Современная система профессионального образования включает в себя три ступени: начальное профессиональное образование (училища, лицеи), среднее профессиональное образование (техникумы, училища, колледжи), высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии).
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования.
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного среднего (полно го) общего или начального профессионального образования.
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования на баз среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
Профессиональное образование в настоящее время развивается на новых методологических основаниях, которые в науке определены как новая гуманистическая парадигма. Согласно одному из современных определений, образование есть специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития личности. Поэтому в больше степени в пространстве образования необходимо для каждого человека создать такие условия, чтобы он стал целостным, полноценным субъекте своей жизни, своей деятельности, прежде всего, профессиональной, чтоб у него сформировались потребность, готовность и способность к продуктивному диалогу с природой и социумом, культурному созиданию.
В контексте гуманистической парадигмы существенно изменяются функции образования: от сообщения, репродуцирования суммы систематизированных знаний - к конструированию знаний; от навязывания знаний к пробуждению интереса к ним; от «образования на всю жизнь» к образованию как базе дальнейшего непрерывного совершенствования; от тезиса «знание - сила» - к тезису «познание - сила». Приобретение профессии не может рассматриваться как «овладение» профессиональными знаниями технологическими навыками пусть даже на высшем уровне квалификации.
Профессиональное образование должно рассматриваться как «вхождение» профессию, идентификация себя с профессией, «встраивание» своей личности, индивидуальности в сферу профессиональной деятельности. По мнению специалистов, сегодня нет готового профессионального знания и совокупности трудовых умений, вооружившись которыми можно стать классным специалистом на всю жизнь. Пришло время рассматривать профессиональное образование как процесс и результат всестороннего познания человеком сущности профессиональной деятельности, осознанный выбор личностью адекватного ее способностям, интересам, потребностям направления самореализации и саморазвития в той или иной профессиональной сфере с как можно большей пользой для себя и общества. Новая парадигма образования ориентирована не на производство, а на личность.
Особое значение сегодня приобретает непрерывное образование, которое, в конечном счете, обеспечивает систематическую, целенаправленную деятельность личности по получению, совершенствованию знаний, умений, навыков как в любых видах общих и специальных учебных заведений, так и путем самообразования.
К основным тенденциям изменения, развития профессионального образования в современных условиях относятся:
- понимание человека как активного субъекта на рынке труда, свободно распоряжающегося своим главным капиталом - квалификацией;
- опережающий характер профессионального образования;
- диверсификация форм и типов образования: возникновение много вариантной образовательной системы - создание учебных заведений различного уровня, многоступенчатость, многофункциональность и т. д.;
- использование разнообразных образовательных технологий;
- интеграция учебных заведений в комплексы различного типа;
- гуманитаризация содержания образования, в том числе депрофессионализация гуманитарного знания;
- приближение уровня среднего профессионального образования к уровню высшего профессионального образования, возникновение учреждений повышенного уровня СПО (колледжи);
- децентрализация в области управления системой СПО, стратегическая линия на создание региональных систем СПО;
- адаптация системы СПО к работе в условиях рыночных отношений, усиление ориентации на удовлетворение потребностей регионов в кадрах и региональное профилирование содержания образовательных программ;
- укрупнение специальностей, по которым ведется подготовка, разработка нового перечня специальностей, специализаций и квалификаций.
Таким образом, цель среднего профессионального образования в абстрактной формулировке: «... формирование свободного человека, осознанно принимающего профессионально взвешенные решения, выбирающего форму, технологию соответствующих действий и поведения, думающего о последствиях своих действий и готового нести за них ответственность» [Г. В. Мухаметзянова].
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования.
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного среднего (полно го) общего или начального профессионального образования.
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования на баз среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
Профессиональное образование в настоящее время развивается на новых методологических основаниях, которые в науке определены как новая гуманистическая парадигма. Согласно одному из современных определений, образование есть специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития личности. Поэтому в больше степени в пространстве образования необходимо для каждого человека создать такие условия, чтобы он стал целостным, полноценным субъекте своей жизни, своей деятельности, прежде всего, профессиональной, чтоб у него сформировались потребность, готовность и способность к продуктивному диалогу с природой и социумом, культурному созиданию.
В контексте гуманистической парадигмы существенно изменяются функции образования: от сообщения, репродуцирования суммы систематизированных знаний - к конструированию знаний; от навязывания знаний к пробуждению интереса к ним; от «образования на всю жизнь» к образованию как базе дальнейшего непрерывного совершенствования; от тезиса «знание - сила» - к тезису «познание - сила». Приобретение профессии не может рассматриваться как «овладение» профессиональными знаниями технологическими навыками пусть даже на высшем уровне квалификации.
Профессиональное образование должно рассматриваться как «вхождение» профессию, идентификация себя с профессией, «встраивание» своей личности, индивидуальности в сферу профессиональной деятельности. По мнению специалистов, сегодня нет готового профессионального знания и совокупности трудовых умений, вооружившись которыми можно стать классным специалистом на всю жизнь. Пришло время рассматривать профессиональное образование как процесс и результат всестороннего познания человеком сущности профессиональной деятельности, осознанный выбор личностью адекватного ее способностям, интересам, потребностям направления самореализации и саморазвития в той или иной профессиональной сфере с как можно большей пользой для себя и общества. Новая парадигма образования ориентирована не на производство, а на личность.
Особое значение сегодня приобретает непрерывное образование, которое, в конечном счете, обеспечивает систематическую, целенаправленную деятельность личности по получению, совершенствованию знаний, умений, навыков как в любых видах общих и специальных учебных заведений, так и путем самообразования.
К основным тенденциям изменения, развития профессионального образования в современных условиях относятся:
- понимание человека как активного субъекта на рынке труда, свободно распоряжающегося своим главным капиталом - квалификацией;
- опережающий характер профессионального образования;
- диверсификация форм и типов образования: возникновение много вариантной образовательной системы - создание учебных заведений различного уровня, многоступенчатость, многофункциональность и т. д.;
- использование разнообразных образовательных технологий;
- интеграция учебных заведений в комплексы различного типа;
- гуманитаризация содержания образования, в том числе депрофессионализация гуманитарного знания;
- приближение уровня среднего профессионального образования к уровню высшего профессионального образования, возникновение учреждений повышенного уровня СПО (колледжи);
- децентрализация в области управления системой СПО, стратегическая линия на создание региональных систем СПО;
- адаптация системы СПО к работе в условиях рыночных отношений, усиление ориентации на удовлетворение потребностей регионов в кадрах и региональное профилирование содержания образовательных программ;
- укрупнение специальностей, по которым ведется подготовка, разработка нового перечня специальностей, специализаций и квалификаций.
Таким образом, цель среднего профессионального образования в абстрактной формулировке: «... формирование свободного человека, осознанно принимающего профессионально взвешенные решения, выбирающего форму, технологию соответствующих действий и поведения, думающего о последствиях своих действий и готового нести за них ответственность» [Г. В. Мухаметзянова].
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи