ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, в соответствии с одним из подходов к периодизации процесса общественного развития его современная стадия, на которую вступили ведущие промышленные страны мира в последней четверти 20 в. Постиндустриальное (послеиндустриальное) общество имеет много иных названий: "посткапиталистическое общество", "информационное общество", "технотронное общество", "научная цивилизация", "общество услуг" и др. Постиндустриализм - новая, более высокая ступень развития по сравнению с индустриальным обществом и приходит ему на смену. И хотя наиболее зримо черты постиндустриализма выступают в странах, далее других продвинувшихся по этому пути (промышленно развитые страны), данный процесс накладывает печать на всю мировую экономику, втягивает в своё русло развития остальные страны и регионы мира.
Переход к постиндустриальной стадии развития стал возможен и необходим благодаря накоплению в развитых индустриальных странах огромного материального и нематериального богатства, развитию науки, техники и технологии, росту производительности труда, развитию человеческой личности.
Основная черта постиндустриального общества - формирование компьютерно-технологического уклада производства, для которого характерно производство богатства преимущественно посредством знаний и информации. Его фундамент составляют наукоёмкие и ресурсосберегающие, так называемые высокие, технологии. Сюда входят микроэлектроника, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биотехнологии. Если в начале 20 в. зеркалом состояния экономики были электричество и сталь, затем в 1950-60-х гг.-нефть и автомобили, то в постиндустриальном обществе таким зеркалом становится компьютер. Информатизация пронизывает все сферы общества: не только производство материальных благ и услуг, но и культуру и искусство, не только общественное производство, но и домашнее хозяйство.
Переход к постиндустриальной стадии развития стал возможен и необходим благодаря накоплению в развитых индустриальных странах огромного материального и нематериального богатства, развитию науки, техники и технологии, росту производительности труда, развитию человеческой личности.
Основная черта постиндустриального общества - формирование компьютерно-технологического уклада производства, для которого характерно производство богатства преимущественно посредством знаний и информации. Его фундамент составляют наукоёмкие и ресурсосберегающие, так называемые высокие, технологии. Сюда входят микроэлектроника, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биотехнологии. Если в начале 20 в. зеркалом состояния экономики были электричество и сталь, затем в 1950-60-х гг.-нефть и автомобили, то в постиндустриальном обществе таким зеркалом становится компьютер. Информатизация пронизывает все сферы общества: не только производство материальных благ и услуг, но и культуру и искусство, не только общественное производство, но и домашнее хозяйство.
ПОСРЕДНИКИ, физические или юридические лица - агенты, маклеры, дилеры, брокеры или представляемые ими агентские, брокерские и др. фирмы, с помощью которых заключаются договоры или урегулируются претензии. Названия лиц отражают различия в посреднических функциях: напр., брокеры сводят партнёров по сделке, комиссионные фирмы действуют от своего имени, но за счёт продавца или покупателя и т. п.
В юридическом смысле посредник - лицо или фирма, проводящие операции по доведению создаваемой на предприятии-изготовителе продукции до потребителя или участвующие в переговорах с целью помочь в достижении взаимоприемлемых результатов, в разрешении спорных вопросов между двумя сторонами при заключении или пересмотре условий сделки. Это обязательное звено в цепи "производство - потребление". Для многих организаций (брокерские, маклерские и др.) в рыночной экономике посредничество является главным уставным видом деятельности. Посредничество (также, как и, напр., рекламная или маркетинговая сферы) регулируется хорошо развитым законодательством.
В число посреднических операций, в частности, входят: поиск партнёров - участников будущей сделки, подготовка юридической базы и документации, разработка контракта (соглашения), совершение договоров от имени и по поручению клиента, организация рекламного, транспортного, кредитного, страхового обслуживания и многие другие виды операций.
В юридическом смысле посредник - лицо или фирма, проводящие операции по доведению создаваемой на предприятии-изготовителе продукции до потребителя или участвующие в переговорах с целью помочь в достижении взаимоприемлемых результатов, в разрешении спорных вопросов между двумя сторонами при заключении или пересмотре условий сделки. Это обязательное звено в цепи "производство - потребление". Для многих организаций (брокерские, маклерские и др.) в рыночной экономике посредничество является главным уставным видом деятельности. Посредничество (также, как и, напр., рекламная или маркетинговая сферы) регулируется хорошо развитым законодательством.
В число посреднических операций, в частности, входят: поиск партнёров - участников будущей сделки, подготовка юридической базы и документации, разработка контракта (соглашения), совершение договоров от имени и по поручению клиента, организация рекламного, транспортного, кредитного, страхового обслуживания и многие другие виды операций.
Современное государство - крупнейший экономический субъект. Это проявляется в том, что на его долю приходятся значительные расходы на приобретение товаров и услуг, а иногда и на инвестиционные цели. Специальные исследования показали, что в наиболее развитых странах мира, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), государственные расходы составляли в середине 1990-х гг. примерно 50% от ВВП. Осуществлял расходы, государство от имени общества берёт на себя финансирование ряда его потребностей. Типичными являются затраты государства на содержание аппарата управления, обеспечение внутренней и внешней безопасности, развитие образования, здравоохранения, культуры и фундаментальной науки, на социальные цели. В большей или меньшей степени государства участвуют и в финансировании экономики, напр. предоставляя субсидии отдельным производствам или даже осуществляя капиталовложения.
Вопрос о том, удовлетворение каких потребностей должно брать на себя государство, а каких - частный сектор, является предметом постоянных дискуссий как среди учёных-экономистов, так и среди политиков. Фактическое положение дел в этой области в общем и целом отражает преобладающие общественные настроения, т. е. определяется факторами "нормативного" (ценностного) характера. В специальном разделе экономической науки - теории общественного выбора - исследуются возникающие в связи с этим проблемы.
Вопрос о том, удовлетворение каких потребностей должно брать на себя государство, а каких - частный сектор, является предметом постоянных дискуссий как среди учёных-экономистов, так и среди политиков. Фактическое положение дел в этой области в общем и целом отражает преобладающие общественные настроения, т. е. определяется факторами "нормативного" (ценностного) характера. В специальном разделе экономической науки - теории общественного выбора - исследуются возникающие в связи с этим проблемы.
ПОЛИТИКА ФИНАНСОВАЯ (фискальная, бюджетная), важнейшая составная часть общей экономической политики государства; включает все государственные мероприятия по организации финансовой системы, мобилизации и использованию финансовых ресурсов с целью обеспечения жизнедеятельности государства, благосостояния страны, эффективной работы её экономического механизма, а также выполнения задач внутренней и внешней политики, стоящих перед государством.
Общая характеристика. Основные объекты воздействия финансовой политики - различные слои населения, государственные институты, промышленные и др. отрасли хозяйства, регионы и территории страны. Основные инструменты и составные части финансовой политики - государственные доходы, расходы, займы, налоговые льготы. В зависимости от избранного политического курса и целей с помощью увеличения или уменьшения расходов по отдельным статьям государство может активно влиять на те или иные стороны жизни страны, государственные институты, экономические отрасли, напр. выделяя военные расходы или затраты на научно-техническое развитие. Через доходы, их размеры, структуру налогов государство может оказывать воздействие на темпы экономического роста, на благосостояние населения, управлять инфляционными процессами и т. д. Займы применяются в случае недостатка финансовых ресурсов от регулярных доходов, их размеры и порядок обслуживания также оказывают влияние на состояние экономики. Налоговые льготы относятся к числу важных инструментов финансовой политики, с их помощью государство косвенным путём может влиять на ускорение развития важнейших отраслей экономики, на доходы отдельных слоев или категорий населения. Льготы и преференции по налогообложению получают особенно широкое развитие в последние десятилетия в экономике развитых стран, напр. в США общая сумма льгот (т. е. сознательного отказа государства от получения положенных по общему налоговому законодательству налогов) составляет около половины реального федерального бюджета.
Общая характеристика. Основные объекты воздействия финансовой политики - различные слои населения, государственные институты, промышленные и др. отрасли хозяйства, регионы и территории страны. Основные инструменты и составные части финансовой политики - государственные доходы, расходы, займы, налоговые льготы. В зависимости от избранного политического курса и целей с помощью увеличения или уменьшения расходов по отдельным статьям государство может активно влиять на те или иные стороны жизни страны, государственные институты, экономические отрасли, напр. выделяя военные расходы или затраты на научно-техническое развитие. Через доходы, их размеры, структуру налогов государство может оказывать воздействие на темпы экономического роста, на благосостояние населения, управлять инфляционными процессами и т. д. Займы применяются в случае недостатка финансовых ресурсов от регулярных доходов, их размеры и порядок обслуживания также оказывают влияние на состояние экономики. Налоговые льготы относятся к числу важных инструментов финансовой политики, с их помощью государство косвенным путём может влиять на ускорение развития важнейших отраслей экономики, на доходы отдельных слоев или категорий населения. Льготы и преференции по налогообложению получают особенно широкое развитие в последние десятилетия в экономике развитых стран, напр. в США общая сумма льгот (т. е. сознательного отказа государства от получения положенных по общему налоговому законодательству налогов) составляет около половины реального федерального бюджета.
ПОЛИТИКА КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ (монетарная политика), совокупность решений государства, определяющих количество денег в экономике (денежное предложение), величину процентной ставки, объём предоставляемых банковской системой кредитов, уровень валютного курса и состояние государственных валютных резервов.
Разработка и проведение монетарной политики является сферой ответственности центрального банка. Это, разумеется, не означает, что совокупность мер в денежно-кредитной сфере формируется и воплощается в жизнь вне всякой связи с остальными видами экономической политики - фискальной, промышленной, политики доходов и т.п. Центральный банк и правительство очень тесно координируют свою деятельность с тем, чтобы обеспечить целостность принимаемых в стране мер по управлению экономикой. Независимый статус центрального банка и его непосредственная ответственность за уровень инфляции, процентной ставки, валютного курса и валютных резервов, существующие в большинстве стран (в т. ч. в РФ), призваны исключить возможность для правительства при решении тех или иных финансовых проблем идти путём наименьшего сопротивления, просто печатая недостающие деньги.
Важнейшая задача любого центрального банка - обеспечение устойчивости национальной валюты. Это значит, что денежные власти должны использовать находящиеся в их распоряжении инструменты для поддержания покупательной способности национальной валюты на внутреннем рынке и стабильности её валютного курса. Решение центральным банком этих задач позволяет фирмам уверенно принимать средне- и долгосрочные инвестиционные решения, что, в свою очередь, является предпосылкой здорового экономического роста.
Разработка и проведение монетарной политики является сферой ответственности центрального банка. Это, разумеется, не означает, что совокупность мер в денежно-кредитной сфере формируется и воплощается в жизнь вне всякой связи с остальными видами экономической политики - фискальной, промышленной, политики доходов и т.п. Центральный банк и правительство очень тесно координируют свою деятельность с тем, чтобы обеспечить целостность принимаемых в стране мер по управлению экономикой. Независимый статус центрального банка и его непосредственная ответственность за уровень инфляции, процентной ставки, валютного курса и валютных резервов, существующие в большинстве стран (в т. ч. в РФ), призваны исключить возможность для правительства при решении тех или иных финансовых проблем идти путём наименьшего сопротивления, просто печатая недостающие деньги.
Важнейшая задача любого центрального банка - обеспечение устойчивости национальной валюты. Это значит, что денежные власти должны использовать находящиеся в их распоряжении инструменты для поддержания покупательной способности национальной валюты на внутреннем рынке и стабильности её валютного курса. Решение центральным банком этих задач позволяет фирмам уверенно принимать средне- и долгосрочные инвестиционные решения, что, в свою очередь, является предпосылкой здорового экономического роста.
ПОЛИТИКА ДОХОДОВ, целенаправленная деятельность государства в сфере распределения, связанная с решением комплекса задач по поддержанию определённого уровня благосостояния граждан и отдельных семей, дифференциации доходов различных социальных и профессионально-квалификационных групп населения, изменению структуры доходов и созданию стимулов общественно полезной деятельности.
Политика доходов в соответствии со своими целями может реализовываться при помощи экономических, финансовых и административных мер.
Экономические меры направлены на создание условий сбалансированного экономического роста и в основном оказывают влияние на реальные доходы населения, обеспечивающие соответствующий уровень жизни в государстве; носят общеэкономический или отраслевой характер. Например, в практике государственного регулирования широко используются программы развития промышленного потенциала и создания новых рабочих мест, которые направлены на обеспечение заработка для трудоспособных и насыщение рынка товарами народного потребления. В этих целях создаются наиболее благоприятные условия для развития национального предпринимательства. Этим же целям служат программы по структурной перестройке экономики и стабилизации национальной валюты. В рамках осуществления отраслевых программ достигается либо определённый уровень развития отдельных отраслей или сфер (напр., создание государственной сети образовательных или медицинских учреждений, оказывающих бесплатные услуги населению), либо уровень потребления отдельных товаров посредством государственной ценовой политики.
Политика доходов в соответствии со своими целями может реализовываться при помощи экономических, финансовых и административных мер.
Экономические меры направлены на создание условий сбалансированного экономического роста и в основном оказывают влияние на реальные доходы населения, обеспечивающие соответствующий уровень жизни в государстве; носят общеэкономический или отраслевой характер. Например, в практике государственного регулирования широко используются программы развития промышленного потенциала и создания новых рабочих мест, которые направлены на обеспечение заработка для трудоспособных и насыщение рынка товарами народного потребления. В этих целях создаются наиболее благоприятные условия для развития национального предпринимательства. Этим же целям служат программы по структурной перестройке экономики и стабилизации национальной валюты. В рамках осуществления отраслевых программ достигается либо определённый уровень развития отдельных отраслей или сфер (напр., создание государственной сети образовательных или медицинских учреждений, оказывающих бесплатные услуги населению), либо уровень потребления отдельных товаров посредством государственной ценовой политики.
ПОЛЕЗНОСТЬ, свойство блага или товара удовлетворять ту или иную потребность; одно из фундаментальных понятий экономической теории.
Степень полезности - понятие субъективное, оно зависит от интереса индивида, его стремления к тому или иному благу. Например, для одного индивида степень полезности посещения театра значительно выше степени полезности посещения ресторана, в то время как для другого индивида театр вообще не представляет никакой полезности (так называемый закон убывающей полезности).
Полезность зависит также от обстоятельств потребления блага. Так, первая котлета, съедаемая голодным человеком, обладает большей степенью полезности, чем пятая. Взаимозаменяемые блага также обладают разной степенью полезности. Индивид может утолить чувство голода сыром или мясом. Но если он любит сыр, то он для него обладает большей полезностью. Таким образом, полезность - комплексная оценка потребительских свойств товара (блага) индивидом в данный момент времени.
Некоторые экономисты считали, что полезность может быть измерена в определённых счётных единицах (ютилях). Однако большинство специалистов всегда полагали, что межличностные сопоставления полезности благ не имеют никакого смысла. При этом сторонники так называемой кардиналистской теории (теории предельной полезности), созданной У. Джевонсом (Великобритания), К. Менгером (Австрия), Л. Вальрасом (Швейцария), полагали, что каждый индивид имеет свойственную только ему шкалу оценки отдельных потребительских благ.
Степень полезности - понятие субъективное, оно зависит от интереса индивида, его стремления к тому или иному благу. Например, для одного индивида степень полезности посещения театра значительно выше степени полезности посещения ресторана, в то время как для другого индивида театр вообще не представляет никакой полезности (так называемый закон убывающей полезности).
Полезность зависит также от обстоятельств потребления блага. Так, первая котлета, съедаемая голодным человеком, обладает большей степенью полезности, чем пятая. Взаимозаменяемые блага также обладают разной степенью полезности. Индивид может утолить чувство голода сыром или мясом. Но если он любит сыр, то он для него обладает большей полезностью. Таким образом, полезность - комплексная оценка потребительских свойств товара (блага) индивидом в данный момент времени.
Некоторые экономисты считали, что полезность может быть измерена в определённых счётных единицах (ютилях). Однако большинство специалистов всегда полагали, что межличностные сопоставления полезности благ не имеют никакого смысла. При этом сторонники так называемой кардиналистской теории (теории предельной полезности), созданной У. Джевонсом (Великобритания), К. Менгером (Австрия), Л. Вальрасом (Швейцария), полагали, что каждый индивид имеет свойственную только ему шкалу оценки отдельных потребительских благ.
ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ денег, сумма товаров и услуг, которые можно на них купить с учётом существующего уровня цен и тарифов (ставок, определяющих размер платы за различные услуги). Покупательная способность номинальной суммы денег (выраженной в денежных единицах по их нарицательной стоимости) зависит от инфляции: при росте цен, предположим, вдвое покупательная способность денег снижается в 2 раза.
Паритет покупательной способности (ППС) представляет соотношение между двумя (или несколькими) валютами по их покупательной способности к определённому набору товаров и услуг, т. е. он показывает, чему равна покупательная сила денежной единицы одной страны, выраженной в денежных единицах других государств. В зависимости от набора товаров паритет может быть частным (напр., по группе предметов потребления) и общим (по всему кругу произведённых товаров и услуг). Так, если одинаковый набор товаров стоит в США 1000 долл., а в Германии 2000 марок (пример условный), то паритет покупательной способности составит: 1 долл. = 2 маркам или 1 марка = 0,5 долл. Современные методы расчёта позволяют определять паритет покупательной способности на двусторонней и многосторонней основе (в последнем случае определяется паритет одной валюты по отношению к группе валют).
ППС является сугубо аналитическим инструментом и поэтому, в отличие от валютного курса, никогда официально не фиксируется. ППС имеет важное значение для понимания долгосрочной тенденции изменения валютных курсов, хотя в каждый данный момент ППС валюты и её курс, как правило, не совпадают друг с другом.
Паритет покупательной способности (ППС) представляет соотношение между двумя (или несколькими) валютами по их покупательной способности к определённому набору товаров и услуг, т. е. он показывает, чему равна покупательная сила денежной единицы одной страны, выраженной в денежных единицах других государств. В зависимости от набора товаров паритет может быть частным (напр., по группе предметов потребления) и общим (по всему кругу произведённых товаров и услуг). Так, если одинаковый набор товаров стоит в США 1000 долл., а в Германии 2000 марок (пример условный), то паритет покупательной способности составит: 1 долл. = 2 маркам или 1 марка = 0,5 долл. Современные методы расчёта позволяют определять паритет покупательной способности на двусторонней и многосторонней основе (в последнем случае определяется паритет одной валюты по отношению к группе валют).
ППС является сугубо аналитическим инструментом и поэтому, в отличие от валютного курса, никогда официально не фиксируется. ППС имеет важное значение для понимания долгосрочной тенденции изменения валютных курсов, хотя в каждый данный момент ППС валюты и её курс, как правило, не совпадают друг с другом.
ПОДРЯД, договор, по которому одна сторона (подрядчик) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) выполнить определённую работу, а заказчик обязуется принять и оплатить её. Выполнение работы возможно из материалов и на оборудовании как заказчика, так и подрядчика. Риск случайной гибели или случайного повреждения материалов, оборудования, переданной для переработки вещи несёт предоставившая их сторона. Риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной работы до её приёмки заказчиком несёт подрядчик.
В договоре подряда указываются сроки начала и окончания работ, определяется стоимость работы и способы её определения, в т. ч. возмещение издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.
Существуют различные виды договоров подряда: 1) бытовой подряд - выполнение подрядчиком по заданию заказчика определённой работы, предназначенной удовлетворить бытовые или иные личные потребности, напр. ремонтные работы; 2) строительный подряд - строительство определённого объекта или выполнение иных строительных работ; 3) подряд на выполнение проектных и изыскательских работ; 4) подрядные работы для государственных нужд.
Е. Ф. Борисов.
В договоре подряда указываются сроки начала и окончания работ, определяется стоимость работы и способы её определения, в т. ч. возмещение издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.
Существуют различные виды договоров подряда: 1) бытовой подряд - выполнение подрядчиком по заданию заказчика определённой работы, предназначенной удовлетворить бытовые или иные личные потребности, напр. ремонтные работы; 2) строительный подряд - строительство определённого объекта или выполнение иных строительных работ; 3) подряд на выполнение проектных и изыскательских работ; 4) подрядные работы для государственных нужд.
Е. Ф. Борисов.
ПЛАТЁЖНЫЙ БАЛАНС, систематические записи (ведомость) всех сделок между субъектами хозяйственной деятельности рассматриваемой страны (резидентами) и всем остальным миром. В кредит (со знаком плюс) записываются все сделки, ведущие к притоку в экономику платёжных средств, используемых в международных расчётах. В дебет (со знаком минус) записываются все сделки, ведущие к оттоку из экономики соответствующих платёжных средств.
Все сделки между резидентами и нерезидентами можно разделить на две крупные группы - сделки по текущим операциям и сделки по операциям, связанным с движением капитала в страну и из страны. В соответствии с этим в платёжном балансе выделяются так называемые текущие статьи (или текущий счёт) и статьи (счёт) операций с капиталом и финансовыми инструментами.
Важнейшими элементами текущих статей платёжного баланса являются экспорт и импорт товаров и услуг. Экспорт товаров и услуг приводит к притоку в страну валюты и потому отражается в платёжном балансе со знаком плюс. В противоположность этому импорт товаров и услуг из других государств сопряжён с оттоком из страны используемых в международных расчётах платёжных средств, а потому и отражается в платёжном балансе со знаком минус. Разность между экспортом и импортом принято называть сальдо торгового баланса. В тех случаях, когда оно положительно, говорят о наличии у страны активного торгового баланса; отрицательная величина свидетельствует о пассивном торговом балансе. В 1997 г. РФ имела актив торгового баланса в размере 12,4 млрд. долл.
Все сделки между резидентами и нерезидентами можно разделить на две крупные группы - сделки по текущим операциям и сделки по операциям, связанным с движением капитала в страну и из страны. В соответствии с этим в платёжном балансе выделяются так называемые текущие статьи (или текущий счёт) и статьи (счёт) операций с капиталом и финансовыми инструментами.
Важнейшими элементами текущих статей платёжного баланса являются экспорт и импорт товаров и услуг. Экспорт товаров и услуг приводит к притоку в страну валюты и потому отражается в платёжном балансе со знаком плюс. В противоположность этому импорт товаров и услуг из других государств сопряжён с оттоком из страны используемых в международных расчётах платёжных средств, а потому и отражается в платёжном балансе со знаком минус. Разность между экспортом и импортом принято называть сальдо торгового баланса. В тех случаях, когда оно положительно, говорят о наличии у страны активного торгового баланса; отрицательная величина свидетельствует о пассивном торговом балансе. В 1997 г. РФ имела актив торгового баланса в размере 12,4 млрд. долл.
ПЛАНИРОВАНИЕ, формы регулирования и управления социально-экономическими процессами на разных уровнях национальной экономики: на микроуровне предприятий, их отдельных подразделений, а также групп предприятий, на уровне отраслей, секторов и регионов, на макроуровне всей экономики страны. Различается текущее, краткосрочное (месячное, квартальное, годовое), среднесрочное (5-летнее) и долгосрочное планирование (на 10- 15 лет).
В советской экономике централизованное планирование народного хозяйства было главным звеном хозяйственного механизма. Оно носило директивный, адресный, обязательный для всех хозяйствующих субъектов характер. Система планов включала единый народно-хозяйственный план экономического и социального развития страны, отраслевые и региональные планы, а также планы предприятий. Начиная с 1928 г. в СССР разрабатывались 5-летние планы развития народного хозяйства. Главной задачей первых пятилеток (до Великой Отечественной войны) была форсированная индустриализация страны, осуществлявшаяся за счёт снижения жизненного уровня населения. В послевоенное время основным содержанием 5-летних планов стало восстановление народного хозяйства, а позднее, в условиях "холодной войны",- достижение военного паритета с США. Присущая советскому планированию жёсткая сверхцентрализация лишала его гибкости и эффективности, делала его методом управления, неадекватным современному сложному хозяйству, которым нельзя управлять из единого центра. Несмотря на попытки реформировать и децентрализовать директивное планирование, именно его неэффективность послужила одним из главных факторов краха огосударствленной экономической системы СССР.
В советской экономике централизованное планирование народного хозяйства было главным звеном хозяйственного механизма. Оно носило директивный, адресный, обязательный для всех хозяйствующих субъектов характер. Система планов включала единый народно-хозяйственный план экономического и социального развития страны, отраслевые и региональные планы, а также планы предприятий. Начиная с 1928 г. в СССР разрабатывались 5-летние планы развития народного хозяйства. Главной задачей первых пятилеток (до Великой Отечественной войны) была форсированная индустриализация страны, осуществлявшаяся за счёт снижения жизненного уровня населения. В послевоенное время основным содержанием 5-летних планов стало восстановление народного хозяйства, а позднее, в условиях "холодной войны",- достижение военного паритета с США. Присущая советскому планированию жёсткая сверхцентрализация лишала его гибкости и эффективности, делала его методом управления, неадекватным современному сложному хозяйству, которым нельзя управлять из единого центра. Несмотря на попытки реформировать и децентрализовать директивное планирование, именно его неэффективность послужила одним из главных факторов краха огосударствленной экономической системы СССР.
ПЕРСОНАЛ, сотрудники предприятия или организации, работающие по найму. Основным признаком персонала является наличие его трудовых взаимоотношений с работодателем. Другими признаками персонала являются:
1) способности, т.е. наличие конкретных знаний и профессиональных навыков, опыт работы в определённой сфере;
2) мотивация - круг профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру, потребность в профессиональной и личной самореализации;
3) психологические, интеллектуальные, физические качества, необходимые для определённой профессиональной деятельности.
Численность персонала определяется характером, масштабами, сложностью, трудоемкостью производственных процессов, степенью их механизации, автоматизации, компьютеризации.
1) способности, т.е. наличие конкретных знаний и профессиональных навыков, опыт работы в определённой сфере;
2) мотивация - круг профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру, потребность в профессиональной и личной самореализации;
3) психологические, интеллектуальные, физические качества, необходимые для определённой профессиональной деятельности.
Численность персонала определяется характером, масштабами, сложностью, трудоемкостью производственных процессов, степенью их механизации, автоматизации, компьютеризации.