Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну их форм учебною процесса и является существенной его частью.
Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Ядром самостоятельной работы, исходным моментом ее конструирования является познавательная или проблемная задача. Именно наличие задачи обусловливает весь процесс самостоятельной работы: предусматривает самостоятельную деятельность студентов по решению поставленных задач, осязательную подготовку к самостоятельному выполнению, решению учебных и профессиональных задач.
Основными признаками самостоятельной работы студентов являются:
· наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение решение;
· проявление умственного напряжения мысли обучаемых для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;
· проявление сознательности, самостоятельности и активности студентов в процессе решения поставленных задач, осознание необходимости и возможности выполнить задание;
· владение навыками самостоятельной работы;
Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Ядром самостоятельной работы, исходным моментом ее конструирования является познавательная или проблемная задача. Именно наличие задачи обусловливает весь процесс самостоятельной работы: предусматривает самостоятельную деятельность студентов по решению поставленных задач, осязательную подготовку к самостоятельному выполнению, решению учебных и профессиональных задач.
Основными признаками самостоятельной работы студентов являются:
· наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение решение;
· проявление умственного напряжения мысли обучаемых для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;
· проявление сознательности, самостоятельности и активности студентов в процессе решения поставленных задач, осознание необходимости и возможности выполнить задание;
· владение навыками самостоятельной работы;
Одним из базовых понятий дидактики является обучение. Обучение - это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.
Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью развитие учащихся, формирование у них знаний, умений, навыков. Преподаватель осуществляет деятельность, обозначаемую термином «преподавание», обучаемый включен в деятельность учения, в которой удовлетворяются его познавательные потребности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией.
Внешне процесс обучения предстает как совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует, стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и оценивает ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности, отраженными в программах обучения. Очевиден двусторонний характер обучения, всегда содержащего взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы - преподавание и учение. Но поскольку все виды деятельности всегда предметны, т. е. направлены на усвоение определенного содержания, то есть и третий элемент учебного процесса - содержание изучаемого. Это внешняя сторона обучения, внутреннюю же сущность составляет процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения ими систематизированными научными знаниями и способами деятельности.
Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью развитие учащихся, формирование у них знаний, умений, навыков. Преподаватель осуществляет деятельность, обозначаемую термином «преподавание», обучаемый включен в деятельность учения, в которой удовлетворяются его познавательные потребности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией.
Внешне процесс обучения предстает как совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует, стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и оценивает ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности, отраженными в программах обучения. Очевиден двусторонний характер обучения, всегда содержащего взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы - преподавание и учение. Но поскольку все виды деятельности всегда предметны, т. е. направлены на усвоение определенного содержания, то есть и третий элемент учебного процесса - содержание изучаемого. Это внешняя сторона обучения, внутреннюю же сущность составляет процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения ими систематизированными научными знаниями и способами деятельности.
Проблема технологизации педагогического процесса приобретает актуальность в связи с необходимостью повышения его эффективности.
Педагогическая технология предполагает «строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических процессов» [В. П. Беспалько]. Признаками, определяющими специфику педагогической технологии, служат гарантированность успеха, т. е. достижение цели, научное проектирование, точность воспроизведения проектируемого педагогического процесса.
Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный процесс взаимодействия преподавателя и студентов, гарантирующий достижение поставленной цели. Технология понимается как алгоритм в обучении, как определенная программа процесса обучения, применение которой ведет к достижению цели - формированию определенных качеств личности, познавательных умений, способов мышления, определенных отношений и т. д.
Следует отметить, что педагогическая технология - это не дидактика и не частная методика, как дидактико-методическая система, она конкретна и приложима к любому предмету. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям, по целям и задачам, по структурам.
Существенными признаками педагогических технологий являются:
Педагогическая технология предполагает «строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических процессов» [В. П. Беспалько]. Признаками, определяющими специфику педагогической технологии, служат гарантированность успеха, т. е. достижение цели, научное проектирование, точность воспроизведения проектируемого педагогического процесса.
Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный процесс взаимодействия преподавателя и студентов, гарантирующий достижение поставленной цели. Технология понимается как алгоритм в обучении, как определенная программа процесса обучения, применение которой ведет к достижению цели - формированию определенных качеств личности, познавательных умений, способов мышления, определенных отношений и т. д.
Следует отметить, что педагогическая технология - это не дидактика и не частная методика, как дидактико-методическая система, она конкретна и приложима к любому предмету. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям, по целям и задачам, по структурам.
Существенными признаками педагогических технологий являются:
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемой в целостном педагогическом процессе, является преподавание и воспитательная работа. Преподавание в современной педагогической науке понимается как процесс управления познавательной деятельностью студентов. Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.
Теория целостного педагогического процесса рассматривает процесс обучения, который протекает в рамках преподавания и воспитания, как процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание» [Дистервег]. Поэтому, наряду с преподавательскими, важными умениями педагога являются умения воспитательной работы.
В педагогической литературе представлены различные точки зрения на объем и структуру педагогической деятельности. Так, Е. Кузьмина выделяет ее следующие компоненты: конструктивный; организаторский; коммуникативный.
Теория целостного педагогического процесса рассматривает процесс обучения, который протекает в рамках преподавания и воспитания, как процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание» [Дистервег]. Поэтому, наряду с преподавательскими, важными умениями педагога являются умения воспитательной работы.
В педагогической литературе представлены различные точки зрения на объем и структуру педагогической деятельности. Так, Е. Кузьмина выделяет ее следующие компоненты: конструктивный; организаторский; коммуникативный.
Среднее профессиональное образование {СПО) - образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях СПО, имеющих соответствующую лицензию, по основным профессиональным образовательным программам.
Среднее специальное учебное заведение (ССУЗ) - образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы СПО. Главными задачами ССУЗа являются:
- удовлетворение потребностей личности в получении СПО и квалификации в избранной области профессиональной деятельности, в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии;
- удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах со СПО;
- переподготовка и повышение квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров;
- распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг.
Среднее специальное учебное заведение (ССУЗ) - образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы СПО. Главными задачами ССУЗа являются:
- удовлетворение потребностей личности в получении СПО и квалификации в избранной области профессиональной деятельности, в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии;
- удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах со СПО;
- переподготовка и повышение квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров;
- распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг.
Современная система профессионального образования включает в себя три ступени: начальное профессиональное образование (училища, лицеи), среднее профессиональное образование (техникумы, училища, колледжи), высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии).
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования.
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного среднего (полно го) общего или начального профессионального образования.
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования на баз среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
Профессиональное образование в настоящее время развивается на новых методологических основаниях, которые в науке определены как новая гуманистическая парадигма. Согласно одному из современных определений, образование есть специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития личности. Поэтому в больше степени в пространстве образования необходимо для каждого человека создать такие условия, чтобы он стал целостным, полноценным субъекте своей жизни, своей деятельности, прежде всего, профессиональной, чтоб у него сформировались потребность, готовность и способность к продуктивному диалогу с природой и социумом, культурному созиданию.
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования.
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного среднего (полно го) общего или начального профессионального образования.
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования на баз среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
Профессиональное образование в настоящее время развивается на новых методологических основаниях, которые в науке определены как новая гуманистическая парадигма. Согласно одному из современных определений, образование есть специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития личности. Поэтому в больше степени в пространстве образования необходимо для каждого человека создать такие условия, чтобы он стал целостным, полноценным субъекте своей жизни, своей деятельности, прежде всего, профессиональной, чтоб у него сформировались потребность, готовность и способность к продуктивному диалогу с природой и социумом, культурному созиданию.
Новые ценности образования, сложившиеся в конце XX в., определили возникновение новых походов к воспитанию, базирующихся на идеях свободного развития личности и ее педагогической поддержке.
Одной из первых концепций в этом направлении является концепция педагогики свободы и педагогической поддержки О. С. Газмана. В отличие от традиционной педагогики, педагогика свободы направлена на оказание помощи ребенку как субъекту свободного сознания (самосознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного выбора (самоопределения). Результатом педагогической деятельности в педагогике свободы должна стать свободоспособность как качественно новая характеристика личности. Свободобоспособность понимается ученым как способность к автономному, независимому поведению, позволяющая человеку осуществить жизненное предназначение, свой собственный, индивидуальный выбор.
Реализация новой цели воспитания требует от учителя оказания педагогической поддержки ребенку в его автономном духовном росте, в творческом развитии, в его самоопределении. При этом смысл поддержки заключается в том, что поддерживать можно лишь то, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне. Педагогическая поддержка состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему достигать положительных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Педагогическая поддержка относится к иной культуре воспитания, вырастающей внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка.
Одной из первых концепций в этом направлении является концепция педагогики свободы и педагогической поддержки О. С. Газмана. В отличие от традиционной педагогики, педагогика свободы направлена на оказание помощи ребенку как субъекту свободного сознания (самосознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного выбора (самоопределения). Результатом педагогической деятельности в педагогике свободы должна стать свободоспособность как качественно новая характеристика личности. Свободобоспособность понимается ученым как способность к автономному, независимому поведению, позволяющая человеку осуществить жизненное предназначение, свой собственный, индивидуальный выбор.
Реализация новой цели воспитания требует от учителя оказания педагогической поддержки ребенку в его автономном духовном росте, в творческом развитии, в его самоопределении. При этом смысл поддержки заключается в том, что поддерживать можно лишь то, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне. Педагогическая поддержка состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему достигать положительных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Педагогическая поддержка относится к иной культуре воспитания, вырастающей внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка.
Детский коллектив является основной базой накопления детьми социального опыта. В нем под руководством педагога ребенок приобретает опыт коллективного поведения как в позициях подчинения, так и руководства. Это приводит к формированию таких социально ценных качеств личности, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность и др. В коллективе складываются и личностные характеристики: самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т. е. принятие или непринятие себя как личности. Коллективная жизнедеятельность предоставляет возможности для реализации физического, художественного потенциала личности. Роль коллектива состоит и в том, что он дает возможность практического освоения демократических форм организации жизни через активное участие в детском самоуправлении и многообразной общественной жизни.
Развитие идеи воспитания личности в коллективе оформилось в отечественной педагогике в 20-е годы XX в. Наиболее четко эта мысль в те годы звучала в статьях А. В. Луначарского и Н. К. Крупской, получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун (в частности, в школе С. Т. Шацкого). Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А. С. Макаренко. Он впервые обосновал теорию воспитательного коллектива, раскрыл принципы и условия его построения, основанные на гуманистических идеях веры в ребенка, в возможность его перевоспитания. Основные положения его теории были использованы и получили практическое подтверждение в работе исправительно-трудовой колонии для малолетних преступников. Дальнейшее развитие идеи развития личности в коллективе прослеживается в работах В. А. Сухомлинского, О. С. Богдановой, Т. Е. Конниковой и др. Внимание ученых было направлено на выявление наиболее эффективных форм организации детского коллектива, стимулирования коллективной деятельности, развития функций самоуправления и пр. Современная концепция детского коллектива рассматривает его как средство достижения стоящих перед обществом воспитательных задач, а для ребенка он выступает своеобразной средой обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями [Л. И. Новиковой, А. В. Мудрик].
Развитие идеи воспитания личности в коллективе оформилось в отечественной педагогике в 20-е годы XX в. Наиболее четко эта мысль в те годы звучала в статьях А. В. Луначарского и Н. К. Крупской, получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун (в частности, в школе С. Т. Шацкого). Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А. С. Макаренко. Он впервые обосновал теорию воспитательного коллектива, раскрыл принципы и условия его построения, основанные на гуманистических идеях веры в ребенка, в возможность его перевоспитания. Основные положения его теории были использованы и получили практическое подтверждение в работе исправительно-трудовой колонии для малолетних преступников. Дальнейшее развитие идеи развития личности в коллективе прослеживается в работах В. А. Сухомлинского, О. С. Богдановой, Т. Е. Конниковой и др. Внимание ученых было направлено на выявление наиболее эффективных форм организации детского коллектива, стимулирования коллективной деятельности, развития функций самоуправления и пр. Современная концепция детского коллектива рассматривает его как средство достижения стоящих перед обществом воспитательных задач, а для ребенка он выступает своеобразной средой обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями [Л. И. Новиковой, А. В. Мудрик].
Закономерности - это устойчиво повторяющиеся, объективные связи которые проявляются в воспитательном процессе. Среди многих закономерностей гуманистического воспитания главной выступает связь между воспитанием и развитием личности. Воспитание становится важным фактором развития личности, если, согласно Л. С. Выготскому, оно ориентировано на «зону ближайшего развития». Другими закономерностями вое питания являются: зависимость результатов воспитания, уровня базово) гуманитарной культуры личности от взаимодействия с общечеловеческой культурой; связь воспитания и деятельности; зависимость воспитания с активности самой личности; личностное взаимодействие воспитателя воспитанников в воспитательном процессе; связь между саморазвитие личности в ходе воспитания и степенью индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса; связь между результатам воспитания и гуманностью участников этого процесса, их ответственностью за судьбы других людей.
Данные закономерности являются основой оформления в современной педагогике принципов гуманистического воспитания.
Ведущим принципом выступает принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Он требует, чтобы воспитание опиралось на объективно необходимые базисные качества для развития личности на каждом возрастном этапе. Остальные принципы по своей сущности обеспечивают внутренние и внешние условия его осуществления.
Культурологический принцип предполагает учет культурно-исторически традиций народа в воспитании, их единства с общечеловеческой культуре повышение внимания к воспитанию духовности в человеке.
Данные закономерности являются основой оформления в современной педагогике принципов гуманистического воспитания.
Ведущим принципом выступает принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Он требует, чтобы воспитание опиралось на объективно необходимые базисные качества для развития личности на каждом возрастном этапе. Остальные принципы по своей сущности обеспечивают внутренние и внешние условия его осуществления.
Культурологический принцип предполагает учет культурно-исторически традиций народа в воспитании, их единства с общечеловеческой культуре повышение внимания к воспитанию духовности в человеке.
Общественные нормы, требования, идеалы, ценности культуры присваиваются личностью индивидуально и избирательно. При этом общественные ценности только тогда становятся стимулами к действию, если они осознаются и принимаются человеком, становясь его личностными ценностями, убеждениями, идеалами, целями. В этом случае воспитание должно рассматриваться как специально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Интериоризация (перевод общечеловеческих ценностей во внутренний план личности, их присвоение) осуществляется в процессе осознания личностью той или иной ценности (например, правила поведения или деятельности), понимания ее смысла, эмоционального отношения к этой ценности и использования ее в своей деятельности. В этом единстве рационального, эмоционального и практического заключается механизм воспитания. Нарушение любой из составляющих этого целостного механизма приводит к издержкам в воспитании, таким как, например, формальное усвоение правил поведения. И наоборот, единство всех сторон механизма интериоризации характеризует высокий уровень воспитанности личности, что позволяет ей избирательно относиться к окружающим явлениям и предметам, ориентироваться в мире материальной и духовной культуры.
В науке выделяют два способа организации воспитания. Первый предполагает стимулирование социально одобряемой деятельности и поведения воспитанников за счет изменения внешних условий воспитания. Так, создавая соответствующую образовательную среду, можно стимулировать интерес детей к занятиям искусством или к чтению и пр.
В науке выделяют два способа организации воспитания. Первый предполагает стимулирование социально одобряемой деятельности и поведения воспитанников за счет изменения внешних условий воспитания. Так, создавая соответствующую образовательную среду, можно стимулировать интерес детей к занятиям искусством или к чтению и пр.
Целенаправленность - одна из главных характеристик воспитания. Цель воспитания - это ожидаемое изменение в человеке (или группе людей), осуществленное под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки цели, как правило, аккумулирует сложившееся в культуре отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого. Выделяют два уровня целей воспитания: социальная цель, отражающая те качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и цель личностная, зависящая от особенностей отдельной личности.
Цель выражает общую направленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Задач, определяемых целью воспитания, обычно много, цель конкретной воспитательной системы всегда одна. Именно цели определяют различие воспитательных систем. В современном мире существует разнообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем.
Какие факторы определяют выбор цели воспитания? Прежде всего это потребности общества в человеке определенного типа. Поэтому цель воспитания всегда отражает достигнутый уровень развития общества.
Цель выражает общую направленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Задач, определяемых целью воспитания, обычно много, цель конкретной воспитательной системы всегда одна. Именно цели определяют различие воспитательных систем. В современном мире существует разнообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем.
Какие факторы определяют выбор цели воспитания? Прежде всего это потребности общества в человеке определенного типа. Поэтому цель воспитания всегда отражает достигнутый уровень развития общества.
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике, которое употребляется в широком и узком смыслах. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, обеспечивающее передачу социального опыта от старшего поколения к младшему. В данном случае оно практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле понимается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Эта деятельность называется воспитательной работой.
Воспитание имеет ряд особенностей, отличающих его от процесса обучения. К ним относятся: а) многофакторность воспитания, характеризующая влияние многих объективных и субъективных факторов на процесс воспитания и его конечный результат; б) невозможность получения быстрого результата, т. к. качества личности формируются не так быстро, как знания или умения; в) длительность и непрерывность воспитания; г) комплексность; д) вариативность и неоднозначность результатов.
Воспитание имеет ряд особенностей, отличающих его от процесса обучения. К ним относятся: а) многофакторность воспитания, характеризующая влияние многих объективных и субъективных факторов на процесс воспитания и его конечный результат; б) невозможность получения быстрого результата, т. к. качества личности формируются не так быстро, как знания или умения; в) длительность и непрерывность воспитания; г) комплексность; д) вариативность и неоднозначность результатов.