ФИЛАНТРОПИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Мыслители 17 века отождествляли гражданское общество и государство и считали, что каждый гражданин обязан жить и действовать в соответствии с законами государства. Поэтому воспитание, являясь социальным по-своему характеру, по форме было государственным. Совершенно иную трактовку соц воспитание получило в эпоху Просвещения(эпоха Просвещения длилась с последней трети 17века до конца 18 века ), когда осознается несовпадение интересов общества и гражданина с одной стороны и интересами государственной власти с другой. Государство стремится подчинить своим целям все сферы жизни общества, в том числе и воспитание.

В эпоху Просвещения формируется современное понимание воспитания. Если педагогика 17 века считала главной задачей воспитания развитие разума, который способен контролировать чувства и направлять волю индивида, обеспечивая ему благополучную жизнь в обществе, то педагоги эпохи Просвещения уже не отождествляют воспитание и обучение, подчеркивая, что образованный человек не является автоматически и добродетельным(нравственным) (Руссо,Локк). Одна из концепций этого времени - терия свободного воспитания, где главной целью является человек, развивалась в соответствии с ценностями свободы, равенства, братства. Однако жизнь в обществе искажает и деформирует развитие этих качеств и новую породу людей они предлагают воспитывать вдали от этого общества, пагубно влияющего на молодых людей.

Социально-педагогическая мысль Просвещения, признавая необходимость общества и государства. Приходит к убеждению о принудительном ограничении гос. власти. Государство не должно быть бесконтрольным. Над ним, так же как и над индивидом, должна стоять и высшая инстанция, максимально выражающая и защищающая интересы граждан. Таким образом воспитательная деятельность не должна быть подчинена целям и интересам государственной власти. Общий итог педагогической мысли эпохи просвещения выразился в убеждении, что социальное воспитание возможно лишь в социальном же, правовом обществе и государстве.

В конце 18. начале 19 века на смену индивидуалистически – просветительскому подходу приходит социально-деятельный(Песталоцци, Оуэн)

Представители этого неоднородного идейного течения сходились на критике сословного воспитания и образования, выдвигали новые идеи, пронизанные стремлением приблизить школу к менявшимся социальным условиям, учитывая при этом природу человека.

Впервые человек начал формироваться не как лично зависимый член общества, а как свободное, суверенное существо. В связи с этим происходит:

1. резкое повышение социальной значимости воспитания и пробуждение общественного интереса к нему;

2. расширение масштабов воспитания;

3. воспитание становится массовым;

4. воспитание начинает осуществляться общественными и гос. институтами;

5. воспитание приобретает светский характер;

6. на первый план выходит умственное воспитание (обучение), оттесняя нравственно-эстетическое;

Становление новых целей, задач и характера воспитания потребовало немало усилий. Первый шаг на этом пути был сделан родоначальником современной системы образования Яном Амосом Коменским (1592 – 1670) Стоя у истоков Нового времени, с его индивидуалистическим рационализмом, К. в центр своего учения ставит отдельного человека, а школа становится демократическим, а не аристократическим учреждением с установкой не на сословное (как в средние века), а на социальное по своему характеру воспитание. К. был одним из первых, кто почувствовал новое значение науки, в частности, науки об обществе, как преобразовательницы мира. Он пытался постичь механизм развития общества и самого исторического прогресса. Именно в этом качестве он надеялся использовать науку о воспитании. Он считал воспитание инструментом изменения существующего несправедливого мироустройства. Изменить же человека можно правильно поставленным воспитанием. Это было ядро соц. теории К. К. исходит из положения, что цели и задачи воспитания, его содержание и пути осуществления должны вытекать из назначения человека.

Воспитывать ребенка К. предполагал по четырем главным направлениям:

- внушить ему знания о жизни будущей;

- научит человека №мудро решать дела земной жизни», т.е.занимать достойное место в обществе благодаря своим знаниям и деятельности;

- обучить его жить в согласии с другими, избегать ненужных конфликтов как между отдельными людьми, так и внутри общества;

- приучить человека к нераздельности его слов и поступков, к цельности убеждений и поведения.

Решение этих четырех пед.задач должно было обеспечить по мнению К. формирование гармоничной личности и создание справедливого общества.

Воспитание человека следовало начинать с самого рождения, и первоначально оно должно было быть семейным. С первых лет ребенка следует учить нравственности, основанной на религиозной традиции. По мере взросления дом. воспитание следовало совмещать со школьным, где ребенку должны не только передать знания, но и выработать мировоззрение.

Школьное образование, включающее в себя соц. воспитание, по мнению К. было необходимо ребенку по трем причинам:

-во-первых, родители часто не обладали познаниями и нравственными качествами, необходимыми для полноценного обучения и воспитания;

-во-вторых, воспитание в среде сверстников должно было способствовать лучшему обучению, возбуждая в детях соревнование;

-в-третьих, в \школе дети приучались к основам общественной жизни.

К. создал новую систему образования, состоящую из:

Элементарной или материнской школы;(под ней он понимал семейное воспитание).

Народной школы родного языка;(современная начальная)

Латинской школы или гимназии;(среднее учебное заведение, близкое к гимназии)

Академии или университеты, завершающиеся путешествиями. – высшее образование.

Эта система, созданная в начале новой, буржуазной формации, основывалась на передовых идеях и была предназначена для воспитания человека этой формации.

Соц. – пед. содержание дем. системы воспитания К. заключается в тех принципах работы, которых он придерживался:

Идея природосообразности.

Так как ребенок – часть природы, К считал, что воспитание д. осуществляться в соответствии с закономерностями, существующими в природе. Выдвижение этого принципа делает педагогику К. в корне отличной от педагогических воззрений средневековья, в которых возможности и интересы ребенка полностью игнорировались. Идея природосообразности, выдвинутая К. сыграла рев. Роль в борьбе против отжившей феодальной системы воспитания.

Идея народности.

Предлагаемая им система воспитания и образования полностью отвечает нуждам и потребностям народа. это видно в следующих требованиях к воспитанию: 1.«воспитание, образование и обучение должны иметь целью формирование такого гармонично развитого, высоконравственного человека, который превыше всего ставит благополучие родины и готов даже жизнь свою отдать за её свободу и независимость, за установление на всей земле мира и сотрудничества между народами»; 2. образование должно вооружить народ такими знаниями, которые необходимы для его материального и духовного благосостояния, поэтому школа д.б. «мастерской мудрости»; 3. воспитание д. подготовить человека к жизни, к труду, поэтому школа д. являться «мастерской трудолюбия».

Идеи гуманизма.

«Все воспитание и образование д.б. направлено на воспитание «человека в человеке», таким образом школа д.б. «мастерской гуманности». Главным в воспитании гуманизма К. считал взаимную любовь и уважение в семье и школе. О гуманизме К. говорит его забота о детях с замедленным развитием : «Нельзя найти такого скудоумия, которому совершенно уж не могло бы помочь образование».

Важнейшим элементом воспитания К. считал воспитание доброты, нравственности. Наиболее нравственными качествами К. считал честность, доброту, трудолюбие, уважение к человеческой личности, любовь к Родине и готовность пожертвовать собой ради ее интересов, гуманизм и уважение достоинства других народов.

Учение о наказаниях.

Он выделяет две ступени наказания - 1 – основная – словесное предостережение, но допускал и телесные наказания. Однако он был уверен, что взаимоотношения между родителями и детьми, между учениками и учителями д. строиться не на страхе и на розгах, а на взаимопонимании и любви.

Роль семь в воспитании.

Содержание и формы семейного воспитания занимают видное место в пед. наследии К. По мнению К. ребенок в семье д. воспитываться на благо народа, родине, всему человечеству.

(Роль религии в воспитании.)

Социальное воспитание должно научить умению жить и ориентироваться в обществе, пользоваться правами и отстаивать личные интересы. Согласно английскому мыслителю 17 века Джону Локку (1632-1704), разумные граждане создают разумное общество, а разумное общественное устройство нуждается в здравомыслящих и законопослушных гражданах. Поэтому в педагогике Локка задачи воспитания оказываются не только индивидуальными, но и социальными, гражданскими. Идеал человека, как юридически и духовно свободной личности, Локк дополняет умением и готовностью индивида жить в обществе для собственного же блага. Оставаясь по природе индивидуалистом-собственником, конкурирующим с себе подобными, человек, тем не менее, должен следовать нормам коллективной жизни, вписывать свои потребности в интересы «соседей». «Воспитание и есть образование такого благонамеренного, уживчивого, общительного и рассудительного, но в то же время самостоятельного, трезво-практичного, независимого гражданина, или, по терминологии Локка, джентльмена.

Локк был одним из немногих европейских педагогов, отрицавших необходимость социального воспитания, по крайней мере в отношении наиболее преуспевающих о образованных граждан. Он полагал, что воспитание детей представителей высшего общества должно быть семейным с привлечением тщательно отобранных домашних учителей. Признавая необходимость социализации детей, он предлагал решить эту проблему путем их общения со взрослыми – «проверенными» друзьями отца.

Обучение Джон Локк ставил на последнее место и придавал ему в воспитании наименьшее значение. «Не могу спокойно думать о том, что молодого джентльмена считают необходимых втолкнуть в общее стадо и затем погонять его розгой и плеткой из класса в класс, как бы сквозь строй, ради того, чтобы он приобрел интеллектуальную культуру»-писал Локк. Читать и писать, обучать наукам – все это он признавал необходимым, но не главным делом. Он считал, что обучать мальчика нужно, но это должно быть на втором плане, как вспомогательное средство для развития более важных качеств. Его учение призывает поддерживать и развивать в ребенке хорошие начала, мягкими приемами исправлять и искоренять все дурные наклонности и прививать ему хорошие привычки. Это он считал самым главным, и уже к этому можно присоединить также и учение. Обучение, по Локку, должно иметь в виду нужды будущей практической деятельности воспитанника. Учебные предметы, предлагаемые Локком для изучения, должны принести его воспитаннику определенную пользу, готовить его к жизни, знаниям следовало придавать практический характер. Поэтому он резко выступал против классического образования, защищая реальное образование, которое давало полезные знаниями, такие как иностранные языки, география, математика, законоведение, бухгалтерия. Также он желал, чтобы молодой джентльмен учился ремеслу, ручному труду.Локк считал, что ручной труд не только увеличивает ловкость и искусство, но и укрепляет здоровье, особенно если им заниматься на открытом воздухе. Он считал, что обучение должно опираться на интерес и любознательность, которые способствуют развитию у них самостоятельного мышления.

Он придавал большое значение воспитанию Ему принадлежит знаменитое изречение о том, что душа ребенка – чистая доска –tabula rasa т.е. дети становятся такими, какие они есть только благодаря воспитанию. Его педагогические идеи во многом спорны пригодны лишь для воспитания состоятельных людей, однако считается, что его знаменитый труд «Мысли о воспитании» положил начало английской научной педагогике.



ЖАН ЖАК РУССО (1712-1778)

Ни одно другое имя не было окружено в 18 веке таким ореолом славы, как имя Руссо. Он был самым знаменитым писателем Франции, Европы, мира. Все что сходило с его пера, немедленно издавалось и переиздавалось, переводилось на все основные языки мира. Но в тоже время редко кто из знаменитых педагогов подвергался таким гонениям и нападкам. Тотчас после выхода в свет его книги «Эмиль» Почти весь тираж сожгли на костре, против автора было возбуждено судебное разбирательство , в основном из-за четвертой книги, где он подвергает критике религиозные догмы. Руссо был вынужден бежать из страны, вся его жизнь была чередой невзгод и лишений. Родился в семье часовщика, мать умерла на 9 день его рождения. Семья с трудом перебивалась и Русо рано начал самостоятельную жизнь, бывал уличен в мелком воровстве, иногда бродяжничал. Он перепробовал в общей сложности около40 специальностей и не находя достойного применения своим способностям, стал на путь бездомных скитаний. Вернувшсь в Париж он представил в Парижскую Академию свое изобретение – нотная запись в цифрах, но не встретил одобрения (Зарабатывал перепиской нот, когда писал «Эмиля»).

Идеи Р. отвечали интересам тех, кто боролся с феодальными порядками. И прежде всего интересам мелкой буржуазии. В основе его мировоззрения лежали созданные им теории естественного права, естественной религии и естественного воспитания. Последняя сочеталась с идеей свободного воспитания, задача которого устранить вредное влияние на природу ребенка, не мешать ее полному развитию. Р. призывал разрушить античеловеческую по своей сущности феодальную систему воспитания. Предлагаемое им новое, естественное воспитание строилось на принципах природы и свободы. Вместо старых форм общественного воспитания Руссо считал необходимым ввести демократическую систему. В основу которой требовал положить трудовое воспитание: изучение ремесл и искусств. Воспитатель должен дать понять воспитаннику, что без труда жизнь бесцельна, что труд есть неизбежная обязанность общественного человека «всякий праздный гражданин есть плут».

Главенствующий принцип педагогики Руссо – ребенок – это не взрослый, и взрослым не следует обращаться с ним по-взрослому. Свои педагогическме идеи Р. раскрывает в «Эмиле, или о воспитании».В начале книги - Каждый человек, по мнению Руссо, от рождения является изначально добродетельным. Однако цивилизация не позволяет подавляющему большинству людей реализовать свои права. «Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека».Главная задача воспитания по его мнению – сформировать целостного, не испорченного обществом человека. Руссо противопоставил «общественное» (т.е. социальное) воспитание воспитанию «естественному» (природосообразному). Любое общество виделось Руссо как несправедливое, уродующее «естественного» человека и вносившего несправедливость в отношения между людьми. Социальное воспитание, по его мнению, было специально направлено на упрочение этой несправедливости. На первое место у него выходило воспитание «частное и домашнее».

Руссо делит жизнь ребенка на 4 периода и посвящает каждому периоду одну книгу. В первый период – от рождения до двух лет – он предлагал уделять внимание главным образом физическому воспитанию; во второй – от 2 до 12 лет – воспитанию чувств (вообще не читать книги или «Робинзона Крузо Д.Дефо. Отвергая наказания, Р. выдвинул принцип естественных последствий. Третий период – от12 до 15 лет – период умственного и трудового воспитания. Ребенок сам открывает научные истины, делает изобретения. К числу наук, дающих полезные знания, Руссо относит географию, физику, химию и другие предметы, позволяющие внушить его воспитаннику «любовь к природе» . Гуманитарные же знания Руссо считал ложными науками Четвертый период – с 15 лет до 18 – нравственному воспитанию. Это период «бурь и страстей»Р . возвращает Эмиля в общество. Развращенный мир ему больше не страшен. Последняя, пятая книга, рассказывает о воспитании Софи, невесты Эмиля. Невеста Софи также прошла через нужное воспитание. Соответствующее назначению женщины. Ее «естественное состояние» - зависимость от мужчины, его воли, желаний. Никаких серьезных умственных занятий, отсутствие личного мнения и даже собственной религии. Женщине следует заботиться о собственном здоровье и здоровье детей, уметь нравиться мужчинам, делать их жизнь приятной, быть кроткой, не болтливой, знать тонкости хозяйства.

В целом педагогическая концепция Руссо утопична. В ней немало искусственного, ошибочного во взглядах на воспитание, но она послужила стимулом для формирования и развития демократической педагогики Нового времени. Песталоцци, Оуэн и другие реформаторы пытались осуществить педагогические воззрения Руссо на опыте и доказать их правомерность.

В отличие от Руссо, Клод Гельвеций (1715-1771), французский философ и просветитель. Он признавал решающую роль среды и воспитания в становлении человеческой личности. Его учение основывалось на мысли о всесильности социального воздействия и ничтожности роли наследственности в воспитании. Как и Локк, он отрицал врожденность идей, утверждал, что природных различий между нормальными людьми нет, и все они обладают потенциально правильным одинаковым умом. Следовательно, утверждал Г., человек формируется исключительно под влиянием среды и воспитания является продуктом всех общественных условий, где важное место занимает форма правления, определяющая «характер и дух народа» и воспитание, которое «может все»

Истинной целью воспитания Г считает формирование у человека глубокого понимания единства личного и общественного блага. Семейному воспитанию Г. предпочитает общественное, имея ввиду школу-интернат. Здесь – дисциплина, режим, хорошие учителя, соревнование, мужественный характер воспитания.

Надежды на совершенствование общества Г. связывает с системой воспитания, построенной на основе «хороших законов», а главная его забота – это сделать людей счастливыми.

Его идеи, обличающие деспотизм, реакционное духовенство, обосновывающие новые идеи воспитания, единство личностных и общественных интересов были с одобрением встречены сторонниками революции во Франции и многими радикальными педагогами-просветителями в других странах.



ИОГАНН ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ (1746 – 1827)

Знаменитый швейцарский педагог. Родился в Цюрихе, в семье врача, отец его умер, когда Иоганну было пять лет, семья столкнулась с определенными материальными трудностями, и Песталоцци еще в юном возрасте познал бедность и нужду. Он окончил протестанский богословский колледж, но пастором не стал. Увлеченный идеями Руссо, П. укрепился в мнении, что все зло из города и необходимо помогать крестьянам, он решил поселиться в сельской местности и заняться земледелием.Однако впоследствии он принял на себя обязанности руководителя учебного заведения для бедных и до конца жизни занимался пед. деятельностью. За ним утвердилась слава одного из самых великих и благородных подвижников дела воспитания, Песталоцци в 1774 году учредил свой первый приют для бедных детей. В 1780 году школа разорилась и была закрыта. Надежды материально обеспечить приют за счет производительного детского труда потерпела крах. Сам Песталоцци лишился средств к существованию.

Песталоцци пишет педагогический роман «Лингард и Гертруда», который принес ему славу и некоторые средства, которые он истратил на открытие воспитательного учреждения для сирот и нищих в Станце. Приют в Станце просуществовал недолго, детей и воспитателей выгоняют на улицу. Но и это не сломило Песталоцци. Он вновь и вновь возобновляет воспитательную работу. На его надгробии есть и такая строка:» Все для других, ничего для себя».

Пед. идеи П. во многом были навеяны произведениями Руссо. Основную задачу учителя он видел в «воспитании человечности». Но вместе с тем П. огромное внимание уделял подготовке детей , прежде всего детей бедняков к будущей реальной жизни и профессиональной деятельности. Он считал, что именно отсутствие должного социального воспитания обрекает детей бедняков на нужду, поэтому любое учебно-воспитательное учреждение для детей бедняков, а тем более закрытые приюты, в которых отсутствует семейное воспитание, должны готовить детей к реальной взрослой жизни, где они станут крестьянами, ремесленниками и.т.д. Одну из главных причин бедности Песталоцци видел в том, что бедняк не может разумно оценивать свои возможности, адекватно реагировать на социально-экономические условия жизни в конкретном регионе.

В чем суть социальной педагогики П? Он исходил из представлений об обществе как едином духовном братстве людей, дух братской любви и теплоты родственных отношений должны соединять семью, детский сад, университет в единую воспитательную систему. В этой системе важное место П. отводит опирающейся на милосердие общественно – попечительской работе с детьми из малоимущих и неблагополучных семей, сиротами, бездомными, малолетними преступниками и др. Тем самым он оказался у истоков педагогики общественного вспомоществования, задачу которой он видел в благотворительно – воспитательной работе и организации соц. помощи нуждающимся детям.

Цель воспитания он видел в развитии природных способностей человека, их совершенствовании. Как и Руссо, обращается к природосообразности, но в отличие от последнего, П. считал что нужно помогать этой природе в ее самореализации. Нравственное поведение закрепляется в действиях, поэтому школе следует избавиться от изощренной словесной морали и стать большой семьей, в которой учитель должен уподобиться любящему родителю. Поступкам учащихся лучше всего противостоит метод естественных воздействий: забывчивого ученика лишний раз сделать дежурным, ленивого заставить лишний раз принести дрова и т. д. Истоки нравственного воспитания, утверждал П. заложены в семье. Все начинается с естественной любви ребенка к своей матери, затем любовь переносится на других членов семьи, окружающих людей, и, наконец, на все человечество.

Так, у П. система соц. воспитания получила полную и законченную разработку. Песталдоцци, вслед за Локком, предполагал готовить к соц. жизни не «человека или гражданина вообще», но конкретного ребенка, который должен был занять определенное место в общественном производстве и социальной иерархии. Вместе с тем подобная подготовка основывалась на воспитании у подростка таких сторон характера, которые помогли бы ему вести активную социальную жизнь.

Соц педагогика как наука вырастала из стремления демократических деятелей противостоять антигуманизму буржуазного общества, классовой, расовой и нац дискриминации людей вообще и детей в частности английский социалист – утопист Роберт Оуэн(1771 – 1858) находящийся под влиянием французских философов – просветителей утверждал, что изменив характер воспитания, можно устранить все основные пороки буржуазного общества, создать благоприятную социальную среду, которая, в свою очередь, будет формировать всесторонне развитых, высоконравственных членов общества. По мнению Оуэна – правильное воспитание и устранение главного социального зла буржуазного общества – частной собственности приведет к установлению социалистического общественного порядка. Р. Оуэн всей своей жизнью пытался доказать это, организуя коммунистические коммуны, где давал всем людям равные возможности учиться, трудиться, участвовать в управлении коммуны. Преуспев в предпринимательстве, став богатым владельцем бумагопрядильной фабрики в Нью-Лэнарке он улучшил условия труда и жизни своих рабочих, сократил рабочий день с 14-16 до 10,5 часов, повысил заработную плату. Выстроил хорошие жилища, открыл культурно-просветительные учреждения и организовал рациональное воспитание. Оуэн высоко ценил роль воспитания, считая, что оно должно быть всесторонним, связанным с участием детей в производительном труде. В детях воспитывали честность, уважение к товарищам, приветливость, доброту.Осуществлялось трудовое воспитание. До 10 лет дети приучались к труду по домоводству, а с 10-летнего возраста их обучение сочеталось с производительным индустриальным трудом. Однако к 1817 году он понимает, что филантропия не улучшает общество в целом и примыкает к социалистам. Уезжает в Америку и там в 1825 году создает колонию «Новая гармония» где существует общественная собственность, коллективный труд, равное распределение, школы. Колония продержалась 3 года .Опыт не удался.

Как и многие другие педагоги – мыслители, О. переоценивал роль воспитания, допускал другие ошибки социально-педагогического характера, и все же его эксперименты интересны и поучительны. Он впервые в мире создал учреждения по дошкольному воспитанию, где работали специально подготовленные педагоги, которые широко применяли игры, заботились о физическом и эстетическом здоровье детей. Его заслуга и в том, что в теории и на практике он обращался к проблеме коллективизма в воспитании.



АДОЛЬФ ФРИДРИХ ДИСТЕРВЕГ (1790 – 1866)

Родился в семье юриста, в Германии, изучал богословие, но идеи Песталоцци так захватили его, что он решил стать педагогом. Социально-педагогические идеи Дистервега были отражением общедеморатических и гуманистических устремлений передовых людей того времени в Европе и России – противодействовать антигуманизму общественных порядков того времени, содействовать преодолению отчуждения народных масс от культуры и дискриминации по социальным, экономическим и другим мотивам. . Адольф Дистервег, в1850 году предложил использовать термин «социальная педагогика» для обозначения педагогической деятельности с обездоленными и беспризорными, по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Основной педагогический труд Дистервега – «Руководство к образованию немецких учителей». В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразность и культуросообразность. В основе учения Д.- «развивающе-воспитательное и образовательное обучение». Он предлагал во все следовать природе человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка (принцип природосообразности). Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса на основе внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура по Д. – это нормы морали, быта, внутренняя культура – это духовная жизнь человека, общественная культура – социальные отношения и национальная культура. Решению всех этих задач должен способствовать принцип самодеятельности. Невозможно образовать и развить человека без его собственного в этом участия, деятельности и усилий.

Учителю Д. отводил решающую роль в воспитании и продумал целую систему принципов и методов, благодаря которым учитель может достичь успеха. Хорошо известно изречение Д. «Плохой учитель сообщает истину, а хороший учит ее находить». Он долгое время работал директором учительских семинарий в Берлине и заслужил титул «Учитель немецких учителей». Однако за стремление реформировать школу был уволен. Но продолжил пед. работу, издавал «Педагогический ежегодник» .Он автор более 200 работ по педагогике, которые актуальны до сегодняшнего дня.



ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР(1820 – 1903), философ, Англия.

Родился в семье учителя, сам работал в школе. Был широко образованным человеком, считал себя философом, под философией понимая синтез всех знаний и наук. Считал, что мир развивается эволюционно и в биологической, и общественной жизни действуют сходные законы. В соответствии с его учением, воспитание имеет несколько целей: научить самосохранению, сделать детей способными со временем зарабатывать себе на пропитание, подготовить человека для служения семье, выполнению общественных и политических обязанностей, к занятиям литературой, искусством. Каждой цели воспитания соответствуют «свои» науки. Самым важным является знание, ведущее к самосохранению, и предупреждение потери здоровья. Главной наукой из тех, что имеют практическое значение для выполнения целей воспитания, он считал логику, так как она лежит в основе руководства производством и сбытом. Самый надежный руководитель для самосохранения – наука, обращенная к практике.

В нравственном воспитании исключительную роль отводит семье. Цель нравственного воспитания он видел в способности управлять собой, не быть управляемым. Для достижения ее предлагает любопытный способ: пусть семья и школа представляют собой в миниатюре историю политического законодательства Англии. Ребенок пройдет путь от деспотизма к конституционности, а затем к все большему расширению свободы, к демократии, таким образом ребенок достойно оценит последний этап в своих отношениях с родителями.

Спенсер большое значение придавал физическому воспитанию. Руководителем и здесь должна быть природа, указания которой всегда верны.

В педагогике С. можно найти общее со взглядами Локка и Руссо. Его книги пользовались большим успехом. Причина этого в том, что идеи С. отвечали ожиданиям общества, вставшего на путь интенсивного промышленного развития и остро нуждающегося в прикладных знаниях, так как духу практицизма и предпринимательства требовалось научное обоснование.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.