ПОЛИТИКА ФИНАНСОВАЯ

Наука » Экономика
ПОЛИТИКА ФИНАНСОВАЯ (фискальная, бюджетная), важнейшая составная часть общей экономической политики государства; включает все государственные мероприятия по организации финансовой системы, мобилизации и использованию финансовых ресурсов с целью обеспечения жизнедеятельности государства, благосостояния страны, эффективной работы её экономического механизма, а также выполнения задач внутренней и внешней политики, стоящих перед государством.

Общая характеристика. Основные объекты воздействия финансовой политики - различные слои населения, государственные институты, промышленные и др. отрасли хозяйства, регионы и территории страны. Основные инструменты и составные части финансовой политики - государственные доходы, расходы, займы, налоговые льготы. В зависимости от избранного политического курса и целей с помощью увеличения или уменьшения расходов по отдельным статьям государство может активно влиять на те или иные стороны жизни страны, государственные институты, экономические отрасли, напр. выделяя военные расходы или затраты на научно-техническое развитие. Через доходы, их размеры, структуру налогов государство может оказывать воздействие на темпы экономического роста, на благосостояние населения, управлять инфляционными процессами и т. д. Займы применяются в случае недостатка финансовых ресурсов от регулярных доходов, их размеры и порядок обслуживания также оказывают влияние на состояние экономики. Налоговые льготы относятся к числу важных инструментов финансовой политики, с их помощью государство косвенным путём может влиять на ускорение развития важнейших отраслей экономики, на доходы отдельных слоев или категорий населения. Льготы и преференции по налогообложению получают особенно широкое развитие в последние десятилетия в экономике развитых стран, напр. в США общая сумма льгот (т. е. сознательного отказа государства от получения положенных по общему налоговому законодательству налогов) составляет около половины реального федерального бюджета.

Финансовая (бюджетно-налоговая) политика тесно переплетается с политикой кредитно-денежной и постоянно использует её инструменты при проведении своих мероприятий. Важная особенность финансовой политики заключается в том, что она, как правило, целиком находится в прямом распоряжении и управлении правительства и утверждающих его решения государственных органов, в то время как кредитно-денежными мероприятиями обычно ведают так называемые денежные власти - учреждения типа центрального банка.

Хорошо развитый механизм разработки и реализации финансовой политики - обязательная составная часть внутреннего устройства в современном экономически сильном демократическом государстве, крупнейшая активная часть системы государственного регулирования экономики. Этот механизм обычно включает финансовые доктрины и финансовую стратегию государства, его бюджет, правительственный механизм формирования финансовых решений, их исполнения и проверки, законодательную систему утверждения и контроля правительственных финансовых решений. Функции такого механизма основаны на определённых конституционных положениях и базирующемся на нём законодательстве.

Цели финансовой политики, порядок её разработки и принятия, используемые инструменты зависят в первую очередь от формулировки национальных интересов, основополагающих внешне-и внутриполитических концепций, от имеющихся в распоряжении государства ресурсов, степени развитости демократических институтов, демографических, географических и многих иных факторов. Задачи финансовой политики, её эффективность в значительной мере связаны с эпохой, стадией развития государства.

При рабовладельческом строе и феодализме главной задачей финансовой политики было обеспечение потребностей двора правителя, содержание сравнительно мало развитого административно-управленческого аппарата и финансирование войн. Резкое изменение в составе основных целей финансовой политики наступает с развитием капитализма, когда государство начинает стимулировать товарное производство и вынуждено заботиться о его конкурентоспособности. Капиталистические государства, сохраняя за финансами функцию содержания государственной машины, постепенно переносят центр тяжести на мероприятия по выравниванию доходов между богатыми и бедными слоями населения и территориями и на стимулирование хозяйственного роста, эффективности экономического развития. Гораздо больше внимания уделяется внешним аспектам финансовой политики. Для первоначального накопления капитала используется политика протекционизма (поощрения развития национальной экономики и её защиты от иностранной конкуренции). На более поздней стадии капитализма развитые государства с прочной экономической основой всё больше склоняются к открытости финансовой и внешнеэкономической политики. Это прямо связано с отказом от военных методов в качестве главного способа завоевания внешних рынков и с расширением использования экономических способов достижения и сохранения существенных или лидирующих позиций в мировой экономике. С той же целью начинают широко использоваться финансы международных организаций, где главную роль обычно играют развитые страны.

Формирование финансовой политики начинается, как правило, с формулирования её целей в соответствии с принятой концепцией национальных интересов, доктринами национальной безопасности, экономической, внутренней и внешней политики. Для этого применяются исполнительный (правительственный) и законодательный механизмы. В органах исполнительной власти этим обычно занимается министр финансов или другие уполномоченные лица и ведомства, в законодательных органах (парламент, конгресс) анализ и утверждение мероприятий финансовой политики, предлагаемых правительством, возложены на специальные финансовые (бюджетные, налоговые, экономические) комитеты, подкомитеты, комиссии и т.д. В США более сложный порядок формирования финансовой политики, функции в этом процессе поделены между несколькими ведомствами. Общее руководство формированием основ и стратегии финансовой политики осуществляет обычно глава государства или правительства (в США эти должности объединены в лице президента). Разбор и решение спорных вопросов и конфликтных ситуаций производят арбитражные, налоговые и др. специальные суды, а наиболее важные проблемы относятся к ведению высших судебных властей в государстве.

Направление, состав конкретных мероприятий и конечная эффективность финансовой политики в большой мере может зависеть от доктрин, принятых в данной стране в качестве теоретической основы экономического развития. Во 2-й половине 20 в. в мировой экономической науке развернулась борьба между двумя основными направлениями экономической теории. Одно из них, отличающееся социальной ориентацией, ярче всего выражается в кейнсианской теории. В области финансовой политики эта теория призывает опираться прежде всего на бюджетно-налоговое регулирование, не опасаясь временных дефицитов государственного бюджета. В периоды спадов расходы государства должны автоматически увеличиваться при уменьшающихся доходах, .при подъёмах - наоборот; в этом сказывается действие так называемых встроенных стабилизаторов (см. Кейнсианство).

Другое направление - так называемое либеральное - находит выражение прежде всего в теории монетаризма, призывающей опираться при проведении финансовых мероприятий в основном на кредитно-денежные ("монетарные") рычаги, оставляя бюджетно-налоговым мерам второстепенную роль. Эта теория требует возможно меньшего вмешательства государства в экономическую жизнь страны и максимального уменьшения масштабов государственного бюджета (в надежде на то, что рынок "сам отреагирует" на все нерешённые вопросы). Монетаристы выступают и за максимальное уменьшение роли государства в социальной сфере.

На практике, однако, монетаризм в некоторых своих проявлениях смыкается с отдельными направлениями кейн-сианства; в то же время всё большее распространение получают взгляды институционализма, в основе которых лежит представление о человеке не только как об участнике экономических отношений, но как о существе социальном, наделённом множеством противоречивых черт, привычек, склонностей и т. п. Такая теоретическая докторина, в частности, лежит в основе устройства современных финансов и современной финансовой политики США. Поэтому, являясь по размерам своего государственного бюджета (по его доле в ВВП страны) самой "либеральной" из ведущих стран мира, США в то же время тратят более уз общих расходов на социальные нужды, сохраняя лидерство в промышленном производстве, производительности труда и т. д.

Монетаризм следует рассматривать в качестве одной из частей общего поля мировой экономической теории. Применение его концепций оправдано чаще всего в качестве временной меры, для исправления определённых деформаций в экономике и в хозяйственной политике государства. Однако монетарная политика эффективна, как правило, только при налаженном рыночном хозяйстве, в условиях развитой рыночной инфраструктуры (необходимых для рыночной системы учреждений и порядка их взаимодействия), а также при общеполитической стабильности в государстве. Для успеха монетаристских мероприятий необходима очень сильная или даже тоталитарная государственная власть, такие мероприятия обычно связаны с существенными экономическими жертвами со стороны основной массы населения. В конце концов экономическую политику приходится неизбежно дополнять и корректировать бюджетными и др. мероприятиями.

В США в 1940-60-х гг. успешно применялась кейнсианская теоретическая основа финансово-экономической политики, опиравшаяся на бюджетные рычаги и не отрицавшая общей значимости кредитно-денежных мер воздействия на экономику. Однако в сложных условиях 70-х гг. (экономический и энергосырьевой кризисы, развитие инфляции, "перегрев" экономики, война во Вьетнаме) американская администрация не сумела правильно сориентироваться и найти точные рецепты лечения тревожных экономических симптомов. На волне недовольства неудачной экономической политикой президентом США был избран Р. Рейган, предложивший программу "рейганомики" - системы экономических и финансовых мер, частично опиравшихся на принципы монетаризма. Однако практика вскоре показала ущербность такой политики, явную недостаточность преимущественного использования кредитно-денежных рычагов, поэтому спустя 2-3 года рейгановская администрация вернулась к взвешенному комплексу мероприятий бюджетных и денежных направлений. Такое сочетание оказалось более успешным. В усовершенствованном виде именно грамотное использование всех имеющихся у государства возможностей и инструментов экономического регулирования стало важнейшим фактором, обеспечившим один из самых длительных в новейшей истории США периодов экономического роста, начавшегося при президенте Б. Клинтоне в 1990-е гг.

А. И. Дейкин.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.