образование- единый процесс физического и духовного становления личности. которые основывается на некие соц.эталоны. так допустим идеалом античности было был воин, в средневековье добродетельный христиантин, в наше вреся гармонично развитая личность.
о.возниакет в связи возникновения общества и развивается по мере ее становления. о.неотделимо от жизни общества. далее возникает частная собственность, что приводит к обособлению обучающих и воспитательных функций и переход от общественного воспитания к семейному. гл.цель-воспитание сильных воинов. способных защитить интересы госудраства. изобретение письменности требовало спец.обученных людей. с ср.века появилось особое утверждение христианской религиозной идеологии в воспитании и о..
то понимается, когда мы говорим о содержании воспитания?
I. Ценности, представления о мире, о добре и зле, которыми человек должен руководствоваться в своей жизни, нормы и правила, ориентируясь на которые человек учился управлять собой, подавлять «Я хочу», подчиняя его на «Я должен». Всё это, прежде всего, предлагала религия. Даже в языческом религиозном сознании происходило движение в поиске различения добра и зла, развитие чувства стыда и затем чувства вины. Христианство открыло программу духовного и нравственного совершенствования человека.
II. Философская мысль в постижении природы бытия и сущности человека искала и пути его направления к добродетели. Античная мысль видела суть воспитания в подчинении вожделеющей части души(вожделении-страсти) её разумной составляющей, так же как в дальнейшем средневековые философы увидят суть воспитания в развитии духовных сил, управляющих страстями. И современная философская мысль продолжает искать пути управления страстями (вожделениями) со стороны разума и Духа, потому, что видимо нет других источников подавления вожделеющей стихии души. Когда мы говорим о педагогической мысли, мы называем имена главным образом философов и религиозных деятелей: Платон, Аристотель, Коменский, Локк, Руссо, Киреевский, Толстой, Зеньковский.
III. С начала 19 века получает развитие собственно педагогическая мысль, складывается педагогическая наука с постепенно оформляющимся многообразием направлений.
Среди них особое место занимают методики, в развитии которых особая роль принадлежит психологии, и педагогические идеи, определяющие правительственную образовательную политику.
В развитии процессов воспитания и образования особое место принадлежит педагогическим представлениям, получившим сегодня обозначение как имплицитные, то есть не являющимися собственно научными, но бытующими в пространстве общественной жизни.
Педагогика это наука, а не технология. Она обращена к пониманию личностных изменений человека, в контексте различный влияний в том числе и специально использованных технологий.
Содержание воспитания:
1. обретение человеком определенных мыслей и ценностей. (неприложность – внутренний мир)
2. отношение к миру и людям
• к Богу (высшим силам)
• к природе
• в семье, роду, родственникам
• к другому
• к человеку как ценности
• к обществу, государству
• к труду, богатству и знаниям
3. поведенческие нормы и стереотипы
4. отношение к себе, уровень развития самосознания
5. управление собой: я хочу или я могу…
Понятие образование понимается сегодня в нескольких смыслах:
1. Как многоуровневая государственная система, обеспечивающая населению государственный стандарт знаний, умений и навыков в рамках учебных (школьных и внешкольных) заведений с помощью специальных программ, методов, целей;
2. Как свободное обретение просвещённости и культурности, процесс и результат самоосуществления человека;
3. Как механизм наследования и созидания культуры;
Семантическим корнем понятия образование является слово «образ»(идеальная форма, облик, икона, форма мысли и т.д.), в основе его понимания присутствует представление о предельно сжатом обобщении какой то характеристики явления или человека.
В Древней Руси слово образование отсутствовало. Имели место два понятия: «ученье книжное» и «книжник»- образованный человек. В русский язык слово «образование» ввёл Н.И.Новиков, известный общественный деятель XVIII века. «ображать», «образить» - придать чему либо образ, обделывать, возделывать вещь».
В начале XIX века понятие образование стало популярным в дворянской среде и звучало как синоним культуры, также и слово «образованный» понималось как «культурный», «просвещённый». В этот период высшие круги дворянства достигли высочайшей образованности, Процесс такого образования был достаточно свободным и многообразным, а результат измерялся соответствием нормам светского общества. Некоторые исследователи называли это - «блистательный дилетантизм». Правительство, реализуя выдвинутую Петром I идею подчинения образования государству («учение на потребу государства»), создало государственную систему образования (реформа Александра I) и стремилось привлечь дворянство к обучению детей в государственных гимназиях. Так в России утвердилось понимание образования как процесса и результата получения знаний в интересах общества и государства.
Во второй половине XIX – начале XX века, когда система государственного образования успешно функционировала, понятие образование стало предметом анализа в философском и в педагогическом дискурсе (Л. Н. Толстой, В. В.Зеньковский, Вл. Соловьёв, С. И. Гессен). в России получило интенсивное развитие самообразование, традиционное для русской культуры. Была создана мощная индустрия в помощь самообразованию (книгоиздательская деятельность, библиотеки, музеи, библиографическая служба). В начале XX века, в контексте реформаторских движений, вновь выдвигались идеи трактовки образования, как влияния жизни («педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «теория отмирания школы» ( М.В.Крупенина).
В советской педагогике философский дискурс анализа образования был прерван, образование стало пониматься преимущественно как Факт окончания высшей школы признавался в обществе как свидетельство образованности, рассматриваемой как синоним интеллигентности. Известный русский писатель А. И. Солженицын, характеризуя явление несоответствия качества образованности дипломированных специалистов понятию интеллигентность, ввёл публицистическую метафору «образованщина».
Сегодня вновь наблюдается интерес к анализу образования в философском и культурологическом дискурсе. В новых условиях глобального информационного сообщества осознаётся необходимость пересмотра парадигмальных оснований образования. проблемы организации: соотношения централизации и децентрализации образовательных систем, согласования личностных образовательных траекторий, многообразия образовательных услуг, необходимости создания единого образовательного пространства с использованием мультмедиа технологий и необходимости единого тезауруса для его участников и др.
Образование – открытая система и продолжается на протяжении всей жизни человека.
Объектом изучения в истории образования является и «человек образующийся» и школьное многоуровневое образование.
В число вопросов о практике воспитания и образования входит и проблематика учительства как социокультурного феномена. Здесь также можно говорить об учителе-чиновнике государственной образовательной системы и об Учителе как источнике духовно-нравственного преобразования личности.
о.возниакет в связи возникновения общества и развивается по мере ее становления. о.неотделимо от жизни общества. далее возникает частная собственность, что приводит к обособлению обучающих и воспитательных функций и переход от общественного воспитания к семейному. гл.цель-воспитание сильных воинов. способных защитить интересы госудраства. изобретение письменности требовало спец.обученных людей. с ср.века появилось особое утверждение христианской религиозной идеологии в воспитании и о..
то понимается, когда мы говорим о содержании воспитания?
I. Ценности, представления о мире, о добре и зле, которыми человек должен руководствоваться в своей жизни, нормы и правила, ориентируясь на которые человек учился управлять собой, подавлять «Я хочу», подчиняя его на «Я должен». Всё это, прежде всего, предлагала религия. Даже в языческом религиозном сознании происходило движение в поиске различения добра и зла, развитие чувства стыда и затем чувства вины. Христианство открыло программу духовного и нравственного совершенствования человека.
II. Философская мысль в постижении природы бытия и сущности человека искала и пути его направления к добродетели. Античная мысль видела суть воспитания в подчинении вожделеющей части души(вожделении-страсти) её разумной составляющей, так же как в дальнейшем средневековые философы увидят суть воспитания в развитии духовных сил, управляющих страстями. И современная философская мысль продолжает искать пути управления страстями (вожделениями) со стороны разума и Духа, потому, что видимо нет других источников подавления вожделеющей стихии души. Когда мы говорим о педагогической мысли, мы называем имена главным образом философов и религиозных деятелей: Платон, Аристотель, Коменский, Локк, Руссо, Киреевский, Толстой, Зеньковский.
III. С начала 19 века получает развитие собственно педагогическая мысль, складывается педагогическая наука с постепенно оформляющимся многообразием направлений.
Среди них особое место занимают методики, в развитии которых особая роль принадлежит психологии, и педагогические идеи, определяющие правительственную образовательную политику.
В развитии процессов воспитания и образования особое место принадлежит педагогическим представлениям, получившим сегодня обозначение как имплицитные, то есть не являющимися собственно научными, но бытующими в пространстве общественной жизни.
Педагогика это наука, а не технология. Она обращена к пониманию личностных изменений человека, в контексте различный влияний в том числе и специально использованных технологий.
Содержание воспитания:
1. обретение человеком определенных мыслей и ценностей. (неприложность – внутренний мир)
2. отношение к миру и людям
• к Богу (высшим силам)
• к природе
• в семье, роду, родственникам
• к другому
• к человеку как ценности
• к обществу, государству
• к труду, богатству и знаниям
3. поведенческие нормы и стереотипы
4. отношение к себе, уровень развития самосознания
5. управление собой: я хочу или я могу…
Понятие образование понимается сегодня в нескольких смыслах:
1. Как многоуровневая государственная система, обеспечивающая населению государственный стандарт знаний, умений и навыков в рамках учебных (школьных и внешкольных) заведений с помощью специальных программ, методов, целей;
2. Как свободное обретение просвещённости и культурности, процесс и результат самоосуществления человека;
3. Как механизм наследования и созидания культуры;
Семантическим корнем понятия образование является слово «образ»(идеальная форма, облик, икона, форма мысли и т.д.), в основе его понимания присутствует представление о предельно сжатом обобщении какой то характеристики явления или человека.
В Древней Руси слово образование отсутствовало. Имели место два понятия: «ученье книжное» и «книжник»- образованный человек. В русский язык слово «образование» ввёл Н.И.Новиков, известный общественный деятель XVIII века. «ображать», «образить» - придать чему либо образ, обделывать, возделывать вещь».
В начале XIX века понятие образование стало популярным в дворянской среде и звучало как синоним культуры, также и слово «образованный» понималось как «культурный», «просвещённый». В этот период высшие круги дворянства достигли высочайшей образованности, Процесс такого образования был достаточно свободным и многообразным, а результат измерялся соответствием нормам светского общества. Некоторые исследователи называли это - «блистательный дилетантизм». Правительство, реализуя выдвинутую Петром I идею подчинения образования государству («учение на потребу государства»), создало государственную систему образования (реформа Александра I) и стремилось привлечь дворянство к обучению детей в государственных гимназиях. Так в России утвердилось понимание образования как процесса и результата получения знаний в интересах общества и государства.
Во второй половине XIX – начале XX века, когда система государственного образования успешно функционировала, понятие образование стало предметом анализа в философском и в педагогическом дискурсе (Л. Н. Толстой, В. В.Зеньковский, Вл. Соловьёв, С. И. Гессен). в России получило интенсивное развитие самообразование, традиционное для русской культуры. Была создана мощная индустрия в помощь самообразованию (книгоиздательская деятельность, библиотеки, музеи, библиографическая служба). В начале XX века, в контексте реформаторских движений, вновь выдвигались идеи трактовки образования, как влияния жизни («педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «теория отмирания школы» ( М.В.Крупенина).
В советской педагогике философский дискурс анализа образования был прерван, образование стало пониматься преимущественно как Факт окончания высшей школы признавался в обществе как свидетельство образованности, рассматриваемой как синоним интеллигентности. Известный русский писатель А. И. Солженицын, характеризуя явление несоответствия качества образованности дипломированных специалистов понятию интеллигентность, ввёл публицистическую метафору «образованщина».
Сегодня вновь наблюдается интерес к анализу образования в философском и культурологическом дискурсе. В новых условиях глобального информационного сообщества осознаётся необходимость пересмотра парадигмальных оснований образования. проблемы организации: соотношения централизации и децентрализации образовательных систем, согласования личностных образовательных траекторий, многообразия образовательных услуг, необходимости создания единого образовательного пространства с использованием мультмедиа технологий и необходимости единого тезауруса для его участников и др.
Образование – открытая система и продолжается на протяжении всей жизни человека.
Объектом изучения в истории образования является и «человек образующийся» и школьное многоуровневое образование.
В число вопросов о практике воспитания и образования входит и проблематика учительства как социокультурного феномена. Здесь также можно говорить об учителе-чиновнике государственной образовательной системы и об Учителе как источнике духовно-нравственного преобразования личности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи