ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Наука » Экономика
ВНЕШНЯЯ СРЕДА, совокупность экономических, природных, политических, демографических и научно-технических факторов, находящихся вне организации и влияющих на возможности руководства управлять её деятельностью. Внешняя среда объединяет такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. Факторы внешней среды не поддаются контролю, но менеджеры должны внимательно следить за ними и учитывать в процессе принятия решений.

Для управления организацией, разработки стратегии её деятельности большое значение имеет анализ демографической среды. Изменение численности населения оказывает влияние на покупательский спрос, на эволюцию рынков. Для предсказания изменений в будущем деловой активности населения и количества потребителей разрабатывается демографический прогноз. Он включает такие данные, как продолжительность жизни, рождаемость и смертность населения, структура населения страны по возрасту, полу, составу семьи, занятости, по доходу, образованию, удельному весу служащих, пенсионеров, школьников, студентов, работающих женщин, плотность населения по регионам, миграция населения, жилищные условия.

Экономическая среда определяется такими показателями, как уровень деловой активности и занятости, общий уровень текущих доходов, цен, сбережений, доступность кредитов (размер ставки процента и возможные сроки, на которые предоставляются ссуды), удельный вес конкурентоспособной промышленной продукции фирм страны на внутреннем и внешнем рынках, размер дефицита бюджета государства, среднегодовые темпы инфляции, удельный вес частной собственности в совокупной собственности страны, уровень налогов и их количество, структура распределения доходов населения, уровень развития финансовой системы страны (напр., число коммерческих банков, страховых компаний и т. д.).

На процесс принятия решений в управлении оказывает влияние природная среда: наличие природных ресурсов и дефицитность отдельных видов природных ресурсов по регионам страны, климатические факторы, затраты в бюджете страны на защиту окружающей среды и др. Большое значение имеет влияние загрязнения окружающей среды на деятельность организации, качество выпускаемой ею продукции.

Влияние научно-технической среды проявляется в возникновении новых товаров, в возможности применения в производстве принципиально новых, более совершенных технологических процессов. Бизнес должен идти в ногу с научно-техническим прогрессом, учитывая при этом все стадии производства: обработку сырья, дизайн, собственно производство, обслуживание, продвижение продукта к покупателю. Научно-технические факторы характеризуются такими показателями, как удельный вес докторов и кандидатов наук в общей численности работающих в стране, степень развития информатизации и компьютеризации общества, затраты государства на развитие науки и др.

На управленческие решения оказывает существенное воздействие правовая среда. Это находит отражение прежде всего в наличии федеральных правовых актов (законов, указов президента, постановлений правительства, государственных стандартов и т. п.) по защите прав потребителей, предпринимательству, ценным бумагам, антимонопольной политике, управлению качеством и конкурентоспособностью товаров, по стандартизации, метрологии, охране окружающей среды, сертификации товаров и услуг и т. п.

К политическим факторам внешней среды, с влиянием которых предпринимателям приходится считаться, относятся: уровень демократических преобразований в стране и степень вероятности возврата к прошлой политической системе; количество забастовок с численностью участвующих св. 100 чел., проводимых в стране в конкретный день; криминальная обстановка в стране; количество политических фракций в органах законодательной власти.

На принятие решений менеджерами могут оказать влияние и основные культурные ценности общества: отношение людей друг к другу, к самим себе, к общественным институтам, к природе. Культурные рамки определяют восприятие "хорошего вкуса" в рекламе, как потребители примут товар, какой товар они хотели бы принять. Культурная среда характеризуется уровнем образования населения страны, обеспеченностью населения театрами, кинотеатрами, библиотеками, спортивными сооружениями и др. Э. Я. Шейнин.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.