ГАРАНТИЯ, 1) обещание третьей стороны погасить долг в случае неспособности должника выполнить обязательства. 2) В коммерческой и банковской практике - поручительство банка-гаранта за своего клиента в том, что банк берёт на себя обязательство в случае неуплаты клиентом в срок причитающихся с него платежей произвести эти платежи за свой счёт. Используются две формы гарантийных соглашений: гарантия и обязательство о возмещении ущерба. В первом случае гарант принимает на себя вторичное обязательство и вступает в действие только тогда, когда заёмщик не выполняет обязательств по ссуде; во втором случае гарант является непосредственным ответчиком по ссуде. Различие состоит также в том, что в случае гарантии необходим ещё письменный документ, вводимый в действие по решению суда, а по обязательству о возмещении ущерба такого документа не требуется, поскольку сам этот документ, заверенный печатью, гарантирует возмещение ущерба. Гарантии могут быть обеспеченными и необеспеченными, ограниченными и неограниченными. Первые выдаются банком под соответствующее обеспечение - залог имущества. Необеспеченная гарантия представляет собой простое письменное обязательство гаранта погасить ссуду в случае неуплаты. Банковская практика свидетельствует, что в большинстве случаев получить деньги с гаранта очень трудно, несмотря на его юридическую ответственность. Поэтому банки, как правило, требуют гарантий, имеющих реальное обеспечение. Неограниченные гарантии покрывают все виды задолженности заёмщика банку, а ограниченные - распространяются на какую-то часть долга. Различают персональные гарантии (напр., гарантии отдельных членов товарищества), корпоративные (гарантия головной компании в отношении её филиала) и государственные (гарантии правительственных учреждений по банковским ссудам мелким фермерам, ветеранам войны и др.). 3) Письменное обязательство производителя осуществить бесплатный ремонт или замену бракованного изделия в течение определённого периода с момента продажи изделия. 4) Документ, выписываемый перестраховщиком или страховой компанией как свидетельство принятия риска. 5) Установленное законом обязательство продавца отвечать за дефект товара, его материальные недостатки, а также за то, что товар не является собственностью третьих лиц и свободен от долговых обязательств.
ВЫВОЗ КАПИТАЛА, перемещение капитала, принадлежащего юридическим и физическим лицам одной страны в другие страны с целью получения прибыли, укрепления своих позиций в зарубежной экономике, завоевания рынков сбыта и получения сырья. Вывоз капитала становится типичным явлением в экономике капитализма в конце 19 в. Образование монополий препятствовало в экономике промышленно развитых стран достаточно прибыльному использованию новых капиталов, вело к относительному "избытку" капитала, который искал сферы прибыльного приложения за рубежом. Исторически капитал устремлялся в первую очередь в экономически отсталые страны, колонии и полуколонии, где дешёвые рабочая сила и земли обеспечивали высокую норму прибыли.
В современных условиях изменяются направления и структура вывоза капитала. Научно-техническая революция привела к усилению вывоза капитала из одних промышленно развитых стран в другие. Этот вывоз связан со стремлением крупнейших корпораций, имеющих техническое превосходство, реализовать последнее для создания производства определённых товаров не только в своей стране, но и в других странах, способствует развитию специализации и кооперирования, углублению интернационализации экономики. Вывоз капитала в промышленно развитые страны ведёт к усилению взаимозависимости экономики стран, формированию транснациональных корпораций (ТНК).
В современных условиях изменяются направления и структура вывоза капитала. Научно-техническая революция привела к усилению вывоза капитала из одних промышленно развитых стран в другие. Этот вывоз связан со стремлением крупнейших корпораций, имеющих техническое превосходство, реализовать последнее для создания производства определённых товаров не только в своей стране, но и в других странах, способствует развитию специализации и кооперирования, углублению интернационализации экономики. Вывоз капитала в промышленно развитые страны ведёт к усилению взаимозависимости экономики стран, формированию транснациональных корпораций (ТНК).
ВХОДНОЙ БАРЬЕР НА РЫНОК, экономические, административно-правовые и социально-психологические препятствия участию в актах купли-продажи. Поскольку рынок, по определению, есть свободная купля-продажа, то в идеальной модели рынка экономические барьеры отсутствуют, т.е. каждый покупатель, равно как и продавец, свободно участвует в рыночной деятельности. Однако на практике деятельность государства в качестве субъекта экономики приводит к появлению экономических барьеров, особенно в отношениях между странами.
Государство, покровительствуя своему национальному рынку и своим предпринимателям, создаёт экономические барьеры, препятствующие проникновению на рынок "чужих" предпринимателей. К экономическим входным барьерам относятся тарифные барьеры, когда государство устанавливает высокие ставки таможенных пошлин на импортируемые товары, а также введение антидемпинговых и компенсационных пошлин.
Экономические барьеры вхождения в рынок возникают также вследствие монополизации производства. В этом случае монополисты, заключая соглашения друг с другом, имеют возможность с помощью ценовой дискриминации и др. экономических методов создавать экономические барьеры для вхождения в рынок.
Административно-правовые барьеры вхождения в рынок создаёт государство с целью ограничения импорта. К ним относятся лицензирование, требования соответствия импортируемых товаров национальным техническим, экологическим и санитарным стандартам и нормам и пр. административные процедуры.
Государство, покровительствуя своему национальному рынку и своим предпринимателям, создаёт экономические барьеры, препятствующие проникновению на рынок "чужих" предпринимателей. К экономическим входным барьерам относятся тарифные барьеры, когда государство устанавливает высокие ставки таможенных пошлин на импортируемые товары, а также введение антидемпинговых и компенсационных пошлин.
Экономические барьеры вхождения в рынок возникают также вследствие монополизации производства. В этом случае монополисты, заключая соглашения друг с другом, имеют возможность с помощью ценовой дискриминации и др. экономических методов создавать экономические барьеры для вхождения в рынок.
Административно-правовые барьеры вхождения в рынок создаёт государство с целью ограничения импорта. К ним относятся лицензирование, требования соответствия импортируемых товаров национальным техническим, экологическим и санитарным стандартам и нормам и пр. административные процедуры.
ВСЕМИРНЫЙ БАНК (World Bank), межправительственное специализированное учреждение ООН, предоставляющее займы развивающимся странам и странам с переходной экономикой для осуществления политических реформ, проектов и программ экономического и социального характера. Создан в 1944 г. вместе с Международным валютным фондом на конференции мировых лидеров в г. Бреттон-Вудс (штат Нью-Гэмпшир) в США. Основная цель создания этих организаций - поставить международную экономику на прочный фундамент после 2-й мировой войны 1939-45 гг. Сегодня Всемирный банк представляет собой группу из пяти организаций: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Члены Всемирного банка - более 180 государств. Имеет форму акционерного общества, участниками которого могут быть только государства - члены МВФ.
Официальные цели деятельности банка - помочь интегрированию стран в мировую экономику и способствовать долгосрочному экономическому росту в целях снижения уровня бедности и улучшения уровня жизни населения в развивающихся странах.
Официальные цели деятельности банка - помочь интегрированию стран в мировую экономику и способствовать долгосрочному экономическому росту в целях снижения уровня бедности и улучшения уровня жизни населения в развивающихся странах.
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО), многосторонняя межправительственная организация по вопросам международного регулирования торговли товарами и услугами. Создана на основе соглашения, подписанного в 1994 г. в Марракеше (Марокко). Начала функционировать с 1 января 1995 г. ВТО стала правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), подписанного 23 странами в 1947 г. В дальнейшем число стран - членов ГАТТ возросло до 125, а само соглашение стало постепенно превращаться в организацию. Решение о создании ВТО было выработано на очередном раунде переговоров в рамках ГАТТ (так называемого Уругвайского раунда).
Образование ВТО свидетельствует о дальнейшей интернационализации экономики, характеризует её современный этап - этап глобализации хозяйственной жизни. ВТО призвана не только содействовать дальнейшему снятию торговых барьеров между странами, т. е. либерализации торговли, но и способствовать развитию других современных форм международных экономических связей.
Главный орган ВТО - Конференция на уровне министров, собирающаяся один раз в два года. Между конференциями её функции выполняет Генеральный совет, который организует работу органа по разрешению споров, органа по проведению обзоров торговой политики и др. Кроме того, в ВТО созданы: Совет по торговле товарами (это фактически действующая под новым названием сессия стран - участниц ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, а также комитеты, наблюдающие за выполнением других соглашений, вошедших в пакет основополагающих документов ВТО (напр., комитеты по техническим барьерам в торговле, по антидемпинговой практике, по защитным мерам и др.). На базе Секретариата ГАТТ создан Секретариат ВТО во главе с генеральным директором.
