ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну их форм учебною процесса и является существенной его частью.

Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, вы­полняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Ядром самостоятельной работы, исходным моментом ее конструирования является познавательная или проблемная задача. Именно наличие задачи обусловливает весь процесс самостоятельной работы: предусматривает самостоятельную деятель­ность студентов по решению поставленных задач, осязательную подго­товку к самостоятельному выполнению, решению учебных и профессиональных задач.

Основными признаками самостоятельной работы студентов являются:

· наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение решение;

· проявление умственного напряжения мысли обучаемых для правиль­ного и наилучшего выполнения того или иного действия;

· проявление сознательности, самостоятельности и активности студен­тов в процессе решения поставленных задач, осознание необходимо­сти и возможности выполнить задание;

· владение навыками самостоятельной работы;

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ (УЧИЛИЩЕ)

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Одним из базовых понятий дидактики является обучение. Обучение - это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе кото­рого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.

Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью пре­подавателя и обучаемых, имеющей своей целью развитие учащихся, форми­рование у них знаний, умений, навыков. Преподаватель осуществляет дея­тельность, обозначаемую термином «преподавание», обучаемый включен в деятельность учения, в которой удовлетворяются его познавательные по­требности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией.

Внешне процесс обучения предстает как совместная деятельность педа­гога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, органи­зует, стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и оценивает ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности, отраженными в программах обучения. Очевиден двусторонний характер обучения, всегда содержащего взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы - препода­вание и учение. Но поскольку все виды деятельности всегда предметны, т. е. направлены на усвоение определенного содержания, то есть и третий эле­мент учебного процесса - содержание изучаемого. Это внешняя сторона обучения, внутреннюю же сущность составляет процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения ими систематизированными научными знаниями и способами деятельности.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Проблема технологизации педагогического процесса приобретает ак­туальность в связи с необходимостью повышения его эффективности.

Педагогическая технология предполагает «строго научное проек­тирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагоги­ческих процессов» [В. П. Беспалько]. Признаками, определяющими специфику педагогической технологии, служат гарантированность успеха, т. е. достижение цели, научное проектирование, точность вос­произведения проектируемого педагогического процесса.

Технологию можно представить как более или менее жестко запро­граммированный процесс взаимодействия преподавателя и студентов, гарантирующий достижение поставленной цели. Технология понимается как алгоритм в обучении, как определенная программа процесса обуче­ния, применение которой ведет к достижению цели - формированию оп­ределенных качеств личности, познавательных умений, способов мыш­ления, определенных отношений и т. д.

Следует отметить, что педагогическая технология - это не дидактика и не частная методика, как дидактико-методическая система, она конкретна и приложима к любому предмету. Педагогические технологии могут раз­личаться по разным основаниям, по целям и задачам, по структурам.

Существенными признаками педагогических технологий являются:

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА (УЧИЛИЩА) КАК СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осу­ществляемой в целостном педагогическом процессе, является преподава­ние и воспитательная работа. Преподавание в современной педагогиче­ской науке понимается как процесс управления познавательной деятель­ностью студентов. Воспитательная работа - это педагогическая дея­тельность, направленная на организацию воспитательной среды и управ­ление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью ре­шения задач гармоничного развития личности.

Теория целостного педагогического процесса рассматривает процесс обучения, который протекает в рамках преподавания и воспитания, как процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обу­чающее воспитание» [Дистервег]. Поэтому, наряду с преподавательскими, важными умениями педагога являются умения воспитательной работы.

В педагогической литературе представлены различные точки зрения на объем и структуру педагогической деятельности. Так, Е. Кузьмина выделяет ее следующие компоненты: конструктивный; организаторский; коммуникативный.

ТИПЫ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА (УЧИЛИЩА)

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Среднее профессиональное образование {СПО) - образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профес­сионального образования, осуществляемое в средних специальных учеб­ных заведениях или иных образовательных учреждениях СПО, имеющих соответствующую лицензию, по основным профессиональным образова­тельным программам.

Среднее специальное учебное заведение (ССУЗ) - образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные програм­мы СПО. Главными задачами ССУЗа являются:

- удовлетворение потребностей личности в получении СПО и квали­фикации в избранной области профессиональной деятельности, в интел­лектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии;

- удовлетворение потребностей общества в квалифицированных спе­циалистах со СПО;

- переподготовка и повышение квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров;

- распространение знаний среди населения, повышение его общеобра­зовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг.

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Современная система профессионального образования включает в себя три ступени: начальное профессиональное образование (училища, лицеи), среднее профессиональное образование (техникумы, училища, колледжи), высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии).

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного среднего (полно го) общего или начального профессионального образования.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования на баз среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

Профессиональное образование в настоящее время развивается на новых методологических основаниях, которые в науке определены как новая гуманистическая парадигма. Согласно одному из современных определений, образование есть специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития личности. Поэтому в больше степени в пространстве образования необходимо для каждого человека создать такие условия, чтобы он стал целостным, полноценным субъекте своей жизни, своей деятельности, прежде всего, профессиональной, чтоб у него сформировались потребность, готовность и способность к продуктивному диалогу с природой и социумом, культурному созиданию.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Новые ценности образования, сложившиеся в конце XX в., определи­ли возникновение новых походов к воспитанию, базирующихся на идеях свободного развития личности и ее педагогической поддержке.

Одной из первых концепций в этом направлении является концепция педагогики свободы и педагогической поддержки О. С. Газмана. В отли­чие от традиционной педагогики, педагогика свободы направлена на ока­зание помощи ребенку как субъекту свободного сознания (самосозна­ния), свободной деятельности (самодеятельности), свободного выбора (самоопределения). Результатом педагогической деятельности в педаго­гике свободы должна стать свободоспособность как качественно новая характеристика личности. Свободобоспособность понимается ученым как способность к автономному, независимому поведению, позволяющая человеку осуществить жизненное предназначение, свой собственный, индивидуальный выбор.

Реализация новой цели воспитания требует от учителя оказания педаго­гической поддержки ребенку в его автономном духовном росте, в творче­ском развитии, в его самоопределении. При этом смысл поддержки заключа­ется в том, что поддерживать можно лишь то, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне. Педагогическая поддержка состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему достигать положительных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Педагогическая поддержка относится к иной культуре воспитания, вырастающей внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка.

КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Детский коллектив является основной базой накопления детьми соци­ального опыта. В нем под руководством педагога ребенок приобретает опыт коллективного поведения как в позициях подчинения, так и руково­дства. Это приводит к формированию таких социально ценных качеств личности, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответст­венность и др. В коллективе складываются и личностные характеристи­ки: самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т. е. принятие или непринятие себя как личности. Коллективная жизнедеятельность предос­тавляет возможности для реализации физического, художественного по­тенциала личности. Роль коллектива состоит и в том, что он дает воз­можность практического освоения демократических форм организации жизни через активное участие в детском самоуправлении и многообраз­ной общественной жизни.

Развитие идеи воспитания личности в коллективе оформилось в оте­чественной педагогике в 20-е годы XX в. Наиболее четко эта мысль в те годы звучала в статьях А. В. Луначарского и Н. К. Крупской, получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун (в частности, в школе С. Т. Шацкого). Особо весомый вклад в разработку теории и прак­тики коллектива внес А. С. Макаренко. Он впервые обосновал теорию воспитательного коллектива, раскрыл принципы и условия его построе­ния, основанные на гуманистических идеях веры в ребенка, в возмож­ность его перевоспитания. Основные положения его теории были исполь­зованы и получили практическое подтверждение в работе исправительно-трудовой колонии для малолетних преступников. Дальнейшее развитие идеи развития личности в коллективе прослеживается в работах В. А. Сухомлинского, О. С. Богдановой, Т. Е. Конниковой и др. Внимание уче­ных было направлено на выявление наиболее эффективных форм органи­зации детского коллектива, стимулирования коллективной деятельности, развития функций самоуправления и пр. Современная концепция детско­го коллектива рассматривает его как средство достижения стоящих перед обществом воспитательных задач, а для ребенка он выступает своеобраз­ной средой обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями [Л. И. Новиковой, А. В. Мудрик].

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Закономерности - это устойчиво повторяющиеся, объективные связи которые проявляются в воспитательном процессе. Среди многих закономерностей гуманистического воспитания главной выступает связь между воспитанием и развитием личности. Воспитание становится важным фактором развития личности, если, согласно Л. С. Выготскому, оно ориентировано на «зону ближайшего развития». Другими закономерностями вое питания являются: зависимость результатов воспитания, уровня базово) гуманитарной культуры личности от взаимодействия с общечеловеческой культурой; связь воспитания и деятельности; зависимость воспитания с активности самой личности; личностное взаимодействие воспитателя воспитанников в воспитательном процессе; связь между саморазвитие личности в ходе воспитания и степенью индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса; связь между результатам воспитания и гуманностью участников этого процесса, их ответственностью за судьбы других людей.

Данные закономерности являются основой оформления в современной педагогике принципов гуманистического воспитания.

Ведущим принципом выступает принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Он требует, чтобы воспитание опиралось на объективно необходимые базисные качества для развития личности на каждом возрастном этапе. Остальные принципы по своей сущности обеспечивают внутренние и внешние условия его осуществления.

Культурологический принцип предполагает учет культурно-исторически традиций народа в воспитании, их единства с общечеловеческой культуре повышение внимания к воспитанию духовности в человеке.

ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ИНТЕОРИОРИЗАЦИИ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Общественные нормы, требования, идеалы, ценности культуры присваи­ваются личностью индивидуально и избирательно. При этом общественные ценности только тогда становятся стимулами к действию, если они осозна­ются и принимаются человеком, становясь его личностными ценностями, убеждениями, идеалами, целями. В этом случае воспитание должно рассмат­риваться как специально организованный процесс интериоризации общече­ловеческих ценностей. Интериоризация (перевод общечеловеческих ценно­стей во внутренний план личности, их присвоение) осуществляется в про­цессе осознания личностью той или иной ценности (например, правила по­ведения или деятельности), понимания ее смысла, эмоционального отноше­ния к этой ценности и использования ее в своей деятельности. В этом един­стве рационального, эмоционального и практического заключается механизм воспитания. Нарушение любой из составляющих этого целостного механиз­ма приводит к издержкам в воспитании, таким как, например, формальное усвоение правил поведения. И наоборот, единство всех сторон механизма интериоризации характеризует высокий уровень воспитанности личности, что позволяет ей избирательно относиться к окружающим явлениям и пред­метам, ориентироваться в мире материальной и духовной культуры.

В науке выделяют два способа организации воспитания. Первый предполагает стимулирование социально одобряемой деятельности и поведения воспитанников за счет изменения внешних условий воспита­ния. Так, создавая соответствующую образовательную среду, можно стимулировать интерес детей к занятиям искусством или к чтению и пр.

ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Целенаправленность - одна из главных характеристик воспитания. Цель воспитания - это ожидаемое изменение в человеке (или группе лю­дей), осуществленное под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки цели, как правило, аккумулирует сложившееся в культуре отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого. Выделяют два уровня целей воспитания: социальная цель, отра­жающая те качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и цель личностная, зависящая от особенностей отдельной личности.

Цель выражает общую направленность воспитания. При практиче­ском осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Задач, определяемых целью воспитания, обычно много, цель конкретной воспи­тательной системы всегда одна. Именно цели определяют различие вос­питательных систем. В современном мире существует разнообразие це­лей воспитания и соответствующих им воспитательных систем.

Какие факторы определяют выбор цели воспитания? Прежде всего это потребности общества в человеке определенного типа. Поэтому цель воспитания всегда отражает достигнутый уровень развития общества.

ВОСПИТАНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике, кото­рое употребляется в широком и узком смыслах. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, обеспечивающее передачу социального опыта от старшего поколения к младшему. В дан­ном случае оно практически отождествляется с социализацией. Воспита­ние в узком смысле понимается как специально организованная деятель­ность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Эта деятельность называется воспитательной работой.

Воспитание имеет ряд особенностей, отличающих его от процесса обучения. К ним относятся: а) многофакторность воспитания, характери­зующая влияние многих объективных и субъективных факторов на про­цесс воспитания и его конечный результат; б) невозможность получения быстрого результата, т. к. качества личности формируются не так быстро, как знания или умения; в) длительность и непрерывность воспитания; г) комплексность; д) вариативность и неоднозначность результатов.