ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
1. Создание рабочей группы, изучение документов.

2. Проведение заседания педагогического совета, определение круга вопросов организации и кадрового обеспечения проектирования индивидуальных программ профильной школы, выявление возможностей и предложений учителей относительно основных и специальных учебных курсов.

3. Проведение собрания с учащимися 10 (11) класса, составление проектов индивидуальных учебных планов.

4. Проведение родительского собрания, согласование индивидуальных учебных планов.

5. Установление сроков возможного изменения планов и профилей.

6. Анализ индивидуальных планов, организация профилей, составление учебного плана профилей.

7. Подписание соглашения с родителями и учащимися.

С ЧЕГО НАЧАТЬ МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА?

Наука » Педагогика » Общая педагогика
1. Работа с предприятиями:

§ установление постоянных персональных контактов с представителями предприятий района/города;

§ создание банка данных (информационной сети) о тенденциях экономического развития района/горо­да и кадровой политике предприятий;

§ обмен информацией с предприятиями;

§ привлечение представителей предприятий к меро­приятиям по профориентации, проведение совмест­ных мероприятий (например, дни открытых дверей, олимпиады, конкурсы и др.);

§ участие предприятий в качестве спонсоров опреде­ленных мероприятий;

§ заключение договоров с предприятиями о предостав­лении мест обучающимся для проведения стажиро­вок и/или для работы во время каникул;

§ поддержание целенаправленных контактов с бывшими выпускниками учебного заведения, в частности с теми, кто сегодня сам является работодателем;

РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В своём выступлении я хотел бы пред­ставить вашему вниманию разработанную в нашем институте модель ресурсного цент­ра, которую мы рассматриваем как одно из альтернативных решений проблемы качества образования в сельской местности.

Глава государства, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, выделил образование как стратеги­чески важную сферу жизни Казахстанского об­щества, призванную готовить специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке.

Динамичное развитие казахстанского общества, курс на ускоренную экономичес­кую и социальную модернизацию требуют столь же неотложных изменений в системе образования, оперативного реагирования на возникающие проблемы, обеспечения каче­ства образования.

Что следует понимать сегодня под каче­ством образования? Долгое время критери­ями качества мы считали высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, уча­стие и победы школьников в олимпиадах. Однако социально-экономические изме­нения последних десятилетий, рассеяв мно­гие наши иллюзии, коснулись и образования. Сегодня профессиональное педагогическое сообщество все более осознает, что необходимы новые подходы к оценке качества об­разования. В современных условиях возникает необходимость понимания качества образования как перехода от трансляции знаний учителем к совместному поиску их смысла и ценности, собственной учебной активности учащихся.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Концепция профильного обучения предполагает многообразие форм его реализации. Профилизация может быть внутришкольной и внешней.

1. Внутришкольная профилизация, выбор которой предполагает, что школа будет опираться исключи­тельно на собственные ресурсы:

а) монопрофильная школа старшей ступени, реализующая одно направление обучения с учетом материально-технического состояния, кадрового состава и учебно-методического обеспечения.

б) полипрофильная школа стар­шей ступени, реализующая обучение по нескольким направлениям. Нали­чие нескольких классов в паралле­ли дает возможность сформировать профильные классы, максимально учитывая запросы учащихся.

в) профильные классы в общеоб­разовательной школе, специализи­рованной школе для одаренных де­тей, специальной школе для детей с ограниченными возможностями.

2. Ресурсный центр. Ресурсный центр — организация образования, обладающая достаточным материаль­ным и кадровым потенциалом, ресур­сы которого используются другими школами для проведения профиль­ного обучения. При реализации этой формы происходит объединение не­скольких организаций среднего об­щего образования вокруг наиболее сильной организации образования, обладающей соответствующими ре­сурсами и инфраструктурой для осу­ществления качественного профиль­ного обучения учащихся школ реги­она. В рамках данной формы учащи­еся нескольких организаций средне­го общего образования осваивают профилирующие и элективные кур­сы, включенные в образовательные программы ресурсного центра. Ре­сурсные центры могут быть органи­зованы при школах, вузах, коллед­жах или образовательных центрах.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Реформы образования происходят сегодня в большинстве развитых стран мира. Общепризнанно, что в информацион­но-технологическом обществе XXI века в конкуренции госу­дарств определяющим будет уровень образования, науки, куль­туры, создание условий для реализации и развития прогрессив­ных технологий. Важная роль при этом отводится проблеме профильной дифференциации обучения.

В странах Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Анг­лии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Исландии, Дании) все учащиеся с 1-го по 6-й класс основной общеобразовательной школы формально получают одинаковую подготовку. К 7-му классу ученик должен определиться в выборе своего дальней­шего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта про­должения образования в основной школе: «академический», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и «профессиональный», в котором обучаются по упрощённому учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины.

Теория и практика дифференцированного обучения в США имеют давнюю историю. Его возникновение и последующее развитие отличаются определённым своеобразием по сравне­нию с другими развитыми капиталистическими странами. Уже на рубеже XIX—XX веков в силу особенностей экономических, политических и социальных факторов обучение в американ­ской школе в соответствии с законами большинства штатов стало обязательным для подростков 14—17 лет. Законодатель­ные акты стимулировали значительный и постоянный рост школьных контингентов. Однако на каком-то этапе увеличе­ние количества выпускников школ стало превышать экономи­ческие, политические и социальные потребности общественного развития; в США начались поиски путей ограничения об­разования некоторых групп учащихся определёнными рамками. Выход был найден в создании единой «всеохватывающей» школы, внутри которой учащиеся должны обучаться по различ­ным учебным направлениям (потокам).

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА РАННЕЙ ЮНОСТИ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и на разнообразие вариантов личностного развития, можно обнаружить общую стабилизацию личности в этот период, начавшийся с формирования Я-концепции на границе подросткового и старшего школьного возрастов. У старшеклассников в большей степени, чем у подростков, развито самоуважение, интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль над своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Юноши и девушки в 16—17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15.

Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Обостряется интерес к сложным мировоззренческим проблемам: счастья, долга, свободы личности, смысла жизни. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Мышление старшеклассников отличается довольно высоким уровнем обобщения и абстрагирования, приобретает теоретическую и критическую направленность. Юный человек ищет четких, определенных ответов, и в своих взглядах он категоричен, недостаточно гибок, проявляет юношеский максимализм. Самостоятельность мышления в этом возрасте часто приобретает характер безапелляционных суждений и оценок, которые нередко еще по-детски наивны и односторонни. Однако не у всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение — система ясных, устойчивых убеждений. По мнению Э. Эриксона, в юности необходим мировоззренческий выбор. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Концепция предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся (проект). – Астана, 2006 г.

Основная идея обновления струк­туры и содержания образования на старшей ступени 12-летней школы состоит в том, что оно должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. На этом основываются фундамен­тальные принципы стратегии рефор­мирования образования в отношении старшей ступени школы:

- целенаправленная установка на формирование социально гра­мотной и социально мобильной личности, четко осознающей свои права и обязанности, ясно представляющей себе спектр имеющихся возможностей и ресурсов и способной успешно ре­ализовать избранную позицию в том или ином социальном про­странстве;

- постепенная переориентация доминирующей в настоящее время образовательной парадигмы с преимущественной транс­ляции системы знаний, умений и навыков (ЗУНов) на формирование функциональной грамот­ности учащихся и ключевых компетентностей, обеспечиваю­щих возможность самостоятель­ного решения проблем в различ­ных сферах жизнедеятельности в условиях меняющегося обще­ства;

- расширение возможностей для индивидуализации образова­тельных траекторий учащихся, реализации самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности учащих­ся.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В условиях становления Казахста­на как суверенного государства ог­ромную значимость имело создание такой системы среднего общего об­разования, которая была бы направ­лена на интеграцию в мировое обра­зовательное пространство. Закон Рее публики Казахстан "Об образовании" (1991 г.) определил ряд краеуголь­ных принципов государственной по­литики, в том числе: вариативность среднего общего образования, про­фессиональную ориентацию обуча­ющихся, создание различных типов и видов организаций среднего обра­зования (лицеев, гимназий, коллед­жей), широко реализующих вариативные программы обучения, в том, числе по углубленной и профильной предпрофессиональной подготовке.

С 1992 года в Казахстане начато осуществление реформы школьного образования, ведущей идеей которой являлось развитие системы образо­вания через создание условий для вариативной общеобразовательной подготовки учащихся при сохране­нии единого образовательного про­странства. Отход от однообразия со­ветской школы, поиск путей обнов­ления содержания образования на­шли отражение в Положении о Го­сударственном общеобязательном стандарте образования Республики Казахстан, Концепции развития об­щеобразовательной школы Респуб­лики Казахстан и Концепции содер­жания среднего общего образования (1996 г.). В этих документах был про­возглашен поворот школы к гуманизации и индивидуализации образова­ния, организация обучения учащих­ся с учетом их интересов на основе дифференциации по направлениям — естественно-математическому, гу­манитарно-эстетическому, професси­онально-техническому, что было ре­ализовано в первых вариантах обра­зовательных стандартов и учебных программ по всем обязательным предметам (1996, 1998, 2000 гг.).

ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ПОТРЕБНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Концепция предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся (проект). – Астана, 2006 г.

В своей лекции от 27 мая 2006 года "К экономике знаний через иннова­ции и образование" в Евразийском национальном университете им. Л.Гумилева Президент страны Н.А. Назарбаев подчеркнул: "Задача вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира может быть решена лишь в том случае, если ее будут вопло­щать в жизнь высококвалифициро­ванные специалисты, обладающие знаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умею­щие ориентироваться в рыночной экономике".

Динамично развивающемуся об­ществу требуются специалисты но­вого типа, готовые успешно работать в различных сферах. В современных условиях требования к специалистам формирует рынок труда. Особую ценность приобретают умения само­стоятельно решать проблемы и со­вместно действовать в команде, спо­собность правильно ставить цели и эффективно их достигать, идти на риск, инициативность, стремление к повышению уровня образования и др. Наряду с этим от человека тре­буются такие качества, как личная ответственность, обязательность, коммуникабельность.

ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В современной науке парадигмальный подход широко применяется для решения научных и практических задач.

… Применение в педагогике парадигмального подхода позволило выделить основные модели образовательно-воспитательных систем, выявить их сущ­ность и особенности.

… по Богуславскому и Корнетову, направленность педаго­гического процесса может быть социально-ориентированной (когда основ­ной целью обучения и воспитания является подготовка человека к жизни в обществе, служение общественным идеалам), или гуманистически-ориенти­рованной (в центр внимания в этом случае ставится личность человека, его гармоничное развитие). Далее, характеризуя учебный процесс с точки зре­ния взаимоотношения его основных субъектов, авторы выделяют автори­тарную трактовку, при которой обучаемый рассматривается как пассивный субъект, испытывающий на себе воздействие учителя, и педоцентрическую трактовку, при котором процесс обучения понимается как процесс взаимо­действия двух активных субъектов, и центральной фигурой процесса обуче­ния выступает ребенок.

По содержанию образования и методам его реализации различают репродуктивное образование, при котором в качестве критерия и цели выдвигаются реальные знания, и творчески-развивающее, ставящее главной целью овладе­ние умениями, навыками и приемами учебно-образовательной деятельности.

УЧИТЕЛЬ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
1. Качественные изменения в деятельности учителя профильной школы и их причины.

Концепция профильного обучения связана с системными изменениями в образовательном процессе. В условиях профильного обучения учитель должен уметь обеспечивать:

- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование образовательных траекторий);

- практическую ориентацию образовательного процесса с целью формирования у учащихся ключевых компетенций государственного стандарта;

- завершение профессионального самоопределения старшеклассников и формирование у них компетентностей, необходимых для продолжения профессионального образования в соответствующей сфере.

Очевидно, что успех профильного обучения в старшей школе зависит от готовности педагогов к качественным изменениям в своей профессиональной деятельности. К таким качественным изменениям относятся:

- освоение содержания предмета на профильном уровне;

ОЦЕНИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
1.Оценивание образовательных результатов в контексте компетентностного подхода к обучению

Наиболее значимым из перспективных направлений развития современного образования является компетентностный подход. Компетентностый подход предполагает следующие приоритеты в оценивании учащихся:

1. Внедрение систем, ориентированных на индивидуальные нормы: у каждого человека свой уровень компетентности. Примером подобной системы является единое национальное тестирование.

2. Переход от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке - компетентность по своей сути носит интегральный характер.

3. Внедрение деятельностных методов (в форме проектов, деловых игр), что связано с изменением значения понятий «знающий» и «умеющий», отход от рассмотрения этих понятий как некоторого накопления изолированных фактов и умений и новое наполнение понятия в терминах применения и использования знаний.