ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Реформы образования происходят сегодня в большинстве развитых стран мира. Общепризнанно, что в информацион­но-технологическом обществе XXI века в конкуренции госу­дарств определяющим будет уровень образования, науки, куль­туры, создание условий для реализации и развития прогрессив­ных технологий. Важная роль при этом отводится проблеме профильной дифференциации обучения.

В странах Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Анг­лии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Исландии, Дании) все учащиеся с 1-го по 6-й класс основной общеобразовательной школы формально получают одинаковую подготовку. К 7-му классу ученик должен определиться в выборе своего дальней­шего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта про­должения образования в основной школе: «академический», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и «профессиональный», в котором обучаются по упрощённому учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины.

Теория и практика дифференцированного обучения в США имеют давнюю историю. Его возникновение и последующее развитие отличаются определённым своеобразием по сравне­нию с другими развитыми капиталистическими странами. Уже на рубеже XIX—XX веков в силу особенностей экономических, политических и социальных факторов обучение в американ­ской школе в соответствии с законами большинства штатов стало обязательным для подростков 14—17 лет. Законодатель­ные акты стимулировали значительный и постоянный рост школьных контингентов. Однако на каком-то этапе увеличе­ние количества выпускников школ стало превышать экономи­ческие, политические и социальные потребности общественного развития; в США начались поиски путей ограничения об­разования некоторых групп учащихся определёнными рамками. Выход был найден в создании единой «всеохватывающей» школы, внутри которой учащиеся должны обучаться по различ­ным учебным направлениям (потокам).

Организационная структура средней общеобразовательной школы США, базирующейся на принципе дифференциации, благодаря гибкости смогла быстро и с наименьшими труднос­тями приспособиться к изменившимся потребностям общест­венного развития, обеспечить в определённой мере более без­болезненный характер вступления молодёжи в мир труда. Так, в частности, согласно требованиям Национальной ассоциации промышленников о расширении профессионального обуче­ния, последнее было включено в программу общеобразователь­ной школы. В 60-е годы на основе профилизации, а именно, усовершенствования учебного процесса на академических по­токах, была предпринята попытка усилить интеллектуальный потенциал нации за счёт повышения качества обучения ода­рённых и талантливых детей. Заслуживают внимания реализуе­мые школой США с помощью профильной дифференциации меры по выявлению и обучению талантливой молодёжи, фор­мированию у нее способности и стремления к получению зна­ний, повышению своего профессионального уровня в течение всей жизни. Это и ряд других мер обеспечили решение некото­рых сложных проблем образования, что в свою очередь способ­ствовало формированию творческого потенциала этой страны, повышению эффективности её экономики.

Вместе с тем с первых лет существования многопрофиль­ной школы с помощью дифференциации американскому об­ществу удалось «поселить» в школу дух прагматизма. В рабо­тах Э. Торндайка, Л. Термена и других педагогов и психологов США обосновываются преимущества многопрофильной шко­лы и реализуемых в соответствии с этим принципом различ­ных учебных планов для разных категорий учащихся. В них убедительно показано, что различия в глубине и объёме пре­подаваемых знаний должны удовлетворять индивидуальные запросы учащихся, способствовать «адекватному формирова­нию их дальнейшей судьбы». Предлагаемый ими подход к ранжированию учащихся исходит прежде всего из положений теории «интеллектуальной одарённости» и показателей разра­ботанных на их основе тестов 10 («айкью»). Преимуществен­ная ориентация на теорию генетической детерминированности интеллекта при экстраполяции положений этой теории на учебный процесс породила фуркацию с её многими негатив­ными последствиями.

Дифференцированный подход применяется уже в началь­ной школе при распределении учащихся на основе интеллекту­ального тестирования по группам («быстрых», «средних» и «медленных»). Деление по указанным группам продолжается в младшей и средней школах. Оно предполагает обучение уча­щихся, обладающих различными способностями, степенью об­щего развития и учебных успехов, по разноуровневым по своей сложности и насыщенности учебным программам. Этот вид дифференциации, определяемый иногда различными термина­ми — «группинг», «фуркация», постоянно углубляется и нара­щивается на последующих этапах обучения, тем самым предо­пределяя в значительной степени и последующее разделение на потоки и профили.

Полное раскрытие основы профильной дифференциации обучения получают в старшей средней школе (10-е, 11-е и 12-е классы). Блок обязательных дисциплин здесь включает всего лишь три предмета — английский язык, обществоведение, фи­зическую культуру. Зато для выбора предлагается множество разнообразных курсов. Иногда они достигают 150—200 наиме­нований.

Предполагается, что к моменту поступления в старшую среднюю школу ученик уже определил самостоятельно или с помощью родителей, школьных учителей и консультантов на­правленность своих занятий на последующие годы и готов их начать на одном из трёх основных учебных потоков: академи­ческом, профессиональном, общем. Первый готовит учащихся для поступления в колледж, второй ориентирует на профессио­нально-практическую подготовку, третий предназначается для тех, кто ещё не определился в своих интересах и планах.

Критериальной основой для распределения учащихся по по­токам служит не только и не столько их выбор, сколько показа­тели различного рода стандартизированных тестов и рекомен­даций, выдаваемых учителем и консультантом в виде специаль­но заполняемых анкетных форм. Поскольку эти показатели от­ражают преимущественно результаты предыдущей дифферен­циации (по группам способностей в начальной школе, заняти­ям по различным учебным программам в младшей средней), то они, по существу, мало в чём изменяют уже предопределённую судьбу старшеклассников. Официально считается, что в ходе занятий ученик может изменить выбранный (вернее установ­ленный для него) характер обучения в средней школе. Если это и имеет место, то, как правило, здесь используется «лифт, иду­щий вниз». Абсорбирует «неудачников» и «разочарованных», главным образом, общий поток.

В основе дифференцированного обучения в школах Велико­британии лежат традиционно биологизаторские концепции, разработанные ещё в 30-е годы XX столетия С. Бертом. Его вы­дающийся последователь — психолог, профессор Г. Айзенк в ряде своих работ утверждает, что генетические факторы состав­ляют 2/3 и более (до 80 процентов) в развитии человека и что «индивидуальные различия без сомнения должны играть очень важную роль в определении типа образования, подходящего для конкретного ребёнка. Это почти аксиоматично в отноше­нии умственных способностей».

Организация обучения в средних школах Великобритании целиком построена на принципе дифференциации.

… Все учащиеся с 11-летнего возраста принимаются в объединённую среднюю школу и в рамках этой школы разделяются на неравноценные направления учёбы академического и практического характера, основанные на интересах и способностях учащихся.

Профилизация обучения начинается на четвёртом году обу­чения в средней школе (возраст учащихся 14 лет) и имеет ярко выраженный характер. Около 50 процентов учебного времени отводится на обязательные предметы, которые называются яд­ром программы. Остальное время посвящается предметам по выбору. В ядро входят только английский язык и математика — из академических дисциплин, а также религия и физкультура. Английский язык включает изучение литературы.

Предметы по выбору группируются в блоки, из которых уча­щиеся в зависимости от школы должны выбрать большее или меньшее количество предметов. В основном школы предлагают пять обязательных предметов по выбору. К примеру, в Ланка­ширском графстве в объединённых школах обязательными предметами являются английский язык и литература, матема­тика, религия, профориентация, физкультура. Предметами по выбору являются: в 1-м блоке — физика, физическая наука, биология, естествознание, предмет для повседневной жизни; во 2-м блоке — география, история, религия, музыка, делопроиз­водство, корректирующий курс; в 3-м блоке — французский язык, ИЗО дизайн, технология, домоводство, компьютеры; в 4-м блоке — химия, история, драма, технология, домоводство, кор­ректирующий курс; в 5-м блоке — география, изобразительное искусство и дизайн, биология, технология, делопроизводство, корректирующий курс.

Учащиеся должны в каждом из блоков выбрать четыре кур­са, то есть всего 20 уроков в неделю. В каждом блоке может быть несколько курсов по физике, биологии, географии или по другому предмету. Иногда это разные курсы, иногда создаётся несколько групп учащихся по одному курсу. Более способные учащиеся, как правило, изучают отдельные предметы, менее способные — интегрированные курсы. Для слабоуспевающих учащихся предлагаются корректирующие курсы, в основном по английскому языку, иногда и по математике. Таким образом, происходит разделение учащихся по изучению разных наборов предметов, но разной степени сложности и глубины.

Блоки сформированы таким образом, что, выбрав из каждо­го по четыре курса, учащийся будет учиться по более или менее сбалансированному учебному плану, то есть набор предметов по выбору будет включать гуманитарный, естественнонаучный, практический курс, математику и т.д. Однако анализ набора предметов в блоках позволяет сделать вывод о том, что ученик может избежать изучения тех или иных предметов (например, физики или географии).

В полной средней школе в 6-м двухгодичном классе профилизация обучения достигает апогея. У каждого ученика форми­руется свой учебный план, состоящий из предметов специали­зации либо гуманитарного, либо естественнонаучного, либо смешанного направления. Это характерно как для государст­венных, так и для частных школ.

Профильная дифференциация в старшей объединённой средней школе имеет большие преимущества при условии, что обеспечена достаточно высокая подготовка по основным пред­метам на ступени обязательного обучения. Поскольку полная средняя школа служит этапом подготовки к вузу, представляет­ся оправданным преимущественное изучение лишь нескольких предметов. Это позволяет глубже изучить выбранные предме­ты, разгрузить программы, снизить учебную нагрузку. Пред­ставляется, что слишком ранняя специализация обучения в английских школах — с 14 лет, а также слишком глубокая диффе­ренциация - до 50 процентов учебного времени, не позволяют большинству учащихся получить полновесное базовое образо­вание.

Помимо профилизации, в английских школах широко ис­пользуется группировка учащихся по способностям: 1) стримз (потоки) — группы по способностям; 2) бэндз (ленты полосы) — более крупные группы по способностям; 3) сете — временные группы учащихся по тому или иному предмету в соответствии с их способностями и успеваемостью по данному предмету; 4) смешанные группы — классы, включающие учащихся различ­ных способностей.

Распределение по способностям, когда каждый ученик по­падает хотя бы по одному предмету в группу сильных, является определённым стимулом к учёбе.

Важную роль в дифференциации обучения играют выпуск­ные экзамены. Их особенностью является дифференцирован­ный характер и то, что их сдают не все учащиеся. За год или за два до окончания неполной средней школы учащиеся делятся на тех, кто будет держать экзамены, и на тех, кто не будет (чис­ло последних составляет 40 процентов). Таким образом, осуще­ствляется дополнительная дифференциация обучения. Экзаме­ны рассчитаны на уровень способностей. Это означает, что способным учащимся будет разрешено сдавать экзамены на бо­лее высоком уровне, остальным — в соответствии с их способ­ностями и успеваемостью.

С введением в 1988 году Национального учебного плана, явившегося важнейшей вехой в развитии английского образо­вания, в старшей школе до 20 процентов учебного времени ста­ло отводиться естественнонаучным дисциплинам. От 75 до 85 процентов учебного времени отводится на обязательные пред­меты, остальное время посвящается углублённому изучению предметов по выбору. Вместе с тем критический анализ содер­жания образования в Великобритании в учительской среде от­мечает в качестве негативного фактора наличие различных учебных планов и программ, при которых трудно достичь еди­ного уровня, повысить качество образования…

В ФРГ в основе организации всей системы школьного обра­зования лежит принцип дифференцированного обучения, ко­торый находит своё практическое воплощение в различных его формах. Система школьного образования в Германии в отли­чие от других западноевропейских стран менее демократична по своему характеру. Она исключительно привержена старым традициям и остаётся структурой, стабильной с XIX века. В ней сохраняется дуализм при наличии трёх неравноценных типов общеобразовательных школ: основной, реальной и гимназии. В статусе каждой из этих школ официально предусмотрены раз­личные сроки обучения, цели образования, уровень общеобра­зовательной подготовки, методики обучения, перспективы дальнейшего образования и устройства в реальной жизни.

Главной целью начальной школы — «ввести ребёнка из сфе­ры игры в учёбу, приобщить к учебной деятельности, воору­жить необходимыми знаниями и навыками, на которые ребё­нок мог бы опереться». Обязательными предметами в ней явля­ются родной язык, математика, религия, практические знания об окружающем мире, музыка (художественное воспитание), труд и спорт. Иностранный язык (английский) — предпосылка для дальнейшего обучения в школах повышенного типа. Эта ступень в ФРГ характеризуется как «демократическая и спра­ведливая по отношению к детям», так как она способствует раз­витию детей в процессе учёбы, в общении друг с другом, осуще­ствляет индивидуальную подготовку каждого ребёнка к обос­нованному принятию решения о дальнейшем пути образова­ния и профессиональной подготовки.

Основная школа (4 + 5 или 6 лет обучения) — это неполная средняя школа на базе начальной, обязательна для всех, не по­павших после распределения в школы повышенного типа. Эта школа традиционно готовит к трудовой жизни, даёт право дальнейшего обучения в низших профшколах.

Реальная школа — неполная средняя (4 + 6 лет) — занимает промежуточное место между основной и гимназией. Традици­онно реальная школа предназначена для подготовки мелких и средних служащих для административного аппарата и произ­водства. Она рассчитана на обучение учащихся со средними способностями и получение ими более солидной общеобразо­вательной подготовки, чем в основной школе. Реальная школа стала самой популярной в ФРГ, она всё больше превращается в школу повышенного типа для детей рабочих и мелких служа­щих. Её притягательная сила — в подготовке к практическим профессиям, в возможности по окончании учиться в различ­ных средних специальных учебных заведениях, а при желании — учиться для получения «вузовской зрелости» в течение трёх лет на старшей ступени гимназии (без экзаменов) или в течение двух лет в средней специальной школе. Это школа повышенно­го типа для выпускников реальных школ (в 11 —12-х классах), дающая право поступления в вузы определённого профиля (инженерное дело, экономика, управление и т.д.).

Подготовка в реальной школе к большому числу практических специальностей происходит с помощью дифференциро­ванного обучения по различным профилям таких областей знаний, как естественнонаучные и математические, лингвис­тические, экономико-социологические, технические, музы­кально-эстетические. Обязательными предметами традици­онно являются родной язык, математика, физика, химия, би­ология, религия, история, география, социология, экономи­ка, право, бюджет. Кроме того, изучаются обязательные пред­меты по выбору: стенография, машинопись, художественное воспитание, текстильные работы, иностранные языки — пер­вый английский, а второй — французский (в зависимости от профиля).

Гимназия - полная средняя общеобразовательная школа (4 + 9 лет), готовящая непосредственно к поступлению в вуз…

Наряду с тремя традиционно существующими типами гим­назий (древних языков, новых языков, математических и есте­ственнонаучных), … возникли многочисленные социальные типы гимназий — эко­номические, социальные, музыкальные, технические. Из них некоторые вели лишь к так называемой специализированной вузовской зрелости, когда разрешалось изучение предметов, профилирование изучавшихся в школе. Новой тенденцией ста­ло признание за абитуриентами, обучавшимися в этих специ­альных гимназиях, полноценной «вузовской зрелости». В этот период появились надстроечные гимназии для особо одарён­ных выпускников реальной и профшколы, а также гимназии, которые обеспечивают получение аттестата зрелости не только при обязательном изучении трёх иностранных языков, но и двух или даже одного.

Наибольшим изменениям подверглась старшая ступень гимназии, то есть 11—13-е классы. Например, в организационном плане — это введение курсовой системы, ликвидация классов вообще. Что же касается самого процесса обучения, то обязатель­ные и по выбору предметы, составляющие в сумме 30 часов в неделю, находятся в соотношении 2:1. Обязательными пред­метами являются: родной (немецкий) язык, иностранный язык, изобразительное искусство, философия, религия, обще­ствоведение (или история), география, социология, экономи­ка, математика, физика, химия, биология. Предметами по вы­бору могут быть: уже указанные выше (из обязательных), а также педагогика, психология, социология, право, геология, астрономия, технология, статистика, программирование и др. В циклах предметов, обязательных по выбору, имеются ос­новные курсы и курсы по успеваемости. Курсы по успеваемо­сти дают углублённые научно-пропедевтические знания. На них выделяется минимум 5 часов, или, как правило, 6 часов в неделю учебного времени. К таким курсам относятся занятия по двум избираемым учащимися обязательным предметам, из которых один иностранный язык, или математика, или пред­мет естественнонаучного цикла. В зависимости от земли варь­ируются комбинации предметов и их число (можно выбрать три предмета). По желанию можно взять дополнительно два-три предмета, сверх основных. На эти два обязательных пред­мета, изучаемых на курсах по успеваемости, приходится наи­большее число часов. Вместе с двумя другими предметами они выносятся на экзаменационную сессию для сдачи экзаменов на аттестат зрелости.

Во Франции профилизация обучения в средней школе осу­ществляется более ста лет. За последние десятилетия в ней так­же произошли существенные изменения. В настоящее время система образования состоит из последовательных этапов обу­чения: начальная — элементарная школа, неполная средняя школа — коллеж, полная средняя школа — лицей.

Дифференцированное обучение французских школьников официально начинается в коллеже, но необходимые предпо­сылки для распределения учащихся по неравноценным направ­лениям учёбы создаются уже на начальном, формально едином этапе обучения. Коллеж провозглашён единым типом массовой средней школы, в нем формально ликвидировано существовав­шее ранее деление на классическое и реальное отделения.

Первые два года обучения в коллеже — «цикл наблюдения» (6-й и 5-й классы по французской нумерации). Его задача — «закрепить и дополнить начальное образование, обеспечить ус­воение основ среднего образования».

Следующие два года.(4-й и 3-й классы) — «цикл ориента­ции», призванный ориентировать учащихся на последующие виды учёбы. Осуществляется с помощью факультативных дис­циплин: древних языков, иностранных языков, технологии. Выбор одного из них обязателен. Этот выбор фактически пре­допределяет дальнейший характер обучения. Для одних — это гуманитарные или естественнонаучные секции полной средней школы — лицея, для других — технологические секции лицея или перевод в профессионально-технические учебные заведе­ния.

Завершающий этап полного среднего образования — лицей. Сюда после окончания коллежа приходят учиться более 54 про­центов учащихся из всех, ранее поступивших в него. В течение многих десятилетий французский лицей являлся классическим образцом элитарной школы: абсолютное число его выпускни­ков шли в высшую школу. Деление на классическое и реальное образование отражало стремление господствующего класса со­хранить его для выходцев из имущих классов.

Первый год лицея (10-й год обучения или «2-й класс») носит название «класс определения». Основное место в учебном пла­не занимают общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся: французский язык, иностранный язык, ма­тематика, физические науки, естествознание, история, геогра­фия, граждановедение, физкультура. Профильная дифферен­циация обучения осуществляется в форме факультативных за­нятий. На них отводится от 3 до 11 часов. Каждый учащийся должен выбрать один или несколько факультативов с таким расчётом, чтобы общая недельная нагрузка не превышала 34—36 часов. Факультативные предметы объединены в три группы: 1-я — промышленная технология, естественно-матема­тические науки, технология лабораторных исследований, ме­дико-социальные науки, прикладное искусство; 2-я — древние языки, иностранные языки, социально-экономические науки, административное дело, художественное воспитание, специа­лизированная спортивная подготовка; 3-я — предметы приклад­ного характера (машинопись, ручной труд, изучение какой-ли­бо сферы обслуживания). Таким образом, задача факультатив­ных дисциплин — расширить и дополнить общеобразователь­ную подготовку и вместе с тем дать направление будущей спе­циализации.

Наличие разнообразных факультативов во 2-м классе в це­лом отвечает различным способностям, склонностям и интере­сам лицеистов: академический характер одних предполагает в будущем занятия в высшей школе; технические факультативы помогают лицеистам подготовиться к профессиям, не требую­щим высшего образования, или готовят непосредственно к включению в производственную деятельность.

В последних классах профилизация резко усиливается и от­вечает чётко установленной иерархии и престижности профес­сий. Происходит перераспределение лицеистов в соответствии с профилем будущего экзамена на степень бакалавра. Начиная с 11-го года обучения (1-й класс), лицеисты распределяются по секциям общеобразовательного или технологического направ­лений. К общеобразовательному относятся секции: гуманитар­ные (А1 — гуманитарные науки и математика, А2 - филология, АЗ - гуманитарные науки и искусство), социально-экономиче­ская (В), естественнонаучная (8), а также секция Е (математи­ка-технология), занимающая промежуточное положение меж­ду общеобразовательными и техническими секциями. Техниче­ское направление представлено секциями промышленной тех­нологии (Р1 - Р2), управления (С1 - СЗ), информатики (Н). Всего 21 секция. В выпускном классе появляются ещё две сек­ции в связи с разделением секции 3 на С (математика и физи­ка) и Д (математика и биология). Эта система дифференциро­ванного профильного обучения является гибкой, она предо­ставляет широкий выбор разных направлений учёбы — гумани­тарного, естественно-математического, технологического.

Общеобразовательные направления А, В, С, Д гораздо пре­стижнее технических. Их выбирает большая часть учащихся после 11-го года обучения. Они традиционно готовили выпуск­ников к политической деятельности, занятиям свободными профессиями, а также к поступлению на службу в аппарат госу­дарственного управления. У выпускников указанных направле­ний высокий социальный статус.

Интенсивное проникновение математики и её методов в различные отрасли естествознания, гуманитарные и социаль­но-экономические науки значительно повысило роль матема­тического образования в лицее. Теперь ведущей стала секция С (математика и физика). Её выпускникам отдаётся предпочте­ние при приёме в привилегированные высшие учебные заведе­ния — «большие школы». Учебные курсы этой секции наиболее сложные.

Получение высшего образования во Франции всегда олице­творяло социальный успех. Существует несколько уровней высшей школы с разным престижем. Наибольший престиж у элитарных «больших школ», готовящих высококвалифициро­ванные кадры для экономики, культуры, административной сферы. Среди гуманитарных вузов к ним относятся: Парижская Высшая нормальная школа, Школа хартий. Национальная школа современных восточных языков; высшие технические кадры готовятся в Национальной административной школе, Политехнической школе и др. Поступление в эти учебные заве­дения — «последний рывок» на финишной прямой двенадцати­летнего марафонского бега французского школьника. Чтобы попасть туда, требуется специальная подготовка в течение двух лет после окончания лицея. Классы, подготавливающие в «большие школы», имеются в наиболее престижных лицеях и при самих школах. «Подготовительные классы» существуют более ста лет и предназначены для лицейской элиты. Именно этот вид обучения в наибольшей мере соответствует интересам высших слоев населения. Таков механизм отбора — сложный и тонкий; он действует на всех уровнях системы французского образования и позволяет формировать правящую элиту из представителей высшего общества.

Специфическая черта профильного обучения старшекласс­ников в школах Франции … — это про­ведение в лицеях постбакалавриатских курсов, которые класси­фицируются как высшее образование и длятся в основном два года. Некоторые из них готовят учащихся к конкурсным всту­пительным экзаменам в ведущие университеты.

Таким образом, отмеченные выше тенденции профильного обучения старших школьников в ряде зарубежных стран свиде­тельствуют о том, что основной поиск педагогической науки и практики ориентирован на развивающие возможности челове­ка, успешность его социализации и адаптации в изменяющем­ся мире, на включение учащихся в широкий спектр различных видов деятельности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.