ВХОДНОЙ БАРЬЕР НА РЫНОК

Наука » Экономика
ВХОДНОЙ БАРЬЕР НА РЫНОК, экономические, административно-правовые и социально-психологические препятствия участию в актах купли-продажи. Поскольку рынок, по определению, есть свободная купля-продажа, то в идеальной модели рынка экономические барьеры отсутствуют, т.е. каждый покупатель, равно как и продавец, свободно участвует в рыночной деятельности. Однако на практике деятельность государства в качестве субъекта экономики приводит к появлению экономических барьеров, особенно в отношениях между странами.

Государство, покровительствуя своему национальному рынку и своим предпринимателям, создаёт экономические барьеры, препятствующие проникновению на рынок "чужих" предпринимателей. К экономическим входным барьерам относятся тарифные барьеры, когда государство устанавливает высокие ставки таможенных пошлин на импортируемые товары, а также введение антидемпинговых и компенсационных пошлин.

Экономические барьеры вхождения в рынок возникают также вследствие монополизации производства. В этом случае монополисты, заключая соглашения друг с другом, имеют возможность с помощью ценовой дискриминации и др. экономических методов создавать экономические барьеры для вхождения в рынок.

Административно-правовые барьеры вхождения в рынок создаёт государство с целью ограничения импорта. К ним относятся лицензирование, требования соответствия импортируемых товаров национальным техническим, экологическим и санитарным стандартам и нормам и пр. административные процедуры.

Административно-правовые барьеры вхождения в рынок могут быть и внутри страны, когда органы власти разрабатывают чрезвычайно сложные процедуры вхождения в рынок для предпринимателей, что не только тормозит вхождение в рынок, но и приводит к другим негативным последствиям, например к коррупции.

Социально-психологические барьеры вхождения в рынок возникают тогда, когда население в силу исторических традиций, структуры производства, менталитета не подготовлено к рынку. Это характерно для России, в которой десятилетиями свободное доведение товара до потребителя (не через государственный механизм) считалось спекуляцией и было уголовно наказуемо. Поэтому рынок стал во многом полем деятельности для теневой экономики, активно функционировавшей в условиях советской системы, но не для законопослушного населения, для которого свободный рынок ассоциировался со "спекуляцией". Отсутствие рыночного мышления у большинства населения, наличие "внутреннего запрета" для активной рыночной деятельности явились объективным препятствием для вхождения России в цивилизованный рынок. Э. Ф. Миженская.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.