Образование ВТО свидетельствует о дальнейшей интернационализации экономики, характеризует её современный этап - этап глобализации хозяйственной жизни. ВТО призвана не только содействовать дальнейшему снятию торговых барьеров между странами, т. е. либерализации торговли, но и способствовать развитию других современных форм международных экономических связей.
Главный орган ВТО - Конференция на уровне министров, собирающаяся один раз в два года. Между конференциями её функции выполняет Генеральный совет, который организует работу органа по разрешению споров, органа по проведению обзоров торговой политики и др. Кроме того, в ВТО созданы: Совет по торговле товарами (это фактически действующая под новым названием сессия стран - участниц ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, а также комитеты, наблюдающие за выполнением других соглашений, вошедших в пакет основополагающих документов ВТО (напр., комитеты по техническим барьерам в торговле, по антидемпинговой практике, по защитным мерам и др.). На базе Секретариата ГАТТ создан Секретариат ВТО во главе с генеральным директором.
ВРЕМЯ В ЭКОНОМИКЕ, выражает упорядоченность необратимой последовательности экономических событий, способ восприятия и представления такой последовательности в экономической деятельности и познании. Достаточно полное отражение временных аспектов экономики в экономической теории - особо сложная, во многом не решённая задача. Тем не менее в научной литературе выделен целый спектр категорий времени, соответствующих разным типам процессов, протекающих в экономике или характеризующих экономическую деятельность.
Объективное время - время протекания реальных экономических процессов, как они предстают идеальному (т. е. не заинтересованному в событиях) внешнему наблюдателю. Как правило, объективное время понимается как шкала обычного астрономического, или календарного, времени, прилагаемая к любому процессу или событию. Всякий момент времени имеет своё место на этой шкале, т. е. датирован. Всякий отрезок времени может быть измерен с её помощью (напр., в днях или годах).
Соответственно в экономических измерениях выделяют два типа величин: запасы и потоки. Величина запаса фиксирует состояние объекта на определённый момент времени - это "датированная" величина, применяемая для измерения запаса или остатка ресурсов (напр., запаса сырья или остатка долговых обязательств по состоянию на 1 июля 1999 г.). Величина потока характеризует интенсивность процесса, измеряя объём ресурсов, вовлекаемых в этот процесс или "выходящих" из него за период времени (дневной расход топлива, месячный заработок, объём ВВП за 1999 г.).
Объективное время - время протекания реальных экономических процессов, как они предстают идеальному (т. е. не заинтересованному в событиях) внешнему наблюдателю. Как правило, объективное время понимается как шкала обычного астрономического, или календарного, времени, прилагаемая к любому процессу или событию. Всякий момент времени имеет своё место на этой шкале, т. е. датирован. Всякий отрезок времени может быть измерен с её помощью (напр., в днях или годах).
Соответственно в экономических измерениях выделяют два типа величин: запасы и потоки. Величина запаса фиксирует состояние объекта на определённый момент времени - это "датированная" величина, применяемая для измерения запаса или остатка ресурсов (напр., запаса сырья или остатка долговых обязательств по состоянию на 1 июля 1999 г.). Величина потока характеризует интенсивность процесса, измеряя объём ресурсов, вовлекаемых в этот процесс или "выходящих" из него за период времени (дневной расход топлива, месячный заработок, объём ВВП за 1999 г.).
ВОСПРОИЗВОДСТВО, непрерывное возобновление какого-либо социально-экономического процесса. Повторение его в неизменных масштабах считается простым воспроизводством. Если этот процесс возобновляется во всё больших масштабах, говорят о расширенном воспроизводстве.
Различают простое и расширенное воспроизводство факторов производства и продукта. Простое воспроизводство означает, что объёмы используемых факторов производства, в т. ч. капитала и труда, за определённый период не меняются. В результате при прежней производительности этих факторов величина произведённого продукта не уменьшается (иначе имело бы место суженное воспроизводство) и не увеличивается. В условиях расширенного воспроизводства рост объёмов факторов производства при прочих равных условиях ведёт к росту производства и объёмов произведённого продукта. Расширенное воспроизводство, осуществляемое за счёт прироста одного или нескольких факторов производства, предполагает обычно дополнительные капитальные вложения (инвестиции в производство). В масштабах всего общества расширенное воспроизводство валового внутреннего продукта (ВВП) требует использования части воспроизведённого в предыдущий период ВВП на накопление.
Частью национального богатства страны являются её возобновимые и невозобновимые природные ресурсы. К первым относятся леса, рыбные запасы, сельскохозяйственные угодья и др. Эти природные ресурсы, как правило, отличаются длительным циклом воспроизводства. Многие полезные ископаемые - нефть, каменный уголь, бокситы, железная руда - относятся к невозобновимым ресурсам. Поэтому необходимо рачительно и эффективно их использовать.
Различают простое и расширенное воспроизводство факторов производства и продукта. Простое воспроизводство означает, что объёмы используемых факторов производства, в т. ч. капитала и труда, за определённый период не меняются. В результате при прежней производительности этих факторов величина произведённого продукта не уменьшается (иначе имело бы место суженное воспроизводство) и не увеличивается. В условиях расширенного воспроизводства рост объёмов факторов производства при прочих равных условиях ведёт к росту производства и объёмов произведённого продукта. Расширенное воспроизводство, осуществляемое за счёт прироста одного или нескольких факторов производства, предполагает обычно дополнительные капитальные вложения (инвестиции в производство). В масштабах всего общества расширенное воспроизводство валового внутреннего продукта (ВВП) требует использования части воспроизведённого в предыдущий период ВВП на накопление.
Частью национального богатства страны являются её возобновимые и невозобновимые природные ресурсы. К первым относятся леса, рыбные запасы, сельскохозяйственные угодья и др. Эти природные ресурсы, как правило, отличаются длительным циклом воспроизводства. Многие полезные ископаемые - нефть, каменный уголь, бокситы, железная руда - относятся к невозобновимым ресурсам. Поэтому необходимо рачительно и эффективно их использовать.
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ДЕНЕЖНОЕ, оплата труда работников в виде заработной платы, комиссионного вознаграждения торговых агентов и брокеров на бирже, различных премий и др., зависящая от количества и качества труда. Комиссионное вознаграждение - система оплаты продавцов или торговых представителей компании, при которой размер оплаты прямо или косвенно зависит от величины оборота, обеспеченного их трудом. Применяются различные виды комиссионного вознаграждения: 1) линейное комиссионное вознаграждение, при котором выплачивается определённый процент с оборота независимо от того, какое количество товаров продаёт продавец или представитель; 2) дегрессивное комиссионное вознаграждение, когда процент с увеличением оборота уменьшается (напр., за первые 10 тыс. долл.- 10%, за следующие 10 тыс.- 9% и т.д:); 3) прогрессивное комиссионное вознаграждение, при котором с ростом объёма продажи увеличивается ставка комиссионного вознаграждения, выплачиваемого продавцу или представителю; 4) комиссионное вознаграждение на базе прибыли - заработная плата рассчитывается на базе прибыли предприятия, а не валового оборота. Практикуется также использование специальных повышенных комиссионных вознаграждений при формировании сбыта какого-либо товара.
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ, торговля страны с другими странами, состоящая из импорта (ввоза) и экспорта (вывоза) товаров и услуг. Сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый товарооборот страны. Внешняя торговля всех стран в совокупности образует международную торговлю, в основе которой лежит международное разделение труда.
Внешняя торговля, существовавшая ещё в древних государствах, была связана с обменом материальными ценностями, но в условиях, когда хозяйство носило преимущественно натуральный характер, во внешнюю торговлю поступала незначительная часть продукции, главным образом для личного потребления. В период разложения феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, и перехода к развитым рыночным отношениям, внешняя торговля расширяется. Дальнейшее развитие она получает с переходом к крупному машинному производству.
Существование и развитие внешней торговли обусловлено следующими основными факторами:необходимостью приобретения за рубежом сырья и продовольствия, которые невозможно получить в стране из-за различий в природных условиях; возможностью получения из-за рубежа некоторых видов более дешёвых товаров, произведённых у себя в стране и продажей товаров, производство которых в других странах обходится дороже. Если в одной стране некоторые товары производятся с меньшими издержками, чем в других, то целесообразно сосредоточить их производство в тех отраслях, где преимущество перед другими странами больше; наличием машинного производства, требующего ёмких рынков сбыта. Поэтому продукция наиболее развитых отраслей промышленности выходит за пределы национальных рынков, а рост за счёт этого масштабов производства позволяет им удешевить свою продукцию; и, наконец, существованием внешней торговли, позволяющей разнообразить круг товаров, предлагаемых населению.
Внешняя торговля, существовавшая ещё в древних государствах, была связана с обменом материальными ценностями, но в условиях, когда хозяйство носило преимущественно натуральный характер, во внешнюю торговлю поступала незначительная часть продукции, главным образом для личного потребления. В период разложения феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, и перехода к развитым рыночным отношениям, внешняя торговля расширяется. Дальнейшее развитие она получает с переходом к крупному машинному производству.
Существование и развитие внешней торговли обусловлено следующими основными факторами:необходимостью приобретения за рубежом сырья и продовольствия, которые невозможно получить в стране из-за различий в природных условиях; возможностью получения из-за рубежа некоторых видов более дешёвых товаров, произведённых у себя в стране и продажей товаров, производство которых в других странах обходится дороже. Если в одной стране некоторые товары производятся с меньшими издержками, чем в других, то целесообразно сосредоточить их производство в тех отраслях, где преимущество перед другими странами больше; наличием машинного производства, требующего ёмких рынков сбыта. Поэтому продукция наиболее развитых отраслей промышленности выходит за пределы национальных рынков, а рост за счёт этого масштабов производства позволяет им удешевить свою продукцию; и, наконец, существованием внешней торговли, позволяющей разнообразить круг товаров, предлагаемых населению.
ВНЕШНЯЯ СРЕДА, совокупность экономических, природных, политических, демографических и научно-технических факторов, находящихся вне организации и влияющих на возможности руководства управлять её деятельностью. Внешняя среда объединяет такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. Факторы внешней среды не поддаются контролю, но менеджеры должны внимательно следить за ними и учитывать в процессе принятия решений.
Для управления организацией, разработки стратегии её деятельности большое значение имеет анализ демографической среды. Изменение численности населения оказывает влияние на покупательский спрос, на эволюцию рынков. Для предсказания изменений в будущем деловой активности населения и количества потребителей разрабатывается демографический прогноз. Он включает такие данные, как продолжительность жизни, рождаемость и смертность населения, структура населения страны по возрасту, полу, составу семьи, занятости, по доходу, образованию, удельному весу служащих, пенсионеров, школьников, студентов, работающих женщин, плотность населения по регионам, миграция населения, жилищные условия.
Для управления организацией, разработки стратегии её деятельности большое значение имеет анализ демографической среды. Изменение численности населения оказывает влияние на покупательский спрос, на эволюцию рынков. Для предсказания изменений в будущем деловой активности населения и количества потребителей разрабатывается демографический прогноз. Он включает такие данные, как продолжительность жизни, рождаемость и смертность населения, структура населения страны по возрасту, полу, составу семьи, занятости, по доходу, образованию, удельному весу служащих, пенсионеров, школьников, студентов, работающих женщин, плотность населения по регионам, миграция населения, жилищные условия.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, политика государства по регулированию всех форм внешнеэкономических связей, определяющая режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, движение валюты и др. Проводя внешнеэкономическую политику, государство стремится, во-первых, создать для своих предпринимателей наиболее благоприятные условия реализации их товаров по сравнению с иностранными на внутреннем рынке, во-вторых, способствовать расширению внешнеэкономических позиций своих предпринимателей путём различных мероприятий, а также стимулировать вывоз товаров национального производства. Основные средства осуществления внешнеэкономической политики: таможенно-тарифная система (см. Таможенный тариф) и нетарифные барьеры, регулирование движения капитала и валютного курса, эмиграция и иммиграция рабочей силы, торговля ценными бумагами и др.
Важнейшая составная часть внешнеэкономической политики - внешнеторговая политика. Исторически известны два основных её направления: протекционизм и фритредерство (от англ. free trade - свободная торговля). Протекционизм направлен на защиту собственной промышленности или сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке, для чего используются таможенные тарифы и др. барьеры, призванные не допустить иностранные товары на внутренний рынок или ухудшить их конкурентоспособность. Протекционизм был характерен для периода формирования капитализма.
Важнейшая составная часть внешнеэкономической политики - внешнеторговая политика. Исторически известны два основных её направления: протекционизм и фритредерство (от англ. free trade - свободная торговля). Протекционизм направлен на защиту собственной промышленности или сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке, для чего используются таможенные тарифы и др. барьеры, призванные не допустить иностранные товары на внутренний рынок или ухудшить их конкурентоспособность. Протекционизм был характерен для периода формирования капитализма.