ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Наука » Экономика
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, политика государства по регулированию всех форм внешнеэкономических связей, определяющая режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, движение валюты и др. Проводя внешнеэкономическую политику, государство стремится, во-первых, создать для своих предпринимателей наиболее благоприятные условия реализации их товаров по сравнению с иностранными на внутреннем рынке, во-вторых, способствовать расширению внешнеэкономических позиций своих предпринимателей путём различных мероприятий, а также стимулировать вывоз товаров национального производства. Основные средства осуществления внешнеэкономической политики: таможенно-тарифная система (см. Таможенный тариф) и нетарифные барьеры, регулирование движения капитала и валютного курса, эмиграция и иммиграция рабочей силы, торговля ценными бумагами и др.

Важнейшая составная часть внешнеэкономической политики - внешнеторговая политика. Исторически известны два основных её направления: протекционизм и фритредерство (от англ. free trade - свободная торговля). Протекционизм направлен на защиту собственной промышленности или сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке, для чего используются таможенные тарифы и др. барьеры, призванные не допустить иностранные товары на внутренний рынок или ухудшить их конкурентоспособность. Протекционизм был характерен для периода формирования капитализма.

В противоположность этому политика свободной торговли (фритредерство) предполагает отмену различного рода ограничений на пути иностранных товаров. Для политики свободной торговли характерны низкие таможенные пошлины или полная их отмена, ликвидация различных ограничений импорта и т. д. Но, хотя идеологи фритредерства и провозглашали принцип невмешательства государства в частнокапиталистическую деятельность, тем не менее государство активно использовалось в борьбе за рынки, в частности, внешние.

В послевоенный период, когда под воздействием научно-технической революции усилился процесс углубления международного разделения труда и интернационализации экономики, во внешнеторговой политике наметились новые тенденции. Сфера интересов крупнейших компаний промышленно развитых стран расширилась и вышла за рамки национальных государств. Различного рода протекционистские барьеры стали мешать их экспансии на внешних рынках.

В этих условиях для внешнеторговой политики промышленно развитых стран стал характерен отказ от мер крайнего протекционизма в области импорта, хотя развивающиеся страны в интересах защиты нарождающейся промышленности продолжают придерживаться этих принципов. В развитых странах на передний план выдвигается не задача защиты внутреннего рынка, а наоборот, обнаруживается тенденция к либерализации внешней торговли и движения капитала, снимаются ограничения и вводится свободная обратимость национальной валюты.

Важнейшей задачей государственного регулирования становится усиление международной конкурентоспособности "своих" предпринимателей; с этой целью национальное государство не только проводит мероприятия в области внешнеэкономических связей, но и принимает меры по форсированию накопления капитала, стимулированию технического совершенствования производства, формированию новых отраслей и видов производств. В эпоху НТР огромную роль в повышении национальной конкурентоспособности играет финансирование государством научных исследований, мероприятий по их внедрению в производство. Рост концентрации и централизации капитала на международной арене сделал важным направлением национальной государственной политики поощрение концентрации и централизации национального капитала в целях укрепления его позиций на мировом рынке.

Основными методами внешнеторговой политики являются таможенно-тарифное регулирование (взимание импортных и экспортных пошлин) и нетарифное регулирование (квотирование, лицензирование и др.). Таможенные пошлины выступают не только инструментом регулирования внешней торговли, но и важным источником доходов государственного бюджета. В большинстве стран взимаются только импортные пошлины. Свод таможенных импортных пошлин составляет таможенный тариф. Выполняя фискальные функции, таможенный тариф вместе с тем призван быть инструментом разумного протекционизма, защищать отрасли национального производства, способные быть конкурентоспособными на внутреннем и на мировом рынках, и стимулировать прогрессивные структурные сдвиги во внешней торговле страны. Этим принципам должно отвечать построение таможенного тарифа. В промышленно развитых странах средний уровень таможенных пошлин низкий (5-6%), в развивающихся - он намного выше (до 50%), а в некоторых странах - Египте, Марокко, Сирии, Индии, Пакистане, Таиланде - импортные пошлины превышают 100%. В действующем таможенном тарифе РФ его средний уровень 13-14%.

К нетарифному регулированию относится прежде всего установление квот экспорта или импорта отдельных товаров. В условиях либерализации торговли в промышленно развитых странах квоты на импорт в основном отменены, хотя получившие распространение ограничения экспорта добровольные по существу являются квотами. Импортные квоты в РФ, как правило, не применяются. Экспортные квоты в мировой практике встречаются редко. В начале отечественных рыночных реформ для ограничения вывоза сырьевых товаров наряду с экспортными пошлинами использовались экспортные квоты, которые в дальнейшем были отменены.

Лицензирование, предполагающее получение экспортёром или импортёром специального разрешения (лицензии) на осуществление внешнеторговой сделки с соответствующим товаром, применяется для контроля за соблюдением квот, если они установлены, а также за торговлей специфическими товарами. Лицензирование является основной формой осуществления экспортного контроля за товарами военного и двойного назначения (используемых как в мирных, так и в военных целях), экспорт которых может угрожать национальной и международной безопасности. Кроме того, лицензирование - форма контроля за экспортом диких животных, слоновой кости, рогов, кораллов, коллекционных материалов по минералогии и биологии, лекарственного сырья растительного и животного происхождения и некоторых других товаров и услуг.

