Общественные нормы, требования, идеалы, ценности культуры присваиваются личностью индивидуально и избирательно. При этом общественные ценности только тогда становятся стимулами к действию, если они осознаются и принимаются человеком, становясь его личностными ценностями, убеждениями, идеалами, целями. В этом случае воспитание должно рассматриваться как специально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Интериоризация (перевод общечеловеческих ценностей во внутренний план личности, их присвоение) осуществляется в процессе осознания личностью той или иной ценности (например, правила поведения или деятельности), понимания ее смысла, эмоционального отношения к этой ценности и использования ее в своей деятельности. В этом единстве рационального, эмоционального и практического заключается механизм воспитания. Нарушение любой из составляющих этого целостного механизма приводит к издержкам в воспитании, таким как, например, формальное усвоение правил поведения. И наоборот, единство всех сторон механизма интериоризации характеризует высокий уровень воспитанности личности, что позволяет ей избирательно относиться к окружающим явлениям и предметам, ориентироваться в мире материальной и духовной культуры.
В науке выделяют два способа организации воспитания. Первый предполагает стимулирование социально одобряемой деятельности и поведения воспитанников за счет изменения внешних условий воспитания. Так, создавая соответствующую образовательную среду, можно стимулировать интерес детей к занятиям искусством или к чтению и пр.
Второй способ организации воспитания состоит в передаче воспитаннику в «готовом виде» побуждений, целей, идеалов воспитателя, которые должны превратиться во внутренние убеждения, ценности ученика. Это требует организации специальной работы по переосмыслению отношения воспитанника к действительности, по содержательно-смысловой переработке действующей у него системы мотивов.
Полноценная организация воспитания требует использования этих двух способов во взаимосвязи, так как каждый из них в отдельности имеет только достоинства, но и существенные недостатки. Так, воспитание, ограниченное предъявлением только формальных требований, не учитывает, что их выполнение может оказаться чисто внешним и не затрагивать истинных мотивов ребенка. Главной же целью воспитания должно стать формирован внутренних устремлений воспитанника, из которых вытекает его нравственное поведение и желание заниматься самовоспитанием.
В науке выделяют два способа организации воспитания. Первый предполагает стимулирование социально одобряемой деятельности и поведения воспитанников за счет изменения внешних условий воспитания. Так, создавая соответствующую образовательную среду, можно стимулировать интерес детей к занятиям искусством или к чтению и пр.
Второй способ организации воспитания состоит в передаче воспитаннику в «готовом виде» побуждений, целей, идеалов воспитателя, которые должны превратиться во внутренние убеждения, ценности ученика. Это требует организации специальной работы по переосмыслению отношения воспитанника к действительности, по содержательно-смысловой переработке действующей у него системы мотивов.
Полноценная организация воспитания требует использования этих двух способов во взаимосвязи, так как каждый из них в отдельности имеет только достоинства, но и существенные недостатки. Так, воспитание, ограниченное предъявлением только формальных требований, не учитывает, что их выполнение может оказаться чисто внешним и не затрагивать истинных мотивов ребенка. Главной же целью воспитания должно стать формирован внутренних устремлений воспитанника, из которых вытекает его нравственное поведение и желание заниматься самовоспитанием.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи