Профессиональная ориентация в контексте личностного самоопределения.
В рекомендации ЮНЕСКО по вопросам профессиональной ориентации излагается ряд различных целей. Одна из них касается роли профориентации в самоопределении, другая имеет прямое отношение к нуждам общества: «Следует учитывать социальные и экономическое развитие страны, настоящие и будущие потребности общества, гарантируя при этом индивиду свободу выбора. Это означает, что службы профориентации несут ответственность, как перед индивидом, так и перед обществом».
Таким образом, возникает противоречие между двумя целями: удовлетворением нужд общества и в то же время гарантированием свободы индивидуального выбора. Данное противоречие может быть снято при организации системной, научно обоснованной профессионально ориентированной работы в профильном обучении старшеклассников
Ведущие специалисты в области профессионального самоопределения считают, что даже при планировании «своего» жизненного пути («своего мира») каждый человек должен соотносить его с «мирами других людей и, следовательно, с миром культуры человечества в целом. Вот с этой задачей непременного приобщения к бесконечно великой общечеловеческой культуре и должна быть обязательно сопряжена задача профессионального самоопределения» (Климов Е.).
В рекомендации ЮНЕСКО по вопросам профессиональной ориентации излагается ряд различных целей. Одна из них касается роли профориентации в самоопределении, другая имеет прямое отношение к нуждам общества: «Следует учитывать социальные и экономическое развитие страны, настоящие и будущие потребности общества, гарантируя при этом индивиду свободу выбора. Это означает, что службы профориентации несут ответственность, как перед индивидом, так и перед обществом».
Таким образом, возникает противоречие между двумя целями: удовлетворением нужд общества и в то же время гарантированием свободы индивидуального выбора. Данное противоречие может быть снято при организации системной, научно обоснованной профессионально ориентированной работы в профильном обучении старшеклассников
Ведущие специалисты в области профессионального самоопределения считают, что даже при планировании «своего» жизненного пути («своего мира») каждый человек должен соотносить его с «мирами других людей и, следовательно, с миром культуры человечества в целом. Вот с этой задачей непременного приобщения к бесконечно великой общечеловеческой культуре и должна быть обязательно сопряжена задача профессионального самоопределения» (Климов Е.).
Общая характеристика предпрофильной подготовки
Реализация идеи профилизации старшей ступени средней школы ставит выпускника основной школы перед ответственным выбором способа и профиля дальнейшего обучения, поэтому профильному обучению предшествует предпрофильная подготовка, осуществляемая в основной школе. Важность подготовки к этому ответственному выбору определяет серьёзное значение предпрофильной подготовки.
Предпрофильная подготовка является неотъемлемой составляющей профилизации школьного образования на старшей ступени, и даже всего процесса обучения на разных его этапах. Подготовка учащихся к обоснованному выбору профиля обучения осуществляется в процессе всего периода обучения в основной школе и усиливается в 8(9)–9(10) и 10(11) классах с целью подготовки учащихся к получению среднего общего, начального и среднего профессионального образования.
Предпрофильная подготовка - важнейшее звено в цепи «школа - ВУЗ», «школа - ПШ» и т.д., поскольку именно в 9 (10) классе, в данный возрастной период, наиболее интенсивно формируются ценностные установки, личностные ориентации, проявляются те или иные способности, выявляется интерес к выбору профессии. Подросток может ставить перед собой значимые цели, у него возникают профессиональные намерения, которые выражаются в первичной ориентировке в различных сферах профессиональной деятельности.
Реализация идеи профилизации старшей ступени средней школы ставит выпускника основной школы перед ответственным выбором способа и профиля дальнейшего обучения, поэтому профильному обучению предшествует предпрофильная подготовка, осуществляемая в основной школе. Важность подготовки к этому ответственному выбору определяет серьёзное значение предпрофильной подготовки.
Предпрофильная подготовка является неотъемлемой составляющей профилизации школьного образования на старшей ступени, и даже всего процесса обучения на разных его этапах. Подготовка учащихся к обоснованному выбору профиля обучения осуществляется в процессе всего периода обучения в основной школе и усиливается в 8(9)–9(10) и 10(11) классах с целью подготовки учащихся к получению среднего общего, начального и среднего профессионального образования.
Предпрофильная подготовка - важнейшее звено в цепи «школа - ВУЗ», «школа - ПШ» и т.д., поскольку именно в 9 (10) классе, в данный возрастной период, наиболее интенсивно формируются ценностные установки, личностные ориентации, проявляются те или иные способности, выявляется интерес к выбору профессии. Подросток может ставить перед собой значимые цели, у него возникают профессиональные намерения, которые выражаются в первичной ориентировке в различных сферах профессиональной деятельности.
1. Общая характеристика технологий профильного обучения.
Концепция профильного обучения связана с системными изменениями в образовательном процессе. Вполне очевидно, что переход к профильной школе является инновационным процессом и его можно рассматривать как крупномасштабную инновацию, которая влечёт за собой системные изменения в целях и задачах, в содержании образования, в организации обучения, в системе оценивания, а также в характере используемых технологий образовательного процесса.
В основу организации профильного обучения заложены идеи личностно-ориентированного подхода. Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков. Для реализации данного подхода важно, прежде всего, определиться с приоритетами в области педагогических технологий.
Среди разнообразных направлений в области педагогических инноваций, традиционно используемых в системе среднего образования, наиболее адекватными поставленным целям являются:
Концепция профильного обучения связана с системными изменениями в образовательном процессе. Вполне очевидно, что переход к профильной школе является инновационным процессом и его можно рассматривать как крупномасштабную инновацию, которая влечёт за собой системные изменения в целях и задачах, в содержании образования, в организации обучения, в системе оценивания, а также в характере используемых технологий образовательного процесса.
В основу организации профильного обучения заложены идеи личностно-ориентированного подхода. Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков. Для реализации данного подхода важно, прежде всего, определиться с приоритетами в области педагогических технологий.
Среди разнообразных направлений в области педагогических инноваций, традиционно используемых в системе среднего образования, наиболее адекватными поставленным целям являются:
1. Теоретические основы индивидуализации образовательного процесса профильного обучения.
Существенный вклад в построение теории профильного обучения вносит теория развивающего обучения.
Развивающее образование - стратегический идеал всей образовательной политики, направленной на разностороннее индивидуальное развитие личности школьника. В контексте общей образовательной стратегии школы организация образовательной деятельности направлена на обеспечение индивидуальных образовательных траекторий для каждого школьника.
Так как современное развитие образования характеризауется сменой ведущей парадигмы, пересматриваются, также, технологии развивающего обучения. Педагогическая технология развивающего обучения должна строиться в рамках дифференцированного подхода как основного средства психолого-педагогического инструмента, позволяющего индивидуализировать все слагаемые компоненты интегративного комплексного процесса образования, обеспечив тем самым необходимые условия для развития личности каждого его участника.
Существенный вклад в построение теории профильного обучения вносит теория развивающего обучения.
Развивающее образование - стратегический идеал всей образовательной политики, направленной на разностороннее индивидуальное развитие личности школьника. В контексте общей образовательной стратегии школы организация образовательной деятельности направлена на обеспечение индивидуальных образовательных траекторий для каждого школьника.
Так как современное развитие образования характеризауется сменой ведущей парадигмы, пересматриваются, также, технологии развивающего обучения. Педагогическая технология развивающего обучения должна строиться в рамках дифференцированного подхода как основного средства психолого-педагогического инструмента, позволяющего индивидуализировать все слагаемые компоненты интегративного комплексного процесса образования, обеспечив тем самым необходимые условия для развития личности каждого его участника.
1. Понятие образовательного пространства
Основная идея обновления старшей школы состоит в организации профильного обучения, что существенно расширяет возможности выбора каждым учащимся индивидуальной образовательной программы.
Обучение старшеклассников должно быть построено в максимально возможной мере с учетом интересов и планов юношей и девушек на дальнейшую послешкольную жизнь, что невозможно достичь только путем сокращения обязательного содержания учебных предметов и расширения содержания избираемых дисциплин. В значительной мере дифференциация и индивидуализация обучения может быть реализована через построение соответствующей образовательной среды профильного обучения.
Таким образом, одной из целей современного школьного образования является расширение образовательного пространства. Реализация данной цели является необходимым условием для расширения круга личностно-значимых для учащихся проблем.
Категориальный характер рассматриваемого термина в части «пространство», истолкование его как множества элементов, между которыми установлены пространственные отношения, интуитивная созвучность термину «окружение» лежат в основе часто встречающегося отождествления «образовательного пространства» с «образовательной системой» и «образовательной средой».
Основная идея обновления старшей школы состоит в организации профильного обучения, что существенно расширяет возможности выбора каждым учащимся индивидуальной образовательной программы.
Обучение старшеклассников должно быть построено в максимально возможной мере с учетом интересов и планов юношей и девушек на дальнейшую послешкольную жизнь, что невозможно достичь только путем сокращения обязательного содержания учебных предметов и расширения содержания избираемых дисциплин. В значительной мере дифференциация и индивидуализация обучения может быть реализована через построение соответствующей образовательной среды профильного обучения.
Таким образом, одной из целей современного школьного образования является расширение образовательного пространства. Реализация данной цели является необходимым условием для расширения круга личностно-значимых для учащихся проблем.
Категориальный характер рассматриваемого термина в части «пространство», истолкование его как множества элементов, между которыми установлены пространственные отношения, интуитивная созвучность термину «окружение» лежат в основе часто встречающегося отождествления «образовательного пространства» с «образовательной системой» и «образовательной средой».
1. Основные принципы профильного обучения
Идеи концепции профильного обучения позволяют постулировать и формулировать образовательные принципы, на которых выстраивается это обучение.
Согласно ГОСО РК–2006: «Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы и способности учащихся».
Очевидно провозглашение принципов индивидуализации и дифференциации.
Индивидуализация обучения предполагает организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика, что соотносится с основной идеей обновления старшей школы, состоящей в выборе каждым школьником индивидуальной образовательной программы, конструированию и реализации индивидуализированных форм учебной деятельности. Индивидуализация профильного, обучения направлена на самопознание школьников, выявление их истинных мотивов выбора профиля обучения, реальных образовательных потребностей и реализацию образовательной программы обучения в соответствии с интересами, возможностями и способностями.
Идеи концепции профильного обучения позволяют постулировать и формулировать образовательные принципы, на которых выстраивается это обучение.
Согласно ГОСО РК–2006: «Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы и способности учащихся».
Очевидно провозглашение принципов индивидуализации и дифференциации.
Индивидуализация обучения предполагает организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика, что соотносится с основной идеей обновления старшей школы, состоящей в выборе каждым школьником индивидуальной образовательной программы, конструированию и реализации индивидуализированных форм учебной деятельности. Индивидуализация профильного, обучения направлена на самопознание школьников, выявление их истинных мотивов выбора профиля обучения, реальных образовательных потребностей и реализацию образовательной программы обучения в соответствии с интересами, возможностями и способностями.
1. Тенденции развития современного образования
Сущность современного общего образования трактуется как процесс целостного становления личности – усвоение опыта в самом широком смысле, развитие психических процессов, формирование на их основе мировоззрения, убеждений, идеалов и, в конечном счёте, таких качеств, которые характерны для творческой личности.
Следует отметить, что цель образования как всестороннего гармоничного развития личности декларировалась в нашей республике, в целом и в постсоветский период всегда, и в этом смысле традиционное образование было личностно-ориентированным. Однако личность при этом понималось как некоторое типовое явление, как носитель и выразитель массовой культуры. Провозглашённая цель – развитие личности – на практике отступала на второй план. Образование сводилось к овладению школьниками основами наук, было ориентировано на выполнение государственного заказа. Заказ же конкретной личности – как состояться субъектом деятельности, каким способом реализовать свою индивидуальность в образовательном процессе практически не регулировался и реализовывался в основном стихийно.
В исследованиях современных авторов всё больше внимания уделяется гуманитарной парадигме образования, где центральное место занимает личность ребёнка. Целью педагогического процесса здесь становится «… не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией» (Е.В. Бондаревская)
Сущность современного общего образования трактуется как процесс целостного становления личности – усвоение опыта в самом широком смысле, развитие психических процессов, формирование на их основе мировоззрения, убеждений, идеалов и, в конечном счёте, таких качеств, которые характерны для творческой личности.
Следует отметить, что цель образования как всестороннего гармоничного развития личности декларировалась в нашей республике, в целом и в постсоветский период всегда, и в этом смысле традиционное образование было личностно-ориентированным. Однако личность при этом понималось как некоторое типовое явление, как носитель и выразитель массовой культуры. Провозглашённая цель – развитие личности – на практике отступала на второй план. Образование сводилось к овладению школьниками основами наук, было ориентировано на выполнение государственного заказа. Заказ же конкретной личности – как состояться субъектом деятельности, каким способом реализовать свою индивидуальность в образовательном процессе практически не регулировался и реализовывался в основном стихийно.
В исследованиях современных авторов всё больше внимания уделяется гуманитарной парадигме образования, где центральное место занимает личность ребёнка. Целью педагогического процесса здесь становится «… не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией» (Е.В. Бондаревская)
Роль школы – ведущая, т. к. расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия.
Педагогический коллектив учителей является частью общественного коллектива, куда входит составной частью ученический коллектив.
Специфические особенности педагогического коллектива
Главная отличительная особенность – специфика профессиональной деятельности, а именно, обучение и воспитание подрастающего поколения. Эффективность зависит от уровня педагогической культуры, характера межличностных отношений его членов, степень организованности, ответственности. Высокая степень самоуправляемости: делегирование полномочий по горизонтальным и вертикальным рядам. Функциональные обязанности членов педагогического коллектива, его руководителей четко определены, должностные инструкции обязательны для выполнения, отработаны формы контроля и самоконтроля.
Педагогический коллектив учителей является частью общественного коллектива, куда входит составной частью ученический коллектив.
Специфические особенности педагогического коллектива
Главная отличительная особенность – специфика профессиональной деятельности, а именно, обучение и воспитание подрастающего поколения. Эффективность зависит от уровня педагогической культуры, характера межличностных отношений его членов, степень организованности, ответственности. Высокая степень самоуправляемости: делегирование полномочий по горизонтальным и вертикальным рядам. Функциональные обязанности членов педагогического коллектива, его руководителей четко определены, должностные инструкции обязательны для выполнения, отработаны формы контроля и самоконтроля.
Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирования черт личности и человеческих поступков, в то время как обучение, реализуясь через различные виды предметной теоретической и практической деятельности, ориентировано, в конечном счете, на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка.
Воспитание – это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.
Главная задача воспитания – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе.
Метод – позиция педагога в выборе способов воспитательного воздействия. «Методы-инструменты прикосновения к личности» в определении А.С.Макаренко.
Воспитание – это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.
Главная задача воспитания – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе.
Метод – позиция педагога в выборе способов воспитательного воздействия. «Методы-инструменты прикосновения к личности» в определении А.С.Макаренко.
Дидактика – отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, форм и методов), а также на поиск и разработку новых подходов, идей, стратегий, методов, технологий и систем обучения.
В структуре дидактики выделяют общую дидактику (методы, средства и формы организации обучения) и частную дидактику (методика преподавания отдельных дисциплин).
Основные категории дидактики: обучение, преподавание и учение.
То есть, в образовательный процесс включены две стороны: обучающиеся и обучающие.
Обучение – процесс целенаправленной последовательной передачи (трансляции) общественно–исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям), в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.
Формы обучения – специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся.
В структуре дидактики выделяют общую дидактику (методы, средства и формы организации обучения) и частную дидактику (методика преподавания отдельных дисциплин).
Основные категории дидактики: обучение, преподавание и учение.
То есть, в образовательный процесс включены две стороны: обучающиеся и обучающие.
Обучение – процесс целенаправленной последовательной передачи (трансляции) общественно–исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям), в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.
Формы обучения – специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся.
Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление.
Образование как система, иначе говоря, образовательная система представляет собой комплекс институтов образования.
Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и реализующие одну или несколько образовательных программ. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частные или созданные общественными, религиозными организациями).
В России существует несколько типов образовательных учреждений: дошкольные, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего общего образования), профессиональные (начального, среднего и высшего образования), специальные (коррекционные) – для детей с отклонениями в развитии, а также учреждения дополнительного образования, учреждения для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Образование как система, иначе говоря, образовательная система представляет собой комплекс институтов образования.
Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и реализующие одну или несколько образовательных программ. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частные или созданные общественными, религиозными организациями).
В России существует несколько типов образовательных учреждений: дошкольные, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего общего образования), профессиональные (начального, среднего и высшего образования), специальные (коррекционные) – для детей с отклонениями в развитии, а также учреждения дополнительного образования, учреждения для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Категориальный аппарат педагогики
Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человека в процессе целенаправленной деятельности общества (по А.С. Макаренко «педагогический факт, явление»).
Предметом педагогики является образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных институтах (семье, образовательных и культурно–воспитательных учреждени-ях).
Функции педагогики:
1. Теоретическая (изучение педагогического наследия и новаторского опыта педагогов; определение состояния педагогических явлений, эффективности деятельности субъектов образовательного процесса и т. д.; экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на этой основе моделей, преобразующих ее).
2. Технологическая (разработка методических материалов; внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее усовершенствования; оценка влияния результатов научных исследований на практику образования и воспитания, последующая коррекция во взаимодействии научной теории и практической деятельности).
Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человека в процессе целенаправленной деятельности общества (по А.С. Макаренко «педагогический факт, явление»).
Предметом педагогики является образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных институтах (семье, образовательных и культурно–воспитательных учреждени-ях).
Функции педагогики:
1. Теоретическая (изучение педагогического наследия и новаторского опыта педагогов; определение состояния педагогических явлений, эффективности деятельности субъектов образовательного процесса и т. д.; экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на этой основе моделей, преобразующих ее).
2. Технологическая (разработка методических материалов; внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее усовершенствования; оценка влияния результатов научных исследований на практику образования и воспитания, последующая коррекция во взаимодействии научной теории и практической деятельности).