ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
1. Понятие образовательного пространства

Основная идея обновления старшей школы состоит в органи­зации профильного обучения, что существенно расширяет возможнос­ти выбора каждым учащимся индивидуальной образовательной про­граммы.

Обучение старшеклассников должно быть постро­ено в максимально возможной мере с учетом интересов и планов юно­шей и девушек на дальнейшую послешкольную жизнь, что невозможно достичь только путем сокращения обязательного содержания учебных предметов и расширения содержания избираемых дисциплин. В значи­тельной мере дифференциация и индивидуализация обучения может быть реализована через построение соответствующей образовательной сре­ды профильного обучения.

Таким образом, одной из целей современного школьного образования является расширение образо­вательного пространства. Реализация данной цели является необходимым условием для расширения круга личностно-значимых для учащихся проблем.

Категориальный характер рассматриваемого термина в части «пространство», истолкование его как множества элементов, между которыми установлены пространственные отношения, интуитивная созвучность термину «окружение» лежат в основе часто встреча­ющегося отождествления «образовательного пространства» с «обра­зовательной системой» и «образовательной средой».

Следует отметить, что термины «образовательная среда» и «образовательное пространство» не идентичны. В научной литературе образовательная среда рассматривается как часть социокультурной среды, как совокупность образовательных институтов и соответствующих им органов управления в кооперации с досуговыми, культурными, клубными, научно-производственными и другими объединениями, ориентированными в одном из направлений своей деятельности на цели образования. Под образовательным пространством обычно понимают осваиваемую учащимися окружающую среду для достижения им целей образования. Образовательное пространство человечества – это не просто его окружение, а то окружение, которое он воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт и взаимодействует в процессе образовательной деятельности.

Распространение идеи образовательного пространства связано с отказом от бытовавшего в рамках прежней парадигмы представле­ния об образовательном процессе как линии или заданной траекто­рии, по которой нормативно должен двигаться субъект образования

В распространенном метафорическом понимании образовательное пространство представляет собой непрерывное, неразрывное множе­ство индивидуальных форм развития и разнообразия образовательных возможностей

Образовательное пространство – educational space - существу­ющее в социуме «место», где субъективно задаются множества отно­шений и связей, где осуществляются специальные деятельности раз­личных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию индивида и его социализации. Также возможно и внутрен­не формируемое, индивидуальное образовательное пространство, становление которого происходит на опыте каждого.

В этом понимании суть образовательного пространства состав­ляют такие сложные образовательные процессы, как «процессы лич­ностных изменений людей (их групп, общностей) под воздействием обучения и воспитания», а смысл последних заключается в создании условий для саморазвития личности в новом понимании образован­ности - «не как многознания и владения набором профессиональ­ных навыков, а как развитости разнообразных способностей систем­ного характера и высокой степени их продуктивности».

Любое образовательное пространство вмещает в себя различ­ные меньшие по объему подпространства, «элементарным» из ко­торых является внутренне формируемое отдельной личностью индивидуальное образовательное пространство, становление и раз­витие которого отражает суть личностно-ориентированной концеп­ции образования.

Подобно образовательному пространству, образовательная среда, представляя собой часть социокультурного пространства, может иметь различные уровни - от регионального до уровня кон­кретного образовательного учреждения и даже личности (где она фак­тически совпадает по содержанию с индивидуальным образователь­ным пространством).



2. Формирование образовательного пространства

Функционирование образовательной среды невозможно без фор­мирования образовательного пространства в соответствии с целями и задачами, которые задаются соответствующей образовательной системой. Профильное обучение, как специфическая система обучения, также требует формирования образовательного пространства, обеспечивающего достижение основной его цели и выполнение соответствующих задач обучения, а именно интерактивного, способствующего индивидуализации и дифференциации обучения старшеклассников.

Основой конструирования общеобразовательного процесса старшей ступени выступает предвосхищаемый образ выпускника средней школы. Психолого-педагогическим способом формулирования данного образа является выявление личностных качеств учащегося, развитие которых планируется в ходе выполнения им соответствующих видов образовательной деятельности: исследовательской, социальной практики, профессиональной пробы.

Вполне логично при проектировании образовательной среды образовательного учреждения руководствоваться принципом обеспечения условий реализации базовых общеобразовательных предметов, профильных дисциплин, элективных курсов: кабинет, учебно-методический комплекс, ресурсное обеспечение. Особого внимания в профильном обучении заслуживает образовательная среда исследовательской (проектной) деятельности, социальной практики и профессиональной пробы.

Исследовательская (проектная) деятельность. Структурообразующим методом организации обучения в профильной школе является исследовательская (проектная) деятельность – деятельность по созданию материального или интеллектуального продукта (от замысла до результата), совершаемая в специально организованных педагогических условиях. Условием достижения результата является построение профильной школы как множественности видов деятельности учащегося. Исследование (проектирование) как структурообразующий принцип организации профильной школы предполагает обязательное сочетание различных видов деятельности учащихся.

Необходимое условие включения учащихся в исследовательскую (проектную) деятель­ность — дифференциация образовательного пространства. Перехо­ды от обязательной работы к работе по выбору, от учения к созда­нию собственного проекта, к исследованию, от работы под руководством к самостоятельной работе - всё это требует не кабинет­ного, а содержательного оформления пространства профильной школы. Образовательное пространство профильной школы должно включать в себя наряду с традиционными кабинетами (где осуществляется учебная деятельность по учебным предметам) места для самостоятельной рабо­ты (лаборатории, библиотеки, компьютерные классы с доступом к раз­нообразным базам данных), пространства внеучебной деятельности и т. д. Множественность видов деятельности учащихся обеспечивает воз­можность чередования различных типов работы. Переходы между об­разовательными пространствами и видами деятельности обеспечивают формирование особой чувствительности к мере результативности соб­ственных усилий (что требует обязательного исполнения, а что являет­ся попыткой, пробой и потому может остаться незавершенным). Форми­рование чувствительности к типу результата - психологическое условие становления способности ответственного выбора - наиболее существенного педагогического результата профильной школы.

Реализации исследовательской (проектной) деятельности способствует образовательная среда, функциональность которой достигается сочетанием специальных подпространств, структурированных по принципу «подготовка - опыт - демонстрация», поскольку именно эти три этапа выделяются как в структуре проекта (эксперимента), так и в структуре ответственного действия (Рисунок 4).

Социальная практика и стажировки. Разви­тие социальных навыков учащихся невозможно без организации особо­го уклада школы, обеспечивающего детям возможность пробы себя и своих возможностей в сфере нормотворчества и нормосообразного по­ведения. Именно сочетание и координация видов деятельности являются необходимым условием возникновения у учащегося различения типов требований, предъявляемых к его работе и, как следствие, умения действовать в режиме пробы и режиме исполнения. Таким образом, необходима функционально развитая и вполне достаточная образовательная среда для достижения в образовательном процессе целей профильного обучения на старшей ступени.

Социальная практика - это ситуации, в которых человек получает социальный опыт. Такие ситуации возникают в результате:

1. Формального (делового) общения и совместной деятельности ре­бят с представителями разных профессий на рабочих местах (ста­жировки или оплачиваемой работы).

2. Самостоятельного поиска в школе или вне её мест работы или ста­жировки.

Социальная практика и стажировки позволяют учащемуся:

- найти для себя различные способы выстраивания делового общения (научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми, пред­ставлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать, быть полезным);

- изучать современный социум и найти свое место в нём;

- получить информацию об интересующей профессии, попробовать себя на реальном рабочем месте, понять, подходит ли эта профес­сия тебе или нет;

- получить ремесленные навыки;

- получить опыт поиска рабочего места;

- научиться нести ответственность за выбранное дело и доводить задуманное до реализации;

- научиться видеть социальные проблемы и приносить пользу людям;

- учиться вступать в деловые отношения с организациями или част­ными лицами;

- учиться работать с деловой документацией;

- учиться кооперировать с другими людьми и делать совместное дело;

- учиться выстраивать, проектировать свою деятельность.



3. Проектирование открытой образовательной среды

Профильное обучение является общеобразовательным, поэтому не должно иметь лишь узкопрагматическую направленность и быть ориентированным исключительно на поступление в конкретный вуз, на конкретный факультет, но обязано позволять ставить и реализовывать широкие познавательные цели.

Очевидно, отдельное учреждение образования не имеет возможности предоставить полноценный комплекс образовательных услуг. Такая возможность может быть реализована как посредством разнообразных форм организации образовательного процесса (дистанционные курсы, факультативы, экстернат), так и за счет кооперации (объединения образовательных ресурсов) различных образовательных учреждений (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного, начального и среднего профессионального образования и др.). Это позволит старшекласснику одной общеобразовательной школы при необходимости воспользоваться образовательными услугами других учреждений общего, начального и среднего профессионального образования, обеспечивающей наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей учащихся.

В то же время, в образовательное пространство должны быть включены не только образовательные учреждения, но и другие составляющие социокультурной среды, а именно учреждения науки, культуры, высшего образования и другие. В данном случае, образовательное пространство рассматривается как открытая образовательная среда, сформированная посредством кооперации школы (группы школ) с иными образовательными учреждениями и образовательными ресурсами в соответствии с запросами участников образовательного процесса и возможностями района/города.

Однако важнейшим фактором, определяющим выбор учащимися профиля обучения, является планируемая в будущем профессиональная деятельность, следовательно – наличие на территории проживания тех или иных производств, рабочих мест, запроса на специалистов, а также учреждений профессионального образования, возможности совместить получение общего образования с профессиональной подготовкой, гарантирующей трудоустройство и/или продолжение образования.

В рамках вариативного компонента учебного плана целесообразно организовать сотрудничество с расположенными на территории проживания учебными заведениями и трудовыми организациями в профильном обучении старшеклассников. Взаимодействие может быть расширено при помощи дополнительных образовательных услуг, в частности, открытия на базе школы филиалов учреждений профессионального образования. Возможности образовательного учреждения в организации профильного обучения могут быть расширены также за счет использования ресурсов расположенных поблизости учреждений культуры, дополнительного образования, здравоохранения, а также открытия на своей базе филиалов удаленных учреждений профессионального образования. Такое взаимодействие позволяет привлечь дополнительные ресурсы к организации качественного образования, полнее удовлетворить запросы учащихся.



4. Возможности дополнительного образования для реализации программ профильного обучения.

Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка.

Дополнительное образование может существенно улучшить качество школьного образования и обладает значительным потенциалом для решения задач профильного обучения.

Во-первых, если сопоставить общее (базовое) образование и дополнительное, то ценность первого определяется, прежде всего, своей системностью и фундаментальностью, второго - возможностью индивидуализировать процесс социализации ребёнка. Оба эти вида образования выступают как взаимодополняющие друг друга. Многие дополнительные образовательные программы могут стать прямым продолжением программ базовых и профильных дисциплин, существенно углубив их содержание и дав при этом учащимся актуальные прикладные навыки.

Во-вторых, под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Образовательный процесс в системе дополнительного образования строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Система дополнительного образования располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественнонаучной и другой образовательной деятельности. При разумном использовании уникальных возможностей дополнительного образования современное обучение можно сделать более личностно-ориентированным, учитывающим индивидуальные природные способности, интересы и склонности детей.

В-третьих, учреждения дополнительного образования детей на достаточно высоком уровне обеспечивают допрофессиональную подготовку своих воспитанников по разным направлениям деятельности. Эта работа позволяет не только выявить определенные склонности, интересы и способности детей, но и развить их до уровня профессионализма.

В занятия по общеобразовательным дисциплинам учителя включают элементы содержания дополнительного образова­ния, а также используют методы и приёмы, характерные для этого вида педагогической деятельности. В свою очередь, раз­личные элементы общего образования вплетаются в ткань про­цесса дополнительного образования. Специальное расписание занятий обеспечивает чередование общеобразовательных пред­метов и различных форм дополнительного образования, на­правленных на формирование социального опыта.

Равноценность общеобразовательного содержания и социаль­но-значимой и личностно-ценностной деятельности, их интегра­ция в единый образовательный процесс позволяет каждому обу­чающемуся в профильной школе успешно соединить значимые познавательные процессы самообразования и самореализации.

Таким образом, достижение нового современного качества образования возможно в рамках конкретной образовательной программы, разумно сочетающей общее среднее и дополнительное образование - это и педагогическое сопровождение ребенка, и её воспитывающий потенциал с учетом специфики и возрастных особенностей обучающихся, и ожидаемых результатов по этапам реализации программы.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.