальными проблемами.
5. Сочетание оценки индивидуальных умений с оценкой умений работать в группе. Компетентности проявляются во взаимодействии с другими людьми.
Кроме того, на первый план выдвигаются следующие характеристики оценивания:
- того, что более значимо, - успешно представляются те умения, которые актуальны для человека;
- знаний и умений, представляющих основу предметной области; пониманию, объяснению, установлению предметно-следственных связей – для того, чтобы быть компетентным, необходимо обладать навыками обобщения, сравнения, сопоставления, ориентироваться в законах и нормах;
- того, что знают учащиеся, готовности к самоконтролю – каждый должен оценить свой уровень компетентности;
- использования различных методов и форм оценки, - компетентности различны, как различны умения, необходимые для их формирования.
Компетентностный подход представлен в Государственном общеобязательном стандарте среднего общего образования Республики Казахстан 2006 года (далее – ГОСО РК-2006) через определение его целей в виде овладения каждым учащимся совокупностью ключевых компетенций в различных сферах деятельности с учётом особенностей личности. К числу ключевых компетентностей как образовательных результатов согласно ГОСО РК-2006 относятся:
- компетентность разрешения проблем (самоменеджмент);
- информационная компетентность;
- коммуникативная компетентность (см. приложение к теме 9).
Выделяются три уровня овладения компетенциями, соответствующие трём ступеням общего среднего образования - ступеням начального, основного и среднего общего образования.
Особую значимость приобретает оценка компетентности учащихся на этапах завершения обучения в основной и средней школе. К уровням образованности, соотносимым с этапами обучения в школе, причислены: функциональная грамотность (основная школа), компетентность (средняя школа). Важно определить содержание компетентностей, которые позволят адаптироваться в обществе, выбрать соответствующую потенциалу программу допрофессиональной подготовки, профессионального обучения, установить набор процедур, с помощью которых возможно было бы оценить достигнутый образовательный результат в его деятельностном выражении, в опыте решения разнообразных проблем социальной практики.
Функциональная грамотность характеризует способность решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе преимущественно прикладных знаний. В идеале решаемые задачи должны охватывать все магистральные направления современной социальной практики (обучения, общения и досуга, взаимодействия с природной и культурной средой, различными социальными институтами и общественными, политическими объединениями).
Компетентность, подразделяемая на общекультурную, допрофессиональную, методологическую, характеризует способность решать задачи в различных сферах деятельности, опираясь на теоретические знания: научные понятия, принципы, законы, теории, методы науки.
Согласно ГОСО РК-2006 в организациях образования Республики Казахстан применяются следующие виды оценивания учебных достижений учащихся: внешняя оценка, внутренняя оценка и портфолио (см. приложение к теме 9).
Инструментами измерения при оценке учебных достижений учащихся являются учебные задания различных видов: тесты открытого и закрытого типов, расчётные и практические задачи, проекты, упражнения, компьютерное моделирование и др. Помимо традиционных инструментов измерения, оценивающих знания, умения и навыки учащегося, современный инструментарий должен дать возможность, также, оценить:
- функциональную грамотность учащегося посредством, например, ситуационных задач, заданий и проектов;
- коммуникативную компетентность в форме дебатов;
- допрофессиональную компетентность в формах междисциплинарного тестирования, деловых имитационных игр и т.п.
Компетентностый подход представлен в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Program for International Student Assessment), осуществляемой Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development).
В исследовании PISA выделены ведущие компетентности, формируемые основными направлениями современного образования: грамотность чтения, математическая и естественнонаучная грамотности (таблица 6)
Таблица 6 – Ожидаемые результаты обучения
Ведущие компетенции
Ожидаемые результаты обучения
грамотность чтения
способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества
математическая грамотность
способность учащихся распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; решать эти проблемы, используя математические знания и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учётом поставленной проблемы
естественнонаучная
грамотность
способность учащихся использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях; выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание; особенности естественнонаучного исследования; делать выводы на основе полученных данных
Исследование проводится трёхлетними циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из направлений исследования.
§ Первое – 1998-2000 г.г. – «грамотность чтения».
§ Второе – 2001-2003 г. г. - «математическая грамотность».
§ Третье – 2004 –2006 г. г. – «естественнонаучная грамотность».
В 2003 году в исследовании приняли участие 41 страна, в том числе Россия. Объектом исследования стали достижения учащихся 15-летнего возраста. Выбор этих учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на этом этапе важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также способности самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Согласно Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы уже на первом этапе её реализации Казахстан примет участие в сравнительном анализе достижений обучающихся в рамках Международной программы исследований PISA.
2. Аутентичное оценивание как форма оценки личностных достижений школьника.
Внедрение компетентностного подхода предполагает внесение изменений, в систему оценивания образовательных результатов учащихся.
Под образовательными результатами понимаются личностные достижения школьника в процессе освоения содержания образования, выражение степени его успешности и личностного роста.
Формой оценки личностных достижений и образовательных результатов выступает аутентичное оценивание. Понятие «аутентичное оценивание» во многом равнозначно термину «подлинная оценка», или «оценивание реальных достижений учащихся».
Необходимость разработки аутентичного оценивания связывается сегодня с переходом от парадигмы обучения к парадигме учения, системными изменениями образовательного процесса, которые, в свою очередь, связаны с системой оценивания старшего школьника. Идет поиск методов, форм, технологий оценивания, позволяющих школьнику реализовать свою субъектность.
По сути, речь идет об изменении философии оценивания, которая связана с переходом:
- от дискретности к непрерывности;
- от фрагментарности к системности;
- от единичности к множественности;
- от количественной к оценке качественной;
- от жёсткости в оценивании к гибкости;
- от искусственности к естественности;
- от оценки к самооценке;
- от оценки работы к оцениванию личностных достижений.
Новая философия оценки определяет и новые тенденции развития оценочной деятельности учителя, которые уже сегодня прослеживаются в образовательной практике:
- увеличение доли и повышение значимости качественных оценок;
- ориентация на личностные достижения учащихся;
- обучение учащихся самооценке результатов учебной деятельности;
- отказ от формализованной оценки работ творческого характера.
Проведем сравнительный анализ традиционного оценивания, широко распространённого в объяснительно-иллюстративной системе обучения, и аутентичного оценивания (рисунок 19).
Так, при традиционном оценивании оценка образовательных результатов проводится на основе стандартных критериев, эталонной нормы с целью фиксации соответствия обучающегося этой норме, а при аутентичном оценивании целью является отслеживание индивидуального прогресса учащегося, достигнутого им в процессе получения образования. В первом случае оценка образовательных результатов совершается на основе формального оценивания, причем субъектом оценивания выступает педагог, а во втором - на основе неформального оценивания - экспертного, субъектами оценивания выступают не только педагоги, но и сами обучающиеся и их родители. В первом случае оценивание выполняет функцию контроля, оно направлено на выявление того, что учащийся не знает и не умеет. Для неуспевающих учеников это создает стойкий «эффект неудачника», который в психологической науке описан как эффект выученной беспомощности. При аутентичном оценивании происходит констатация того, что ученик знает и умеет. Это создает для ученика ситуацию успеха, и, в конечном счете, это приводит к «эффекту успешности» в учебной деятельности, что является стойким мотивирующим фактором - «Я хочу заниматься той деятельностью, в которой я успешен».
Традиционное оценивание использует балльную шкалу от 1 до 5, которая не позволяет в полной мере провести качественное оценивание. А при аутентичном оценивании используется в основном качественная оценка.
Установка 12-балльного диапазона оценок (ГОСО РК-2006) расширит возможность при оценке образовательной деятельности учитывать не только количественные, но и качественные показатели учебной деятельности учащегося. В первом случае субъектом оценивания выступает педагог, что создает ситуацию отчуждения обучающегося от своей работы, а во втором - субъектом оценивания выступает сам обучающийся, что позволяет ему научиться оценивать реально свои личностные достижения и образовательные результаты, способствует становлению адекватной самооценки.
При аутентичном оценивании учащийся публично представляет образовательные результаты и личностные достижения. Аутентичное оценивание в связи с этим реализует еще одну важную задачу. Оно даёт возможность учащимся увидеть, что выполняемая ими работа достаточно важна, привлекает внимание других, заслуживает высокой оценки, предоставляет возможность другим членам учебного сообщества - учащимся, преподавателям, родителям - не только оценить их достижения, но и научиться чему-либо из их опыта, принять и разделить цели и достижения и, в конечном счёте, использовать полученные знания и навыки в реальной жизни.
Таким образом, аутентичное оценивание направлено на оказание помощи ученику в развитии его способности анализа собственной деятельности. Средствами оценивания выступают продукты образовательной деятельности учащихся. Внутренним механизмом является рефлексия собственной образовательной деятельности, образовательных результатов и личностных достижений. Предполагаемый результат при системном использовании аутентичных видов оценивания в образовательном процессе - компетентность в сфере саморегуляции и самоорганизации, адекватная самооценка. Кроме того, аутентичное оценивание в большей степени способствует формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
3. Портфолио как форма аутентичного оценивания достижений учащегося
Согласно ГОСО РК-2006 в организациях образования Республики Казахстан применяются следующие виды оценивания учебных достижений учащихся: внешняя оценка, внутренняя оценка и портфолио.
Внешняя оценка осуществляется государственными органами управления образования, для измерения уровня овладения знаниями, умениями, навыками и компетентностями используется система заданий, стандартизованных по содержанию, процедуре и способам проверки, разрабатываемых центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования.
Внутренняя оценка качества обучения в организациях образования проводится непосредственно организациями образования посредством нестандартизированных заданий, используемых педагогом для измерения уровня овладения знаниями, умениями, навыками и компетентностями.
Следует отметить, что проведение внутренней и внешней оценок подразумевает изменение форма и содержание заданий. Портфолио же является нововведением, принципиально изменяющим систему оценивания по сравнению с традиционной системой.
Портфолио. Портфель достижений используется для самооценивания и учта достижений (в том числе творческих успехов) ребёнка.
Родиной «портфеля», или «портфолио» (portfolio), являются США. Однако эта модель стала популярной во многих странах мира. В Финляндии, например, именно с внедрения этой формы учета достижений учащихся началась реформа системы образования.
Школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник информации, знаний, образовательного развития подростка. В частности, имеется большая совокупность различных учреждений, мероприятий, в том числе в системе дополнительного образования детей, которые, с одной стороны, обладают большим и реальным образовательным эффектом для детей в поиске своего профиля и направления. С другой стороны, результаты, достигаемые ребятами во внешкольных образовательных сетях и системах и свидетельствующие о высоком уровне направленности и «образованности», не всегда учитываются при определении их достижений в обучении по избранным профильным направлениям. Составляя портфолио, ученик перестает быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным, учится сам себя оценивать, отмечать собственные успехи.
В портфолио собирается разнообразная информация, объективно отражающая уровень подготовки, существующие проблемы, трудности, необходимость их преодоления. Одна из его задач - демонстрация прогресса. В портфолио ученик накапливает информацию о своих целях и успехах, планирует дальнейшие действия, оценивает состояние текущих дел.
Портфолио является одной из форм аутентичного оценивания
Рассмотрим педагогические возможности портфолио.
Портфолио позволяет решать целый спектр педагогических задач профильного обучения, которые непосредственно связаны с организацией образовательной деятельности учащихся, а именно с постановкой и осознанием ими задач образовательной деятельности. Соответствие педагогических и образовательных задач приведено на рисунке 21.
Таким образом, портфолио как форма аутентичного оценивания выполняет несколько функций:
1. Диагностическая – фиксирование, учёт изменений и росте учащегося за определённый период времени.
2. Целеполагание – порядок, методы и формы представления результатов образовательной деятельности на всех этапах определяются самим учащимся, что делает для него процесс более осознанным и значимым.
3. Рефлексивная – проявляется в анализе собственной образовательной деятельности.
4. Мотивационная – накапливая результаты образовательной деятельности, обучающийся находится в ситуации успеха, внутреннего удовлетворения, что способствует повышению образовательной мотивации.
5. Содержательная – образовательные результаты позволяют определить содержательно виды образовательной деятельности, в которые включён учащийся.
6. Развивающая – с одной стороны, целенаправленная систематическая
7. Рейтинговая - учащийся имеет возможность определить рейтинг личностный, установить, насколько полно выполнен учебный план, сколько выполнено работ по качеству и количеству, сколько набрано баллов, в каком процентном отношении от максимального результата.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи