ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО)

Наука » Экономика
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО), многосторонняя межправительственная организация по вопросам международного регулирования торговли товарами и услугами. Создана на основе соглашения, подписанного в 1994 г. в Марракеше (Марокко). Начала функционировать с 1 января 1995 г. ВТО стала правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), подписанного 23 странами в 1947 г. В дальнейшем число стран - членов ГАТТ возросло до 125, а само соглашение стало постепенно превращаться в организацию. Решение о создании ВТО было выработано на очередном раунде переговоров в рамках ГАТТ (так называемого Уругвайского раунда).

Образование ВТО свидетельствует о дальнейшей интернационализации экономики, характеризует её современный этап - этап глобализации хозяйственной жизни. ВТО призвана не только содействовать дальнейшему снятию торговых барьеров между странами, т. е. либерализации торговли, но и способствовать развитию других современных форм международных экономических связей.

Главный орган ВТО - Конференция на уровне министров, собирающаяся один раз в два года. Между конференциями её функции выполняет Генеральный совет, который организует работу органа по разрешению споров, органа по проведению обзоров торговой политики и др. Кроме того, в ВТО созданы: Совет по торговле товарами (это фактически действующая под новым названием сессия стран - участниц ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, а также комитеты, наблюдающие за выполнением других соглашений, вошедших в пакет основополагающих документов ВТО (напр., комитеты по техническим барьерам в торговле, по антидемпинговой практике, по защитным мерам и др.). На базе Секретариата ГАТТ создан Секретариат ВТО во главе с генеральным директором.

ГАТТ ставило своей задачей постепенное снижение обычных таможенных тарифов, отмену преференций, устранение нетарифных ограничений импорта и проведение других торгово-политических мероприятий, направленных на развитие международной торговли.

Один из основных принципов ГАТТ - принцип наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым каждое государство - участник ГАТТ все преимущества и льготы, которыми пользуется в торговле с ним какая-либо страна, входящая или не входящая в Соглашение, автоматически должно распространить на всех участников ГАТТ. При многостороннем характере Соглашения применение указанного принципа должно было бы привести к формальному выравниванию торгово-политических условий для всех государств - участников ГАТТ, имеющих и не имеющих между собой двусторонние соглашения. Однако ГАТТ допускает изъятия из основного принципа наибольшего благоприятствования, связанные с поощрением пограничной, традиционной торговли и каботажного плавания, созданием таможенных союзов и предоставлением преференциальных пошлин. Так, например, в рамках ГАТТ существовала система имперских преференций в Британском Содружестве. ГАТТ было вынуждено признать Европейское экономическое сообщество и Европейскую ассоциацию свободной торговли с их специфическими таможенно-тарифными системами, а потом и др. интеграционные группировки.

Другой важный принцип ГАТТ - принцип национального режима, в соответствии с которым иностранные товары, пересекшие границу и прошедшие таможенные процедуры, внутри страны имеют тот же режим использования, что и национальные товары. Они не могут облагаться дополнительными налогами и сборами, не может сужаться сфера их применения и т. п.

Деятельность ГАТТ способствовала значительной либерализации международной торговли. В рамках ГАТТ проводилось 8 раундов многосторонних переговоров о снижении пошлин и др. барьеров в торговле, давших определённые результаты. Наиболее важное значение из них имели Кеннеди-раунд (1964-67 гг.; получил название по имени его инициатора - президента США Дж. Кеннеди), Токио-раунд (1973- 1979 гг.), Уругвайский раунд (1986-1994 гг.).

Кеннеди-раунд завершился принятием решений, имевших существенное значение для либерализации внешнеторговой политики. Средний уровень снижения таможенных тарифов составил ок. 36%. Основными результатами Токио-раунда стало подписание соглашений, регулирующих практику применения некоторых нетарифных барьеров, а также новое снижение таможенных пошлин. Соглашения затрагивали использование субсидий и компенсационных пошлин, методов таможенной оценки стоимости ввозимого товара, лицензирование импорта, применение национальных технических стандартов, доступ иностранных поставщиков к государственным закупкам. Снижение пошлин, согласованное в процессе Токио-раунда, составило 39%. Среднеарифметический уровень тарифного обложения промышленных товаров в развитых странах сократился с 10,4 до 6,4%.

После достижения независимости большинством развивающихся стран в результате их борьбы за свои права на международной арене промышленно развитые страны были вынуждены пойти в ГАТТ на уступки развивающимся государствам. В 1965 г. была принята новая, IV часть ГАТТ - "Торговля и развитие". В ней, признавая большой разрыв в условиях развития между двумя группами стран, промышленно развитые государства взяли на себя обязательство воздержаться от ввода новых таможенных норм и нетарифных барьеров, мер фискального характера и т. п., которые могут затронуть экспорт из развивающихся стран. Вместе с тем развитые страны - члены ГАТТ соглашались не ожидать взаимности в переговорах о снижении или упразднении тарифов или других барьеров со стороны развивающихся стран.

Правовая основа ВТО - прежде всего ГАТТ в редакции 1994 г., а также разработанные в процессе Уругвайского раунда и расширяющие сферу деятельности организации Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Кроме самого текста ГАТТ в редакции 1994 г., в соглашение об учреждении ВТО вошли: договорённости по поводу толкования отдельных статей ГАТТ; соглашение по сельскому хозяйству, которое ограничивало субсидирование этой отрасли в промышленно развитых странах; соглашение по текстилю и одежде; антидемпинговый кодекс; пересмотренные соглашения, достигнутые в результате Токио-раунда; соглашение по защитным мерам; новое соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС) и др.

Таким образом, страны - участницы ВТО взяли на себя довольно широкий круг обязательств, связанных с необходимостью регулирования своей внешнеторговой деятельности в соответствии с международными правилами, выработанными в рамках этой международной организации. Однако, принимая на себя обязательства, страны - участницы ВТО получили право требовать от других стран, подписавших соглашение, также соблюдения этих правил, что создаёт благоприятную правовую основу для развития международной торговли.

Подписание ГАТС было вызвано значительным расширением международной торговли услугами. На неё приходится ок. 1/4 общего оборота. Классификация услуг для целей ГАТС включает 160 видов услуг, разделённых на 12 разделов, охватывающих деловые услуги, услуги в области связи, транспорта, туризма, образования, охраны здоровья, культуры и спорта, охраны окружающей среды, строительные и инжиниринговые услуги, финансовые услуги и др. ГАТС включает три блока прав и обязательств стран-участниц: базисные правовые нормы, относящиеся ко всем услугам (собственно ГАТС); приложения, касающиеся отдельных видов услуг; перечень конкретных обязательств стран - участниц ВТО в отношении отдельных видов услуг.

ГАТС, как и ГАТТ, предусматривает: национальный режим для иностранных поставщиков услуг; режим наибольшего благоприятствования, предполагающий одинаковый режим для поставщиков услуг из всех стран-участниц соглашения; гласность всей информации, касающейся этой сферы; постепенную дальнейшую либерализацию торговли услугами путём переговоров.

Повышение роли международной торговли наукоёмкой продукцией, международного технологического обмена и необходимость защиты интеллектуальной собственности привели к подписанию ТРИПС. Страны - участницы Соглашения приняли на себя обязательства создания национальных механизмов по охране авторских и смежных прав, товарных знаков, использования географических названий, промышленного дизайна, патентов, топологии интегральных микросхем, защиты конфиденциальной информации.

Создание ВТО с широким кругом соглашений, касающихся различных сторон международной торговли товарами и услугами,- важный шаг к функционированию всеобъемлющей международной системы регулирования в этой области. В настоящее время промышленно развитые страны - участницы ВТО, и прежде всего США, предприняли шаги по пути дальнейшей либерализации международной торговли, в т. ч. в области сельского хозяйства, где в развитых странах сохраняется обширная система субсидирования. Однако по вопросу о перспективах ВТО между странами-участницами возникают противоречия, особенно между промышленно развитыми и развивающимися странами, в результате чего на Конференции ВТО в Сиэтле (США, декабрь 1999 г.) не удалось договориться о начале нового раунда переговоров.

Российская Федерация, не являясь членом ГАТТ, не участвовала в подписании договоров о создании ВТО, однако сразу подала заявку о вступлении в эту организацию. Переговоры об условиях вступления РФ в ВТО продолжаются. Вступление РФ в ВТО позволит ей участвовать в выработке новых международных соглашений в области торговли, строить свои экономические отношения со всеми странами на общих правилах, добиваясь отмены существующих ещё дискриминационных процедур, применяемых в ряде стран к товарам из РФ. Однако РФ должна вступать в ВТО на условиях, отвечающих её национальным интересам, допускающих защиту отдельных отраслей российской экономики, не готовых ещё к конкуренции с товарами, производимыми компаниями развитых стран.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.