ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ, торговля страны с другими странами, состоящая из импорта (ввоза) и экспорта (вывоза) товаров и услуг. Сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый товарооборот страны. Внешняя торговля всех стран в совокупности образует международную торговлю, в основе которой лежит международное разделение труда.
Внешняя торговля, существовавшая ещё в древних государствах, была связана с обменом материальными ценностями, но в условиях, когда хозяйство носило преимущественно натуральный характер, во внешнюю торговлю поступала незначительная часть продукции, главным образом для личного потребления. В период разложения феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, и перехода к развитым рыночным отношениям, внешняя торговля расширяется. Дальнейшее развитие она получает с переходом к крупному машинному производству.
Существование и развитие внешней торговли обусловлено следующими основными факторами:необходимостью приобретения за рубежом сырья и продовольствия, которые невозможно получить в стране из-за различий в природных условиях; возможностью получения из-за рубежа некоторых видов более дешёвых товаров, произведённых у себя в стране и продажей товаров, производство которых в других странах обходится дороже. Если в одной стране некоторые товары производятся с меньшими издержками, чем в других, то целесообразно сосредоточить их производство в тех отраслях, где преимущество перед другими странами больше; наличием машинного производства, требующего ёмких рынков сбыта. Поэтому продукция наиболее развитых отраслей промышленности выходит за пределы национальных рынков, а рост за счёт этого масштабов производства позволяет им удешевить свою продукцию; и, наконец, существованием внешней торговли, позволяющей разнообразить круг товаров, предлагаемых населению.
Расширение поставок товаров между странами ведёт к формированию международного разделения труда, что в свою очередь способствует развитию внешней торговли отдельных стран. Большое развитие получила не только межотраслевая, но и внутриотраслевая специализация, при которой предприятия разных стран поставляют друг другу детали и узлы, используемые при сборке готовых изделий (автомобилей, бытовой электроники и др.).
Существенное влияние на внешнюю торговлю оказывает вывоз капитала. Предприятия транснациональных корпораций (ТНК), расположенных в разных странах, кооперируясь между собой, поставляют на внешний рынок продукцию обрабатывающей промышленности, в т. ч. детали и узлы. Ок. 1/3 современной торговли приходится на торговлю ТНК.
В конце 19 - начале 20 вв. создание колониальной системы способствовало закреплению за странами, отставшими в своём экономическом развитии, положения аграрно-сырьевых придатков высокоразвитых держав, что сказалось на структуре их внешней торговли. В экспорте колоний, полуколоний и зависимых стран преобладали сырьё и продовольствие, причём при наличии в большинстве этих стран монокультурного сельского хозяйства на 1-2 товара приходилось до 2/3 и более всего экспорта. В то же время из-за отсутствия собственной промышленности и неразвитого сельского хозяйства из-за границы, главным образом из метрополий, они были вынуждены ввозить промышленную продукцию, включая часто самые примитивные изделия и продовольствие.
После окончательного распада колониальной системы в 1960-х гг. многие развивающиеся страны вступили на путь индустриализации, что привело к повышению доли продукции обрабатывающей промышленности в их экспорте, хотя сырьё и продовольствие преобладали в экспорте большинства из них. Лишь в так называемых новых индустриальных странах (Аргентина, Бразилия, Мексика, Южная Корея, Сингапур, Тайвань) продукция обрабатывающей промышленности стала играть в экспорте ведущую роль.
В условиях научно-технической революции важные изменения происходят и в структуре внешней торговли промышленно развитых стран. В результате усиливающейся международной специализации и кооперирования в экспорте этих стран повышается доля продукции обрабатывающей промышленности, прежде всего - машин и оборудования; она составляет в основных странах более 40%. Растёт в экспорте также и доля продукции химической промышленности. Показателем роста международной специализации и кооперирования является увеличение доли продукции машиностроения и химической промышленности не только в экспорте, но и в импорте развитых стран. Страны - крупнейшие экспортёры машиностроительной продукции (США, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия) являются также и крупнейшими импортёрами этих товаров. Темп роста импорта продукции машиностроения и химии в эти страны достаточно высок, поэтому доля сырья и продовольствия в импорте относительно уменьшается.
Структура внешней торговли РФ существенно отличается от её структуры в промышленно развитых странах. В экспорте РФ пока преобладают топливо, сырьё и полуфабрикаты, на которые в 1998 г. приходилось ок. 80% (топливно-энергетические товары - 41,4%, металлы - 22,1%, продукция химической промышленности - 8,4%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 5,1%). На долю продукции машиностроения приходилось лишь 11% экспорта. В импорте значительное место занимает ввоз продовольствия и сельскохозяйственных товаров, который в 1998 г. составил 26,2%.
В условиях углубления международного разделения труда внешняя торговля большинства стран в послевоенные годы росла сравнительно высокими темпами. Существенно усилилась зависимость экономики промышленно развитых стран от внешней торговли. Так, за 1960-95 гг. доля экспорта в ВНП возросла: в США - с 4 до 10,8%, в Великобритании - с 17,5 до 28,2%, ФРГ - с 14,8 до 25,3%, Италии - с 14,7 до 24,3%; в Нидерландах и Бельгии в 1995 г. она составляла соответственно 56,1% и 73,3%.
Возрос удельный вес экспорта и в РФ. Если в 1960 г. в СССР его доля в ВВП составляла ок. 5%, то в 1995 г. в РФ-26%.
В условиях повышения роли внешних рынков увеличивается конкуренция между странами, в которой в современных условиях используются не только формы ценовой конкуренции, в частности демпинг, но и новые формы неценовой конкуренции. К ним относятся конкуренция качества, организация технического обслуживания, расширение кредитования покупателей и сдачи оборудования в аренду (лизинг) и др. В своей деятельности по расширению сбыта на внешних рынках компании ориентируются на концепцию маркетинга, которая предполагает организацию всего производства и сбыта товаров на основе предварительного изучения рынка.
Внешняя торговля, особенно в странах с открытой экономикой, где высока доля продукции, реализуемой на мировых рынках, оказывает огромное влияние на общее состояние экономики. Ухудшение условий экспорта товаров (снижение цен, уменьшение спроса на них) или импорта (его удорожание) может вести к падению национального производства, ухудшению состояния платёжного баланса, снижению курса национальной валюты. Особенно тяжело снижение объёмов внешней торговли отражается на положении стран с однобокой структурой экспорта, порождает нестабильность их экономики. Так, на экономическое положение России, где в экспорте преобладают топливо, сырьё и полуфабрикаты, весьма отрицательно повлияло снижение цен на нефть, газ, металлы и ряд других сырьевых товаров в 1997-98 гг., что послужило одной из причин финансового кризиса в августе 1998 г., следствием которого стало резкое падение курса рубля по отношению к доллару.
Для зашиты внутреннего рынка во внешнеэкономической политике каждой страны существуют таможенно-тарифные системы, лицензионные системы, количественные ограничения (квоты) и др. нетарифные барьеры. Вместе с тем государство играет важную роль в форсировании экспорта товаров, используя для этого финансовую поддержку экспортного производства, субсидирование и кредитование экспорта, выделяя средства на изучение рынков, участие частных компаний в зарубежных выставках, ярмарках и т. д.
Существенную роль в регулировании внешней торговли играет Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное с 1 января 1995 г. во Всемирную торговую организацию, а также различные товарные договоры и межправительственные торговые соглашения, заключаемые на двусторонней основе. И. П. Фаминский.
Внешняя торговля, существовавшая ещё в древних государствах, была связана с обменом материальными ценностями, но в условиях, когда хозяйство носило преимущественно натуральный характер, во внешнюю торговлю поступала незначительная часть продукции, главным образом для личного потребления. В период разложения феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, и перехода к развитым рыночным отношениям, внешняя торговля расширяется. Дальнейшее развитие она получает с переходом к крупному машинному производству.
Существование и развитие внешней торговли обусловлено следующими основными факторами:необходимостью приобретения за рубежом сырья и продовольствия, которые невозможно получить в стране из-за различий в природных условиях; возможностью получения из-за рубежа некоторых видов более дешёвых товаров, произведённых у себя в стране и продажей товаров, производство которых в других странах обходится дороже. Если в одной стране некоторые товары производятся с меньшими издержками, чем в других, то целесообразно сосредоточить их производство в тех отраслях, где преимущество перед другими странами больше; наличием машинного производства, требующего ёмких рынков сбыта. Поэтому продукция наиболее развитых отраслей промышленности выходит за пределы национальных рынков, а рост за счёт этого масштабов производства позволяет им удешевить свою продукцию; и, наконец, существованием внешней торговли, позволяющей разнообразить круг товаров, предлагаемых населению.
Расширение поставок товаров между странами ведёт к формированию международного разделения труда, что в свою очередь способствует развитию внешней торговли отдельных стран. Большое развитие получила не только межотраслевая, но и внутриотраслевая специализация, при которой предприятия разных стран поставляют друг другу детали и узлы, используемые при сборке готовых изделий (автомобилей, бытовой электроники и др.).
Существенное влияние на внешнюю торговлю оказывает вывоз капитала. Предприятия транснациональных корпораций (ТНК), расположенных в разных странах, кооперируясь между собой, поставляют на внешний рынок продукцию обрабатывающей промышленности, в т. ч. детали и узлы. Ок. 1/3 современной торговли приходится на торговлю ТНК.
В конце 19 - начале 20 вв. создание колониальной системы способствовало закреплению за странами, отставшими в своём экономическом развитии, положения аграрно-сырьевых придатков высокоразвитых держав, что сказалось на структуре их внешней торговли. В экспорте колоний, полуколоний и зависимых стран преобладали сырьё и продовольствие, причём при наличии в большинстве этих стран монокультурного сельского хозяйства на 1-2 товара приходилось до 2/3 и более всего экспорта. В то же время из-за отсутствия собственной промышленности и неразвитого сельского хозяйства из-за границы, главным образом из метрополий, они были вынуждены ввозить промышленную продукцию, включая часто самые примитивные изделия и продовольствие.
После окончательного распада колониальной системы в 1960-х гг. многие развивающиеся страны вступили на путь индустриализации, что привело к повышению доли продукции обрабатывающей промышленности в их экспорте, хотя сырьё и продовольствие преобладали в экспорте большинства из них. Лишь в так называемых новых индустриальных странах (Аргентина, Бразилия, Мексика, Южная Корея, Сингапур, Тайвань) продукция обрабатывающей промышленности стала играть в экспорте ведущую роль.
В условиях научно-технической революции важные изменения происходят и в структуре внешней торговли промышленно развитых стран. В результате усиливающейся международной специализации и кооперирования в экспорте этих стран повышается доля продукции обрабатывающей промышленности, прежде всего - машин и оборудования; она составляет в основных странах более 40%. Растёт в экспорте также и доля продукции химической промышленности. Показателем роста международной специализации и кооперирования является увеличение доли продукции машиностроения и химической промышленности не только в экспорте, но и в импорте развитых стран. Страны - крупнейшие экспортёры машиностроительной продукции (США, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия) являются также и крупнейшими импортёрами этих товаров. Темп роста импорта продукции машиностроения и химии в эти страны достаточно высок, поэтому доля сырья и продовольствия в импорте относительно уменьшается.
Структура внешней торговли РФ существенно отличается от её структуры в промышленно развитых странах. В экспорте РФ пока преобладают топливо, сырьё и полуфабрикаты, на которые в 1998 г. приходилось ок. 80% (топливно-энергетические товары - 41,4%, металлы - 22,1%, продукция химической промышленности - 8,4%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 5,1%). На долю продукции машиностроения приходилось лишь 11% экспорта. В импорте значительное место занимает ввоз продовольствия и сельскохозяйственных товаров, который в 1998 г. составил 26,2%.
В условиях углубления международного разделения труда внешняя торговля большинства стран в послевоенные годы росла сравнительно высокими темпами. Существенно усилилась зависимость экономики промышленно развитых стран от внешней торговли. Так, за 1960-95 гг. доля экспорта в ВНП возросла: в США - с 4 до 10,8%, в Великобритании - с 17,5 до 28,2%, ФРГ - с 14,8 до 25,3%, Италии - с 14,7 до 24,3%; в Нидерландах и Бельгии в 1995 г. она составляла соответственно 56,1% и 73,3%.
Возрос удельный вес экспорта и в РФ. Если в 1960 г. в СССР его доля в ВВП составляла ок. 5%, то в 1995 г. в РФ-26%.
В условиях повышения роли внешних рынков увеличивается конкуренция между странами, в которой в современных условиях используются не только формы ценовой конкуренции, в частности демпинг, но и новые формы неценовой конкуренции. К ним относятся конкуренция качества, организация технического обслуживания, расширение кредитования покупателей и сдачи оборудования в аренду (лизинг) и др. В своей деятельности по расширению сбыта на внешних рынках компании ориентируются на концепцию маркетинга, которая предполагает организацию всего производства и сбыта товаров на основе предварительного изучения рынка.
Внешняя торговля, особенно в странах с открытой экономикой, где высока доля продукции, реализуемой на мировых рынках, оказывает огромное влияние на общее состояние экономики. Ухудшение условий экспорта товаров (снижение цен, уменьшение спроса на них) или импорта (его удорожание) может вести к падению национального производства, ухудшению состояния платёжного баланса, снижению курса национальной валюты. Особенно тяжело снижение объёмов внешней торговли отражается на положении стран с однобокой структурой экспорта, порождает нестабильность их экономики. Так, на экономическое положение России, где в экспорте преобладают топливо, сырьё и полуфабрикаты, весьма отрицательно повлияло снижение цен на нефть, газ, металлы и ряд других сырьевых товаров в 1997-98 гг., что послужило одной из причин финансового кризиса в августе 1998 г., следствием которого стало резкое падение курса рубля по отношению к доллару.
Для зашиты внутреннего рынка во внешнеэкономической политике каждой страны существуют таможенно-тарифные системы, лицензионные системы, количественные ограничения (квоты) и др. нетарифные барьеры. Вместе с тем государство играет важную роль в форсировании экспорта товаров, используя для этого финансовую поддержку экспортного производства, субсидирование и кредитование экспорта, выделяя средства на изучение рынков, участие частных компаний в зарубежных выставках, ярмарках и т. д.
Существенную роль в регулировании внешней торговли играет Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное с 1 января 1995 г. во Всемирную торговую организацию, а также различные товарные договоры и межправительственные торговые соглашения, заключаемые на двусторонней основе. И. П. Фаминский.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи