МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870 – 1952гг.). Итальянский педагог.
Основные цели воспитания:
- всестороннее развитие;
- воспитание самостоятельности.
Концептуальные положения:
- обучение должно проходить совершенно естественно, в соответствии с развитием – ребенок сам себя развивает;
- единственный, кто понимает ребенка – это другой ребенок;
- девиз педагогики М.: «Помоги мне это сделать самому».
- отказ от миссии обучать детей, вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития, учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо;
- сознание ребенка является «впитывающим», поэтому приоритет дидактики – организовать окружающую среду для такого впитывания;
- до пяти лет ребенок должен познакомиться со всеми окружающими предметами и веществами, узнать их вес, форму, запах, температуру, вкус, после пяти лет ребенок превращается в исследователя – все разбирает, узнает, из чего состоят все окружающие его предметы;
- в методе Монтессори нет соревнования, каждый ребенок работает в собственном темпе.
В группах Монтессори ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды – Монтессори-материалов. В Монтессори-материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не надо указывать на них. Роль учителя состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.
Ребенок сам выбирает конкретный Монтессори-материал и зону, в которой он хочет сегодня работать.Монтессори-класс включает следующие зоны:
- зона реальной жизни: ребенок учится самостоятельно пересыпать, переливать, мыть, чистить, вырезать, раскрашивать, рисовать и т.д.
- зона сенсорного развития: изучение окружающего мира (различать высоту, длину, вес, цвет т др. свойства предметов);
- зона языковая, географическая, математическая, естественно-научная: умственное развитие ребенка;
- зона движения( на полу нарисованы геометрические фигуры, цифры, буквы), упражнения по развитию равновесия и координацию движений.
Школьный период. Единых программ не существует. Уроков нет, день начинается с общего круга. Каждый ребенок сам выбирает, чем он будет заниматься. Когда работа закончена, он показывает ее учителю и результат обсуждается. Оценка труда обязательна, но без отметки. Детям не дается дом. заданий, их не спрашивают у доски. В середине дня бывает 1 общее занятие минут на 15 – 20. Дети одного года обучения собираются вместе – чаще в круг. Это называется «погружение в предмет». Здесь приводятся в систему полученные знания, обсуждаются доклады. Разработаны специальные учебные тетради по трем предметам: родному языку, математике и космическому воспитанию.
Вся работа строится на абсолютном доверии к ребенку, на вере в его стремление к познанию окружающего мира.
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА
Педагогику сотрудничества можно назвать личностно-ориентированной педагогической концепцией., так как в центре ее – необыкновенная, неповторимая личность ребенка.
В основе педагогики сотрудничества – глубокий гуманизм и демократизм, уважение к личности ребенка, сочетание доверия с разумной требовательностью, вовлечение детей в совместную со взрослыми активную, творческую, преобразующую окружающий мир деятельность, опора на интересы и потребности детей, учет их реальных сил и способностей.
Педагогика сотрудничества разрабатывалась группой авторов, проработавших в школе более 20 лет. Среди них: Ш.А. Амонашвили, И.П.Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, С.Н.Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В,Ф Шаталов, М.П. Щетинин и др.
Стержень новой пед. концепции – сотрудничество как цель и средство воспитания и обучения.
Общие идеи, наиболее характерные для педагогики сотрудничества:
1. демократический стиль общения с учениками ( на основе увлеченности совместной творческой деятельности, на основе дружеского расположения);
2. личностный подход. Учителя используют такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему. Все защищены в своем классе;
3. идея самоанализа. Учителя учат учащихся индивидуальному и коллективному самоанализу.
4. идея свободного выбора. Свободный выбор помогает детям чувствовать себя сотрудниками учителей;
5. идея трудной цели. Педагоги-новаторы ставят перед детьми как можно более сложную цель, указывают на ее исключительную трудность и внушают уверенность в том, что цель будет достигнута;
6. коллективное творческое воспитание воплощено Ивановым в коммунарской методике;
7. творческий производительный труд осуществляется совместно со взрослыми и стимулирует изобретательскую деятельность детей по улучшению своей работы, а также их стремление быть полезными окружающим людям;
8. творческое самоуправление рассматривается как совместная работа старших и младших членов коллектива;
9. сотрудничество с родителями строится на идее о том, что отношения в семье должны быть товарищескими;
10. сотрудничество учителей основывается на взаимопомощи педагогов;
11. учение без принуждения. Снять чувство страха у учащихся на уроке, сделать его раскованным, свободным, вселить уверенность в своих силах, увидеть в нем полноценного и способного к творчеству человека;
12. использование при обучении новых методов обучения: идея опоры, идея опережения, идея крупных блоков.
НОВАЯ РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА НА ЗАПАДЕ
В западной педагогике идет поиск новых, экспериментальных пед. методов и приемов обучения и воспитания детей, но все методы направлены не на отрыв школы от соц. среды, а на соединение. Соц. среда призвана помочь школе воспитывать людей, способных плодотворно трудиться и жить в социуме.
Гуманистическая педагогика. Направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50-х, начале 60-х годов в США. Наиболее яркие ее представители – К.Роджерс, Р.Барт, Ч.(У). Ратбоун. Основная тенденция этого направления – придать образованию личностно-ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс усвоения знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.Своих целей гуманистическая педагогика достигает путем создания эмоционально стимулирующей учебной среды, поощрения инициативы учащихся, установлением конструктивных межличностных отношений, разработки образовательных программ, максимально развивающих потенциальные и творческие способности учащихся,0 с помощью совместного обсуждения учителями и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки, отказа от использования отметки как формы давления на учащихся.
Антипедагогика – направление в педагогической науке стран Западной Европы и США во второй половине 20 века. Антипедагогика обосновывает отказ от воспитания как целенаправленного процесса формирования личности. Возникла в 70-е годы в США. Имела последователей в Германии, Швейцарии, Франции. Сторонники данного пед. направления стремятся к дискредитации пед. подхода как такового, а не изменения методов пед. воздействия. Антипедагогика исходит из представлений о разобщенности поколений, вследствии быстрых социокультурных изменений взрослые члены общества не могут передать детям тот тип культуры, который служил бы для молодого поколения реальной опорой в жизни, поэтому институт воспитания себя не оправдывает и от него следует отказаться. Французский педагог Л.Бернар пишет: «Опыт показывает, что все попытки исправить школу заканчиваются ничем, следовательно, надо отказаться от самой школы». Считая воспитание «системой травмирующего контроля», а иногда и прямого насилия над личностью, антипедагоги утверждают, что только спонтанное формирование человека ведет к гуманизации общества.
Не все педагоги столь категоричны, но особой критике всегда подлежала регламентированная классно-урочная система. И многие педагоги пытались и пытаются помочь школьникам посредством неформальных способов и приемов приобрести знания и жизненный опыт, войти в мир взрослых.
Например, альтернативные школы. В них применяют нетрадиционные методики обучения и воспитания, в них акцент делается на гуманных отношениях учителя и ученика, на развитии индивидуальных способностей, творческого потенциала школьников.
Первые альтернативные школы появились в Америке в 1968 году, к середине 70-х их было свыше 2 тысяч. Альтернативные школы предназначены тем, кто не желает ограничиваться обычным школьным образованием. Им предлагают нетрадиционные занятия в музеях, научных лабораториях, библиотеках, по индивидуальным планам. Альтернативные школы исповедуют принцип учебы как игры и творчества, как радостного открытия. Формы обучения – беседы, дискуссии, развивающие игры, письменные упражнения творческого характера. Обучения может происходить в группах или парах. Практикуется методика индивидуальных стилей обучения, призванная определить наилучший способ усвоения знаний для каждого школьника.
Варианты альтернативного обучения – свободные школы, провозгласившие оппозицию авторитарному школьному воспитанию. Это реанимация идей «нового воспитания» о развитии человека в соответствии с его собственной природой. В свободных школах поощрялось самообразование, самостоятельное познание мира в обстановке игры, раскованных бесед, праздного проведения времени. Свободные школы намеревались не только реформировать воспитание, но и выстроить новый тип человеческих отношений. Они хотели построить модель человеческого общежития, основанного на сотрудничестве.
Достаточно распространены на Западе были открытые школы, которые похожи на альтернативные, но хотели добиться более тесной интеграции школы с окружающим миром, учитывали разнообразные социальные факторы, воздействующие на формирование личности. Это происходило в виде интеграции учебной и внеклассной образовательно-воспитательной деятельности. Учебная программа одной из школ определялась следующими направлениями:
- подготовка к деловой активности;
- подготовка к общественной деятельности;
- общее культурное развитие;
- формирование навыков межличностного общения.
В обучении поощрялась самостоятельность, опора на личный опыт учащихся. Ученик мог обратиться за помощью и советом к учителю, чтобы составить индивидуальный план работы и получить оценку своей деятельности. Широко практиковались образовательные экскурсии на различные предприятия и офисы. Учащимся предлагали собрать и использовать в учебной работе сведения об экономической, культурной, политической жизни города. К открытым учебным заведениям относятся так называемые общинные школы, когда люди, живущие в одном микрорайоне, объединяются и создают школу, которая бы воспитывала детей такими, какими они хотели их видеть. Родители участвовали в руководстве школой, приглашали учителей, которых считали нужными, сами вели занятия и кружки. Педагоги общинных школ стремятся создать атмосферу радости и сотрудничества. Они предпочитают групповую работу учащихся, поощряют раскованное поведение школьников. Лозунг учителей: «Направлять, поощрять и одобрять». Они хотят, чтобы дети чувствовали себя раскрепощенными и одновременно защищенными, будучи уверенны, что учитель всегда им поможет. (У каждого школьника есть взрослый наставник-советник – тьютор).
Основные цели воспитания:
- всестороннее развитие;
- воспитание самостоятельности.
Концептуальные положения:
- обучение должно проходить совершенно естественно, в соответствии с развитием – ребенок сам себя развивает;
- единственный, кто понимает ребенка – это другой ребенок;
- девиз педагогики М.: «Помоги мне это сделать самому».
- отказ от миссии обучать детей, вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития, учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо;
- сознание ребенка является «впитывающим», поэтому приоритет дидактики – организовать окружающую среду для такого впитывания;
- до пяти лет ребенок должен познакомиться со всеми окружающими предметами и веществами, узнать их вес, форму, запах, температуру, вкус, после пяти лет ребенок превращается в исследователя – все разбирает, узнает, из чего состоят все окружающие его предметы;
- в методе Монтессори нет соревнования, каждый ребенок работает в собственном темпе.
В группах Монтессори ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды – Монтессори-материалов. В Монтессори-материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не надо указывать на них. Роль учителя состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.
Ребенок сам выбирает конкретный Монтессори-материал и зону, в которой он хочет сегодня работать.Монтессори-класс включает следующие зоны:
- зона реальной жизни: ребенок учится самостоятельно пересыпать, переливать, мыть, чистить, вырезать, раскрашивать, рисовать и т.д.
- зона сенсорного развития: изучение окружающего мира (различать высоту, длину, вес, цвет т др. свойства предметов);
- зона языковая, географическая, математическая, естественно-научная: умственное развитие ребенка;
- зона движения( на полу нарисованы геометрические фигуры, цифры, буквы), упражнения по развитию равновесия и координацию движений.
Школьный период. Единых программ не существует. Уроков нет, день начинается с общего круга. Каждый ребенок сам выбирает, чем он будет заниматься. Когда работа закончена, он показывает ее учителю и результат обсуждается. Оценка труда обязательна, но без отметки. Детям не дается дом. заданий, их не спрашивают у доски. В середине дня бывает 1 общее занятие минут на 15 – 20. Дети одного года обучения собираются вместе – чаще в круг. Это называется «погружение в предмет». Здесь приводятся в систему полученные знания, обсуждаются доклады. Разработаны специальные учебные тетради по трем предметам: родному языку, математике и космическому воспитанию.
Вся работа строится на абсолютном доверии к ребенку, на вере в его стремление к познанию окружающего мира.
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА
Педагогику сотрудничества можно назвать личностно-ориентированной педагогической концепцией., так как в центре ее – необыкновенная, неповторимая личность ребенка.
В основе педагогики сотрудничества – глубокий гуманизм и демократизм, уважение к личности ребенка, сочетание доверия с разумной требовательностью, вовлечение детей в совместную со взрослыми активную, творческую, преобразующую окружающий мир деятельность, опора на интересы и потребности детей, учет их реальных сил и способностей.
Педагогика сотрудничества разрабатывалась группой авторов, проработавших в школе более 20 лет. Среди них: Ш.А. Амонашвили, И.П.Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, С.Н.Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В,Ф Шаталов, М.П. Щетинин и др.
Стержень новой пед. концепции – сотрудничество как цель и средство воспитания и обучения.
Общие идеи, наиболее характерные для педагогики сотрудничества:
1. демократический стиль общения с учениками ( на основе увлеченности совместной творческой деятельности, на основе дружеского расположения);
2. личностный подход. Учителя используют такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему. Все защищены в своем классе;
3. идея самоанализа. Учителя учат учащихся индивидуальному и коллективному самоанализу.
4. идея свободного выбора. Свободный выбор помогает детям чувствовать себя сотрудниками учителей;
5. идея трудной цели. Педагоги-новаторы ставят перед детьми как можно более сложную цель, указывают на ее исключительную трудность и внушают уверенность в том, что цель будет достигнута;
6. коллективное творческое воспитание воплощено Ивановым в коммунарской методике;
7. творческий производительный труд осуществляется совместно со взрослыми и стимулирует изобретательскую деятельность детей по улучшению своей работы, а также их стремление быть полезными окружающим людям;
8. творческое самоуправление рассматривается как совместная работа старших и младших членов коллектива;
9. сотрудничество с родителями строится на идее о том, что отношения в семье должны быть товарищескими;
10. сотрудничество учителей основывается на взаимопомощи педагогов;
11. учение без принуждения. Снять чувство страха у учащихся на уроке, сделать его раскованным, свободным, вселить уверенность в своих силах, увидеть в нем полноценного и способного к творчеству человека;
12. использование при обучении новых методов обучения: идея опоры, идея опережения, идея крупных блоков.
НОВАЯ РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА НА ЗАПАДЕ
В западной педагогике идет поиск новых, экспериментальных пед. методов и приемов обучения и воспитания детей, но все методы направлены не на отрыв школы от соц. среды, а на соединение. Соц. среда призвана помочь школе воспитывать людей, способных плодотворно трудиться и жить в социуме.
Гуманистическая педагогика. Направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50-х, начале 60-х годов в США. Наиболее яркие ее представители – К.Роджерс, Р.Барт, Ч.(У). Ратбоун. Основная тенденция этого направления – придать образованию личностно-ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс усвоения знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.Своих целей гуманистическая педагогика достигает путем создания эмоционально стимулирующей учебной среды, поощрения инициативы учащихся, установлением конструктивных межличностных отношений, разработки образовательных программ, максимально развивающих потенциальные и творческие способности учащихся,0 с помощью совместного обсуждения учителями и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки, отказа от использования отметки как формы давления на учащихся.
Антипедагогика – направление в педагогической науке стран Западной Европы и США во второй половине 20 века. Антипедагогика обосновывает отказ от воспитания как целенаправленного процесса формирования личности. Возникла в 70-е годы в США. Имела последователей в Германии, Швейцарии, Франции. Сторонники данного пед. направления стремятся к дискредитации пед. подхода как такового, а не изменения методов пед. воздействия. Антипедагогика исходит из представлений о разобщенности поколений, вследствии быстрых социокультурных изменений взрослые члены общества не могут передать детям тот тип культуры, который служил бы для молодого поколения реальной опорой в жизни, поэтому институт воспитания себя не оправдывает и от него следует отказаться. Французский педагог Л.Бернар пишет: «Опыт показывает, что все попытки исправить школу заканчиваются ничем, следовательно, надо отказаться от самой школы». Считая воспитание «системой травмирующего контроля», а иногда и прямого насилия над личностью, антипедагоги утверждают, что только спонтанное формирование человека ведет к гуманизации общества.
Не все педагоги столь категоричны, но особой критике всегда подлежала регламентированная классно-урочная система. И многие педагоги пытались и пытаются помочь школьникам посредством неформальных способов и приемов приобрести знания и жизненный опыт, войти в мир взрослых.
Например, альтернативные школы. В них применяют нетрадиционные методики обучения и воспитания, в них акцент делается на гуманных отношениях учителя и ученика, на развитии индивидуальных способностей, творческого потенциала школьников.
Первые альтернативные школы появились в Америке в 1968 году, к середине 70-х их было свыше 2 тысяч. Альтернативные школы предназначены тем, кто не желает ограничиваться обычным школьным образованием. Им предлагают нетрадиционные занятия в музеях, научных лабораториях, библиотеках, по индивидуальным планам. Альтернативные школы исповедуют принцип учебы как игры и творчества, как радостного открытия. Формы обучения – беседы, дискуссии, развивающие игры, письменные упражнения творческого характера. Обучения может происходить в группах или парах. Практикуется методика индивидуальных стилей обучения, призванная определить наилучший способ усвоения знаний для каждого школьника.
Варианты альтернативного обучения – свободные школы, провозгласившие оппозицию авторитарному школьному воспитанию. Это реанимация идей «нового воспитания» о развитии человека в соответствии с его собственной природой. В свободных школах поощрялось самообразование, самостоятельное познание мира в обстановке игры, раскованных бесед, праздного проведения времени. Свободные школы намеревались не только реформировать воспитание, но и выстроить новый тип человеческих отношений. Они хотели построить модель человеческого общежития, основанного на сотрудничестве.
Достаточно распространены на Западе были открытые школы, которые похожи на альтернативные, но хотели добиться более тесной интеграции школы с окружающим миром, учитывали разнообразные социальные факторы, воздействующие на формирование личности. Это происходило в виде интеграции учебной и внеклассной образовательно-воспитательной деятельности. Учебная программа одной из школ определялась следующими направлениями:
- подготовка к деловой активности;
- подготовка к общественной деятельности;
- общее культурное развитие;
- формирование навыков межличностного общения.
В обучении поощрялась самостоятельность, опора на личный опыт учащихся. Ученик мог обратиться за помощью и советом к учителю, чтобы составить индивидуальный план работы и получить оценку своей деятельности. Широко практиковались образовательные экскурсии на различные предприятия и офисы. Учащимся предлагали собрать и использовать в учебной работе сведения об экономической, культурной, политической жизни города. К открытым учебным заведениям относятся так называемые общинные школы, когда люди, живущие в одном микрорайоне, объединяются и создают школу, которая бы воспитывала детей такими, какими они хотели их видеть. Родители участвовали в руководстве школой, приглашали учителей, которых считали нужными, сами вели занятия и кружки. Педагоги общинных школ стремятся создать атмосферу радости и сотрудничества. Они предпочитают групповую работу учащихся, поощряют раскованное поведение школьников. Лозунг учителей: «Направлять, поощрять и одобрять». Они хотят, чтобы дети чувствовали себя раскрепощенными и одновременно защищенными, будучи уверенны, что учитель всегда им поможет. (У каждого школьника есть взрослый наставник-советник – тьютор).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи