Ценность историко-педагогического знания для осмысления актуальных проблем современности.

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Ценность в том, что он позволяет понять природу, сущность явлений: процессы воспитания и образования, учительства и педагогики как науки.
Нельзя механистически перенести историю в современность. Главное понимать размышления о контексте развития явления, о механизмах влияния контекста.
Практика воспитания. В педагогике принято понимать под воспитанием такой процесс изменения человека, который обладает целенаправленностью и над которым возможен хотя бы частичный контроль.
Результатом воспитания являются внутриличностные изменения.
Первичной и важной сферой воспитательного влияния являются семья и род. Отчего зависит воспитание в семье?
-От типа цивилизационного развития.
-от культурно-исторической ситуации в контексте этапа цивилизационного развития.
- от принадлежности к определенному этносу и религии.
- от характера государственного правления и правительственная политика в отношении семьи. значимым для воспитания: размеры- большое- маленькое (этот момент оказался важнейшим в культуре античности), бедное – богатое и многое другое.
- от уровня развития материальной и духовной культуры, особенностей искусства, литературы…
-в зависимости от социального статуса группы (раб, рабовладелец, бедный, богатый и т.д.). При этом, требования к личности и нормы поведения разрабатывались в отношении аристократии, элиты и постепенно спускались на другие социальные группы.
Кроме семьи воспитание происходило в учебно- воспитательных учреждениях, как отдельно направляемый процесс и через содержание изучаемых предметов.

Понятия "образование" и "воспитание" в истории мирового педагогического процесса.

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
образование- единый процесс физического и духовного становления личности. которые основывается на некие соц.эталоны. так допустим идеалом античности было был воин, в средневековье добродетельный христиантин, в наше вреся гармонично развитая личность.
о.возниакет в связи возникновения общества и развивается по мере ее становления. о.неотделимо от жизни общества. далее возникает частная собственность, что приводит к обособлению обучающих и воспитательных функций и переход от общественного воспитания к семейному. гл.цель-воспитание сильных воинов. способных защитить интересы госудраства. изобретение письменности требовало спец.обученных людей. с ср.века появилось особое утверждение христианской религиозной идеологии в воспитании и о..
то понимается, когда мы говорим о содержании воспитания?
I. Ценности, представления о мире, о добре и зле, которыми человек должен руководствоваться в своей жизни, нормы и правила, ориентируясь на которые человек учился управлять собой, подавлять «Я хочу», подчиняя его на «Я должен». Всё это, прежде всего, предлагала религия. Даже в языческом религиозном сознании происходило движение в поиске различения добра и зла, развитие чувства стыда и затем чувства вины. Христианство открыло программу духовного и нравственного совершенствования человека.
II. Философская мысль в постижении природы бытия и сущности человека искала и пути его направления к добродетели. Античная мысль видела суть воспитания в подчинении вожделеющей части души(вожделении-страсти) её разумной составляющей, так же как в дальнейшем средневековые философы увидят суть воспитания в развитии духовных сил, управляющих страстями. И современная философская мысль продолжает искать пути управления страстями (вожделениями) со стороны разума и Духа, потому, что видимо нет других источников подавления вожделеющей стихии души. Когда мы говорим о педагогической мысли, мы называем имена главным образом философов и религиозных деятелей: Платон, Аристотель, Коменский, Локк, Руссо, Киреевский, Толстой, Зеньковский.

Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
1. Основные направления государственной политики в сфере образования и система образования в Республике Беларусь на современном этапе.

2. Реформирование системы образования в Республике Беларусь на современном этапе.

1. В начале 1990-х гг. новые политические и социально-эконо­мические реалии, связанные с распадом СССР и появлением суверенных государств, положили начало трансформационным процессам в белорусской системе образования.

Обретение Рес­публикой Беларусь независимости, поиск путей решения соци­ально-экономических проблем в условиях развивающихся ры­ночных отношений, курс на создание социально ориентированного государства актуализировали необходимость разработки стратегии развития образования в новых условиях.

В 90-е годы в Республике Беларусь шел процесс создания новой норматив­но-правовой базы, регулирующей механизмы функционирова­ния образовательной системы с учетом новых реалий. В 1991 г. был принят Закон об образовании в Республике Беларусь, в ко­тором были сформулированы принципы государственной политики в области образования, цели и задачи национальной сис­темы образования, ее структура, права и обязанности препода­вателей, учащихся, принципы финансирования.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
После Октябрьской революции Сов. Россия поставила задачу борьбы с детской беспризорностью и ее причинами. Этими вопросами занимались соц. восы – отделы социального воспитания. Была начата подготовка специалистов для системы соц. воспитания. В этот период активно развивается педология, которая ставила задачу на основе синтезированных знаний о ребенке и среде обеспечить наиболее успешное его воспитание: помочь детям учиться, предохраняя детскую психику от перегрузок. Однако система соц. воспитания и педология развивались недолго, они прекратили свое существование в 1936 году. Многие представители этих теорий были репрессированы, а соц. воспитание и понятие среды дискредитированы и изъяты из профессионального сознания педагогов на долгие годы.

Только в 60-е годы в пед. науке и практике наметился явный поворот в сторону соц. педагогики, возобновление теоретических и практических исследований в области педагогики среды. С этого времени в отечественной социальной педагогики можно выделить 3 этапа:

1 этап – 60-е годы – организационно-эмпирический. Период накопления опыта, эмпирический поиск, появление в социально-педагогической практике категорий работников, специально сориентированных на организацию воспитательной работы в социуме ( организатор внеклассной работы, педагоги, работающие в области культуры, спорта, жилищно-коммунального и социального обеспечения, в системе профсоюзов, в общежитиях и т.д.) Все они являлись прототипом социального педагога. Они выполняли социально-педагогические функции и продолжали развивать традиции отечественной педагогики среды начала века.

ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ России на рубеже 19 – 20 веков можно выделить три главных направления, в русле которых развивались взгляды на воспитание и образование.

Первое направление – развитие классической педагогики 19 века (П.Ф.Каптерев, Бунаков, Ельницкий);

Второе направление – философские осмысление проблем воспитания и развития личности (П.В. Вахтеров, В.В.Розанов, Федоров, С.И.Гессен);

Третье – идейное движение, сходное с реформаторской педагогикой Запада, в частности, с «новым воспитанием» (К.Н. Вентцель, П.Ф. Лесгафт Блонский).

Среди тех,кого увлели идеи свободного воспитания был незаслуженно забытый педагог КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ ВЕНТЦЕЛЬ (1857 – 1947). Его обвинили идеализме, назвали его учение мелкобуржуазным и молчали об его интересных экспериментах. Еще до революции Вентцель создал такие учебно-воспитательные учреждения нового типа как «Дом свободного ребенка», «Общество друзей естественного воспитания», «Родительский клуб», «Музей образцовых детских игрушек», в которых весь учебно-воспитательный процесс планировался таким образом, чтобы создать ребенку условия для развития дремлющих в нем творческих сил на основе самоуправления интереса и любознательности. В них осуществлялось социальное воспитание, было сотрудничество детей, родителей и воспитателей, руководили «Домом» поочередно родители детей. Планировалось весь процесс строить в тесной связи с потребностями жизни, очень внимательно изучать задатки и способности каждого ребенка, всячески развивать детское самоуправление. В «Доме свободного ребенка» не было учебных планов и учебников, ребенок сам должен был искать знания, сам из добытых знаний составлять учебник, книгу своих знаний. Воспитатель должен быть лишь другом, старшим товарищем, к которому дети обращаются по мере надобности за помощью. Но, чтобы свободное обучение не превратилось в праздное проведение времени, нужно подчиняться дисциплине во время занятий.

ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Демокрит – Цель воспитания – воспитание хорошего человека;

С.п.идеи – воспитание должно быть природосообразным, первым обратил внимание на зависимость воспитания от общественных условий.

Сократ –Цель воспит. – самосовершенствование;

С.п. идеи – родоначальник учения о доброй природе человека.

Платон. Цель – воспитание законопослушных граждан;

С.п. и. – открыл связь между воспитанием и общественным устройством.

Аристотель. Цель – воспитание гармонично развитого человека, единство физического, умственного и нравственного развития человека.

С.п.и. – автор идеи о социально-воспитательных обязанностях государства.

ФИЛАНТРОПИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Мыслители 17 века отождествляли гражданское общество и государство и считали, что каждый гражданин обязан жить и действовать в соответствии с законами государства. Поэтому воспитание, являясь социальным по-своему характеру, по форме было государственным. Совершенно иную трактовку соц воспитание получило в эпоху Просвещения(эпоха Просвещения длилась с последней трети 17века до конца 18 века ), когда осознается несовпадение интересов общества и гражданина с одной стороны и интересами государственной власти с другой. Государство стремится подчинить своим целям все сферы жизни общества, в том числе и воспитание.

В эпоху Просвещения формируется современное понимание воспитания. Если педагогика 17 века считала главной задачей воспитания развитие разума, который способен контролировать чувства и направлять волю индивида, обеспечивая ему благополучную жизнь в обществе, то педагоги эпохи Просвещения уже не отождествляют воспитание и обучение, подчеркивая, что образованный человек не является автоматически и добродетельным(нравственным) (Руссо,Локк). Одна из концепций этого времени - терия свободного воспитания, где главной целью является человек, развивалась в соответствии с ценностями свободы, равенства, братства. Однако жизнь в обществе искажает и деформирует развитие этих качеств и новую породу людей они предлагают воспитывать вдали от этого общества, пагубно влияющего на молодых людей.

Социально-педагогическая мысль Просвещения, признавая необходимость общества и государства. Приходит к убеждению о принудительном ограничении гос. власти. Государство не должно быть бесконтрольным. Над ним, так же как и над индивидом, должна стоять и высшая инстанция, максимально выражающая и защищающая интересы граждан. Таким образом воспитательная деятельность не должна быть подчинена целям и интересам государственной власти. Общий итог педагогической мысли эпохи просвещения выразился в убеждении, что социальное воспитание возможно лишь в социальном же, правовом обществе и государстве.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В 20 ВЕКЕ

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870 – 1952гг.). Итальянский педагог.

Основные цели воспитания:

- всестороннее развитие;

- воспитание самостоятельности.

Концептуальные положения:

- обучение должно проходить совершенно естественно, в соответствии с развитием – ребенок сам себя развивает;

- единственный, кто понимает ребенка – это другой ребенок;

- девиз педагогики М.: «Помоги мне это сделать самому».

- отказ от миссии обучать детей, вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития, учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо;

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕД. МЫСЛИ РОССИЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
1700-е годы – переломные в истории отечественной школы и пед.мысли. России пережила реформы воспитания и образования, которые были вызваны важными соц. – эк-ми фактами: политическим лидерством дворянства, укреплением позиций купечества и промышленников. Существенно переменился умственный настрой общества. Образование стало рассматриваться как один из основных путей карьеры. В начале 17 века в России появляются гос. школы различных типов. Подобная реформа была одним из направлений преобразований Петра-1.Эти школы отличались практической направленностью, и в то же время были узкопрофессиональными. Они готовили таких людей, которые были востребованы в том обществе, т.е. они были социально значимы.

Деятели российского Просвещения много переняли из французского Просвещения (идеи равенства, братства, свободы, способы воспитания нового человека), но главной чертой российского Просвещения был гуманизм, возможно это связано с особо тяжелой формой крепостничества, существовавшей в России, с нищетой, с особенностью русского характера.

Одним из достойных представителей российского Просвещения был МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765), много сделавший для науки и для того, чтобы эта наука стала достоянием широких масс. Вся его деятельность носила демократический, гуманный характер.

Ломоносов был сторонником идеи переустройства общественной и личной жизни людей средствами правильно поставленного школьного образования, развивающего разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов. Цель просвещения – это научное образование человека, которое помогает ему понять главенство общественной пользы над личными интересами. Он многократно повторял мысль о прямой зависимости между развитием страны и просвещением народа, раскрывал роль науки, просвещения для совершенствования различных сторон жизни.

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Во второй половине 19 – начале 20 века в Россию проникает новое течение в педагогике, в основу которого положено утверждение, что развитие ребенка не должно стесняться никакими ограничениями, что природа, заложив в ребенка определенные задатки и способности, противится их ограничению. (В европейских странах это течение появилось в 17 веке и было тесно связано с идеями Ж.Ж.Руссо, сторонниками естественного воспитания, развила итальянский педагог М.Мантессори. (1870 – 1952).

В России первым к проблеме свободного воспитания обратился Л.Н.Толстой (1828 – 1910). По мнению Толстого, дети по своей природе стоят ближе к идеалу совершенства, чем взрослые, сформировавшиеся в условиях несправедливого и далекого от идеала общества. Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра. Дети стремятся к общению со взрослыми, они доверчиво относятся к разумным пед. воздействиям, им присущи большие возможности для развития и воспитания. Однако в процессе воспитания совершенная природа ребенка калечится фальшивой культурой взрослых. Он критиковал существующую систему обучения и воспитания, когда процесс и содержание образования строились только по желанию взрослых. Учить, полагал Толстой, следует не насилием, потому что дети запоминают только то, что хотят. Главная цель которую он ставил, открывая Яснополянскую школу, - воспитать творческую личность. «Никакого урока (дом. задания), - пишет Толстой – ничего сделанного вчера он не обязан помнить нынче, его не мучает мысль о предстоящем уроке. Он несет только свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет так же весело, как вчера».

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
В середине 19 столетия в России широко распространились передовые идеи: идеи народности искусства, литературы, воспитания. Это был период большого общественного движения и важной составной частью его было мощное пед. движение. Острая критика воспитания, борьба против сословной школы за общее светское образование, дающее широкий кругозор, за воспитание человека и гражданина, за образование женщин, борьба против зубрежки и муштры, уважение к личности ребенка, требование широкой сети народных школ – таковы были важнейшие вопросы, выдвинутые русской прогрессивной интеллигенцией. Большое влияние на развитие социально-педагогической мысли оказали революционеры-демократы.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1847). Литературный критик- публицист, философ.

Его называли «совестью русской интеллигенции».

Вслед за Радищевым Б. Развивал идеи революционно-демократической педагогики, один из ее основоположников. Критиковал сословную систему воспитания с ее идеологическими принципами «православия, самодержавия, народности», считал возможным покончить с ней только ликвидировав крепостнический строй. Школьной муштре противопоставил идею общечеловеческого воспитания, одинакового для всех, независимо от происхождения, социального положения, пола. Б. считал, что природе ребенка чужды злые наклонности, поэтому негодно воспитание, основанное на поучениях, наказаниях и наградах. Следует помнить, что создает человека природа, но формирует его общество, и здесь нужно основываться на принципе народности.

РАЗВИТИЕ СОВЕТСКИЙ ПЕДАГОГИКОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ИДЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
В советский период педагогическая деятельность принимает вид единой общегосударственной системы, охватывающей все слои населения. В стране были решены такие социально-педагогические задачи, как ликвидация неграмотности, беспризорничества, создана передовая по содержанию система образования, которая была доступна на бесплатной основе каждому члену общества, было введено всеобщее среднее образование. В стране существовала единая система социальной защиты населения от безработицы, произвола и насилия со стороны криминальных сил и т.д. Эти и другие достижения оказали позитивное влияние на развитие образования и культуру многих стран мира.

Но в то же время в советский период сформировалась система воспитания, жестко подчинявшая личность и ее интересы обществу, поставившая на первый план внедрение в сознание учащихся политико-идеологических доктрин.

Но на первом этапе истории советской школы (1917 – 1930), когда во главе школьного дела стояли такие видные политические деятели как Анатолий Васильевич Луначарский (1875 – 1933) – первый нарком просвещения, возглавлял Наркомпросс до 29 года (Потом – полпред в Испании), Надежда Константиновна Крупская (1869 – 1939), которые, конечно же, занимались осуществлением большевистских реформ в школе, но они много сделали для реальной помощи в деле образования народа. Луначарский особо подчеркивал целесообразность формирования человека прежде всего в интересах общества ( Это большевистский лозунг).