Реформы образования происходят сегодня в большинстве развитых стран мира. Общепризнанно, что в информационно-технологическом обществе XXI века в конкуренции государств определяющим будет уровень образования, науки, культуры, создание условий для реализации и развития прогрессивных технологий. Важная роль при этом отводится проблеме профильной дифференциации обучения.
В странах Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Исландии, Дании) все учащиеся с 1-го по 6-й класс основной общеобразовательной школы формально получают одинаковую подготовку. К 7-му классу ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: «академический», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и «профессиональный», в котором обучаются по упрощённому учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины.
Теория и практика дифференцированного обучения в США имеют давнюю историю. Его возникновение и последующее развитие отличаются определённым своеобразием по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами. Уже на рубеже XIX—XX веков в силу особенностей экономических, политических и социальных факторов обучение в американской школе в соответствии с законами большинства штатов стало обязательным для подростков 14—17 лет. Законодательные акты стимулировали значительный и постоянный рост школьных контингентов. Однако на каком-то этапе увеличение количества выпускников школ стало превышать экономические, политические и социальные потребности общественного развития; в США начались поиски путей ограничения образования некоторых групп учащихся определёнными рамками. Выход был найден в создании единой «всеохватывающей» школы, внутри которой учащиеся должны обучаться по различным учебным направлениям (потокам).
Организационная структура средней общеобразовательной школы США, базирующейся на принципе дифференциации, благодаря гибкости смогла быстро и с наименьшими трудностями приспособиться к изменившимся потребностям общественного развития, обеспечить в определённой мере более безболезненный характер вступления молодёжи в мир труда. Так, в частности, согласно требованиям Национальной ассоциации промышленников о расширении профессионального обучения, последнее было включено в программу общеобразовательной школы. В 60-е годы на основе профилизации, а именно, усовершенствования учебного процесса на академических потоках, была предпринята попытка усилить интеллектуальный потенциал нации за счёт повышения качества обучения одарённых и талантливых детей. Заслуживают внимания реализуемые школой США с помощью профильной дифференциации меры по выявлению и обучению талантливой молодёжи, формированию у нее способности и стремления к получению знаний, повышению своего профессионального уровня в течение всей жизни. Это и ряд других мер обеспечили решение некоторых сложных проблем образования, что в свою очередь способствовало формированию творческого потенциала этой страны, повышению эффективности её экономики.
Вместе с тем с первых лет существования многопрофильной школы с помощью дифференциации американскому обществу удалось «поселить» в школу дух прагматизма. В работах Э. Торндайка, Л. Термена и других педагогов и психологов США обосновываются преимущества многопрофильной школы и реализуемых в соответствии с этим принципом различных учебных планов для разных категорий учащихся. В них убедительно показано, что различия в глубине и объёме преподаваемых знаний должны удовлетворять индивидуальные запросы учащихся, способствовать «адекватному формированию их дальнейшей судьбы». Предлагаемый ими подход к ранжированию учащихся исходит прежде всего из положений теории «интеллектуальной одарённости» и показателей разработанных на их основе тестов 10 («айкью»). Преимущественная ориентация на теорию генетической детерминированности интеллекта при экстраполяции положений этой теории на учебный процесс породила фуркацию с её многими негативными последствиями.
Дифференцированный подход применяется уже в начальной школе при распределении учащихся на основе интеллектуального тестирования по группам («быстрых», «средних» и «медленных»). Деление по указанным группам продолжается в младшей и средней школах. Оно предполагает обучение учащихся, обладающих различными способностями, степенью общего развития и учебных успехов, по разноуровневым по своей сложности и насыщенности учебным программам. Этот вид дифференциации, определяемый иногда различными терминами — «группинг», «фуркация», постоянно углубляется и наращивается на последующих этапах обучения, тем самым предопределяя в значительной степени и последующее разделение на потоки и профили.
Полное раскрытие основы профильной дифференциации обучения получают в старшей средней школе (10-е, 11-е и 12-е классы). Блок обязательных дисциплин здесь включает всего лишь три предмета — английский язык, обществоведение, физическую культуру. Зато для выбора предлагается множество разнообразных курсов. Иногда они достигают 150—200 наименований.
Предполагается, что к моменту поступления в старшую среднюю школу ученик уже определил самостоятельно или с помощью родителей, школьных учителей и консультантов направленность своих занятий на последующие годы и готов их начать на одном из трёх основных учебных потоков: академическом, профессиональном, общем. Первый готовит учащихся для поступления в колледж, второй ориентирует на профессионально-практическую подготовку, третий предназначается для тех, кто ещё не определился в своих интересах и планах.
Критериальной основой для распределения учащихся по потокам служит не только и не столько их выбор, сколько показатели различного рода стандартизированных тестов и рекомендаций, выдаваемых учителем и консультантом в виде специально заполняемых анкетных форм. Поскольку эти показатели отражают преимущественно результаты предыдущей дифференциации (по группам способностей в начальной школе, занятиям по различным учебным программам в младшей средней), то они, по существу, мало в чём изменяют уже предопределённую судьбу старшеклассников. Официально считается, что в ходе занятий ученик может изменить выбранный (вернее установленный для него) характер обучения в средней школе. Если это и имеет место, то, как правило, здесь используется «лифт, идущий вниз». Абсорбирует «неудачников» и «разочарованных», главным образом, общий поток.
В основе дифференцированного обучения в школах Великобритании лежат традиционно биологизаторские концепции, разработанные ещё в 30-е годы XX столетия С. Бертом. Его выдающийся последователь — психолог, профессор Г. Айзенк в ряде своих работ утверждает, что генетические факторы составляют 2/3 и более (до 80 процентов) в развитии человека и что «индивидуальные различия без сомнения должны играть очень важную роль в определении типа образования, подходящего для конкретного ребёнка. Это почти аксиоматично в отношении умственных способностей».
Организация обучения в средних школах Великобритании целиком построена на принципе дифференциации.
… Все учащиеся с 11-летнего возраста принимаются в объединённую среднюю школу и в рамках этой школы разделяются на неравноценные направления учёбы академического и практического характера, основанные на интересах и способностях учащихся.
Профилизация обучения начинается на четвёртом году обучения в средней школе (возраст учащихся 14 лет) и имеет ярко выраженный характер. Около 50 процентов учебного времени отводится на обязательные предметы, которые называются ядром программы. Остальное время посвящается предметам по выбору. В ядро входят только английский язык и математика — из академических дисциплин, а также религия и физкультура. Английский язык включает изучение литературы.
Предметы по выбору группируются в блоки, из которых учащиеся в зависимости от школы должны выбрать большее или меньшее количество предметов. В основном школы предлагают пять обязательных предметов по выбору. К примеру, в Ланкаширском графстве в объединённых школах обязательными предметами являются английский язык и литература, математика, религия, профориентация, физкультура. Предметами по выбору являются: в 1-м блоке — физика, физическая наука, биология, естествознание, предмет для повседневной жизни; во 2-м блоке — география, история, религия, музыка, делопроизводство, корректирующий курс; в 3-м блоке — французский язык, ИЗО дизайн, технология, домоводство, компьютеры; в 4-м блоке — химия, история, драма, технология, домоводство, корректирующий курс; в 5-м блоке — география, изобразительное искусство и дизайн, биология, технология, делопроизводство, корректирующий курс.
Учащиеся должны в каждом из блоков выбрать четыре курса, то есть всего 20 уроков в неделю. В каждом блоке может быть несколько курсов по физике, биологии, географии или по другому предмету. Иногда это разные курсы, иногда создаётся несколько групп учащихся по одному курсу. Более способные учащиеся, как правило, изучают отдельные предметы, менее способные — интегрированные курсы. Для слабоуспевающих учащихся предлагаются корректирующие курсы, в основном по английскому языку, иногда и по математике. Таким образом, происходит разделение учащихся по изучению разных наборов предметов, но разной степени сложности и глубины.
Блоки сформированы таким образом, что, выбрав из каждого по четыре курса, учащийся будет учиться по более или менее сбалансированному учебному плану, то есть набор предметов по выбору будет включать гуманитарный, естественнонаучный, практический курс, математику и т.д. Однако анализ набора предметов в блоках позволяет сделать вывод о том, что ученик может избежать изучения тех или иных предметов (например, физики или географии).
В полной средней школе в 6-м двухгодичном классе профилизация обучения достигает апогея. У каждого ученика формируется свой учебный план, состоящий из предметов специализации либо гуманитарного, либо естественнонаучного, либо смешанного направления. Это характерно как для государственных, так и для частных школ.
Профильная дифференциация в старшей объединённой средней школе имеет большие преимущества при условии, что обеспечена достаточно высокая подготовка по основным предметам на ступени обязательного обучения. Поскольку полная средняя школа служит этапом подготовки к вузу, представляется оправданным преимущественное изучение лишь нескольких предметов. Это позволяет глубже изучить выбранные предметы, разгрузить программы, снизить учебную нагрузку. Представляется, что слишком ранняя специализация обучения в английских школах — с 14 лет, а также слишком глубокая дифференциация - до 50 процентов учебного времени, не позволяют большинству учащихся получить полновесное базовое образование.
Помимо профилизации, в английских школах широко используется группировка учащихся по способностям: 1) стримз (потоки) — группы по способностям; 2) бэндз (ленты полосы) — более крупные группы по способностям; 3) сете — временные группы учащихся по тому или иному предмету в соответствии с их способностями и успеваемостью по данному предмету; 4) смешанные группы — классы, включающие учащихся различных способностей.
Распределение по способностям, когда каждый ученик попадает хотя бы по одному предмету в группу сильных, является определённым стимулом к учёбе.
Важную роль в дифференциации обучения играют выпускные экзамены. Их особенностью является дифференцированный характер и то, что их сдают не все учащиеся. За год или за два до окончания неполной средней школы учащиеся делятся на тех, кто будет держать экзамены, и на тех, кто не будет (число последних составляет 40 процентов). Таким образом, осуществляется дополнительная дифференциация обучения. Экзамены рассчитаны на уровень способностей. Это означает, что способным учащимся будет разрешено сдавать экзамены на более высоком уровне, остальным — в соответствии с их способностями и успеваемостью.
С введением в 1988 году Национального учебного плана, явившегося важнейшей вехой в развитии английского образования, в старшей школе до 20 процентов учебного времени стало отводиться естественнонаучным дисциплинам. От 75 до 85 процентов учебного времени отводится на обязательные предметы, остальное время посвящается углублённому изучению предметов по выбору. Вместе с тем критический анализ содержания образования в Великобритании в учительской среде отмечает в качестве негативного фактора наличие различных учебных планов и программ, при которых трудно достичь единого уровня, повысить качество образования…
В ФРГ в основе организации всей системы школьного образования лежит принцип дифференцированного обучения, который находит своё практическое воплощение в различных его формах. Система школьного образования в Германии в отличие от других западноевропейских стран менее демократична по своему характеру. Она исключительно привержена старым традициям и остаётся структурой, стабильной с XIX века. В ней сохраняется дуализм при наличии трёх неравноценных типов общеобразовательных школ: основной, реальной и гимназии. В статусе каждой из этих школ официально предусмотрены различные сроки обучения, цели образования, уровень общеобразовательной подготовки, методики обучения, перспективы дальнейшего образования и устройства в реальной жизни.
Главной целью начальной школы — «ввести ребёнка из сферы игры в учёбу, приобщить к учебной деятельности, вооружить необходимыми знаниями и навыками, на которые ребёнок мог бы опереться». Обязательными предметами в ней являются родной язык, математика, религия, практические знания об окружающем мире, музыка (художественное воспитание), труд и спорт. Иностранный язык (английский) — предпосылка для дальнейшего обучения в школах повышенного типа. Эта ступень в ФРГ характеризуется как «демократическая и справедливая по отношению к детям», так как она способствует развитию детей в процессе учёбы, в общении друг с другом, осуществляет индивидуальную подготовку каждого ребёнка к обоснованному принятию решения о дальнейшем пути образования и профессиональной подготовки.
Основная школа (4 + 5 или 6 лет обучения) — это неполная средняя школа на базе начальной, обязательна для всех, не попавших после распределения в школы повышенного типа. Эта школа традиционно готовит к трудовой жизни, даёт право дальнейшего обучения в низших профшколах.
Реальная школа — неполная средняя (4 + 6 лет) — занимает промежуточное место между основной и гимназией. Традиционно реальная школа предназначена для подготовки мелких и средних служащих для административного аппарата и производства. Она рассчитана на обучение учащихся со средними способностями и получение ими более солидной общеобразовательной подготовки, чем в основной школе. Реальная школа стала самой популярной в ФРГ, она всё больше превращается в школу повышенного типа для детей рабочих и мелких служащих. Её притягательная сила — в подготовке к практическим профессиям, в возможности по окончании учиться в различных средних специальных учебных заведениях, а при желании — учиться для получения «вузовской зрелости» в течение трёх лет на старшей ступени гимназии (без экзаменов) или в течение двух лет в средней специальной школе. Это школа повышенного типа для выпускников реальных школ (в 11 —12-х классах), дающая право поступления в вузы определённого профиля (инженерное дело, экономика, управление и т.д.).
Подготовка в реальной школе к большому числу практических специальностей происходит с помощью дифференцированного обучения по различным профилям таких областей знаний, как естественнонаучные и математические, лингвистические, экономико-социологические, технические, музыкально-эстетические. Обязательными предметами традиционно являются родной язык, математика, физика, химия, биология, религия, история, география, социология, экономика, право, бюджет. Кроме того, изучаются обязательные предметы по выбору: стенография, машинопись, художественное воспитание, текстильные работы, иностранные языки — первый английский, а второй — французский (в зависимости от профиля).
Гимназия - полная средняя общеобразовательная школа (4 + 9 лет), готовящая непосредственно к поступлению в вуз…
Наряду с тремя традиционно существующими типами гимназий (древних языков, новых языков, математических и естественнонаучных), … возникли многочисленные социальные типы гимназий — экономические, социальные, музыкальные, технические. Из них некоторые вели лишь к так называемой специализированной вузовской зрелости, когда разрешалось изучение предметов, профилирование изучавшихся в школе. Новой тенденцией стало признание за абитуриентами, обучавшимися в этих специальных гимназиях, полноценной «вузовской зрелости». В этот период появились надстроечные гимназии для особо одарённых выпускников реальной и профшколы, а также гимназии, которые обеспечивают получение аттестата зрелости не только при обязательном изучении трёх иностранных языков, но и двух или даже одного.
Наибольшим изменениям подверглась старшая ступень гимназии, то есть 11—13-е классы. Например, в организационном плане — это введение курсовой системы, ликвидация классов вообще. Что же касается самого процесса обучения, то обязательные и по выбору предметы, составляющие в сумме 30 часов в неделю, находятся в соотношении 2:1. Обязательными предметами являются: родной (немецкий) язык, иностранный язык, изобразительное искусство, философия, религия, обществоведение (или история), география, социология, экономика, математика, физика, химия, биология. Предметами по выбору могут быть: уже указанные выше (из обязательных), а также педагогика, психология, социология, право, геология, астрономия, технология, статистика, программирование и др. В циклах предметов, обязательных по выбору, имеются основные курсы и курсы по успеваемости. Курсы по успеваемости дают углублённые научно-пропедевтические знания. На них выделяется минимум 5 часов, или, как правило, 6 часов в неделю учебного времени. К таким курсам относятся занятия по двум избираемым учащимися обязательным предметам, из которых один иностранный язык, или математика, или предмет естественнонаучного цикла. В зависимости от земли варьируются комбинации предметов и их число (можно выбрать три предмета). По желанию можно взять дополнительно два-три предмета, сверх основных. На эти два обязательных предмета, изучаемых на курсах по успеваемости, приходится наибольшее число часов. Вместе с двумя другими предметами они выносятся на экзаменационную сессию для сдачи экзаменов на аттестат зрелости.
Во Франции профилизация обучения в средней школе осуществляется более ста лет. За последние десятилетия в ней также произошли существенные изменения. В настоящее время система образования состоит из последовательных этапов обучения: начальная — элементарная школа, неполная средняя школа — коллеж, полная средняя школа — лицей.
Дифференцированное обучение французских школьников официально начинается в коллеже, но необходимые предпосылки для распределения учащихся по неравноценным направлениям учёбы создаются уже на начальном, формально едином этапе обучения. Коллеж провозглашён единым типом массовой средней школы, в нем формально ликвидировано существовавшее ранее деление на классическое и реальное отделения.
Первые два года обучения в коллеже — «цикл наблюдения» (6-й и 5-й классы по французской нумерации). Его задача — «закрепить и дополнить начальное образование, обеспечить усвоение основ среднего образования».
Следующие два года.(4-й и 3-й классы) — «цикл ориентации», призванный ориентировать учащихся на последующие виды учёбы. Осуществляется с помощью факультативных дисциплин: древних языков, иностранных языков, технологии. Выбор одного из них обязателен. Этот выбор фактически предопределяет дальнейший характер обучения. Для одних — это гуманитарные или естественнонаучные секции полной средней школы — лицея, для других — технологические секции лицея или перевод в профессионально-технические учебные заведения.
Завершающий этап полного среднего образования — лицей. Сюда после окончания коллежа приходят учиться более 54 процентов учащихся из всех, ранее поступивших в него. В течение многих десятилетий французский лицей являлся классическим образцом элитарной школы: абсолютное число его выпускников шли в высшую школу. Деление на классическое и реальное образование отражало стремление господствующего класса сохранить его для выходцев из имущих классов.
Первый год лицея (10-й год обучения или «2-й класс») носит название «класс определения». Основное место в учебном плане занимают общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся: французский язык, иностранный язык, математика, физические науки, естествознание, история, география, граждановедение, физкультура. Профильная дифференциация обучения осуществляется в форме факультативных занятий. На них отводится от 3 до 11 часов. Каждый учащийся должен выбрать один или несколько факультативов с таким расчётом, чтобы общая недельная нагрузка не превышала 34—36 часов. Факультативные предметы объединены в три группы: 1-я — промышленная технология, естественно-математические науки, технология лабораторных исследований, медико-социальные науки, прикладное искусство; 2-я — древние языки, иностранные языки, социально-экономические науки, административное дело, художественное воспитание, специализированная спортивная подготовка; 3-я — предметы прикладного характера (машинопись, ручной труд, изучение какой-либо сферы обслуживания). Таким образом, задача факультативных дисциплин — расширить и дополнить общеобразовательную подготовку и вместе с тем дать направление будущей специализации.
Наличие разнообразных факультативов во 2-м классе в целом отвечает различным способностям, склонностям и интересам лицеистов: академический характер одних предполагает в будущем занятия в высшей школе; технические факультативы помогают лицеистам подготовиться к профессиям, не требующим высшего образования, или готовят непосредственно к включению в производственную деятельность.
В последних классах профилизация резко усиливается и отвечает чётко установленной иерархии и престижности профессий. Происходит перераспределение лицеистов в соответствии с профилем будущего экзамена на степень бакалавра. Начиная с 11-го года обучения (1-й класс), лицеисты распределяются по секциям общеобразовательного или технологического направлений. К общеобразовательному относятся секции: гуманитарные (А1 — гуманитарные науки и математика, А2 - филология, АЗ - гуманитарные науки и искусство), социально-экономическая (В), естественнонаучная (8), а также секция Е (математика-технология), занимающая промежуточное положение между общеобразовательными и техническими секциями. Техническое направление представлено секциями промышленной технологии (Р1 - Р2), управления (С1 - СЗ), информатики (Н). Всего 21 секция. В выпускном классе появляются ещё две секции в связи с разделением секции 3 на С (математика и физика) и Д (математика и биология). Эта система дифференцированного профильного обучения является гибкой, она предоставляет широкий выбор разных направлений учёбы — гуманитарного, естественно-математического, технологического.
Общеобразовательные направления А, В, С, Д гораздо престижнее технических. Их выбирает большая часть учащихся после 11-го года обучения. Они традиционно готовили выпускников к политической деятельности, занятиям свободными профессиями, а также к поступлению на службу в аппарат государственного управления. У выпускников указанных направлений высокий социальный статус.
Интенсивное проникновение математики и её методов в различные отрасли естествознания, гуманитарные и социально-экономические науки значительно повысило роль математического образования в лицее. Теперь ведущей стала секция С (математика и физика). Её выпускникам отдаётся предпочтение при приёме в привилегированные высшие учебные заведения — «большие школы». Учебные курсы этой секции наиболее сложные.
Получение высшего образования во Франции всегда олицетворяло социальный успех. Существует несколько уровней высшей школы с разным престижем. Наибольший престиж у элитарных «больших школ», готовящих высококвалифицированные кадры для экономики, культуры, административной сферы. Среди гуманитарных вузов к ним относятся: Парижская Высшая нормальная школа, Школа хартий. Национальная школа современных восточных языков; высшие технические кадры готовятся в Национальной административной школе, Политехнической школе и др. Поступление в эти учебные заведения — «последний рывок» на финишной прямой двенадцатилетнего марафонского бега французского школьника. Чтобы попасть туда, требуется специальная подготовка в течение двух лет после окончания лицея. Классы, подготавливающие в «большие школы», имеются в наиболее престижных лицеях и при самих школах. «Подготовительные классы» существуют более ста лет и предназначены для лицейской элиты. Именно этот вид обучения в наибольшей мере соответствует интересам высших слоев населения. Таков механизм отбора — сложный и тонкий; он действует на всех уровнях системы французского образования и позволяет формировать правящую элиту из представителей высшего общества.
Специфическая черта профильного обучения старшеклассников в школах Франции … — это проведение в лицеях постбакалавриатских курсов, которые классифицируются как высшее образование и длятся в основном два года. Некоторые из них готовят учащихся к конкурсным вступительным экзаменам в ведущие университеты.
Таким образом, отмеченные выше тенденции профильного обучения старших школьников в ряде зарубежных стран свидетельствуют о том, что основной поиск педагогической науки и практики ориентирован на развивающие возможности человека, успешность его социализации и адаптации в изменяющемся мире, на включение учащихся в широкий спектр различных видов деятельности.
В странах Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Исландии, Дании) все учащиеся с 1-го по 6-й класс основной общеобразовательной школы формально получают одинаковую подготовку. К 7-му классу ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: «академический», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и «профессиональный», в котором обучаются по упрощённому учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины.
Теория и практика дифференцированного обучения в США имеют давнюю историю. Его возникновение и последующее развитие отличаются определённым своеобразием по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами. Уже на рубеже XIX—XX веков в силу особенностей экономических, политических и социальных факторов обучение в американской школе в соответствии с законами большинства штатов стало обязательным для подростков 14—17 лет. Законодательные акты стимулировали значительный и постоянный рост школьных контингентов. Однако на каком-то этапе увеличение количества выпускников школ стало превышать экономические, политические и социальные потребности общественного развития; в США начались поиски путей ограничения образования некоторых групп учащихся определёнными рамками. Выход был найден в создании единой «всеохватывающей» школы, внутри которой учащиеся должны обучаться по различным учебным направлениям (потокам).
Организационная структура средней общеобразовательной школы США, базирующейся на принципе дифференциации, благодаря гибкости смогла быстро и с наименьшими трудностями приспособиться к изменившимся потребностям общественного развития, обеспечить в определённой мере более безболезненный характер вступления молодёжи в мир труда. Так, в частности, согласно требованиям Национальной ассоциации промышленников о расширении профессионального обучения, последнее было включено в программу общеобразовательной школы. В 60-е годы на основе профилизации, а именно, усовершенствования учебного процесса на академических потоках, была предпринята попытка усилить интеллектуальный потенциал нации за счёт повышения качества обучения одарённых и талантливых детей. Заслуживают внимания реализуемые школой США с помощью профильной дифференциации меры по выявлению и обучению талантливой молодёжи, формированию у нее способности и стремления к получению знаний, повышению своего профессионального уровня в течение всей жизни. Это и ряд других мер обеспечили решение некоторых сложных проблем образования, что в свою очередь способствовало формированию творческого потенциала этой страны, повышению эффективности её экономики.
Вместе с тем с первых лет существования многопрофильной школы с помощью дифференциации американскому обществу удалось «поселить» в школу дух прагматизма. В работах Э. Торндайка, Л. Термена и других педагогов и психологов США обосновываются преимущества многопрофильной школы и реализуемых в соответствии с этим принципом различных учебных планов для разных категорий учащихся. В них убедительно показано, что различия в глубине и объёме преподаваемых знаний должны удовлетворять индивидуальные запросы учащихся, способствовать «адекватному формированию их дальнейшей судьбы». Предлагаемый ими подход к ранжированию учащихся исходит прежде всего из положений теории «интеллектуальной одарённости» и показателей разработанных на их основе тестов 10 («айкью»). Преимущественная ориентация на теорию генетической детерминированности интеллекта при экстраполяции положений этой теории на учебный процесс породила фуркацию с её многими негативными последствиями.
Дифференцированный подход применяется уже в начальной школе при распределении учащихся на основе интеллектуального тестирования по группам («быстрых», «средних» и «медленных»). Деление по указанным группам продолжается в младшей и средней школах. Оно предполагает обучение учащихся, обладающих различными способностями, степенью общего развития и учебных успехов, по разноуровневым по своей сложности и насыщенности учебным программам. Этот вид дифференциации, определяемый иногда различными терминами — «группинг», «фуркация», постоянно углубляется и наращивается на последующих этапах обучения, тем самым предопределяя в значительной степени и последующее разделение на потоки и профили.
Полное раскрытие основы профильной дифференциации обучения получают в старшей средней школе (10-е, 11-е и 12-е классы). Блок обязательных дисциплин здесь включает всего лишь три предмета — английский язык, обществоведение, физическую культуру. Зато для выбора предлагается множество разнообразных курсов. Иногда они достигают 150—200 наименований.
Предполагается, что к моменту поступления в старшую среднюю школу ученик уже определил самостоятельно или с помощью родителей, школьных учителей и консультантов направленность своих занятий на последующие годы и готов их начать на одном из трёх основных учебных потоков: академическом, профессиональном, общем. Первый готовит учащихся для поступления в колледж, второй ориентирует на профессионально-практическую подготовку, третий предназначается для тех, кто ещё не определился в своих интересах и планах.
Критериальной основой для распределения учащихся по потокам служит не только и не столько их выбор, сколько показатели различного рода стандартизированных тестов и рекомендаций, выдаваемых учителем и консультантом в виде специально заполняемых анкетных форм. Поскольку эти показатели отражают преимущественно результаты предыдущей дифференциации (по группам способностей в начальной школе, занятиям по различным учебным программам в младшей средней), то они, по существу, мало в чём изменяют уже предопределённую судьбу старшеклассников. Официально считается, что в ходе занятий ученик может изменить выбранный (вернее установленный для него) характер обучения в средней школе. Если это и имеет место, то, как правило, здесь используется «лифт, идущий вниз». Абсорбирует «неудачников» и «разочарованных», главным образом, общий поток.
В основе дифференцированного обучения в школах Великобритании лежат традиционно биологизаторские концепции, разработанные ещё в 30-е годы XX столетия С. Бертом. Его выдающийся последователь — психолог, профессор Г. Айзенк в ряде своих работ утверждает, что генетические факторы составляют 2/3 и более (до 80 процентов) в развитии человека и что «индивидуальные различия без сомнения должны играть очень важную роль в определении типа образования, подходящего для конкретного ребёнка. Это почти аксиоматично в отношении умственных способностей».
Организация обучения в средних школах Великобритании целиком построена на принципе дифференциации.
… Все учащиеся с 11-летнего возраста принимаются в объединённую среднюю школу и в рамках этой школы разделяются на неравноценные направления учёбы академического и практического характера, основанные на интересах и способностях учащихся.
Профилизация обучения начинается на четвёртом году обучения в средней школе (возраст учащихся 14 лет) и имеет ярко выраженный характер. Около 50 процентов учебного времени отводится на обязательные предметы, которые называются ядром программы. Остальное время посвящается предметам по выбору. В ядро входят только английский язык и математика — из академических дисциплин, а также религия и физкультура. Английский язык включает изучение литературы.
Предметы по выбору группируются в блоки, из которых учащиеся в зависимости от школы должны выбрать большее или меньшее количество предметов. В основном школы предлагают пять обязательных предметов по выбору. К примеру, в Ланкаширском графстве в объединённых школах обязательными предметами являются английский язык и литература, математика, религия, профориентация, физкультура. Предметами по выбору являются: в 1-м блоке — физика, физическая наука, биология, естествознание, предмет для повседневной жизни; во 2-м блоке — география, история, религия, музыка, делопроизводство, корректирующий курс; в 3-м блоке — французский язык, ИЗО дизайн, технология, домоводство, компьютеры; в 4-м блоке — химия, история, драма, технология, домоводство, корректирующий курс; в 5-м блоке — география, изобразительное искусство и дизайн, биология, технология, делопроизводство, корректирующий курс.
Учащиеся должны в каждом из блоков выбрать четыре курса, то есть всего 20 уроков в неделю. В каждом блоке может быть несколько курсов по физике, биологии, географии или по другому предмету. Иногда это разные курсы, иногда создаётся несколько групп учащихся по одному курсу. Более способные учащиеся, как правило, изучают отдельные предметы, менее способные — интегрированные курсы. Для слабоуспевающих учащихся предлагаются корректирующие курсы, в основном по английскому языку, иногда и по математике. Таким образом, происходит разделение учащихся по изучению разных наборов предметов, но разной степени сложности и глубины.
Блоки сформированы таким образом, что, выбрав из каждого по четыре курса, учащийся будет учиться по более или менее сбалансированному учебному плану, то есть набор предметов по выбору будет включать гуманитарный, естественнонаучный, практический курс, математику и т.д. Однако анализ набора предметов в блоках позволяет сделать вывод о том, что ученик может избежать изучения тех или иных предметов (например, физики или географии).
В полной средней школе в 6-м двухгодичном классе профилизация обучения достигает апогея. У каждого ученика формируется свой учебный план, состоящий из предметов специализации либо гуманитарного, либо естественнонаучного, либо смешанного направления. Это характерно как для государственных, так и для частных школ.
Профильная дифференциация в старшей объединённой средней школе имеет большие преимущества при условии, что обеспечена достаточно высокая подготовка по основным предметам на ступени обязательного обучения. Поскольку полная средняя школа служит этапом подготовки к вузу, представляется оправданным преимущественное изучение лишь нескольких предметов. Это позволяет глубже изучить выбранные предметы, разгрузить программы, снизить учебную нагрузку. Представляется, что слишком ранняя специализация обучения в английских школах — с 14 лет, а также слишком глубокая дифференциация - до 50 процентов учебного времени, не позволяют большинству учащихся получить полновесное базовое образование.
Помимо профилизации, в английских школах широко используется группировка учащихся по способностям: 1) стримз (потоки) — группы по способностям; 2) бэндз (ленты полосы) — более крупные группы по способностям; 3) сете — временные группы учащихся по тому или иному предмету в соответствии с их способностями и успеваемостью по данному предмету; 4) смешанные группы — классы, включающие учащихся различных способностей.
Распределение по способностям, когда каждый ученик попадает хотя бы по одному предмету в группу сильных, является определённым стимулом к учёбе.
Важную роль в дифференциации обучения играют выпускные экзамены. Их особенностью является дифференцированный характер и то, что их сдают не все учащиеся. За год или за два до окончания неполной средней школы учащиеся делятся на тех, кто будет держать экзамены, и на тех, кто не будет (число последних составляет 40 процентов). Таким образом, осуществляется дополнительная дифференциация обучения. Экзамены рассчитаны на уровень способностей. Это означает, что способным учащимся будет разрешено сдавать экзамены на более высоком уровне, остальным — в соответствии с их способностями и успеваемостью.
С введением в 1988 году Национального учебного плана, явившегося важнейшей вехой в развитии английского образования, в старшей школе до 20 процентов учебного времени стало отводиться естественнонаучным дисциплинам. От 75 до 85 процентов учебного времени отводится на обязательные предметы, остальное время посвящается углублённому изучению предметов по выбору. Вместе с тем критический анализ содержания образования в Великобритании в учительской среде отмечает в качестве негативного фактора наличие различных учебных планов и программ, при которых трудно достичь единого уровня, повысить качество образования…
В ФРГ в основе организации всей системы школьного образования лежит принцип дифференцированного обучения, который находит своё практическое воплощение в различных его формах. Система школьного образования в Германии в отличие от других западноевропейских стран менее демократична по своему характеру. Она исключительно привержена старым традициям и остаётся структурой, стабильной с XIX века. В ней сохраняется дуализм при наличии трёх неравноценных типов общеобразовательных школ: основной, реальной и гимназии. В статусе каждой из этих школ официально предусмотрены различные сроки обучения, цели образования, уровень общеобразовательной подготовки, методики обучения, перспективы дальнейшего образования и устройства в реальной жизни.
Главной целью начальной школы — «ввести ребёнка из сферы игры в учёбу, приобщить к учебной деятельности, вооружить необходимыми знаниями и навыками, на которые ребёнок мог бы опереться». Обязательными предметами в ней являются родной язык, математика, религия, практические знания об окружающем мире, музыка (художественное воспитание), труд и спорт. Иностранный язык (английский) — предпосылка для дальнейшего обучения в школах повышенного типа. Эта ступень в ФРГ характеризуется как «демократическая и справедливая по отношению к детям», так как она способствует развитию детей в процессе учёбы, в общении друг с другом, осуществляет индивидуальную подготовку каждого ребёнка к обоснованному принятию решения о дальнейшем пути образования и профессиональной подготовки.
Основная школа (4 + 5 или 6 лет обучения) — это неполная средняя школа на базе начальной, обязательна для всех, не попавших после распределения в школы повышенного типа. Эта школа традиционно готовит к трудовой жизни, даёт право дальнейшего обучения в низших профшколах.
Реальная школа — неполная средняя (4 + 6 лет) — занимает промежуточное место между основной и гимназией. Традиционно реальная школа предназначена для подготовки мелких и средних служащих для административного аппарата и производства. Она рассчитана на обучение учащихся со средними способностями и получение ими более солидной общеобразовательной подготовки, чем в основной школе. Реальная школа стала самой популярной в ФРГ, она всё больше превращается в школу повышенного типа для детей рабочих и мелких служащих. Её притягательная сила — в подготовке к практическим профессиям, в возможности по окончании учиться в различных средних специальных учебных заведениях, а при желании — учиться для получения «вузовской зрелости» в течение трёх лет на старшей ступени гимназии (без экзаменов) или в течение двух лет в средней специальной школе. Это школа повышенного типа для выпускников реальных школ (в 11 —12-х классах), дающая право поступления в вузы определённого профиля (инженерное дело, экономика, управление и т.д.).
Подготовка в реальной школе к большому числу практических специальностей происходит с помощью дифференцированного обучения по различным профилям таких областей знаний, как естественнонаучные и математические, лингвистические, экономико-социологические, технические, музыкально-эстетические. Обязательными предметами традиционно являются родной язык, математика, физика, химия, биология, религия, история, география, социология, экономика, право, бюджет. Кроме того, изучаются обязательные предметы по выбору: стенография, машинопись, художественное воспитание, текстильные работы, иностранные языки — первый английский, а второй — французский (в зависимости от профиля).
Гимназия - полная средняя общеобразовательная школа (4 + 9 лет), готовящая непосредственно к поступлению в вуз…
Наряду с тремя традиционно существующими типами гимназий (древних языков, новых языков, математических и естественнонаучных), … возникли многочисленные социальные типы гимназий — экономические, социальные, музыкальные, технические. Из них некоторые вели лишь к так называемой специализированной вузовской зрелости, когда разрешалось изучение предметов, профилирование изучавшихся в школе. Новой тенденцией стало признание за абитуриентами, обучавшимися в этих специальных гимназиях, полноценной «вузовской зрелости». В этот период появились надстроечные гимназии для особо одарённых выпускников реальной и профшколы, а также гимназии, которые обеспечивают получение аттестата зрелости не только при обязательном изучении трёх иностранных языков, но и двух или даже одного.
Наибольшим изменениям подверглась старшая ступень гимназии, то есть 11—13-е классы. Например, в организационном плане — это введение курсовой системы, ликвидация классов вообще. Что же касается самого процесса обучения, то обязательные и по выбору предметы, составляющие в сумме 30 часов в неделю, находятся в соотношении 2:1. Обязательными предметами являются: родной (немецкий) язык, иностранный язык, изобразительное искусство, философия, религия, обществоведение (или история), география, социология, экономика, математика, физика, химия, биология. Предметами по выбору могут быть: уже указанные выше (из обязательных), а также педагогика, психология, социология, право, геология, астрономия, технология, статистика, программирование и др. В циклах предметов, обязательных по выбору, имеются основные курсы и курсы по успеваемости. Курсы по успеваемости дают углублённые научно-пропедевтические знания. На них выделяется минимум 5 часов, или, как правило, 6 часов в неделю учебного времени. К таким курсам относятся занятия по двум избираемым учащимися обязательным предметам, из которых один иностранный язык, или математика, или предмет естественнонаучного цикла. В зависимости от земли варьируются комбинации предметов и их число (можно выбрать три предмета). По желанию можно взять дополнительно два-три предмета, сверх основных. На эти два обязательных предмета, изучаемых на курсах по успеваемости, приходится наибольшее число часов. Вместе с двумя другими предметами они выносятся на экзаменационную сессию для сдачи экзаменов на аттестат зрелости.
Во Франции профилизация обучения в средней школе осуществляется более ста лет. За последние десятилетия в ней также произошли существенные изменения. В настоящее время система образования состоит из последовательных этапов обучения: начальная — элементарная школа, неполная средняя школа — коллеж, полная средняя школа — лицей.
Дифференцированное обучение французских школьников официально начинается в коллеже, но необходимые предпосылки для распределения учащихся по неравноценным направлениям учёбы создаются уже на начальном, формально едином этапе обучения. Коллеж провозглашён единым типом массовой средней школы, в нем формально ликвидировано существовавшее ранее деление на классическое и реальное отделения.
Первые два года обучения в коллеже — «цикл наблюдения» (6-й и 5-й классы по французской нумерации). Его задача — «закрепить и дополнить начальное образование, обеспечить усвоение основ среднего образования».
Следующие два года.(4-й и 3-й классы) — «цикл ориентации», призванный ориентировать учащихся на последующие виды учёбы. Осуществляется с помощью факультативных дисциплин: древних языков, иностранных языков, технологии. Выбор одного из них обязателен. Этот выбор фактически предопределяет дальнейший характер обучения. Для одних — это гуманитарные или естественнонаучные секции полной средней школы — лицея, для других — технологические секции лицея или перевод в профессионально-технические учебные заведения.
Завершающий этап полного среднего образования — лицей. Сюда после окончания коллежа приходят учиться более 54 процентов учащихся из всех, ранее поступивших в него. В течение многих десятилетий французский лицей являлся классическим образцом элитарной школы: абсолютное число его выпускников шли в высшую школу. Деление на классическое и реальное образование отражало стремление господствующего класса сохранить его для выходцев из имущих классов.
Первый год лицея (10-й год обучения или «2-й класс») носит название «класс определения». Основное место в учебном плане занимают общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся: французский язык, иностранный язык, математика, физические науки, естествознание, история, география, граждановедение, физкультура. Профильная дифференциация обучения осуществляется в форме факультативных занятий. На них отводится от 3 до 11 часов. Каждый учащийся должен выбрать один или несколько факультативов с таким расчётом, чтобы общая недельная нагрузка не превышала 34—36 часов. Факультативные предметы объединены в три группы: 1-я — промышленная технология, естественно-математические науки, технология лабораторных исследований, медико-социальные науки, прикладное искусство; 2-я — древние языки, иностранные языки, социально-экономические науки, административное дело, художественное воспитание, специализированная спортивная подготовка; 3-я — предметы прикладного характера (машинопись, ручной труд, изучение какой-либо сферы обслуживания). Таким образом, задача факультативных дисциплин — расширить и дополнить общеобразовательную подготовку и вместе с тем дать направление будущей специализации.
Наличие разнообразных факультативов во 2-м классе в целом отвечает различным способностям, склонностям и интересам лицеистов: академический характер одних предполагает в будущем занятия в высшей школе; технические факультативы помогают лицеистам подготовиться к профессиям, не требующим высшего образования, или готовят непосредственно к включению в производственную деятельность.
В последних классах профилизация резко усиливается и отвечает чётко установленной иерархии и престижности профессий. Происходит перераспределение лицеистов в соответствии с профилем будущего экзамена на степень бакалавра. Начиная с 11-го года обучения (1-й класс), лицеисты распределяются по секциям общеобразовательного или технологического направлений. К общеобразовательному относятся секции: гуманитарные (А1 — гуманитарные науки и математика, А2 - филология, АЗ - гуманитарные науки и искусство), социально-экономическая (В), естественнонаучная (8), а также секция Е (математика-технология), занимающая промежуточное положение между общеобразовательными и техническими секциями. Техническое направление представлено секциями промышленной технологии (Р1 - Р2), управления (С1 - СЗ), информатики (Н). Всего 21 секция. В выпускном классе появляются ещё две секции в связи с разделением секции 3 на С (математика и физика) и Д (математика и биология). Эта система дифференцированного профильного обучения является гибкой, она предоставляет широкий выбор разных направлений учёбы — гуманитарного, естественно-математического, технологического.
Общеобразовательные направления А, В, С, Д гораздо престижнее технических. Их выбирает большая часть учащихся после 11-го года обучения. Они традиционно готовили выпускников к политической деятельности, занятиям свободными профессиями, а также к поступлению на службу в аппарат государственного управления. У выпускников указанных направлений высокий социальный статус.
Интенсивное проникновение математики и её методов в различные отрасли естествознания, гуманитарные и социально-экономические науки значительно повысило роль математического образования в лицее. Теперь ведущей стала секция С (математика и физика). Её выпускникам отдаётся предпочтение при приёме в привилегированные высшие учебные заведения — «большие школы». Учебные курсы этой секции наиболее сложные.
Получение высшего образования во Франции всегда олицетворяло социальный успех. Существует несколько уровней высшей школы с разным престижем. Наибольший престиж у элитарных «больших школ», готовящих высококвалифицированные кадры для экономики, культуры, административной сферы. Среди гуманитарных вузов к ним относятся: Парижская Высшая нормальная школа, Школа хартий. Национальная школа современных восточных языков; высшие технические кадры готовятся в Национальной административной школе, Политехнической школе и др. Поступление в эти учебные заведения — «последний рывок» на финишной прямой двенадцатилетнего марафонского бега французского школьника. Чтобы попасть туда, требуется специальная подготовка в течение двух лет после окончания лицея. Классы, подготавливающие в «большие школы», имеются в наиболее престижных лицеях и при самих школах. «Подготовительные классы» существуют более ста лет и предназначены для лицейской элиты. Именно этот вид обучения в наибольшей мере соответствует интересам высших слоев населения. Таков механизм отбора — сложный и тонкий; он действует на всех уровнях системы французского образования и позволяет формировать правящую элиту из представителей высшего общества.
Специфическая черта профильного обучения старшеклассников в школах Франции … — это проведение в лицеях постбакалавриатских курсов, которые классифицируются как высшее образование и длятся в основном два года. Некоторые из них готовят учащихся к конкурсным вступительным экзаменам в ведущие университеты.
Таким образом, отмеченные выше тенденции профильного обучения старших школьников в ряде зарубежных стран свидетельствуют о том, что основной поиск педагогической науки и практики ориентирован на развивающие возможности человека, успешность его социализации и адаптации в изменяющемся мире, на включение учащихся в широкий спектр различных видов деятельности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи