ПЛАНИРОВАНИЕ

Наука » Экономика
ПЛАНИРОВАНИЕ, формы регулирования и управления социально-экономическими процессами на разных уровнях национальной экономики: на микроуровне предприятий, их отдельных подразделений, а также групп предприятий, на уровне отраслей, секторов и регионов, на макроуровне всей экономики страны. Различается текущее, краткосрочное (месячное, квартальное, годовое), среднесрочное (5-летнее) и долгосрочное планирование (на 10- 15 лет).

В советской экономике централизованное планирование народного хозяйства было главным звеном хозяйственного механизма. Оно носило директивный, адресный, обязательный для всех хозяйствующих субъектов характер. Система планов включала единый народно-хозяйственный план экономического и социального развития страны, отраслевые и региональные планы, а также планы предприятий. Начиная с 1928 г. в СССР разрабатывались 5-летние планы развития народного хозяйства. Главной задачей первых пятилеток (до Великой Отечественной войны) была форсированная индустриализация страны, осуществлявшаяся за счёт снижения жизненного уровня населения. В послевоенное время основным содержанием 5-летних планов стало восстановление народного хозяйства, а позднее, в условиях "холодной войны",- достижение военного паритета с США. Присущая советскому планированию жёсткая сверхцентрализация лишала его гибкости и эффективности, делала его методом управления, неадекватным современному сложному хозяйству, которым нельзя управлять из единого центра. Несмотря на попытки реформировать и децентрализовать директивное планирование, именно его неэффективность послужила одним из главных факторов краха огосударствленной экономической системы СССР.

В условиях рыночной экономики на уровне предприятий планирование осуществляется в форме составления бизнес-планов (внутрифирменное планирование), на уровне групп компаний - в форме корпорационных планов. Бизнес-план - подробный план развития предприятия на определённый период, часто на 3, 5 или 10 лет. Количественные показатели плана характеризуют движение ресурсов (капитала, рабочей силы, оборудования) и объёмов производства, рентабельности (прибылей или убытков). Бизнес-план включает стратегию и тактику, необходимые для достижения поставленных в нём задач. Он имеет особо важное значение для предприятий, переживающих трудные времена или кардинально меняющих свою политику.

На макроуровне планирование в ряде как развитых, так и развивающихся стран являлось важной и весьма распространённой формой государственного регулирования. С середины 1950-х гг. в этих странах осуществлялось индикативное планирование, т.е. рекомендательное, "согласительное" планирование. Оно действовало во Франции и Японии в полной мере до середины 1970-х гг., в Республике Корея и на Тайване до середины 1980-х гг.

В индикативных планах содержались основные показатели объёмов, структуры, темпов роста производства и потребления, динамики цен, экспорта и импорта, инвестиций и др. Они включали также систему экономических стимулов, прямых и косвенных регуляторов доходов и занятости, налогов, ориентирующих субъекты рынка на выполнение поставленных целей, реализацию плановых индикаторов (показателей). В систему этих общенациональных планов входили также планы-прогнозы развития отдельных секторов и отраслей национальной экономики. Составным элементом индикативного планирования служила процедура согласования выбранных приоритетов с финансовыми и промышленными группами, союзами предпринимателей, профсоюзами и прочими группами интересов. Именно эти механизмы обеспечивали до определённого времени экономическую и социальную эффективность данной формы государственного управления.

В ходе процессов дерегулирования, децентрализации управления с середины 1970-х гг. происходит "разрыхление" системы индикативного планирования, на смену которому приходит долгосрочное стратегическое планирование. Центральное место в планирующей деятельности государства занимает программное регулирование: общие и специальные государственные программы и проекты, намечающие ориентиры в какой-либо области, а реализуемые при посредстве государственных заказов, контрактной системы. Например, во Франции общенациональный 5-летний план носит в значительной мере исследовательский характер. Составной его частью являются проекты, предусматривающие совместное их финансирование партнёрами: предпринимателями, центральными и местными органами власти, профсоюзами и др. общественными институтами. В Японии 5-летний план сводится по существу к формулированию общей концепции социально-экономического развития на предстоящий период.

Насущной задачей для РФ является создание системы стратегического планирования, а также разработка и реализация долгосрочных программ социально-экономического развития страны на 10-15 лет. В РФ на современном этапе в основе планов государственных предприятий лежит система государственного заказа.

Среди видов планирования особо выделяют социальное планирование как форму управления социальными процессами, направленную на повышение социально-экономической эффективности национальной экономики. Оно предполагает планирование развития социальной сферы и всех других показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения. С.Л.Хавина.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.