1. Основные направления государственной политики в сфере образования и система образования в Республике Беларусь на современном этапе.
2. Реформирование системы образования в Республике Беларусь на современном этапе.
1. В начале 1990-х гг. новые политические и социально-экономические реалии, связанные с распадом СССР и появлением суверенных государств, положили начало трансформационным процессам в белорусской системе образования.
Обретение Республикой Беларусь независимости, поиск путей решения социально-экономических проблем в условиях развивающихся рыночных отношений, курс на создание социально ориентированного государства актуализировали необходимость разработки стратегии развития образования в новых условиях.
В 90-е годы в Республике Беларусь шел процесс создания новой нормативно-правовой базы, регулирующей механизмы функционирования образовательной системы с учетом новых реалий. В 1991 г. был принят Закон об образовании в Республике Беларусь, в котором были сформулированы принципы государственной политики в области образования, цели и задачи национальной системы образования, ее структура, права и обязанности преподавателей, учащихся, принципы финансирования.
Одновременно был разработан ряд важнейших документов, нормативно-правовых актов, концепций, регулировавших и определявших деятельность звеньев системы непрерывного образования: «Концепция образования и воспитания в Беларуси», «Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь» (1996), «Концепция воспитания в национальной школе», «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи» (1999), «Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь» (2000) и др.
В этих документах получила отражение новая образовательная политика, взгляды на образование и воспитание подрастающего поколения, подготовку кадров в изменившихся социально-культурных условиях.
В марте 2002 г. в Беларуси была принята новая редакция Закона об образовании. При доработке законопроекта были уточнены понятия «образование», «национальная система образования», освещены проблемы, связанные с правовым регулированием деятельности системы образования.
В частности, были сняты ограничения на получение только одного образования за счет средств бюджета, предусмотрено кредитование студентов, получающих образование на платной основе, а также выдача дипломов единого образца независимо от форм собственности учреждений образования. В Законе получили отражение принципы, на которых строится национальная государственная политика в сфере образования:
- приоритетность образования,
- обязательность общего базового образования,
- доступность,
- преемственность и непрерывность,
- научность, приоритет общечеловеческих ценностей,
- национально-культурная основа образования,
- экологическая направленность,
- демократический и светский характер образования.
Таким образом, на протяжении минувшего десятилетия в Республике Беларусь создавалась новая нормативно-правовая база, регламентирующая развитие национальной образовательной системы в новых условиях. Научно обосновывались принципы формирования школьного образования, разрабатывались концепции развития национальной школы, вводились в действие новые положения об общеобразовательных школах, в которых закреплялся статус новых типов школ (гимназий, лицеев, колледжей, высших профессиональных училищ).
Наиболее ярким событием в школьном образовании 90-х гг. стало появление учебных заведений нового типа (гимназии и лицеи). Их реставрация в системе образования СССР, а затем и стран СНГ вызвала бурную полемику на страницах периодической печати, центральное место в которой заняли вопросы сущности и характера деятельности инновационных структур, их типологии, содержания образования.
Полярность точек зрения специалистов и полемика вокруг новых школ была вызвана стихийным характером их появления, отсутствием единой концепции, утратой традиций развития академической школы в советский период. Чтобы стабилизировать работу новых учебных заведений, понадобилось время, которое показало их жизнеспособность.
В своей деятельности гимназия и лицей опираются на традиции европейского школьного образования: академизм, профильность, селективность, высокое качество обучения. Пик создания новых школ в республике приходится на 1991—1993 гг. Начиная с 1994 г. рост сети гимназий и лицеев замедляется, что объясняется определенным насыщением белорусской системы образования этими образовательными учреждениями и ужесточением государственного контроля над их деятельностью.
В середине 90-х гг. приоритетным становится не количественный рост, а качество их работы. В 2004 г. в Республике Беларусь действовали 115 гимназий, 26 лицеев, 100 школ с углубленным изучением предметов. Значительная часть гимназий и лицеев, специализированных школ сконцентрирована в столице, что объясняется высоким общественным спросом, большим числом вузов и квалифицированного профессорско-преподавательского состава.
В сравнительно небольшой срок система образования Республики Беларусь существенно преобразилась. Особенно значительные изменения произошли в школьном образовании: появились новые типы учебных заведений (гимназия, лицей, учебно-педагогический комплекс, специализированная школа и др.).
Наряду с государственным получил развитие частный сектор школьного образования. В учебных заведениях разворачивается инновационная деятельность, расширяется спектр применяемых технологий. Эти изменения подготовили почву для кардинальной реорганизации школьного образования, его структурной и содержательной перестройки и обусловили вступление белорусской школы в полосу длительного крупномасштабного реформирования.
Структура системы образования в Республике Беларусь представляет собой следующие типы учебных заведений:
1) Дошкольные учреждения:
1 – 3 года – ясли;
3 – 6 лет – детский сад
2) Полная средняя школа:
6 – 10 лет (1 – 4 кл.) – начальная школа
10 – 16 лет (5 – 10 кл.) – основная (базовая) школа
16 – 17 лет (11 – 12 кл.) – полная средняя школа
10 – 18 лет (5 – 12 кл.) – гимназия
3) Начальное и среднее профессиональное образование:
16 – 17 лет (11 – 12 кл.) – лицей
16 – 17 лет (11 – 12 кл.) – техникум
16 – 17 лет (11 – 12 кл.) - ПТУ
4) Высшее профессиональное образование:
1 – 5 курсы обучения – специалист
1 – 4 курсы обучения – бакалавриат
5 – 6 курсы обучения – магистратура
5) Постдипломное образование: аспирантура и докторантура
6) Система повышения квалификации и переподготовки специалистов.
7) Внешкольные учебно-воспитательные организации и учреждения дополнительного образования.
2. В 1998 г. в Республике Беларусь началась школьная реформа. Ее проведению предшествовал подготовительный этап. В 1996 г. были разработаны Концепция реформы общеобразовательной школы (утв. Постановлением Совета Министров РБ от 21.08.1996., № 554) и Программа ее реализации, в которой определены и охарактеризованы 12 основных этапов, организационно-управленческое и ресурсное обеспечение реформы, ведущие направления в развитии ступеней общего образования.
В ходе реформы был осуществлен переход к обучению детей с 6 лет. Это обусловило необходимость подготовки к школе детей пятилетнего возраста и вызвало к жизни развитие такого типа учебного заведения, как детский сад-школа.
Белорусская школа стала 12-летней. В республике была внедрена новая модель школьного образования (4 + 6 + 2), согласно которой общее базовое образование предполагает 10-летний срок обучения и является обязательным.
Новая модель общеобразовательной школы в Республике Беларусь включает в себя три ступени: начальное образование, основное (базовое) образование, полное среднее образование.
В настоящее время в Республике Беларусь фактически существуют две модели школы; 11-летняя и 12-летняя. Полностью переход на 12-летнюю модель будет осуществлен к 2008 году.
В рамках реализации реформы была расширена сеть специализированных школ (языковых, математических, музыкальных спортивных и т.п.) для удовлетворения способностей, интересов и склонностей учащихся. Углубленный уровень образования обеспечивают гимназии, лицеи, учебные комплексы «школа (гимназия) - колледж». Для детей с нарушением здоровья создаются санаторные, лесные, вспомогательные школы, школы-интернаты.
С 1 сентября 2002 г. в средней школе Республики Беларусь был осуществлен переход на новую 10-балльную систему оценки знаний. В белорусских школах стала внедряться новая шкала оценок учебных достижений учащихся (10 — превосходно, 9 отлично, 8 — почти отлично, 7 — очень хорошо, 6 — хорошо, 5 — почти хорошо, 4 — весьма удовлетворительно, 3 — удовлетворительно, 2—1 неудовлетворительно, 0 — отказ от ответа его отсутствие).
Отказ от традиционной пятибалльной системы оценки мотивировался тем, что она не позволяет осуществить дифференцированный подход, дает основания для субъективности, слабо учитывает уровень усвоения учащимся учебного материала. Ставка была сделана на письменный контроль знаний школьников (тесты, контрольные работы и т.п.), который стал приоритетным.
Важная задача реформы — введение профилизации на старшей ступени средней школы. Планируется ввести 9 профилей обучения: общественно-экономический, филологический, художественно-эстетический, химико-биологический, физико-математический, естественно-географический, технологический, информационно-математический, физкультурно-спортивный.
Параллельно со структурной реорганизацией школьной системы в ходе реформы планировалось решить комплекс задач:
• разработать и внедрить новые учебные планы и программы;
• восстановить фундаментальный характер общего среднего
образования;
• обеспечить широкую дифференциацию обучения (профилизацию) на старшей ступени средней школы;
• внедрить новую систему оценки знаний учащихся;
• создать систему воспитания в школе, основанную на формировании у школьников патриотизма и гражданственности.
Начавшись в средней школе, трансформационные процессы постепенно охватили и высшую школу. В основу преобразований легла «Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь», разработанная Министерством образования и одобренная Правительством в 1996 году. Концепция определила основные цели, задачи и принципы развития высшего образования на период до 2005 года. Реформу высшей школы планировалось проводить в три этапа:
• формирование новой структуры высшего образования с переходом на многоступенчатую систему подготовки (бакалавр,
магистр);
• отработка вариантов новых типов учебных заведений высшего образования (академия, высший колледж);
• законодательное закрепление изменений и приведение белорусской высшей школы в соответствие с международными
стандартами.
Поскольку в 90-е гг. преобразования высшей школы в республике были начаты без достаточного теоретического обоснования, отдельные аспекты реформирования требовали дальнейшей концептуальной проработки и корректировки. На международных и республиканских совещаниях, конференциях постоянно обсуждалась целесообразность перехода на новую систему подготовки специалистов. Дискуссии затрагивали, прежде всего, спорные вопросы: плюсы и минусы введения новой системы; специфику отдельных вузов и специальностей, не вписывавшихся в предложенную схему; систему оценки результатов; повышение качества образования и подготовки специалистов и т.п.
Трансформационные процессы, происходящие в высшей школе Беларуси, в первую очередь были направлены:
- на изменение правил поступления в вузы,
- внедрение многоуровневой системы подготовки специалистов, создание вузовских систем оценки качества образования,
- апробацию новых технологий обучения,
- введение кредитно-модульной системы обучения и оценки результатов.
За минувшее десятилетие белорусская высшая школа существенно изменила свой облик. Вследствие тенденций вестернизации в 90-е гг. в Беларуси, как и в других странах СНГ, институты были реорганизованы в классические и профильные университеты, которые сегодня играют ведущую роль в системе образования и сохраняют за собой статус крупнейших образовательных и научно-инновационных центров.
В 2003/2004 учебном году в республике действовали 44 вуза, в том числе 7 классических и 16 профильных университетов, 9 академий, 8 институтов, 5 высших колледжей. По данным за 2003 г. на 10 тысяч человек в Беларуси приходится 340 студентов, что является достаточно высоким по европейским меркам показателем. За последние 10 лет в отечественном высшем образовании резко вырос негосударственный сектор. Для совершенствования подготовки специалистов высшие учебные заведения переходят на двухступенчатую систему. В 90-е гг. в ряде вузов республики были внедрены и апробированы институты бакалавриата и магистратуры.
В 2004 г. в Парламент был передан на рассмотрение проект Закона о высшем образовании, в котором учтены международные нормы по высшему образованию. Под эгидой Министерства образования в республике создаются и внедряются новые учебные планы, программы дисциплин, образовательные стандарты подготовки бакалавров (4 года), специалистов (5 лет), магистров (6 лет). С 2003/2004 учебного года в ряде белорусских вузов идет эксперимент по внедрению новой структуры высшего образования.
В последние годы актуальной для высшей школы стала проблема педагогических кадров. За прошедшие годы социальный статус профессорско-преподавательского состава, зарплата и пенсионное обеспечение снижались, что вызвало такие негативные явления, как «утечку мозгов», уменьшение притока молодежи в педагогическую профессию, снижение профессионализма профессорско-преподавательского состава. Половина докторов наук — пенсионеры. Только около 42 % преподавателей имеют ученую степень. Решение этих насущных проблем связывается с принятием Закона о высшем образовании и четким механизмом его реализации.
Реформирование образовательной сферы в настоящее время является основой государственной политики многих стран мира. Коренные перемены в экономической, социальной и научно-технической жизни требуют адекватных изменений в системе образования. Глубина и темп трансформационных процессов в мировой практике образования возрастают с каждым годом.
Курс на модернизацию образовательной системы, взятый Республикой Беларусь в начале 90-х гг. позволяет сохранить и приумножить высокий уровень образования, оставшийся в наследство от советского периода, сочетать опору на национальные традиции и стремление к достижению высоких международных стандартов.
2. Реформирование системы образования в Республике Беларусь на современном этапе.
1. В начале 1990-х гг. новые политические и социально-экономические реалии, связанные с распадом СССР и появлением суверенных государств, положили начало трансформационным процессам в белорусской системе образования.
Обретение Республикой Беларусь независимости, поиск путей решения социально-экономических проблем в условиях развивающихся рыночных отношений, курс на создание социально ориентированного государства актуализировали необходимость разработки стратегии развития образования в новых условиях.
В 90-е годы в Республике Беларусь шел процесс создания новой нормативно-правовой базы, регулирующей механизмы функционирования образовательной системы с учетом новых реалий. В 1991 г. был принят Закон об образовании в Республике Беларусь, в котором были сформулированы принципы государственной политики в области образования, цели и задачи национальной системы образования, ее структура, права и обязанности преподавателей, учащихся, принципы финансирования.
Одновременно был разработан ряд важнейших документов, нормативно-правовых актов, концепций, регулировавших и определявших деятельность звеньев системы непрерывного образования: «Концепция образования и воспитания в Беларуси», «Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь» (1996), «Концепция воспитания в национальной школе», «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи» (1999), «Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь» (2000) и др.
В этих документах получила отражение новая образовательная политика, взгляды на образование и воспитание подрастающего поколения, подготовку кадров в изменившихся социально-культурных условиях.
В марте 2002 г. в Беларуси была принята новая редакция Закона об образовании. При доработке законопроекта были уточнены понятия «образование», «национальная система образования», освещены проблемы, связанные с правовым регулированием деятельности системы образования.
В частности, были сняты ограничения на получение только одного образования за счет средств бюджета, предусмотрено кредитование студентов, получающих образование на платной основе, а также выдача дипломов единого образца независимо от форм собственности учреждений образования. В Законе получили отражение принципы, на которых строится национальная государственная политика в сфере образования:
- приоритетность образования,
- обязательность общего базового образования,
- доступность,
- преемственность и непрерывность,
- научность, приоритет общечеловеческих ценностей,
- национально-культурная основа образования,
- экологическая направленность,
- демократический и светский характер образования.
Таким образом, на протяжении минувшего десятилетия в Республике Беларусь создавалась новая нормативно-правовая база, регламентирующая развитие национальной образовательной системы в новых условиях. Научно обосновывались принципы формирования школьного образования, разрабатывались концепции развития национальной школы, вводились в действие новые положения об общеобразовательных школах, в которых закреплялся статус новых типов школ (гимназий, лицеев, колледжей, высших профессиональных училищ).
Наиболее ярким событием в школьном образовании 90-х гг. стало появление учебных заведений нового типа (гимназии и лицеи). Их реставрация в системе образования СССР, а затем и стран СНГ вызвала бурную полемику на страницах периодической печати, центральное место в которой заняли вопросы сущности и характера деятельности инновационных структур, их типологии, содержания образования.
Полярность точек зрения специалистов и полемика вокруг новых школ была вызвана стихийным характером их появления, отсутствием единой концепции, утратой традиций развития академической школы в советский период. Чтобы стабилизировать работу новых учебных заведений, понадобилось время, которое показало их жизнеспособность.
В своей деятельности гимназия и лицей опираются на традиции европейского школьного образования: академизм, профильность, селективность, высокое качество обучения. Пик создания новых школ в республике приходится на 1991—1993 гг. Начиная с 1994 г. рост сети гимназий и лицеев замедляется, что объясняется определенным насыщением белорусской системы образования этими образовательными учреждениями и ужесточением государственного контроля над их деятельностью.
В середине 90-х гг. приоритетным становится не количественный рост, а качество их работы. В 2004 г. в Республике Беларусь действовали 115 гимназий, 26 лицеев, 100 школ с углубленным изучением предметов. Значительная часть гимназий и лицеев, специализированных школ сконцентрирована в столице, что объясняется высоким общественным спросом, большим числом вузов и квалифицированного профессорско-преподавательского состава.
В сравнительно небольшой срок система образования Республики Беларусь существенно преобразилась. Особенно значительные изменения произошли в школьном образовании: появились новые типы учебных заведений (гимназия, лицей, учебно-педагогический комплекс, специализированная школа и др.).
Наряду с государственным получил развитие частный сектор школьного образования. В учебных заведениях разворачивается инновационная деятельность, расширяется спектр применяемых технологий. Эти изменения подготовили почву для кардинальной реорганизации школьного образования, его структурной и содержательной перестройки и обусловили вступление белорусской школы в полосу длительного крупномасштабного реформирования.
Структура системы образования в Республике Беларусь представляет собой следующие типы учебных заведений:
1) Дошкольные учреждения:
1 – 3 года – ясли;
3 – 6 лет – детский сад
2) Полная средняя школа:
6 – 10 лет (1 – 4 кл.) – начальная школа
10 – 16 лет (5 – 10 кл.) – основная (базовая) школа
16 – 17 лет (11 – 12 кл.) – полная средняя школа
10 – 18 лет (5 – 12 кл.) – гимназия
3) Начальное и среднее профессиональное образование:
16 – 17 лет (11 – 12 кл.) – лицей
16 – 17 лет (11 – 12 кл.) – техникум
16 – 17 лет (11 – 12 кл.) - ПТУ
4) Высшее профессиональное образование:
1 – 5 курсы обучения – специалист
1 – 4 курсы обучения – бакалавриат
5 – 6 курсы обучения – магистратура
5) Постдипломное образование: аспирантура и докторантура
6) Система повышения квалификации и переподготовки специалистов.
7) Внешкольные учебно-воспитательные организации и учреждения дополнительного образования.
2. В 1998 г. в Республике Беларусь началась школьная реформа. Ее проведению предшествовал подготовительный этап. В 1996 г. были разработаны Концепция реформы общеобразовательной школы (утв. Постановлением Совета Министров РБ от 21.08.1996., № 554) и Программа ее реализации, в которой определены и охарактеризованы 12 основных этапов, организационно-управленческое и ресурсное обеспечение реформы, ведущие направления в развитии ступеней общего образования.
В ходе реформы был осуществлен переход к обучению детей с 6 лет. Это обусловило необходимость подготовки к школе детей пятилетнего возраста и вызвало к жизни развитие такого типа учебного заведения, как детский сад-школа.
Белорусская школа стала 12-летней. В республике была внедрена новая модель школьного образования (4 + 6 + 2), согласно которой общее базовое образование предполагает 10-летний срок обучения и является обязательным.
Новая модель общеобразовательной школы в Республике Беларусь включает в себя три ступени: начальное образование, основное (базовое) образование, полное среднее образование.
В настоящее время в Республике Беларусь фактически существуют две модели школы; 11-летняя и 12-летняя. Полностью переход на 12-летнюю модель будет осуществлен к 2008 году.
В рамках реализации реформы была расширена сеть специализированных школ (языковых, математических, музыкальных спортивных и т.п.) для удовлетворения способностей, интересов и склонностей учащихся. Углубленный уровень образования обеспечивают гимназии, лицеи, учебные комплексы «школа (гимназия) - колледж». Для детей с нарушением здоровья создаются санаторные, лесные, вспомогательные школы, школы-интернаты.
С 1 сентября 2002 г. в средней школе Республики Беларусь был осуществлен переход на новую 10-балльную систему оценки знаний. В белорусских школах стала внедряться новая шкала оценок учебных достижений учащихся (10 — превосходно, 9 отлично, 8 — почти отлично, 7 — очень хорошо, 6 — хорошо, 5 — почти хорошо, 4 — весьма удовлетворительно, 3 — удовлетворительно, 2—1 неудовлетворительно, 0 — отказ от ответа его отсутствие).
Отказ от традиционной пятибалльной системы оценки мотивировался тем, что она не позволяет осуществить дифференцированный подход, дает основания для субъективности, слабо учитывает уровень усвоения учащимся учебного материала. Ставка была сделана на письменный контроль знаний школьников (тесты, контрольные работы и т.п.), который стал приоритетным.
Важная задача реформы — введение профилизации на старшей ступени средней школы. Планируется ввести 9 профилей обучения: общественно-экономический, филологический, художественно-эстетический, химико-биологический, физико-математический, естественно-географический, технологический, информационно-математический, физкультурно-спортивный.
Параллельно со структурной реорганизацией школьной системы в ходе реформы планировалось решить комплекс задач:
• разработать и внедрить новые учебные планы и программы;
• восстановить фундаментальный характер общего среднего
образования;
• обеспечить широкую дифференциацию обучения (профилизацию) на старшей ступени средней школы;
• внедрить новую систему оценки знаний учащихся;
• создать систему воспитания в школе, основанную на формировании у школьников патриотизма и гражданственности.
Начавшись в средней школе, трансформационные процессы постепенно охватили и высшую школу. В основу преобразований легла «Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь», разработанная Министерством образования и одобренная Правительством в 1996 году. Концепция определила основные цели, задачи и принципы развития высшего образования на период до 2005 года. Реформу высшей школы планировалось проводить в три этапа:
• формирование новой структуры высшего образования с переходом на многоступенчатую систему подготовки (бакалавр,
магистр);
• отработка вариантов новых типов учебных заведений высшего образования (академия, высший колледж);
• законодательное закрепление изменений и приведение белорусской высшей школы в соответствие с международными
стандартами.
Поскольку в 90-е гг. преобразования высшей школы в республике были начаты без достаточного теоретического обоснования, отдельные аспекты реформирования требовали дальнейшей концептуальной проработки и корректировки. На международных и республиканских совещаниях, конференциях постоянно обсуждалась целесообразность перехода на новую систему подготовки специалистов. Дискуссии затрагивали, прежде всего, спорные вопросы: плюсы и минусы введения новой системы; специфику отдельных вузов и специальностей, не вписывавшихся в предложенную схему; систему оценки результатов; повышение качества образования и подготовки специалистов и т.п.
Трансформационные процессы, происходящие в высшей школе Беларуси, в первую очередь были направлены:
- на изменение правил поступления в вузы,
- внедрение многоуровневой системы подготовки специалистов, создание вузовских систем оценки качества образования,
- апробацию новых технологий обучения,
- введение кредитно-модульной системы обучения и оценки результатов.
За минувшее десятилетие белорусская высшая школа существенно изменила свой облик. Вследствие тенденций вестернизации в 90-е гг. в Беларуси, как и в других странах СНГ, институты были реорганизованы в классические и профильные университеты, которые сегодня играют ведущую роль в системе образования и сохраняют за собой статус крупнейших образовательных и научно-инновационных центров.
В 2003/2004 учебном году в республике действовали 44 вуза, в том числе 7 классических и 16 профильных университетов, 9 академий, 8 институтов, 5 высших колледжей. По данным за 2003 г. на 10 тысяч человек в Беларуси приходится 340 студентов, что является достаточно высоким по европейским меркам показателем. За последние 10 лет в отечественном высшем образовании резко вырос негосударственный сектор. Для совершенствования подготовки специалистов высшие учебные заведения переходят на двухступенчатую систему. В 90-е гг. в ряде вузов республики были внедрены и апробированы институты бакалавриата и магистратуры.
В 2004 г. в Парламент был передан на рассмотрение проект Закона о высшем образовании, в котором учтены международные нормы по высшему образованию. Под эгидой Министерства образования в республике создаются и внедряются новые учебные планы, программы дисциплин, образовательные стандарты подготовки бакалавров (4 года), специалистов (5 лет), магистров (6 лет). С 2003/2004 учебного года в ряде белорусских вузов идет эксперимент по внедрению новой структуры высшего образования.
В последние годы актуальной для высшей школы стала проблема педагогических кадров. За прошедшие годы социальный статус профессорско-преподавательского состава, зарплата и пенсионное обеспечение снижались, что вызвало такие негативные явления, как «утечку мозгов», уменьшение притока молодежи в педагогическую профессию, снижение профессионализма профессорско-преподавательского состава. Половина докторов наук — пенсионеры. Только около 42 % преподавателей имеют ученую степень. Решение этих насущных проблем связывается с принятием Закона о высшем образовании и четким механизмом его реализации.
Реформирование образовательной сферы в настоящее время является основой государственной политики многих стран мира. Коренные перемены в экономической, социальной и научно-технической жизни требуют адекватных изменений в системе образования. Глубина и темп трансформационных процессов в мировой практике образования возрастают с каждым годом.
Курс на модернизацию образовательной системы, взятый Республикой Беларусь в начале 90-х гг. позволяет сохранить и приумножить высокий уровень образования, оставшийся в наследство от советского периода, сочетать опору на национальные традиции и стремление к достижению высоких международных стандартов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи