1. Создание рабочей группы, изучение документов.
2. Проведение заседания педагогического совета, определение круга вопросов организации и кадрового обеспечения проектирования индивидуальных программ профильной школы, выявление возможностей и предложений учителей относительно основных и специальных учебных курсов.
3. Проведение собрания с учащимися 10 (11) класса, составление проектов индивидуальных учебных планов.
4. Проведение родительского собрания, согласование индивидуальных учебных планов.
5. Установление сроков возможного изменения планов и профилей.
6. Анализ индивидуальных планов, организация профилей, составление учебного плана профилей.
7. Подписание соглашения с родителями и учащимися.
2. Проведение заседания педагогического совета, определение круга вопросов организации и кадрового обеспечения проектирования индивидуальных программ профильной школы, выявление возможностей и предложений учителей относительно основных и специальных учебных курсов.
3. Проведение собрания с учащимися 10 (11) класса, составление проектов индивидуальных учебных планов.
4. Проведение родительского собрания, согласование индивидуальных учебных планов.
5. Установление сроков возможного изменения планов и профилей.
6. Анализ индивидуальных планов, организация профилей, составление учебного плана профилей.
7. Подписание соглашения с родителями и учащимися.
1. Работа с предприятиями:
§ установление постоянных персональных контактов с представителями предприятий района/города;
§ создание банка данных (информационной сети) о тенденциях экономического развития района/города и кадровой политике предприятий;
§ обмен информацией с предприятиями;
§ привлечение представителей предприятий к мероприятиям по профориентации, проведение совместных мероприятий (например, дни открытых дверей, олимпиады, конкурсы и др.);
§ участие предприятий в качестве спонсоров определенных мероприятий;
§ заключение договоров с предприятиями о предоставлении мест обучающимся для проведения стажировок и/или для работы во время каникул;
§ поддержание целенаправленных контактов с бывшими выпускниками учебного заведения, в частности с теми, кто сегодня сам является работодателем;
§ установление постоянных персональных контактов с представителями предприятий района/города;
§ создание банка данных (информационной сети) о тенденциях экономического развития района/города и кадровой политике предприятий;
§ обмен информацией с предприятиями;
§ привлечение представителей предприятий к мероприятиям по профориентации, проведение совместных мероприятий (например, дни открытых дверей, олимпиады, конкурсы и др.);
§ участие предприятий в качестве спонсоров определенных мероприятий;
§ заключение договоров с предприятиями о предоставлении мест обучающимся для проведения стажировок и/или для работы во время каникул;
§ поддержание целенаправленных контактов с бывшими выпускниками учебного заведения, в частности с теми, кто сегодня сам является работодателем;
В своём выступлении я хотел бы представить вашему вниманию разработанную в нашем институте модель ресурсного центра, которую мы рассматриваем как одно из альтернативных решений проблемы качества образования в сельской местности.
Глава государства, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, выделил образование как стратегически важную сферу жизни Казахстанского общества, призванную готовить специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке.
Динамичное развитие казахстанского общества, курс на ускоренную экономическую и социальную модернизацию требуют столь же неотложных изменений в системе образования, оперативного реагирования на возникающие проблемы, обеспечения качества образования.
Что следует понимать сегодня под качеством образования? Долгое время критериями качества мы считали высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, участие и победы школьников в олимпиадах. Однако социально-экономические изменения последних десятилетий, рассеяв многие наши иллюзии, коснулись и образования. Сегодня профессиональное педагогическое сообщество все более осознает, что необходимы новые подходы к оценке качества образования. В современных условиях возникает необходимость понимания качества образования как перехода от трансляции знаний учителем к совместному поиску их смысла и ценности, собственной учебной активности учащихся.
Глава государства, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, выделил образование как стратегически важную сферу жизни Казахстанского общества, призванную готовить специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке.
Динамичное развитие казахстанского общества, курс на ускоренную экономическую и социальную модернизацию требуют столь же неотложных изменений в системе образования, оперативного реагирования на возникающие проблемы, обеспечения качества образования.
Что следует понимать сегодня под качеством образования? Долгое время критериями качества мы считали высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, участие и победы школьников в олимпиадах. Однако социально-экономические изменения последних десятилетий, рассеяв многие наши иллюзии, коснулись и образования. Сегодня профессиональное педагогическое сообщество все более осознает, что необходимы новые подходы к оценке качества образования. В современных условиях возникает необходимость понимания качества образования как перехода от трансляции знаний учителем к совместному поиску их смысла и ценности, собственной учебной активности учащихся.
Концепция профильного обучения предполагает многообразие форм его реализации. Профилизация может быть внутришкольной и внешней.
1. Внутришкольная профилизация, выбор которой предполагает, что школа будет опираться исключительно на собственные ресурсы:
а) монопрофильная школа старшей ступени, реализующая одно направление обучения с учетом материально-технического состояния, кадрового состава и учебно-методического обеспечения.
б) полипрофильная школа старшей ступени, реализующая обучение по нескольким направлениям. Наличие нескольких классов в параллели дает возможность сформировать профильные классы, максимально учитывая запросы учащихся.
в) профильные классы в общеобразовательной школе, специализированной школе для одаренных детей, специальной школе для детей с ограниченными возможностями.
2. Ресурсный центр. Ресурсный центр — организация образования, обладающая достаточным материальным и кадровым потенциалом, ресурсы которого используются другими школами для проведения профильного обучения. При реализации этой формы происходит объединение нескольких организаций среднего общего образования вокруг наиболее сильной организации образования, обладающей соответствующими ресурсами и инфраструктурой для осуществления качественного профильного обучения учащихся школ региона. В рамках данной формы учащиеся нескольких организаций среднего общего образования осваивают профилирующие и элективные курсы, включенные в образовательные программы ресурсного центра. Ресурсные центры могут быть организованы при школах, вузах, колледжах или образовательных центрах.
1. Внутришкольная профилизация, выбор которой предполагает, что школа будет опираться исключительно на собственные ресурсы:
а) монопрофильная школа старшей ступени, реализующая одно направление обучения с учетом материально-технического состояния, кадрового состава и учебно-методического обеспечения.
б) полипрофильная школа старшей ступени, реализующая обучение по нескольким направлениям. Наличие нескольких классов в параллели дает возможность сформировать профильные классы, максимально учитывая запросы учащихся.
в) профильные классы в общеобразовательной школе, специализированной школе для одаренных детей, специальной школе для детей с ограниченными возможностями.
2. Ресурсный центр. Ресурсный центр — организация образования, обладающая достаточным материальным и кадровым потенциалом, ресурсы которого используются другими школами для проведения профильного обучения. При реализации этой формы происходит объединение нескольких организаций среднего общего образования вокруг наиболее сильной организации образования, обладающей соответствующими ресурсами и инфраструктурой для осуществления качественного профильного обучения учащихся школ региона. В рамках данной формы учащиеся нескольких организаций среднего общего образования осваивают профилирующие и элективные курсы, включенные в образовательные программы ресурсного центра. Ресурсные центры могут быть организованы при школах, вузах, колледжах или образовательных центрах.
Реформы образования происходят сегодня в большинстве развитых стран мира. Общепризнанно, что в информационно-технологическом обществе XXI века в конкуренции государств определяющим будет уровень образования, науки, культуры, создание условий для реализации и развития прогрессивных технологий. Важная роль при этом отводится проблеме профильной дифференциации обучения.
В странах Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Исландии, Дании) все учащиеся с 1-го по 6-й класс основной общеобразовательной школы формально получают одинаковую подготовку. К 7-му классу ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: «академический», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и «профессиональный», в котором обучаются по упрощённому учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины.
Теория и практика дифференцированного обучения в США имеют давнюю историю. Его возникновение и последующее развитие отличаются определённым своеобразием по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами. Уже на рубеже XIX—XX веков в силу особенностей экономических, политических и социальных факторов обучение в американской школе в соответствии с законами большинства штатов стало обязательным для подростков 14—17 лет. Законодательные акты стимулировали значительный и постоянный рост школьных контингентов. Однако на каком-то этапе увеличение количества выпускников школ стало превышать экономические, политические и социальные потребности общественного развития; в США начались поиски путей ограничения образования некоторых групп учащихся определёнными рамками. Выход был найден в создании единой «всеохватывающей» школы, внутри которой учащиеся должны обучаться по различным учебным направлениям (потокам).
В странах Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Исландии, Дании) все учащиеся с 1-го по 6-й класс основной общеобразовательной школы формально получают одинаковую подготовку. К 7-му классу ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: «академический», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и «профессиональный», в котором обучаются по упрощённому учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины.
Теория и практика дифференцированного обучения в США имеют давнюю историю. Его возникновение и последующее развитие отличаются определённым своеобразием по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами. Уже на рубеже XIX—XX веков в силу особенностей экономических, политических и социальных факторов обучение в американской школе в соответствии с законами большинства штатов стало обязательным для подростков 14—17 лет. Законодательные акты стимулировали значительный и постоянный рост школьных контингентов. Однако на каком-то этапе увеличение количества выпускников школ стало превышать экономические, политические и социальные потребности общественного развития; в США начались поиски путей ограничения образования некоторых групп учащихся определёнными рамками. Выход был найден в создании единой «всеохватывающей» школы, внутри которой учащиеся должны обучаться по различным учебным направлениям (потокам).
Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и на разнообразие вариантов личностного развития, можно обнаружить общую стабилизацию личности в этот период, начавшийся с формирования Я-концепции на границе подросткового и старшего школьного возрастов. У старшеклассников в большей степени, чем у подростков, развито самоуважение, интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль над своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Юноши и девушки в 16—17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15.
Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Обостряется интерес к сложным мировоззренческим проблемам: счастья, долга, свободы личности, смысла жизни. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Мышление старшеклассников отличается довольно высоким уровнем обобщения и абстрагирования, приобретает теоретическую и критическую направленность. Юный человек ищет четких, определенных ответов, и в своих взглядах он категоричен, недостаточно гибок, проявляет юношеский максимализм. Самостоятельность мышления в этом возрасте часто приобретает характер безапелляционных суждений и оценок, которые нередко еще по-детски наивны и односторонни. Однако не у всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение — система ясных, устойчивых убеждений. По мнению Э. Эриксона, в юности необходим мировоззренческий выбор. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью.
Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Обостряется интерес к сложным мировоззренческим проблемам: счастья, долга, свободы личности, смысла жизни. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Мышление старшеклассников отличается довольно высоким уровнем обобщения и абстрагирования, приобретает теоретическую и критическую направленность. Юный человек ищет четких, определенных ответов, и в своих взглядах он категоричен, недостаточно гибок, проявляет юношеский максимализм. Самостоятельность мышления в этом возрасте часто приобретает характер безапелляционных суждений и оценок, которые нередко еще по-детски наивны и односторонни. Однако не у всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение — система ясных, устойчивых убеждений. По мнению Э. Эриксона, в юности необходим мировоззренческий выбор. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью.
Концепция предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся (проект). – Астана, 2006 г.
Основная идея обновления структуры и содержания образования на старшей ступени 12-летней школы состоит в том, что оно должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. На этом основываются фундаментальные принципы стратегии реформирования образования в отношении старшей ступени школы:
- целенаправленная установка на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, четко осознающей свои права и обязанности, ясно представляющей себе спектр имеющихся возможностей и ресурсов и способной успешно реализовать избранную позицию в том или ином социальном пространстве;
- постепенная переориентация доминирующей в настоящее время образовательной парадигмы с преимущественной трансляции системы знаний, умений и навыков (ЗУНов) на формирование функциональной грамотности учащихся и ключевых компетентностей, обеспечивающих возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности в условиях меняющегося общества;
- расширение возможностей для индивидуализации образовательных траекторий учащихся, реализации самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности учащихся.
Основная идея обновления структуры и содержания образования на старшей ступени 12-летней школы состоит в том, что оно должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. На этом основываются фундаментальные принципы стратегии реформирования образования в отношении старшей ступени школы:
- целенаправленная установка на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, четко осознающей свои права и обязанности, ясно представляющей себе спектр имеющихся возможностей и ресурсов и способной успешно реализовать избранную позицию в том или ином социальном пространстве;
- постепенная переориентация доминирующей в настоящее время образовательной парадигмы с преимущественной трансляции системы знаний, умений и навыков (ЗУНов) на формирование функциональной грамотности учащихся и ключевых компетентностей, обеспечивающих возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности в условиях меняющегося общества;
- расширение возможностей для индивидуализации образовательных траекторий учащихся, реализации самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности учащихся.
В условиях становления Казахстана как суверенного государства огромную значимость имело создание такой системы среднего общего образования, которая была бы направлена на интеграцию в мировое образовательное пространство. Закон Рее публики Казахстан "Об образовании" (1991 г.) определил ряд краеугольных принципов государственной политики, в том числе: вариативность среднего общего образования, профессиональную ориентацию обучающихся, создание различных типов и видов организаций среднего образования (лицеев, гимназий, колледжей), широко реализующих вариативные программы обучения, в том, числе по углубленной и профильной предпрофессиональной подготовке.
С 1992 года в Казахстане начато осуществление реформы школьного образования, ведущей идеей которой являлось развитие системы образования через создание условий для вариативной общеобразовательной подготовки учащихся при сохранении единого образовательного пространства. Отход от однообразия советской школы, поиск путей обновления содержания образования нашли отражение в Положении о Государственном общеобязательном стандарте образования Республики Казахстан, Концепции развития общеобразовательной школы Республики Казахстан и Концепции содержания среднего общего образования (1996 г.). В этих документах был провозглашен поворот школы к гуманизации и индивидуализации образования, организация обучения учащихся с учетом их интересов на основе дифференциации по направлениям — естественно-математическому, гуманитарно-эстетическому, профессионально-техническому, что было реализовано в первых вариантах образовательных стандартов и учебных программ по всем обязательным предметам (1996, 1998, 2000 гг.).
С 1992 года в Казахстане начато осуществление реформы школьного образования, ведущей идеей которой являлось развитие системы образования через создание условий для вариативной общеобразовательной подготовки учащихся при сохранении единого образовательного пространства. Отход от однообразия советской школы, поиск путей обновления содержания образования нашли отражение в Положении о Государственном общеобязательном стандарте образования Республики Казахстан, Концепции развития общеобразовательной школы Республики Казахстан и Концепции содержания среднего общего образования (1996 г.). В этих документах был провозглашен поворот школы к гуманизации и индивидуализации образования, организация обучения учащихся с учетом их интересов на основе дифференциации по направлениям — естественно-математическому, гуманитарно-эстетическому, профессионально-техническому, что было реализовано в первых вариантах образовательных стандартов и учебных программ по всем обязательным предметам (1996, 1998, 2000 гг.).
Концепция предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся (проект). – Астана, 2006 г.
В своей лекции от 27 мая 2006 года "К экономике знаний через инновации и образование" в Евразийском национальном университете им. Л.Гумилева Президент страны Н.А. Назарбаев подчеркнул: "Задача вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира может быть решена лишь в том случае, если ее будут воплощать в жизнь высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умеющие ориентироваться в рыночной экономике".
Динамично развивающемуся обществу требуются специалисты нового типа, готовые успешно работать в различных сферах. В современных условиях требования к специалистам формирует рынок труда. Особую ценность приобретают умения самостоятельно решать проблемы и совместно действовать в команде, способность правильно ставить цели и эффективно их достигать, идти на риск, инициативность, стремление к повышению уровня образования и др. Наряду с этим от человека требуются такие качества, как личная ответственность, обязательность, коммуникабельность.
В своей лекции от 27 мая 2006 года "К экономике знаний через инновации и образование" в Евразийском национальном университете им. Л.Гумилева Президент страны Н.А. Назарбаев подчеркнул: "Задача вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира может быть решена лишь в том случае, если ее будут воплощать в жизнь высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умеющие ориентироваться в рыночной экономике".
Динамично развивающемуся обществу требуются специалисты нового типа, готовые успешно работать в различных сферах. В современных условиях требования к специалистам формирует рынок труда. Особую ценность приобретают умения самостоятельно решать проблемы и совместно действовать в команде, способность правильно ставить цели и эффективно их достигать, идти на риск, инициативность, стремление к повышению уровня образования и др. Наряду с этим от человека требуются такие качества, как личная ответственность, обязательность, коммуникабельность.
В современной науке парадигмальный подход широко применяется для решения научных и практических задач.
… Применение в педагогике парадигмального подхода позволило выделить основные модели образовательно-воспитательных систем, выявить их сущность и особенности.
… по Богуславскому и Корнетову, направленность педагогического процесса может быть социально-ориентированной (когда основной целью обучения и воспитания является подготовка человека к жизни в обществе, служение общественным идеалам), или гуманистически-ориентированной (в центр внимания в этом случае ставится личность человека, его гармоничное развитие). Далее, характеризуя учебный процесс с точки зрения взаимоотношения его основных субъектов, авторы выделяют авторитарную трактовку, при которой обучаемый рассматривается как пассивный субъект, испытывающий на себе воздействие учителя, и педоцентрическую трактовку, при котором процесс обучения понимается как процесс взаимодействия двух активных субъектов, и центральной фигурой процесса обучения выступает ребенок.
По содержанию образования и методам его реализации различают репродуктивное образование, при котором в качестве критерия и цели выдвигаются реальные знания, и творчески-развивающее, ставящее главной целью овладение умениями, навыками и приемами учебно-образовательной деятельности.
… Применение в педагогике парадигмального подхода позволило выделить основные модели образовательно-воспитательных систем, выявить их сущность и особенности.
… по Богуславскому и Корнетову, направленность педагогического процесса может быть социально-ориентированной (когда основной целью обучения и воспитания является подготовка человека к жизни в обществе, служение общественным идеалам), или гуманистически-ориентированной (в центр внимания в этом случае ставится личность человека, его гармоничное развитие). Далее, характеризуя учебный процесс с точки зрения взаимоотношения его основных субъектов, авторы выделяют авторитарную трактовку, при которой обучаемый рассматривается как пассивный субъект, испытывающий на себе воздействие учителя, и педоцентрическую трактовку, при котором процесс обучения понимается как процесс взаимодействия двух активных субъектов, и центральной фигурой процесса обучения выступает ребенок.
По содержанию образования и методам его реализации различают репродуктивное образование, при котором в качестве критерия и цели выдвигаются реальные знания, и творчески-развивающее, ставящее главной целью овладение умениями, навыками и приемами учебно-образовательной деятельности.
1. Качественные изменения в деятельности учителя профильной школы и их причины.
Концепция профильного обучения связана с системными изменениями в образовательном процессе. В условиях профильного обучения учитель должен уметь обеспечивать:
- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование образовательных траекторий);
- практическую ориентацию образовательного процесса с целью формирования у учащихся ключевых компетенций государственного стандарта;
- завершение профессионального самоопределения старшеклассников и формирование у них компетентностей, необходимых для продолжения профессионального образования в соответствующей сфере.
Очевидно, что успех профильного обучения в старшей школе зависит от готовности педагогов к качественным изменениям в своей профессиональной деятельности. К таким качественным изменениям относятся:
- освоение содержания предмета на профильном уровне;
Концепция профильного обучения связана с системными изменениями в образовательном процессе. В условиях профильного обучения учитель должен уметь обеспечивать:
- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование образовательных траекторий);
- практическую ориентацию образовательного процесса с целью формирования у учащихся ключевых компетенций государственного стандарта;
- завершение профессионального самоопределения старшеклассников и формирование у них компетентностей, необходимых для продолжения профессионального образования в соответствующей сфере.
Очевидно, что успех профильного обучения в старшей школе зависит от готовности педагогов к качественным изменениям в своей профессиональной деятельности. К таким качественным изменениям относятся:
- освоение содержания предмета на профильном уровне;
1.Оценивание образовательных результатов в контексте компетентностного подхода к обучению
Наиболее значимым из перспективных направлений развития современного образования является компетентностный подход. Компетентностый подход предполагает следующие приоритеты в оценивании учащихся:
1. Внедрение систем, ориентированных на индивидуальные нормы: у каждого человека свой уровень компетентности. Примером подобной системы является единое национальное тестирование.
2. Переход от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке - компетентность по своей сути носит интегральный характер.
3. Внедрение деятельностных методов (в форме проектов, деловых игр), что связано с изменением значения понятий «знающий» и «умеющий», отход от рассмотрения этих понятий как некоторого накопления изолированных фактов и умений и новое наполнение понятия в терминах применения и использования знаний.
Наиболее значимым из перспективных направлений развития современного образования является компетентностный подход. Компетентностый подход предполагает следующие приоритеты в оценивании учащихся:
1. Внедрение систем, ориентированных на индивидуальные нормы: у каждого человека свой уровень компетентности. Примером подобной системы является единое национальное тестирование.
2. Переход от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке - компетентность по своей сути носит интегральный характер.
3. Внедрение деятельностных методов (в форме проектов, деловых игр), что связано с изменением значения понятий «знающий» и «умеющий», отход от рассмотрения этих понятий как некоторого накопления изолированных фактов и умений и новое наполнение понятия в терминах применения и использования знаний.