ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ России на рубеже 19 – 20 веков можно выделить три главных направления, в русле которых развивались взгляды на воспитание и образование.

Первое направление – развитие классической педагогики 19 века (П.Ф.Каптерев, Бунаков, Ельницкий);

Второе направление – философские осмысление проблем воспитания и развития личности (П.В. Вахтеров, В.В.Розанов, Федоров, С.И.Гессен);

Третье – идейное движение, сходное с реформаторской педагогикой Запада, в частности, с «новым воспитанием» (К.Н. Вентцель, П.Ф. Лесгафт Блонский).

Среди тех,кого увлели идеи свободного воспитания был незаслуженно забытый педагог КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ ВЕНТЦЕЛЬ (1857 – 1947). Его обвинили идеализме, назвали его учение мелкобуржуазным и молчали об его интересных экспериментах. Еще до революции Вентцель создал такие учебно-воспитательные учреждения нового типа как «Дом свободного ребенка», «Общество друзей естественного воспитания», «Родительский клуб», «Музей образцовых детских игрушек», в которых весь учебно-воспитательный процесс планировался таким образом, чтобы создать ребенку условия для развития дремлющих в нем творческих сил на основе самоуправления интереса и любознательности. В них осуществлялось социальное воспитание, было сотрудничество детей, родителей и воспитателей, руководили «Домом» поочередно родители детей. Планировалось весь процесс строить в тесной связи с потребностями жизни, очень внимательно изучать задатки и способности каждого ребенка, всячески развивать детское самоуправление. В «Доме свободного ребенка» не было учебных планов и учебников, ребенок сам должен был искать знания, сам из добытых знаний составлять учебник, книгу своих знаний. Воспитатель должен быть лишь другом, старшим товарищем, к которому дети обращаются по мере надобности за помощью. Но, чтобы свободное обучение не превратилось в праздное проведение времени, нужно подчиняться дисциплине во время занятий.

ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Демокрит – Цель воспитания – воспитание хорошего человека;

С.п.идеи – воспитание должно быть природосообразным, первым обратил внимание на зависимость воспитания от общественных условий.

Сократ –Цель воспит. – самосовершенствование;

С.п. идеи – родоначальник учения о доброй природе человека.

Платон. Цель – воспитание законопослушных граждан;

С.п. и. – открыл связь между воспитанием и общественным устройством.

Аристотель. Цель – воспитание гармонично развитого человека, единство физического, умственного и нравственного развития человека.

С.п.и. – автор идеи о социально-воспитательных обязанностях государства.

ФИЛАНТРОПИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Мыслители 17 века отождествляли гражданское общество и государство и считали, что каждый гражданин обязан жить и действовать в соответствии с законами государства. Поэтому воспитание, являясь социальным по-своему характеру, по форме было государственным. Совершенно иную трактовку соц воспитание получило в эпоху Просвещения(эпоха Просвещения длилась с последней трети 17века до конца 18 века ), когда осознается несовпадение интересов общества и гражданина с одной стороны и интересами государственной власти с другой. Государство стремится подчинить своим целям все сферы жизни общества, в том числе и воспитание.

В эпоху Просвещения формируется современное понимание воспитания. Если педагогика 17 века считала главной задачей воспитания развитие разума, который способен контролировать чувства и направлять волю индивида, обеспечивая ему благополучную жизнь в обществе, то педагоги эпохи Просвещения уже не отождествляют воспитание и обучение, подчеркивая, что образованный человек не является автоматически и добродетельным(нравственным) (Руссо,Локк). Одна из концепций этого времени - терия свободного воспитания, где главной целью является человек, развивалась в соответствии с ценностями свободы, равенства, братства. Однако жизнь в обществе искажает и деформирует развитие этих качеств и новую породу людей они предлагают воспитывать вдали от этого общества, пагубно влияющего на молодых людей.

Социально-педагогическая мысль Просвещения, признавая необходимость общества и государства. Приходит к убеждению о принудительном ограничении гос. власти. Государство не должно быть бесконтрольным. Над ним, так же как и над индивидом, должна стоять и высшая инстанция, максимально выражающая и защищающая интересы граждан. Таким образом воспитательная деятельность не должна быть подчинена целям и интересам государственной власти. Общий итог педагогической мысли эпохи просвещения выразился в убеждении, что социальное воспитание возможно лишь в социальном же, правовом обществе и государстве.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В 20 ВЕКЕ

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870 – 1952гг.). Итальянский педагог.

Основные цели воспитания:

- всестороннее развитие;

- воспитание самостоятельности.

Концептуальные положения:

- обучение должно проходить совершенно естественно, в соответствии с развитием – ребенок сам себя развивает;

- единственный, кто понимает ребенка – это другой ребенок;

- девиз педагогики М.: «Помоги мне это сделать самому».

- отказ от миссии обучать детей, вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития, учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо;

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕД. МЫСЛИ РОССИЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
1700-е годы – переломные в истории отечественной школы и пед.мысли. России пережила реформы воспитания и образования, которые были вызваны важными соц. – эк-ми фактами: политическим лидерством дворянства, укреплением позиций купечества и промышленников. Существенно переменился умственный настрой общества. Образование стало рассматриваться как один из основных путей карьеры. В начале 17 века в России появляются гос. школы различных типов. Подобная реформа была одним из направлений преобразований Петра-1.Эти школы отличались практической направленностью, и в то же время были узкопрофессиональными. Они готовили таких людей, которые были востребованы в том обществе, т.е. они были социально значимы.

Деятели российского Просвещения много переняли из французского Просвещения (идеи равенства, братства, свободы, способы воспитания нового человека), но главной чертой российского Просвещения был гуманизм, возможно это связано с особо тяжелой формой крепостничества, существовавшей в России, с нищетой, с особенностью русского характера.

Одним из достойных представителей российского Просвещения был МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765), много сделавший для науки и для того, чтобы эта наука стала достоянием широких масс. Вся его деятельность носила демократический, гуманный характер.

Ломоносов был сторонником идеи переустройства общественной и личной жизни людей средствами правильно поставленного школьного образования, развивающего разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов. Цель просвещения – это научное образование человека, которое помогает ему понять главенство общественной пользы над личными интересами. Он многократно повторял мысль о прямой зависимости между развитием страны и просвещением народа, раскрывал роль науки, просвещения для совершенствования различных сторон жизни.

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Во второй половине 19 – начале 20 века в Россию проникает новое течение в педагогике, в основу которого положено утверждение, что развитие ребенка не должно стесняться никакими ограничениями, что природа, заложив в ребенка определенные задатки и способности, противится их ограничению. (В европейских странах это течение появилось в 17 веке и было тесно связано с идеями Ж.Ж.Руссо, сторонниками естественного воспитания, развила итальянский педагог М.Мантессори. (1870 – 1952).

В России первым к проблеме свободного воспитания обратился Л.Н.Толстой (1828 – 1910). По мнению Толстого, дети по своей природе стоят ближе к идеалу совершенства, чем взрослые, сформировавшиеся в условиях несправедливого и далекого от идеала общества. Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра. Дети стремятся к общению со взрослыми, они доверчиво относятся к разумным пед. воздействиям, им присущи большие возможности для развития и воспитания. Однако в процессе воспитания совершенная природа ребенка калечится фальшивой культурой взрослых. Он критиковал существующую систему обучения и воспитания, когда процесс и содержание образования строились только по желанию взрослых. Учить, полагал Толстой, следует не насилием, потому что дети запоминают только то, что хотят. Главная цель которую он ставил, открывая Яснополянскую школу, - воспитать творческую личность. «Никакого урока (дом. задания), - пишет Толстой – ничего сделанного вчера он не обязан помнить нынче, его не мучает мысль о предстоящем уроке. Он несет только свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет так же весело, как вчера».

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
В середине 19 столетия в России широко распространились передовые идеи: идеи народности искусства, литературы, воспитания. Это был период большого общественного движения и важной составной частью его было мощное пед. движение. Острая критика воспитания, борьба против сословной школы за общее светское образование, дающее широкий кругозор, за воспитание человека и гражданина, за образование женщин, борьба против зубрежки и муштры, уважение к личности ребенка, требование широкой сети народных школ – таковы были важнейшие вопросы, выдвинутые русской прогрессивной интеллигенцией. Большое влияние на развитие социально-педагогической мысли оказали революционеры-демократы.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1847). Литературный критик- публицист, философ.

Его называли «совестью русской интеллигенции».

Вслед за Радищевым Б. Развивал идеи революционно-демократической педагогики, один из ее основоположников. Критиковал сословную систему воспитания с ее идеологическими принципами «православия, самодержавия, народности», считал возможным покончить с ней только ликвидировав крепостнический строй. Школьной муштре противопоставил идею общечеловеческого воспитания, одинакового для всех, независимо от происхождения, социального положения, пола. Б. считал, что природе ребенка чужды злые наклонности, поэтому негодно воспитание, основанное на поучениях, наказаниях и наградах. Следует помнить, что создает человека природа, но формирует его общество, и здесь нужно основываться на принципе народности.

РАЗВИТИЕ СОВЕТСКИЙ ПЕДАГОГИКОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ИДЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
В советский период педагогическая деятельность принимает вид единой общегосударственной системы, охватывающей все слои населения. В стране были решены такие социально-педагогические задачи, как ликвидация неграмотности, беспризорничества, создана передовая по содержанию система образования, которая была доступна на бесплатной основе каждому члену общества, было введено всеобщее среднее образование. В стране существовала единая система социальной защиты населения от безработицы, произвола и насилия со стороны криминальных сил и т.д. Эти и другие достижения оказали позитивное влияние на развитие образования и культуру многих стран мира.

Но в то же время в советский период сформировалась система воспитания, жестко подчинявшая личность и ее интересы обществу, поставившая на первый план внедрение в сознание учащихся политико-идеологических доктрин.

Но на первом этапе истории советской школы (1917 – 1930), когда во главе школьного дела стояли такие видные политические деятели как Анатолий Васильевич Луначарский (1875 – 1933) – первый нарком просвещения, возглавлял Наркомпросс до 29 года (Потом – полпред в Испании), Надежда Константиновна Крупская (1869 – 1939), которые, конечно же, занимались осуществлением большевистских реформ в школе, но они много сделали для реальной помощи в деле образования народа. Луначарский особо подчеркивал целесообразность формирования человека прежде всего в интересах общества ( Это большевистский лозунг).

ТЕОРИИ ПРАГМАТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
К концу 19 века шло обогащение педагогики специальными идеями, пересматривались ее взаимоотношения с социальной практикой, усилилось социальное видение воспитания, возрос интерес к проблемам социализации личности. Однако при этом социальные задачи воспитания понимались по-разному. педагогически – утопическое течение видело их в осуществлении общего прогресса общества. Другое течение, связанное с именами Д.Дьюи и Г.Кершенштейнера и получившее наибольшее распространение, было названо социально-адаптивным.

В условиях усиления динамизма соц. процессов в индустриальном обществе, перед воспитанием ставится задача интеграции индивидов в соц. среду. Школа должна готовить учащихся к успешному выполнению в будущем социальных ролей, помогать приспособиться к требованиям общества.

ДЖОН ДЬЮИ (1859 – 1952) – американский педагог, один из представителей и основоположников прагматизма.(«прагма» – дело, действие,греч). Прагматизм стремится выработать мировоззрение, дающее человеку возможность жить в неустойчивом и полном опасностей мире.Главные интересы Д. сосредоточены на социальных вопросах, в центре которых стоит человек и его практические проблемы. Концепция Дьюи, как и весь прагматизм, исходит из понятия «опыт». В философии прагматизме истинным признается лишь то, что полезно. Цель теории воспитания Дьюи – формирование личностей, умеющих «приспособиться к различным ситуациям» в условиях «свободного предпринимательства». Дьюи критиковал школу США за отрыв от жизни и предложил реформу школьной системы, школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставил обучение «путем делания», т.е. так, чтобы все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребенка

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Социальная педагогика как наука возникла не на пустом месте. Опыт, идеи, принципы социальной педагогики, защита детства и социальное воспитание су-ществовали давно. Исследование жизни и быта древних славян показывает, что помощь убогому и сирому – одна из традиций нашего народа. Это не только христианская заповедь, а характерная черта нашего народа, возникшая задолго до появления христианства. Соблюдение долга перед землей русской, идеалы моральной чистоты, степенности и достоинства всегда были в основе духовного и семейного воспитания.
В памятнике славянской письменности (2 тыс. до н.э.) «В лесовой книге», мы находим наставления молодым юношам закаливать себя, быть стойким в сражении, так как славянам приходилось много сражаться, отражая бесконечные нападения врагов.
Путешественники, побывавшие на земле русской единодушно утверждали, что русские люди (славяне) очень гостеприимны, сострадательны и заботливы.
Состраданием и заботой о судьбе соотечественников, попавших в плен и то-мившихся на чужбине, было продиктовано заключение Киевской Русью с греками ряда специальных договоров «О искуплении пленных», которыми устанавливались взаимные обязательства о выкупе россиян и греков и отправлении их на родину. (Договор 911г. заключенный князем Олегом и договор 915 г. – князем Игорем).
Эти и другие исторические документы раскрывают доброту, человеколюбие, открытость славянской души, формирование которой происходило под влиянием особых географических и природных факторов. среди которых следует отметить бескрайность равнинных, степных и лесостепных просторов, сравнительно умеренный климат.

ИСТОКИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Социальная помощь и социальное воспитание в первобытном обществе.
Существует объективная обусловленность социальной помощи в человече-ском обществе. Это продиктовано реальной потребностью социального разви-тия.Отдельные проявления такой помощи можно встретить в животном мире (помощь старших младшим, здоровых – больным – киты, слоны), что обусловлено заботой о продолжении рода. У человека забота о ребенке закономерна. Хотя инстинкт материнства – это и биологический, врожденный инстинкт. Но человеческое общество всегда имело социальный характер. Что обусловливает социальный характер помощи – помощь младшему, слабому, попавшему в беду, уход за больными. В животном мире помощь больным существует редко, они отторгаются (цыплята, волки). Хотя известна практика убийств неполноценных детей (Спарта, Крайний Север), стариков.
На ранних этапах развития человеческого общества только коллектив обеспечивал выживание общества (убить крупное животное трудно), т.о. его появление объективно обусловлено. В свою очередь развитие коллектива способствовало более активному развитию человека., а также более тесным и разнообразным социальным связям внутри его. Коллективная деятельность регулируется особыми социальными механизмами, не т. биологическими (охота у волков). У человека охота обставлена особенными ритуалами (перед охотой – поразить стрелой наскальный рисунок – психологический настрой (сейчас – перед лечением зуба, трудным экзаменом). Такой же смысл имели воинственные танцы перед нападением на неприятеля – это в какой-то мере социальная регуляция (не все люди в одинаковой мере агрессивны и храбры и чтобы вдохнуть смелость, они изобрели подобные меры.
Кроме того, человек боится одиночества (библиотеки), а коллектив – это средство от одиночества.
Только коллектив обеспечивает нормальную социализацию, вхождение человека в общество, принятие его правил и законов.
Человека из мира животных выделил труд, но выполнять какую-то опреде-ленную работу выгоднее в коллективе, на основе кооперации. Результаты трудовой деятельности в коллективе выше.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В США
Система социальной работы в США начинается с Джейн Адамс, которая, начиная с 1889 года помогала переселенцам, оказавшимся в Америке без знания языка, без жилья и работы. Сейчас к социальным работникам за помощью обращаются люди разного возраста, представители всех рас, религий, бездомные, безработные и т.д.
Одним из важных направлений работы является социальная работа с семьей. Она осуществляется социальным работником, получившим специализацию в этой области. Выделяют два основных направления: работа в домашних условиям и работа вне дома. Работа в домашних условиях включает следующие виды услуг:
- финансовая помощь;
- социальная защита; (детей, с которыми плохо или жестоко обращаются, защита от непосильного труда)
- семейная терапия; (для того, чтобы оставить ребенка дома
- дневной уход;(если мать работает, во многих штатах субсидируется государством)
- услуги, связанные с ведением домашнего хозяйства.( если какой-то член семьи болен, слишком стар или эмоционально нестабилен для ведения хозяйства).
Если в семье нет условий для проживания ребенка, ему оказывают услуги вне дома. Перечень этих услуг включает следующее:
- передача ребенка на воспитание; (после передачи ребенка на воспитание, социальные работники продолжают наблюдать за семьей)биологические родители имеют право на общение с ребенком, их готовят к возвращению ребенка.