ПЕРСОНАЛ

Наука » Экономика
ПЕРСОНАЛ, сотрудники предприятия или организации, работающие по найму. Основным признаком персонала является наличие его трудовых взаимоотношений с работодателем. Другими признаками персонала являются:

1) способности, т.е. наличие конкретных знаний и профессиональных навыков, опыт работы в определённой сфере;

2) мотивация - круг профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру, потребность в профессиональной и личной самореализации;

3) психологические, интеллектуальные, физические качества, необходимые для определённой профессиональной деятельности.

Численность персонала определяется характером, масштабами, сложностью, трудоемкостью производственных процессов, степенью их механизации, автоматизации, компьютеризации.

Состав персонала любой организации неоднороден, ибо люди различаются по естественным и приобретённым признакам: полу, возрасту, образованию, стажу работы, профессии, специальности, квалификации, занимаемой должности. Например, можно выделить персонал основных видов деятельности (лица, работающие в основных и вспомогательных подразделениях организации: научно-исследовательских и конструкторских отделах, аппарате управления, занятые созданием продукта и услуг, обслуживающие эти процессы) и неосновных видов деятельности (работники ремонтного, жилищно-коммунального хозяйства, подразделений социальной сферы). Все они в своих подразделениях занимают должности руководителей, специалистов, инженерно-технических работников, служащих, рабочих.

Под профессией понимаются специальные знания и практические навыки, позволяющие человеку выполнять определённую работу. Например, можно говорить о профессии менеджера, экономиста, юриста, врача, учителя. В пределах каждой профессии выделяются специальности, связанные с выполнением более узкого круга функций. Так, специальностью в рамках профессии юриста будет гражданское право, уголовное право, государственное право и т. д.

Степень профессиональной подготовки, необходимая для выполнения конкретных трудовых обязанностей, называется квалификацией. Различают квалификацию работы, т. е. требования, предъявляемые к тому, кто её должен выполнять, и квалификацию работника - приобретённые человеком профессиональные качества.

Совокупность прав, обязанностей и ответственности работников, определяющая их трудовые функции и границы компетенции, составляет должность. Она закрепляется за работниками и делает их должностными лицами.

Каждое должностное лицо характеризуется:

1) сферой деятельности;

2) задачами, вытекающими из целей организации или подразделения, которые они должны решать;

3) показателями эффективности выполнения работ, вытекающими из этих задач.

Выделяемые на их основе группы работников образуют структуру персонала организации, или её социальную структуру.

Положение работника в организационной структуре, его деятельность в конкретной должности и на конкретном рабочем месте определяется условиями найма, качественными характеристиками самого работника, выполняемой им задачи. Каждый сотрудник имеет и свои собственные цели. Эффективность работы персонала во многом определяется тем, насколько цели каждого работника соответствуют целям организации.

Работа с персоналом является одной из основных обязанностей менеджеров всех уровней и направлений. Основой любой организации и её главным богатством являются люди. Хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических процессах и в сфере управления, роль и значение человека в организации не только не снизились, но даже возросли. При этом человек стал не только самым ценным "ресурсом" организации, но и самым дорогостоящим. Руководители многих организаций, стремясь подчеркнуть вес и размах её деятельности, чаще говорят не о размере производственных мощностей, объёме производства или продаж, финансовом потенциале, а о численности и качестве работников в организации. Хороший руководитель стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая условия для наиболее полной их отдачи на работе и для интенсивного развития работника.

С другой стороны, работника интересует, что и в каких размерах он должен делать в организации, в каких условиях работать, с кем взаимодействовать в процессе трудовой деятельности, что будет давать ему организация. От этого в значительной степени зависит удовлетворённость человека работой, его отношение к организации, его вклад в её деятельность.

Основные принципы работы с персоналом:

1) обязательное соблюдение законодательства о труде;

2) учёт текущих и перспективных потребностей организации в персонале, исходящих из задач её развития, прогноза рыночной конъюнктуры и тенденций естественного движения рабочей силы;

3) соблюдение баланса интересов организации и её работников;

4) максимальная забота о каждом человеке, уважение его прав, свобод, достоинства. Э. Я. Шейнин.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.