После Октябрьской революции Сов. Россия поставила задачу борьбы с детской беспризорностью и ее причинами. Этими вопросами занимались соц. восы – отделы социального воспитания. Была начата подготовка специалистов для системы соц. воспитания. В этот период активно развивается педология, которая ставила задачу на основе синтезированных знаний о ребенке и среде обеспечить наиболее успешное его воспитание: помочь детям учиться, предохраняя детскую психику от перегрузок. Однако система соц. воспитания и педология развивались недолго, они прекратили свое существование в 1936 году. Многие представители этих теорий были репрессированы, а соц. воспитание и понятие среды дискредитированы и изъяты из профессионального сознания педагогов на долгие годы.
Только в 60-е годы в пед. науке и практике наметился явный поворот в сторону соц. педагогики, возобновление теоретических и практических исследований в области педагогики среды. С этого времени в отечественной социальной педагогики можно выделить 3 этапа:
1 этап – 60-е годы – организационно-эмпирический. Период накопления опыта, эмпирический поиск, появление в социально-педагогической практике категорий работников, специально сориентированных на организацию воспитательной работы в социуме ( организатор внеклассной работы, педагоги, работающие в области культуры, спорта, жилищно-коммунального и социального обеспечения, в системе профсоюзов, в общежитиях и т.д.) Все они являлись прототипом социального педагога. Они выполняли социально-педагогические функции и продолжали развивать традиции отечественной педагогики среды начала века.
2 этап –70 – 80е годы – этап интенсивного развития социально-педагогической практики. В стране стала развиваться разветвленная сеть разнообразных комплексов: социально-педагогических, образовательно-культурных, физкультурно-оздоровительных, сельских школ-комплексов и т.д. Усиливается внимание исследователей и педагогов к проблемам соц. пед. Однако развитие соц. работы сдерживалось организационной, кадровой, материально-технической, научно-педагогической необеспеченностью (школа – центр микрорайона, перенос сугубо школьных методов).
Но в это время партийно-идеологическое давление на пед. науку постепенно слабело и отечественными учеными-педагогами были проведены ряд интересных исследований, рассматривающих воспитание как общественное явление. Например, ученые В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин (1900 – 1991. работал на первой опытной станции Наркомпросса под руководством Шацкого) разработали оригинальную концепцию общего среднего образования. По этой концепции, глобальной целью обучения является усвоение подрастающим поколением основ социального опыта. В понятие социального опыта входит: 1. знания о природе, обществе, технике, человеке; 2. опыт осуществления известных способов деятельности (развитие навыков и умений) 3. опыт творческой деятельности.4. опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и деятельности. Главное в содержании образования – социальный заказ.
3 этап с конца 80-х годов и по настоящее время – переход от отдельных очагов передового опыта социальной работы к государственному уровню решения проблем, к созданию целостной системы социальных служб. В конце 80-х годов стали создаваться временные научно-исследовательские коллективы, сориентированные на гос. заказ по научному обоснованию института социальных педагогов и соц. работников. В исследовательской работе приняли участие более 100 экспериментальных площадок по всей стране. Коллективы ВНИК решали задачи теоретического обоснования и опытно-экспериментальной апробации и практического внедрения научных разработок. На партнерских началах они объединяли ученых и практиков различных отраслей наук.
В 90-е годы в стране проделана большая работа по реконструкции старой и строительству новой системы социальной работы, подготовке и переподготовке кадров. Социальная работа стала рассматриваться общественностью, государством как объективно необходимое явление, как специальная отраслевая наука. В 1991 году социальная педагогика получила официальную аккредитацию в нашей стране. С этого времени начинается, а с 1993 относительно широко разворачивается профессиональная подготовка дипломированных кадров социальных педагогов, сейчас более 60 вузов страны ведут подготовку социальных педагогов и работников.
Только в 60-е годы в пед. науке и практике наметился явный поворот в сторону соц. педагогики, возобновление теоретических и практических исследований в области педагогики среды. С этого времени в отечественной социальной педагогики можно выделить 3 этапа:
1 этап – 60-е годы – организационно-эмпирический. Период накопления опыта, эмпирический поиск, появление в социально-педагогической практике категорий работников, специально сориентированных на организацию воспитательной работы в социуме ( организатор внеклассной работы, педагоги, работающие в области культуры, спорта, жилищно-коммунального и социального обеспечения, в системе профсоюзов, в общежитиях и т.д.) Все они являлись прототипом социального педагога. Они выполняли социально-педагогические функции и продолжали развивать традиции отечественной педагогики среды начала века.
2 этап –70 – 80е годы – этап интенсивного развития социально-педагогической практики. В стране стала развиваться разветвленная сеть разнообразных комплексов: социально-педагогических, образовательно-культурных, физкультурно-оздоровительных, сельских школ-комплексов и т.д. Усиливается внимание исследователей и педагогов к проблемам соц. пед. Однако развитие соц. работы сдерживалось организационной, кадровой, материально-технической, научно-педагогической необеспеченностью (школа – центр микрорайона, перенос сугубо школьных методов).
Но в это время партийно-идеологическое давление на пед. науку постепенно слабело и отечественными учеными-педагогами были проведены ряд интересных исследований, рассматривающих воспитание как общественное явление. Например, ученые В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин (1900 – 1991. работал на первой опытной станции Наркомпросса под руководством Шацкого) разработали оригинальную концепцию общего среднего образования. По этой концепции, глобальной целью обучения является усвоение подрастающим поколением основ социального опыта. В понятие социального опыта входит: 1. знания о природе, обществе, технике, человеке; 2. опыт осуществления известных способов деятельности (развитие навыков и умений) 3. опыт творческой деятельности.4. опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и деятельности. Главное в содержании образования – социальный заказ.
3 этап с конца 80-х годов и по настоящее время – переход от отдельных очагов передового опыта социальной работы к государственному уровню решения проблем, к созданию целостной системы социальных служб. В конце 80-х годов стали создаваться временные научно-исследовательские коллективы, сориентированные на гос. заказ по научному обоснованию института социальных педагогов и соц. работников. В исследовательской работе приняли участие более 100 экспериментальных площадок по всей стране. Коллективы ВНИК решали задачи теоретического обоснования и опытно-экспериментальной апробации и практического внедрения научных разработок. На партнерских началах они объединяли ученых и практиков различных отраслей наук.
В 90-е годы в стране проделана большая работа по реконструкции старой и строительству новой системы социальной работы, подготовке и переподготовке кадров. Социальная работа стала рассматриваться общественностью, государством как объективно необходимое явление, как специальная отраслевая наука. В 1991 году социальная педагогика получила официальную аккредитацию в нашей стране. С этого времени начинается, а с 1993 относительно широко разворачивается профессиональная подготовка дипломированных кадров социальных педагогов, сейчас более 60 вузов страны ведут подготовку социальных педагогов и работников.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи