СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Новые ценности образования, сложившиеся в конце XX в., определи­ли возникновение новых походов к воспитанию, базирующихся на идеях свободного развития личности и ее педагогической поддержке.

Одной из первых концепций в этом направлении является концепция педагогики свободы и педагогической поддержки О. С. Газмана. В отли­чие от традиционной педагогики, педагогика свободы направлена на ока­зание помощи ребенку как субъекту свободного сознания (самосозна­ния), свободной деятельности (самодеятельности), свободного выбора (самоопределения). Результатом педагогической деятельности в педаго­гике свободы должна стать свободоспособность как качественно новая характеристика личности. Свободобоспособность понимается ученым как способность к автономному, независимому поведению, позволяющая человеку осуществить жизненное предназначение, свой собственный, индивидуальный выбор.

Реализация новой цели воспитания требует от учителя оказания педаго­гической поддержки ребенку в его автономном духовном росте, в творче­ском развитии, в его самоопределении. При этом смысл поддержки заключа­ется в том, что поддерживать можно лишь то, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне. Педагогическая поддержка состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему достигать положительных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Педагогическая поддержка относится к иной культуре воспитания, вырастающей внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка.

В концепции Е. В. Бондаревской личностно ориентированное воспитание понимается как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личное в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих возможностей и способностей. Основным механизмом этого процесса является собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве его субъекта соавтора. Поэтому с раннего возраста главное внимание уделяется развитию субъектных свойств личности: независимости, самостоятельное самодисциплины, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции, способности к рефлексии и др. Педагогическое управление осуществляется формах педагогической помощи, социально-педагогической защиты, психолого-педагогической коррекции индивидуального развития, стимулирования саморазвития. Основными принципами воспитания в данной концепции выступают: принцип культуросообразности воспитания, который проявляется в создании различных культурных сред, где осуществляется развитие ребенка и приобретение им опыта культуросообразного поведения, оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей.

Принцип природосообразности воспитания означает отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание в согласии природой и заботу об экологически чистой среде его обитания. Также он означает учет половозрастных особенностей детей в воспитании, учёт состояния здоровья, возрастных особенностей детей и пр.

Принцип личностного подхода определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным участником этого процесса. Личностный подход основывается на том положении, что каждая личность универсальна и главной задачей воспитательной работы становится формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала. Индивидуальность интегрирует все социально ценные свойства личности, придает ей целостность, и ее становление предполагает творческий поиск вариантов развития и воспитания адекватных ее возможностям и особенностям.

Концепция синергетической, самоорганизуемой воспитательной дея­тельности (С. В. Кульневич) основывается на положениях синергетического подхода (от греческого «синергия» — сотрудничество) к образованию: открытость образования, самоопределение участников образовательного процесса, диалогичность обучения и воспитания, самоорганизация и др.

В связи с этим воспитание рассматривается как процесс нравственной самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов инициированных внешними воздействиями (в частности, воздействием педагога). Внутренними ресурсами являются личностные струк­туры сознания: критичность, мотивирование, рефлексия, автономность и Они формируют собственную картину мира. В рамках такого пони­мания педагогическая деятельность приобретает иной смысл, а именно становится направленной на развитие духовного мира личности, на оказание педагогической поддержки в самоформировании человеком своего нравственного образа. Самоорганизуемая воспитательная дея­тельность требует от педагога самостоятельного выбора и творческого использования в практике общих принципов воспитания, определяющих стратегию отношений учителя с учениками и общее содержание. Это принципы (природе- и культуросообразности воспитания, его ценностно-смысловой направленности, гуманизма, личностной деятельности, субъ­ектного контроля, веры в ребенка (оптимистическая гипотеза), включе­ния личности в значимую деятельность), выступая в качестве условий, средств и ориентиров перестройки личностного сознания педагога, в то же время являются внешне инициирующими факторами воспитания нравственной и творческой личности ученика.

В настоящее время в практике работы отечественных школ осуществ­ляется переход к реализации рассмотренных выше концепций воспитания.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.