УЧИТЕЛЬ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
1. Качественные изменения в деятельности учителя профильной школы и их причины.

Концепция профильного обучения связана с системными изменениями в образовательном процессе. В условиях профильного обучения учитель должен уметь обеспечивать:

- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование образовательных траекторий);

- практическую ориентацию образовательного процесса с целью формирования у учащихся ключевых компетенций государственного стандарта;

- завершение профессионального самоопределения старшеклассников и формирование у них компетентностей, необходимых для продолжения профессионального образования в соответствующей сфере.

Очевидно, что успех профильного обучения в старшей школе зависит от готовности педагогов к качественным изменениям в своей профессиональной деятельности. К таким качественным изменениям относятся:

- освоение содержания предмета на профильном уровне;

- повышение многообразия видов и форм деятельности, используемых на уроке и вне его (исследовательские и проектные работы учащихся, групповые и индивидуальные формы организации познавательной деятельности);

- готовность к изменению системы оценивания знаний;

- освоение методики организации элективных курсов;

- понимание сущности компетентностного подхода в обучении.

Первопричиной качественных изменений в профессиональной деятельности учителя является смена парадигм, а именно переход от парадигмы обучения к парадигме учения

В традиционной системе обучения главным субъектом выступает педагог, именно он проектирует и контролиру­ет ход образовательного процесса. В профильном обучении обучающийся выступает главным субъектом образовательного процесса: он сам проектирует и направля­ет ход образовательного процесса.

Это обусловливает орга­низационно-педагогические изменения: если в первом случае необходимо личное присутствие педагога и обучаю­щегося, то во втором случае требуется лишь наличие ак­тивного обучающегося (физическое присутствие в пространстве школы не является обязательным), личное присутствие педагога не обязательно. В пер­вом случае педагог проектирует учебные программы и курсы с целью трансляции знаний, во втором - создаёт развивающую образовательную среду с целью реализации обучающимся индивидуальной образовательной програм­мы. В первом случае обучение носит кумулятивный и ли­нейный характер, во втором - откры­тый системообразующий характер. Применение видов аутентичного оценивания (например: «портфолио») также требует новых педагогических подходов со стороны учителя (рисунок 23).

2. Формы и методы взаимодействия учителя и учащегося в профильном обучении

Переход школы на реализацию индивидуальных учеб­ных планов предполагает иные формы и методы взаимо­действия с учащимися. Приоритетными становятся индивидуальные и групповые фирмы сопровождения и поддержки учащихся. Перспективными формами яв­ляются тьюторство (рисунок 24), консультирование (рисунок 25) и модерирование.

Под тьюторством понимается как осуществление об­щего руководства самостоятельной внеаудиторной рабо­той учащихся, так и форма воспитательной работы.

Тьюторство основывается на следующих принципах:

· Индивидуальный подход к личности старшеклас­сника.

· Помощь в организации учебного процесса.

Современное понимание тьюторства:

· тьюторство как поддержка (путь решения проблемы субъектности в образовании). Под поддержкой пони­мается особый вид помощи, направленный на разви­тие автономности и самостоятельности субъекта при решении проблемы;

· тьюторство как сопровождение (сопровождение реа­лизации ИОП, учебно-исследовательских и проект­ных работ обучающихся);

· тьюторство как фасилитация (путь культурного, про­фессионального и личностного самоопределения — сопровождение личностного развития).


Педагог-тьютор осуществляет педагогическое сопровож­дение учащихся. Он разрабатывает групповые задания, организует групповые обсуждения какой-либо проблемы. Деятельность педагога-тьютора, как и педагога-консуль­танта, направлена не на воспроизводство информации, а на работу с субъектным опытом обучающегося. Педагог ана­лизирует познавательные интересы, намерения, потребно­сти, личные устремления каждого, разрабатывает специ­альные упражнения и задания, опирающиеся на совре­менные коммуникационные методы, личную и групповую поддержку; продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений; разрабатывает направления про­ектной деятельности. Общение с тьюторами может осуще­ствляться через тьюториалы, дневные семинары, группы взаимопомощи, компьютерные конференции.

Задачи педагога-тьютора: помочь учащимся полу­чить максимальную отдачу от учебы; следить за ходом учёбы ученика; давать обратную связь по выполненным заданиям; проводить групповые тьюториалы; консульти­ровать и поддерживать ученика; поддерживать заинтере­сованность в обучении на протяжении всего изучения предмета; предоставить возможность связываться с ним при необходимости посредством личного контакта, элект­ронной почты и компьютерных конференций.

Консультирование — особым образом организованное взаимодействие между педагогом-консультантом (профессионалом) и обучающимся, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельности старшего школьника.

Сущность взаимодействия состоит в том, что отсутствует традиционное изложение материала преподавателем, обучающая функция заменяется консультированием, которое может осуществляться как в реальном, так и дистанционном режиме. Консультирование сосредоточено на решении конкретной проблемы. Предполагается, консультант либо знает готовое решение, которое он может предписать консультируемому, либо владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы. Главная цель педагога в такой модели обучения научить ученика, «как учиться».

Мы считаем, что широкое внедрение индивидуальных учебных планов потребует выявления специфики учебного консультирования.

В теории и практике консультирования представлено несколько моделей консультационной деятельности. В зависимости от функций различают экспертное, проектное и процессное консультирование.

В роли эксперта педагог может выступать при предъявлении школьниками выполненных работ.

Специфика проектного консультирования заключена в сопровождении учебно-исследовательских и проектных работ старших школьников.

Процессное консультирование необходимо как сопровождение старшего школьника при реализации им индивидуальной образовательной программы.

Модерирование — деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей учащегося и его способностей. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящих обучающегося к принятию решения в результате реализации внутренних возможностей.

Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала обучающегося, оно помогает выявить скрытые возможности и нереализованные умения. Основными ме­тодами работы педагога-модератора являются методы, ко­торые побуждают учащихся к деятельности и активизируют их, выявляют существующие у них проблемы и ожидания; организовывают процесс участия в дискуссии, устанавли­вают климат товарищеского сотрудничества. Педагог-моде­ратор выступает посредником, который устанавливает от­ношения между учащимися.

Таким образом, своеобразие современной профессио­нальной деятельности педагога заключается в том, что возвращается истинный смысл, назначение деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение обучающе­гося. Помочь каждому ученику осознать его собственные возможности, войти в мир культуры выбранной профес­сии, найти свой жизненный путь — таковы приоритеты современного педагога.



3. Педагогическая диагностика в процессе профильного обучения

Основная направленность современного образовательного процесса характеризуется обращённостью к ученику, поиску условий его поддержки. Одной из функций современного учителя является раскрытие и содействие развитию личностного потенциала каждого ученика. Всё это возможно при наличии оперативной и объективной обратной связи, при условии, что школьный учитель всемерно изучает индивидуальность растущей личности ребёнка. Объективная обратная связь может быть обеспечена педагогической диагностикой, которая существенно меняет ценностно-технологическую установку учителя.

Особое значение приобретает педагогическая диагностика на этапе предпрофильной подготовки и профильного обучения, так как становится действенным инструментом в руках учителя и позволяет изучить интересы ученика, но и его возможности. Чрезвычайно важно получить точный ответ на вопрос, насколько соотносятся между собой желания и возможности ученика. Педагогическая диагностика позволяет добиться объективного оценивания ребёнка, увидеть его слабые и сильные стороны, помочь ему в выборе пути образования.

В понятие педагогической диагностики вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Известно, что в школах проводится также психологическая диагностика, которая отличается от педагогической диагностики подходами, методами, инструментарием. Тем не менее, необходимо и правильно говорить о выработке слаженной, единой системы, которая предполагает соединение усилий всех заинтересованных лиц, предполагающей взаимодействие педагогической, социальной и психологической (а в ряде случаев и медицинской) диагностик

Гуманизм
Предпочтение и защита интересов ученика в определении целей диагностики, при планировании и проведении диагностики:

- данные диагностики должны быть использованы для помощи ученику;

- никто из изучаемых не должен испытывать неудобства;

- полученная информация не должна вредить ученику

Комплексный характер
Диагностика используется как для помощи, так и для аттестации

Целенаправленность
Чёткое выделение основных объектов диагностирования через ожидаемые результаты, которые необходимо изучить.

Единство образования и диагностики
Включение результатов диагностики в планирование, организацию и технологии преподавания. В то же время образовательный процесс должен быть организован и как процесс диагностирования ученика.

Качественный

и количественный подходы
Сочетание процессуального (что делал?) и результативного (что сделал?) подходов.

Динамический подход
Изучение ребёнка в динамике и развитии: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным – «неизбежность перемен» (по Г.Ю. Ксензовой).

Индивидуальный подход
Учёт индивидуальных особенностей ученика при подборе и применении методов педагогической диагностики

Непрерывность
Диагностирование – постоянный процесс, так как непрерывным является сам образовательный процесс.

Соответствие диагностики уровню развития науки
Применение методов диагностики, требования к которым чётко разработаны в науке и дают более полную картину.

Таким образом, в деятельности педагога происходит изменение функций и спектра ролей: как субъект педагогической системы учитель в профильном обучении - диагност, организатор образовательной среды, консультант, фасилитатор, тьютор.

Современный учитель – это воспитатель, фасилитатор знаний, соавтор ученика в написании жизненных сценариев.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.