ИГРА НА БИРЖЕ

Наука » Экономика
ИГРА НА БИРЖЕ, проведение спекулятивных операций на бирже посредством скупки и продажи ценных бумаг и др. объектов биржевой торговли с целью получения прибыли. При простейшей игре используется разность котировок и курсов на различных рынках; игроки скупают биржевой товар на тех рынках, где он дешевле, и тут же продают там, где он дороже (биржевой арбитраж). Более сложная игра состоит в предвидении изменения курсов и котировок и заблаговременной скупке или продаже биржевых товаров, фондовых ценностей и фьючерсных контрактов (см. Фьючерс) на выгодных началах. Различают игру на повышение (таких игроков называют "быками"), а также игру на понижение (таких игроков называют "медведями").

ЗОЛОТОВАЛЮТНЫЙ СТАНДАРТ

Наука » Экономика
ЗОЛОТОВАЛЮТНЫЙ СТАНДАРТ, система денежного обращения, при которой твёрдые курсы национальной валюты устанавливаются двумя видами резервов центрального банка: золотом и долларом США. См. Бреттон-Вудская валютная система.

ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ, форма организации денежных и валютных отношений страны, основанных на использовании золота как денежного товара. Впервые золотой стандарт как тип денежной системы сложился в Великобритании в конце 18 в., а в большинстве других государств был введён в последней трети 19 в.

Золотой стандарт подразделяется на золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный (золотовалютный). Золотомонетный стандарт представлял собой наиболее устойчивую денежную систему и исключал инфляцию, т.к. излишние по сравнению с потребностями оборота золотые монеты уходили из обращения в сокровище. Золотые монеты обращались и чеканились без ограничений, кредитные деньги свободно разменивались на золотые монеты, цены исчислялись в золоте. Ввоз и вывоз золота мог осуществляться свободно в любых форме и объёме. В период 1-й мировой войны 1914-18 гг. почти во всех странах был прекращён размен кредитных денег на золото, запрещён вывоз его за границу, золотые монеты ушли из обращения.

ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Наука » Экономика
ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (ассоциация свободной торговли), первичная форма экономической интеграции, при которой страны отменяют ограничения во взаимных экономических отношениях, но в отличие от таможенного союза сохраняют полную самостоятельность в проведении своей внутренней и внешней экономической политики. Концепция зоны свободной торговли была положена в основу создания Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), ряда группировок развивающихся стран, напр. Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), в рамках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др. При формировании зоны свободной торговли межгосударственная регулирующая деятельность, состоящая по преимуществу в снятии различных барьеров, охватывает практически лишь сферу обмена и создаёт более благоприятные условия для развития торговли, финансовых расчётов между странами-участницами и т. п. Все основные виды экономического регулирования осуществляются национальными государствами.

Отмена пошлин и др. ограничений фактически ещё не означает экономического объединения государств. Деятельность зоны свободной торговли существенных изменений с точки зрения формирования более ёмкого рынка не даёт, да и воздействие её на развитие производства крайне ограничено. В этом одна из причин кризиса ЕАСТ и вступления большинства её бывших членов в Европейский союз. Страны - члены ЛАСТ также переходят к более высоким формам экономической интеграции; ЛАСТ в 1982 г. преобразована в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ), в которой предполагалось не только снятие барьеров во взаимной торговле стран-участниц, но и осуществление некоторых шагов по координации экономической политики.

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Наука » Экономика
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, установленные законом и др. нормативными документами правила и нормы, регулирующие отношения между потребителями и предпринимателями. Включают: охрану потребителя; предотвращение продажи ему некачественного товара и товара, способного нанести ущерб его жизни и здоровью; компенсацию убытков потребителя от недобросовестной торговли; гарантию предоставления потребителю информации о товарах и услугах, их изготовителях, продавцах, а также государственную и общественную защиту его интересов. Защита прав потребителей - один из определяющих признаков цивилизованной экономики и культуры предпринимательства.

В развитых странах защита прав потребителей формировалась на протяжении всего 20 в. и приобрела законченный вид организованного движения граждан в форме общественных организаций и государственных органов, направленного на повышение прав и влияния покупателей на продавцов продукции. Этот синтез общественных и государственных организаций получил название "консьюмеризм" (от англ. consumer - потребитель).

Консьюмеризм зародился в США в начале 20 в. Толчком к его возникновению стал рост цен и скандальные разоблачения в мясной и фармацевтической отраслях промышленности. Движение в защиту прав потребителей приобрело второе дыхание в середине 1930-х гг. под воздействием резкого роста потребительских цен во времена мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. и очередного скандала в фармацевтической промышленности. Третья волна движения в защиту прав потребителей началась в 1960-х гг. в период чрезмерного потребительского бума, характерной чертой которого было "навязывание" товаров потребителю, принуждение его к покупке ненужных товаров. Многие изделия к этому времени стали сложными и потенциально более опасными, и покупатели начали проявлять недовольство порядками, царящими на потребительском рынке США.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Наука » Экономика
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, денежное вознаграждение за труд; часть дохода, полученного от продажи продукта, созданного трудом работника; выдаётся работнику предприятием, учреждением или иным нанимателем.

Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата - сумма денег, полученная за час, день, неделю, месяц. Реальная заработная плата - количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату. Реальная заработная плата зависит как от номинальной заработной платы, так и от цен на товары и услуги. Чем выше номинальная заработная плата, тем выше и реальная. Повышение цен на товары и услуги снижает реальную заработную плату. Поэтому во время инфляции, как правило, осуществляется процесс индексации заработной платы, т.е. увеличение её номинального (денежного) выражения. В противном случае наблюдается падение реальной заработной платы.

Теоретически величина заработной платы должна обеспечить воспроизводство рабочей силы, т. е. затраты работника и его семьи на удовлетворение необходимых физических, интеллектуальных, социальных потребностей, затраты на повышение квалификации, на удовлетворение исторически сложившихся потребностей. Однако на практике величина заработной платы не является постоянной, она эластична и может быть гораздо ниже необходимого уровня, достигая "биологического" прожиточного минимума. Поэтому в развитых странах приняты законы, гарантирующие минимальный уровень заработной платы, обеспечивающий нормальные условия производства рабочей силы. В Российской Федерации также принят закон о минимальной заработной плате, однако в конце 1990-х гг. её величина не отражала даже уровня удовлетворения биологических потребностей.

ЗАНЯТОСТЬ

Наука » Экономика
ЗАНЯТОСТЬ, деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, заработок (доход).

Содержание понятия "занятость" меняется с переходом к рыночным отношениям и появлением рынка труда. Согласно Закону РФ "О занятости населения" "гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду и осуществлять любую не запрещённую законом деятельность, в т. ч. и не связанную с выполнением оплачиваемой работы". Формирование многосекторной экономики, в т.ч. частного предпринимательства, означает отказ государства от монопольного права на производительное использование рабочей силы, занятость приобретает добровольный характер, а человек - экономическую свободу. Но в то же время в рыночном хозяйстве занятость определяется законами рынка, в т. ч. спросом и предложением на рабочую силу, т.е. трудоспособный индивид не всегда может найти работу. Возникает проблема безработицы. Поэтому занятость и безработица - взаимосвязанные явления. Определённый уровень безработицы, вызванный переходом с одного места работы на другое или нежеланием трудиться при существующем уровне оплаты труда, считается неизбежным и называется естественным уровнем безработицы. Занятость при таком уровне безработицы, составляющая фактически менее 100% рабочей силы, тем не менее называется полной.

ЗАКОНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

Наука » Экономика
ЗАКОНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, существенные устойчивые связи, присущие экономическим явлениям. Экономические законы носят объективный характер, т. е. люди, вступая в определённый тип производства с присущими ему закономерностями, в процессе своей деятельности должны учитывать экономические законы, исходить в своих действиях из их особенностей. Однако в отличие от законов природы, экономические законы - это законы деятельности непосредственно самих людей, которые влияют на экономические законы, в определённой степени формируя их, являясь активными участниками производственных отношений.

Люди подчиняются тем экономическим законам, которые действуют в обществе в данный исторический период. Так, если предприниматель в условиях капитализма не будет стремиться к максимизации прибыли, то он разорится. Законы рыночной экономики и свободной конкуренции заставляют производителя создавать товары в соответствии со спросом населения, иначе он не сможет продать свой товар.

Экономические законы носят исторический характер. В рамках отдельных общественно-экономических формаций действуют разные системы экономических законов. Так, законы первобытно-общинного способа производства отличаются от экономических законов рабовладельческого общества, специфический характер носят законы феодализма и капитализма.

ЗАКОН

Наука » Экономика
ЗАКОН, 1) нормативно-правовой акт, принятый высшим органом государственной власти, либо непосредственным волеизъявлением народа (напр., в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Закон составляет основу системы права государства.

Как самостоятельный источник права закон появился вместе с возникновением государства и пришёл на смену обычаю. В современных развитых странах, в т. ч. и в РФ, система законодательства основана на римском праве. Главным воплощением писаного права римская правовая культура считала закон, который должен был исходить от имеющего полномочия органа, т.е. представлять волю римского народа.

Основным законом РФ является Конституция (от лат. Constutio - устройство). Действующая Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. В Конституции РФ закреплено новое государственное устройство, основы общественного и экономического строя страны, гарантированы институты частной собственности, свобода предпринимательской деятельности, введена система конституционных прав и экономической свободы. Гражданские права и свободы признаются и гарантируются в Конституции РФ согласно принципам и нормам международного права.

ЗАКЛАДНАЯ

Наука » Экономика
ЗАКЛАДНАЯ, юридический документ, свидетельствующий о залоге должником принадлежащего ему недвижимого имущества (земли, строений). Выдаётся кредитору (лицу, давшему деньги в долг) и находится у него до окончательного расчёта с должником. В случае неуплаты долга в срок кредитор обладает правом продать заложенное имущество, стать его собственником. Закладная составляется в нотариальной конторе и регистрируется в кадастровой книге.

ЗАБАСТОВКА (стачка)

Наука » Экономика
ЗАБАСТОВКА (стачка), форма коллективного протеста, выражающаяся в отказе выполнить работу (полностью или частично) рабочими и служащими, которые предъявляют предпринимателям или государству свои экономические или политические требования.

Забастовка как форма протеста возникает при капитализме, в рамках которого формируется рабочий класс и его организации. Исторически забастовочному движению предшествовали выступления луддитов, уничтожавших на фабриках машины.

Массовый характер забастовки стали носить в эпоху машинного производства: чартистское движение боролось за фабричное законодательство в Великобритании (30-40-е гг. 19 в.); во Франции и Германии забастовки перерастали в вооружённые восстания (Лионские восстания ткачей в 1831-34, Силезские восстания ткачей 1793, 1844 и др.). К концу 19 в. с ростом численности и организованности рабочего класса (создание профсоюзов, рабочих партий) забастовочное движение приобретает всё больший размах. Произошла 90-тысячная забастовка рурских горняков в Германии, её поддержали горняки Саксонии, Саара и Верхней Силезии (1889), бастовали французские горняки Севера и Па-де-Кале (1891); американские рабочие (май 1886) организовали всеобщую забастовку, в ходе которой было выдвинуто требование 8-часового рабочего дня.

Забастовки выступают как необходимая форма борьбы рабочего класса за свои права и в 20 в. Так, мировой экономический кризис 1929-33 гг. сильно ухудшил положение рабочего класса, что вызвало волну забастовочного движения. Причём рабочие выдвигали не только экономические, но и политические требования; в частности, в этот период рабочими были завоёваны права на организацию профсоюзов, на забастовку, на признание института коллективных договоров.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА

Наука » Экономика
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА, процесс, состоящий из последовательно наступающих стадий зарождения идеи, разработки товара, основания его производства, роста рыночной продажи, морального старения, снижения и прекращения производства, замены новым, более прогрессивным товаром. Такой цикл вынуждены проходить в течение разного времени практически все производимые людьми товары. Хотя прекращение производства выпускаемых товаров приводит к убыткам, всё же их периодическая замена целесообразна, т.к. производство и продажа новых товаров приносят выгоды, перекрывающие понесённые потери. Развитие науки, техники, технологии, побуждаемое ростом и качественным изменением человеческих потребностей, приводит к сокращению продолжительности жизненного цикла многих товаров, их обновлению в течение 5-10 лет.

На основе научных исследований, проектирования, конструирования, технологических разработок, испытаний создаются образцы товаров, претендующих стать новинками. Принято считать, что процесс создания нового товара включает формирование замысла, отбор прогрессивных идей, разработку замысла и его опытную проверку, формирование стратегии маркетинга нового товара, анализ возможностей производства и сбыта товара, проектно-конструкторскую разработку, серийное производство, испытание первых партий товара в рыночных условиях, коммерческое производство.

Как только товар запущен в коммерческое производство, поступил в массовую продажу, начинается его полный жизненный цикл. Если все предыдущие стадии создания нового товара подтвердили его жизненность, шансы на успех, то развернувшееся производство и продажу нового товара правомерно считать началом полного жизненного цикла, протяжённость и протекание которого заранее можно предвидеть лишь в самых общих чертах. Хотя судьба нового товара ещё не предопределена в это время достаточно чётким образом, есть все основания считать, что он пройдёт полный жизненный цикл, производственно-торговую историю своего существования.

ЁМКОСТЬ РЫНКА

Наука » Экономика
ЁМКОСТЬ РЫНКА, потенциально возможный объём продаж определённого товара на рынке за определённый период при данном уровне цен и соотношении предложения и спроса на товар, состоянии общей конъюнктуры рынка, доходов населения, деловой активности. Ёмкость рынка является величиной переменной и изменяется во времени вследствие изменения факторов, от которых она зависит. Определение ёмкости рынка - главная задача рыночного (маркетингового) исследования, основа определения объёмов инвестирования и производства.

Ёмкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения. Рынок имеет количественную и качественную характеристики, т. е. его объём выражается в стоимостных и натуральных показателях продаваемых, а следовательно, и покупаемых товаров. Для определения ёмкости национальных товарных рынков применяется понятие видимого потребления товаров, т. е. собственное производство товара в стране за вычетом экспорта и с добавлением импорта аналогичных товаров.

Ёмкость рынка формируется под влиянием множества факторов, каждый из которых может в определённых ситуациях как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая его ёмкость. Всю совокупность факторов можно разделить на две группы -общего и специфического характера.