ДИРЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ

Наука » Экономика
ДИРЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ, совокупность методов и средств (инструментов) прямого государственного воздействия на экономику (предприятия и организации), направленных на достижение установленных целей социально-экономического развития; неотъемлемая составная часть государственного регулирования экономики любого типа (развитой рыночной, развивающейся, переходной, плановой). В административно-плановой экономике бывших социалистических стран директивные методы управления были определяющими, а в отдельные периоды и исключительными методами государственного регулирования экономики. В рыночной экономике они обеспечивают тот или иной объём регулирующих хозяйственных и социальных функций государства. Прямые методы воздействия на экономику используются во всех основных сферах деятельности государства: при определении, установлении и защите правовых основ и норм владения собственностью и функционирования рынков, в осуществлении производства и закупок товаров и услуг для государственных нужд, в обеспечении обороноспособности и других общественно значимых сфер жизни страны (в т. ч. здравоохранения, образования, науки, культуры, защиты окружающей среды), в социальном обеспечении. Финансируя свою деятельность за счёт налогов, сборов и займов, государство использует директивные методы управления для целенаправленного влияния на цены, процентные ставки, на работу ряда отраслей материального производства (напр., естественных монополий, предприятий государственного сектора). Поэтому понять способ функционирования современной рыночной экономики только через механизм работы рынков невозможно, нужно также понимать способы прямого воздействия государства на основные социально-экономические процессы.

ДИЛЕР

Наука » Экономика
ДИЛЕР (англ, dealer), физическое лицо или фирма, осуществляющие торговое или биржевое посредничество между производителем и потребителем, между брокером и клиентом, другими дилерами. Дилер действует от своего имени, на свой страх и риск и осуществляет сделки за собственный счёт. Дилер может выступать посредником в торговых сделках купли-продажи товаров, ценных бумаг и валюты. Дилер, заключающий на определённых условиях с фирмой-производителем договор о продаже и обслуживании товаров с её маркой, называется уполномоченным дилером. Он принимает на себя также часть ответственности за качество товаров, реализуемых под престижной торговой маркой. Правильный выбор дилера - одна из важнейших задач маркетинга, маркетинговой службы.

В зависимости от способа реализации своей продукции производитель осуществляет поиск торгового посредника, если в этом возникает необходимость. Хотя в целом пересмотр связей с торговыми посредниками и дилером предприятия в условиях рынка производят редко и идут на это весьма неохотно (наличие каналов сбыта - это своего рода дополнительный невидимый "капитал" фирмы), в ряде случаев им это приходится делать, по крайней мере частично. Наиболее распространённым случаем является диверсификация производства или создание принципиально нового изделия, не имеющего близких аналогов на рынке.

ДИЗАЖИО

Наука » Экономика
ДИЗАЖИО (итал. disagio - затруднение), 1) выраженная в процентах разница между номиналом ценной бумаги и её упавшим рыночным курсом. 2) Понижение биржевого курса ценных бумаг по сравнению с их номиналом. 3) Отрицательная разница между курсом ценной бумаги на наличном и срочном рынках. 4) Понижение курса ценных бумаг на иностранных биржах в сравнении с курсом на национальных биржах.

Противоположное понятие - ажио.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ

Наука » Экономика
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ (от лат diversus - разный и facere - делать) в экономике, разнообразие, разностороннее развитие хозяйственной деятельности с целью повышения её эффективности.

Различают несколько видов экономической диверсификации: производственную, макроэкономическую - на уровне национальной экономики, микроэкономическую - на уровне отдельной компании, внешнеторговую, маркетинговую, инвестиционную, или депозитную.

Производственная диверсификация, или диверсификация производства, объективно обусловлена самим технологическим процессом, когда отходы одного производства становятся сырьём для другого. Такое последовательное использование отходов предыдущего производства для организации последующего обеспечивает повышение эффективности всего производственного комплекса, гарантирует получение экономической выгоды и предотвращает банкротство, поскольку возможные потери в одном звене производственного комплекса компенсируются получением прибыли в других звеньях. Такая производственная диверсификация базируется на достижениях и внедрении в производство результатов научно-технического прогресса, позволяет расширять ассортимент продукции, изменять её вид, осваивать новые виды производства.

ДЕФЛЯЦИЯ

Наука » Экономика
ДЕФЛЯЦИЯ (от позднелат. deflatio - выдувание, сдувание), процесс снижения общего уровня цен. Будучи зеркальным отражением инфляции, дефляция возможна в силу действия тех же факторов, но в противоположном направлении. Основной причиной снижения общего уровня цен является отставание темпов роста денежного предложения от темпов роста производства, т. е. относительное или абсолютное сокращение количества денег в обращении. В нормальных условиях спрос на деньги (см. Рынок денег) растёт пропорционально росту дохода. Если динамика денежного предложения не успевает за динамикой спроса на деньги, то неизбежно повышение "цены денег" - процентной ставки. Далее в действие вступает трансмиссионный механизм (см. Равновесие макроэкономическое): возросшая процентная ставка сбивает инвестиционный и, частично, потребительский спрос; сокращается производство и, соответственно, спрос на труд; падает уровень заработной платы, а за ним и цен.

Если государство не вмешивается в этот процесс, то в конечном счёте экономика должна полностью адаптироваться к новому уровню денежного предложения и цен. В самом деле, снизившиеся цены приводят к увеличению реального денежного предложения, в результате чего должна снизиться процентная ставка, возрасти инвестиционный и, частично, потребительский спрос, увеличиться производство. Однако процесс этот может затянуться, что приведёт к значительным сложностям экономического и социального характера. Не случайно, отставание динамики денежного предложения от динамики производства часто характеризуется как источник дефляционного шока.

Весьма редким вариантом дефляции является снижение общего уровня цен в результате так называемого благоприятного шока со стороны предложения (см. Шок экономический). В этом случае снижение общего уровня цен, сопровождающееся ростом производства, не вызывает неприятных социальных и экономических последствий.

От дефляции следует отличать процесс дезинфляции. Последняя означает постепенное сокращение темпов роста цен, а не их абсолютного уровня. Типичным способом снижения инфляции является последовательное сокращение темпов прироста денежного предложения. А. Д. Некипелов.

ДЕПОНЕНТ

Наука » Экономика
ДЕПОНЕНТ (от лат. deponentus - откладывать), 1) физическое или юридическое лицо, которое передало на хранение в кредитное учреждение (банк) деньги или ценные бумаги. 2) Лицо, не получившее своевременно причитающиеся ему денежные доходы и выплаты, которые тем самым и стали депозитами; напр., не полученная своевременно работником и не переведённая на его банковский счёт заработная плата переводится на депонент организации, которая должна выплатить заработную плату, и хранится на депоненте до востребования в течение определённого срока. 3) Отдельные организации и лица, в пользу которых произведены удержания из заработной платы (напр., алименты).

ДЕПОЗИТ

Наука » Экономика
ДЕПОЗИТ (от лат. depositium - вещь, отданная на хранение), 1) денежные вклады в банки (банковские депозиты). 2) Ценные бумаги и денежные средства, передаваемые на хранение в кредитное учреждение. 3) Взносы денежных средств в различные учреждения, производимые в качестве платежей, для обеспечения требуемой оплаты. 4) Записи в банковских книгах, содержащие или подтверждающие требования клиентов к банку. См. также Депозитный сертификат.

ДЕПОЗИТНЫЙ СЕРТИФИКАТ, письменное свидетельство банка (кредитного учреждения) о депонировании денежных средств, удостоверяющее право вкладчика на получение по истечении срока основной суммы вклада и процентов по нему. Различают депозитные сертификаты до востребования и срочные. Срочные могут быть непередаваемыми - хранятся у вкладчика и предъявляются в банк в момент наступления срока, и передаваемыми - могут быть проданы на вторичном рынке и перейти к другому владельцу.

Депозитный сертификат - важнейший после казначейских векселей краткосрочный инструмент денежного рынка.

В практике российских коммерческих банков депозитные сертификаты относятся к долговым обязательствам, обращающимся на рынке, и подлежат отражению в банковских балансах в разделе ценных бумаг.

ДЕНЬГИ

Наука » Экономика
ДЕНЬГИ, всеобщий эквивалент, товар всех товаров. Главная черта денег, отличающая их от любого другого товара,- их ликвидность, т. е. способность обмениваться на любой другой товар. Деньги известны с древнейших времён, с тех пор, когда возник регулярный обмен продуктами между первобытными племенами. Первоначально роль денег играли самые разнообразные вещи: ракушки, скот, меха, куски металла и прочее. Однако постепенно, с развитием обмена и созданием мирового рынка, в силу физических и химических свойств, позволяющих удобно производить обмен, роль денег стали выполнять золото и серебро.

Денежная система Древнерусского государства сложилась в 9-10 вв., в конце 10 - начале 11 вв. началась чеканка первых русских монет из золота и серебра (златников и Серебреников, с древнейших времён до 18 в. в русском денежном обращении использовались привозные золото и серебро). В международной торговле и для крупных платежей во внутренней торговле вместо монет стали использовать серебряные слитки. В 13 в. новгородские слитки в форме палочки-бруска весом ок. 200 г стали называться рублём. Первые российские бумажные деньги - ассигнации были напечатаны в 1769 г.

Выделение денег из массы товаров -объективный процесс, обусловленный возникновением товарного производства и его дальнейшим развитием. Без выделения денег невозможен массовый обмен товаров, складывающийся на основе общественного разделения труда. Сущность денег проявляется через их функции.

ДЕНЕЖНАЯ МАССА

Наука » Экономика
ДЕНЕЖНАЯ МАССА, совокупный объём покупательных и платёжных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству.

С развитием форм товарного обмена и платёжно-расчётных отношений состав и структура денежной массы в обращении претерпели существенные изменения. До середины 19 в. подавляющую её часть в Великобритании, США и Франции составляли наличные деньги, в т. ч. две трети - золотые и серебряные монеты как полноценные деньги. В дальнейшем по мере внедрения кредитных форм обращения, и прежде всего системы безналичных расчётов, происходило сокращение доли наличной денежной составляющей. К 1913 г. доля полноценных денег в промышленно развитых странах упала до 15%. Фактическое участие золотых денег было ещё меньше. С вытеснением в 1-й трети 20 в. золота из обращения денежная масса состоит из банкнот, монет и банковских депозитов, которые рассматриваются как деньги, потому что используются для уплаты долгов посредством чеков и подобных им финансовых инструментов.

Исчисление количества денег, находящихся в современных системах денежного обращения, - сложный процесс, т. к. не всегда можно сразу определить, что относится к деньгам, а что нет. Поэтому в статистике обычно используется несколько показателей денежной массы, которые называются денежными агрегатами. Все эти показатели, или агрегаты, имеют обозначения от М0 до М5, причём каждый из них особым образом характеризует состояние денежной сферы. Друг от друга денежные агрегаты отличаются степенью ликвидности, т. е. возможностью быстрого превращения в наличные деньги.

ДЕМПИНГ

Наука » Экономика
ДЕМПИНГ (от англ. dump - выгружать, сбрасывать), продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньшим средних розничных, иногда и ниже себестоимости товара. В законодательстве многих стран демпинг определяется как продажа товаров на внешнем рынке по ценам ниже внутренних в стране-экспортёре. В Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ) под демпингом понимается распространение продуктов одной страны на рынке другой по цене ниже "нормальной", если оно причиняет или угрожает причинить значительный вред производству одной из стран-участниц, или существенно замедляет создание национальной продукции.

Поскольку демпинг связан с установлением цены существенно ниже нормального мирового уровня, он может использоваться практически только крупными компаниями, ведущими операции в огромных масштабах. Получая высокие прибыли в своей стране и на рынках ряда других стран, они прибегают к демпингу с целью завоевания новых рынков или подавления потенциальных конкурентов на уже завоёванных рынках. В современных условиях демпингом является не только продажа товаров по весьма низким ценам (на уровне издержек производства, а подчас и ниже их), но и на более благоприятных, чем обычно принято, условиях кредита, технического обслуживания и т.д. После устранения с рынка конкурентов компания повышает цену и компенсирует потери, возникшие в процессе демпинга.

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

Наука » Экономика
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ, метод имитации, моделирование, упрощённое воспроизведение реальной экономической ситуации, используемые при выработке и принятии управленческих решений в различных ситуациях путём игры по заданным правилам группы людей или человека и ЭВМ. Экономика - не только теоретическая, но и сугубо прикладная наука, опирающаяся на живую практику, имеющая дело с конкретными вещами, широко использующая цифры и расчёты. Поэтому и мир экономических знаний, усвоение экономических истин, формирование экономического мышления требуют иллюстрации теоретических выводов на конкретных экономических процессах. При этом особое значение имеет игровое воспроизведение практических ситуаций.

Деловые игры применяются в качестве метода и средства практического обучения экономике, дознания норм экономического поведения, освоения процессов принятия экономических решений. Это метод обучения управлению, в основе которого лежит идея о том, что управление - это больше поведение, навыки и умение, чем знания. Лучший способ развития этих качеств достигается тренировкой через моделирование ситуации и адекватных действий менеджера, что помогает ему приобрести навыки принятия решения в сходных жизненных ситуациях.

В деловой игре, с учётом принятых правил, каждый участник выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни. Благодаря специфической организации и технике проведения деловых игр, в них соединяются такие типы деятельности, как развивающее обучение, исследовательская работа, решение практических задач. Участники деловых игр осваивают навыки, представления, установки, соответствующие тем или иным ситуациям.

ДЕВИЗЫ

Наука » Экономика
ДЕВИЗЫ (франц. devises), платёжные средства, выраженные в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов: векселя, чеки, переводы, аккредитивы, выставленные на иностранные банки, подлежащие оплате за рубежом в иностранной валюте. Термин "девизы", возник после 1-й мировой войны 1914-18 гг., когда в 1922 г. была оформлена Генуэзская валютная система, основанная на золотодевизном стандарте, т.е. золоте и национальных валютах ведущих стран. Сделки банков с девизами производятся в основном в связи с расчётами по внешней торговле, движению капитала, частично по международному туризму и др. неторговым платежам.