К нетарифным формам регулирования относится также контроль за соблюдением при импорте товаров технических, фармакологических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов и требований. В РФ существует порядок ввоза на её территорию товаров, подлежащих обязательной сертификации.

Начало рыночных преобразований в стране ознаменовалось отказом от государственной монополии внешней торговли и полной либерализацией внешнеэкономической деятельности. В соответствии с Указом Президента РФ от 15 ноября 1991 г. "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР право осуществлять внешнеэкономические операции получили любые физические или юридические лица. Государство не предопределяет конкретные объёмы экспорта и импорта товаров и услуг, но экономическими и административными мерами воздействует на динамику, структуру и направления внешней торговли и др. форм внешнеэкономических связей.

Поскольку целью рыночных реформ провозглашена интеграция РФ в мировое хозяйство, государство должно проводить активную внешнеэкономическую политику, т. к. в условиях большей открытости экономики, когда национальные производители сталкиваются с международной конкуренцией не только на мировом, но и на внутреннем рынке, государство должно формами и методами внешнеэкономической политики, принятыми в международной практике, защищать национальные интересы, способствовать повышению конкурентоспособности национальной продукции. Основные принципы государственного регулирования внешней торговли определены в Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".

В Законе РФ "О таможенном тарифе", принятом 21 мая 1993 г., определяются виды таможенных пошлин, методы определения таможенной стоимости товара и страны происхождения товара, а также тарифные льготы. Порядок таможенного оформления товаров, вывозимых и ввозимых на таможенную территорию РФ, определяется Таможенным кодексом РФ, утверждённым 18 июня 1993 г. В нём в соответствии с мировой практикой установлены 15 таможенных режимов в отношении экспорта и импорта товаров. При некоторых из них импорт товаров не облагается таможенными пошлинами (напр., при ввозе товаров на таможенный склад, свободную таможенную зону или свободный склад, магазины беспошлинной торговли, для переработки на таможенной территории или переработки под таможенным контролем, при реимпорте, временном ввозе).

Федеральный закон "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" (от 14 апреля 1998 г.) установил порядок формирования и применения таких инструментов торговой политики и регулирования внутреннего рынка, как импортные квоты, специальные таможенные пошлины, антидемпинговые и компенсационные меры (когда в стране-экспортёре при производстве или экспорте какого-либо вида товара используются государственные субсидии), а также введение временного запрета или ограничения экспорта в случае критического недостатка товара на внутреннем рынке РФ.

Составная часть внешнеэкономической политики - регулирование движения капитала. В условиях рыночных реформ привлечение капитала в РФ - одно из приоритетных направлений внешнеэкономической политики. Ввоз иностранного капитала в страну регулируется Законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", принятым 9 июля 1999 г., в соответствии с которым иностранные инвестиции пользуются в РФ национальным режимом (за небольшими изъятиями, предусмотренными в иконе). Им предоставлены гарантии от национализации, реквизиции или конфискации (кроме исключительных случаев, предусмотренных законодательством).

Одна из форм привлечения иностранных инвестиций в РФ - соглашения о разделе продукции, широко применяемые в международной практике. В Федеральном законе "О соглашениях о разделе продукции (от 30 декабря 1995 г.) предусматривается, что инвестору на возмездной основе и на определённый срок предоставляются исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении. Произведённая при разработке месторождений продукция подлежит разделу между государством и инвестором на условиях соглашения, при этом часть налогов, которые должен уплатить инвестор, заменяется разделом продукции.

Элементом внешнеэкономической политики является государственное регулирование международного технологического обмена, коммерческого использования интеллектуальной и промышленной собственности. Основные правовые акты в этой области внешнеэкономической деятельности - Патентный закон РФ и Закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23 сентября 1992 г. Растущая международная миграция рабочей силы вызвала к жизни разные формы государственного регулирования этих процессов, особенно приток мигрантов в промышленно развитые страны. В РФ она также регулируется государством, в частности Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы". В системе мер внешнеэкономической политии важное место занимает валютная птитика, от характера которой во многом зависит степень либерализации внешнеэкономических связей и открытости экономики.

Важнейшими инструментами внешнеэкономической политики являются заключаемые страной торговые договоры и соглашения, а также другие соглашения, регулирующие её отношения со странами-партнёрами. В современных условиях важное значение имеет участие в международных соглашениях, договорах и в деятельности международных организаций, которые регулируют торговые, валютные и др. экономические отношения. В области регулирования международной торговли основополагающим цокументом служит заключённое в 1947 г. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ, в редакции 1994 г.), в основе которого лежит режим наибольшего благоприятствования.

Поскольку Российская Федерация выступает правопреемником Советского Союза, продолжают действовать торговые договоры и соглашения, определяющие принципы двусторонних отношений РФ с соответствующими странами, и прежде всего режим наибольшего благоприятствования. Заключён целый ряд новых торговых договоров и соглашений. Вместе с тем важным фактором активного включения РФ в международное экономическое сотрудниче-ртво призвано стать вступление страны во Всемирную торговую организацию (ВТО), переговоры о котором активно ведутся. В связи с расширением международного движения капитала заключаются новые виды соглашений; в частности, РФ подписано несколько десятков соглашений с зарубежными странами о защите и поощрении иностранных инвестиций, об устранении двойного налогообложения.

Регулированием международных валютных и кредитных отношений занимаются такие финансовые международные организации, как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития, членом которых является РФ.

Для многих стран одно из основных направлений внешнеэкономической политики - участие в интеграционных группировках, в рамках которых создаются наиболее благоприятные условия для экономических отношений стран-участниц. Наиболее важные из них - Европейский союз (ЕС), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др.

Для РФ важное значение имеет сотрудничество с бывшими республиками СССР в рамках Содружества Независимых Государств и Таможенного союза. В декабре 1997 г. РФ была принята в Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Экономические отношения РФ со странами ЕС базируются на соглашении о партнёрстве и сотрудничестве, подписанном в 1995 г.

И. П. Фаминский.

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ, издержки и выгоды для третьих лиц, связанные с производством или потреблением блага.

Существуют отрицательные и положительные внешние эффекты. Отрицательные внешние эффекты возникают в том случае, когда производство или потребление какого-либо блага вызывают издержки у других лиц.

Классическим примером отрицательного производственного внешнего эффекта является ухудшение экологической обстановки. Ориентируя экономику на постоянно возрастающий спрос, рынок в течение столетий стимулировал всё большее вовлечение природных запасов в хозяйственный оборот. Это пагубно сказывалось на состоянии окружающей среды, обостряло проблемы больших городов и т.п. Когда производство какой-либо продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило, требуются дополнительные затраты (очистка воды для населения, затраты на поддержание здоровья и т. п.). При этом на цене продукта, производство которого повлекло за собой подобные побочные эффекты, это может и не сказаться. Дело в том, что производитель, загрязняя атмосферу ядовитым дымом или спуская промышленные стоки в реку, наносит реальный ущерб благосостоянию окрестных жителей, снижению их качества жизни. В связи с этим производитель как бы переносит часть издержек, непосредственно связанных с производством данного товара, на население. Эти затраты сам производитель никак не компенсирует. Справиться с отрицательными последствиями производства население может только с помощью государства, которое вынуждено затрачивать средства для компенсации подобного эффекта деятельности предприятия-загрязнителя, оплачивая расходы на защиту окружающей среды. В последние десятилетия 20 в. серьёзное ухудшение экологической обстановки привело к широкому распространению предварительной государственной экспертизы инвестиционных проектов на их экологическую безопасность.

Примером отрицательного воздействия внешнего эффекта на потребление и производство могут служить автомобильные заторы на дорогах. Здесь непросто выделить внешний эффект - с кого брать налог и в чью пользу перераспределять ресурсы, ибо автолюбители, страдающие от заторов на дорогах, часто сами и виноваты в них.

Положительный внешний эффект проявляется в том случае, когда производство или потребление какого-либо блага порождает у третьих лиц выгоды, которые не компенсируются ими.

В качестве положительного внешнего эффекта можно назвать влияние военного производства на индивидуальное благосостояние потребителей. Потребитель, уплачивая налог, "покупает" общественный товар - национальную оборону - и удовлетворяет свою потребность в безопасности от внешних врагов. Производители же этой государственной услуги, т. е. военные корпорации, стремясь обеспечить потребность в безопасности, способствуют научно-техническому прогрессу, результатами которого бесплатно пользуются все члены общества. Это происходит потому, что по цене-налогу потребитель "покупает" только национальную оборону, а не социальные последствия милитаризации экономики. Следовательно, потребители остаются в долгу перед военно-промышленным комплексом, ибо бесплатно увеличивают за его счёт своё благосостояние. Для компенсации этого внешнего эффекта государство может предоставлять субсидии военным корпорациям, поднимать цены на военную продукцию, увеличивать подоходные налоги.

Среди других примеров положительных внешних эффектов можно назвать услуги здравоохранения или образования. Они приносят выгоду не только тем, кто эти услуги получает и оплачивает, но и обществу в целом. Рынок в денежной форме как бы недооценивает полезность этого блага (с точки зрения общества она выше, чем с точки зрения индивида), а следовательно, и не доплачивает за него. Иными словами, при наличии положительных внешних эффектов рынок направляет на производство данного блага ресурсы в недостаточном количестве.

Наличие у рынка внешних эффектов делает необходимым вмешательство государства в экономическую жизнь. Это вмешательство сводится к следующему:

1. Государство вводит специальные налоги, которые вместе с субсидиями из государственного бюджета позволяют перераспределить средства в пользу пострадавших от внешних эффектов (предоставление субсидий военным корпорациям, затраты на государственную систему образования и т.д.).

2. С помощью государства устанавливаются цены, учитывающие затраты на компенсацию последствий внешних эффектов. Э. Я. Шейнин.

ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, см. в ст. Государственный долг.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.