Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и на разнообразие вариантов личностного развития, можно обнаружить общую стабилизацию личности в этот период, начавшийся с формирования Я-концепции на границе подросткового и старшего школьного возрастов. У старшеклассников в большей степени, чем у подростков, развито самоуважение, интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль над своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Юноши и девушки в 16—17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15.
Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Обостряется интерес к сложным мировоззренческим проблемам: счастья, долга, свободы личности, смысла жизни. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Мышление старшеклассников отличается довольно высоким уровнем обобщения и абстрагирования, приобретает теоретическую и критическую направленность. Юный человек ищет четких, определенных ответов, и в своих взглядах он категоричен, недостаточно гибок, проявляет юношеский максимализм. Самостоятельность мышления в этом возрасте часто приобретает характер безапелляционных суждений и оценок, которые нередко еще по-детски наивны и односторонни. Однако не у всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение — система ясных, устойчивых убеждений. По мнению Э. Эриксона, в юности необходим мировоззренческий выбор. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью.
Главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. Юношеское «Я» еще неопределённо, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда возрастает потребность в общении и одновременно повышается его избирательность и потребность в уединении. Переживаются первые сильные чувства к противоположному полу. Вопрос выбора профессии становится одним из основных, требующим решения. Современные девушки и юноши при его решении на первое место часто ставят не интерес и свои склонности, а престижность профессии, характер оплаты труда.
В это время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.
Чрезвычайно важный компонент самосознания — самоуважение. В многочисленных исследованиях было доказано, что пониженное самоуважение соотносится с проявлением всех видов девиантного поведения: нечестностью, участием в преступных группах и совершением правонарушений, наркоманией, алкоголизмом, агрессивным поведением, попытками самоубийства и различными психическими расстройствами. Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Несовпадение реального и идеального «Я» — нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка самовоспитания. Это расхождение является не только функцией возраста, но и функцией интеллекта — чем более развит интеллектуально юный человек, тем, как правило, у него это расхождение больше. Возникающий конфликт в норме разрешается в деятельности (учеба, спорт, труд) на основе сильного «Я», которое может ставить себе сложные задачи, и в этом проявляется мера самоуважения. Невротическая же рефлексия, наоборот, позволяет уйти от решения возникающих проблем, спрятаться в «самодовольное нянченье индивидуума со своими ему одному дорогими особенностями» (Г. Гегель). Поэтому во взаимодействии со старшеклассниками необходимо одним помогать более реалистично смотреть на свои возможности, а другим повышать уровень самооценки и веру в собственные силы…
Изменение учебной мотивации — одно из характерных проявлений в старшем школьном возрасте. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.
Кроме того, психологами (К. Миллер, М. Кон, К. Скулер и др.) выявлено, что более сложная и более самостоятельная, свободная от мелочной опеки учебная работа в этом возрасте способствует формированию более гибкого, творческого стиля мышления и развитию общей, выходящей за рамки учебной деятельности, потребности в самостоятельности, уменьшает вероятность эмоциональных расстройств, что, к сожалению, в школе редко учитывается и далеко не всегда поощряется.
Общаться со старшеклассниками как в учебном заведении, так и в семье надо уважительно, открыто, на условиях равноправия, признания права молодого человека на собственное мнение, собственные ошибки и самостоятельные решения и поступки. Это в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативности и социальной ответственности.
Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Обостряется интерес к сложным мировоззренческим проблемам: счастья, долга, свободы личности, смысла жизни. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Мышление старшеклассников отличается довольно высоким уровнем обобщения и абстрагирования, приобретает теоретическую и критическую направленность. Юный человек ищет четких, определенных ответов, и в своих взглядах он категоричен, недостаточно гибок, проявляет юношеский максимализм. Самостоятельность мышления в этом возрасте часто приобретает характер безапелляционных суждений и оценок, которые нередко еще по-детски наивны и односторонни. Однако не у всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение — система ясных, устойчивых убеждений. По мнению Э. Эриксона, в юности необходим мировоззренческий выбор. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью.
Главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. Юношеское «Я» еще неопределённо, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда возрастает потребность в общении и одновременно повышается его избирательность и потребность в уединении. Переживаются первые сильные чувства к противоположному полу. Вопрос выбора профессии становится одним из основных, требующим решения. Современные девушки и юноши при его решении на первое место часто ставят не интерес и свои склонности, а престижность профессии, характер оплаты труда.
В это время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.
Чрезвычайно важный компонент самосознания — самоуважение. В многочисленных исследованиях было доказано, что пониженное самоуважение соотносится с проявлением всех видов девиантного поведения: нечестностью, участием в преступных группах и совершением правонарушений, наркоманией, алкоголизмом, агрессивным поведением, попытками самоубийства и различными психическими расстройствами. Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Несовпадение реального и идеального «Я» — нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка самовоспитания. Это расхождение является не только функцией возраста, но и функцией интеллекта — чем более развит интеллектуально юный человек, тем, как правило, у него это расхождение больше. Возникающий конфликт в норме разрешается в деятельности (учеба, спорт, труд) на основе сильного «Я», которое может ставить себе сложные задачи, и в этом проявляется мера самоуважения. Невротическая же рефлексия, наоборот, позволяет уйти от решения возникающих проблем, спрятаться в «самодовольное нянченье индивидуума со своими ему одному дорогими особенностями» (Г. Гегель). Поэтому во взаимодействии со старшеклассниками необходимо одним помогать более реалистично смотреть на свои возможности, а другим повышать уровень самооценки и веру в собственные силы…
Изменение учебной мотивации — одно из характерных проявлений в старшем школьном возрасте. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.
Кроме того, психологами (К. Миллер, М. Кон, К. Скулер и др.) выявлено, что более сложная и более самостоятельная, свободная от мелочной опеки учебная работа в этом возрасте способствует формированию более гибкого, творческого стиля мышления и развитию общей, выходящей за рамки учебной деятельности, потребности в самостоятельности, уменьшает вероятность эмоциональных расстройств, что, к сожалению, в школе редко учитывается и далеко не всегда поощряется.
Общаться со старшеклассниками как в учебном заведении, так и в семье надо уважительно, открыто, на условиях равноправия, признания права молодого человека на собственное мнение, собственные ошибки и самостоятельные решения и поступки. Это в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативности и социальной ответственности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи