Мышление – это психический познавательный процесс отражение существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. (Рубинштейн)
Мышление – высшая психическая функция, формируется только прижизненно.
1. Чувственное познание и мышление – познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и затем может произойти переход к мышлению. Любое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием: ощущениями, восприятиями и представлениями! Источник мыслительной деятельности – чувственное познание. Через ощущения и восприятие мышление связано с внешним миром и является его отражением. В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания, начинает познавать явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятиях и ощущениях.
Мышление – высшая психическая функция, формируется только прижизненно.
1. Чувственное познание и мышление – познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и затем может произойти переход к мышлению. Любое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием: ощущениями, восприятиями и представлениями! Источник мыслительной деятельности – чувственное познание. Через ощущения и восприятие мышление связано с внешним миром и является его отражением. В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания, начинает познавать явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятиях и ощущениях.
Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении и сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания.
Память – совокупность процессов, с помощью которых человек запоминает, сохраняет и воспроизводит полученную информацию.
Память – высшая психическая функция. Т.к. обладает всеми свойствами ВПФ: произвольность, опосредованность и социальность.
1. Память произвольна, потому что связана с широким волевым контролем запоминания.
2. Память опосредованна, т.к. связана с использованием различных средств запоминания (узелки на память, чувства, образы, ассоциации).
3. Память социальная, т.к. память напрямую зависит от практической деятельности человека.
Память – совокупность процессов, с помощью которых человек запоминает, сохраняет и воспроизводит полученную информацию.
Память – высшая психическая функция. Т.к. обладает всеми свойствами ВПФ: произвольность, опосредованность и социальность.
1. Память произвольна, потому что связана с широким волевым контролем запоминания.
2. Память опосредованна, т.к. связана с использованием различных средств запоминания (узелки на память, чувства, образы, ассоциации).
3. Память социальная, т.к. память напрямую зависит от практической деятельности человека.
Теории развития памяти:
1. * Ж. Пиаже первый стал трактовать память как основу действия, ориентированную на запоминание, сохранение и переработку информации. Он доказал прямую зависимость всех процессов памяти от практической деятельности человека.
2. *Блонский. Различные виды памяти представленные у взрослого человека, являются различными ступенями ее исторического развития. В истории развития человечества виды памяти последовательно появились один за другим. Последовательность развития видов памяти:
двигательная память – от рождения;
аффективная память – примерно с 6 мес.;
образная память – в 2 года;
логическая память – 3-4 года – подростковый возраст.
Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием его речи.
1. * Ж. Пиаже первый стал трактовать память как основу действия, ориентированную на запоминание, сохранение и переработку информации. Он доказал прямую зависимость всех процессов памяти от практической деятельности человека.
2. *Блонский. Различные виды памяти представленные у взрослого человека, являются различными ступенями ее исторического развития. В истории развития человечества виды памяти последовательно появились один за другим. Последовательность развития видов памяти:
двигательная память – от рождения;
аффективная память – примерно с 6 мес.;
образная память – в 2 года;
логическая память – 3-4 года – подростковый возраст.
Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием его речи.
Память – это сложный психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.
Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении и сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
* Выготский Л.С. первый систематически изучил высшие формы памяти.
Память – это сложный психический процесс, состоящий из разных уровней, разных систем и включающий работу множества механизмов. Механизм процессов памяти до конца не изучен. Мнемическая деятельность – деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала.
Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении и сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
* Выготский Л.С. первый систематически изучил высшие формы памяти.
Память – это сложный психический процесс, состоящий из разных уровней, разных систем и включающий работу множества механизмов. Механизм процессов памяти до конца не изучен. Мнемическая деятельность – деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала.
Сознание – это высшая, свойственная только человеку, форма обобщенного отражения объективной действительности, опосредованная общественноисторической деятельностью людей.
Психическое отражение объективного мира человека отличается от животного, прежде всего не наличием процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфическими механизмами его протекания. Механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.
Возникновение сознания, появление речи и возможность трудиться были подготовлены эволюцией человека как биологического вида. Прямохождение освободило передние конечности от функций ходьбы и способствовало развитию их специализации, связанной с хватание предметов, удержанием и манипулированием ими, что в целом, способствовало возможности трудится. Одновременно происходило развитие органов чувств, зрение стало основным источником информации об окружающем мире.
Психическое отражение объективного мира человека отличается от животного, прежде всего не наличием процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфическими механизмами его протекания. Механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.
Возникновение сознания, появление речи и возможность трудиться были подготовлены эволюцией человека как биологического вида. Прямохождение освободило передние конечности от функций ходьбы и способствовало развитию их специализации, связанной с хватание предметов, удержанием и манипулированием ими, что в целом, способствовало возможности трудится. Одновременно происходило развитие органов чувств, зрение стало основным источником информации об окружающем мире.
Старость – завершающий этап жизни человека. Пожилой возраст начинается с кризиса ухода на пенсию. Негативно сказывается изменение привычного уклада жизни, ощущение невостребованности, снижение социального статуса нередко приводит к ухудшению общего физического и психического здоровья. Также кризис осложняется ухудшением материального положения, возникновением уединенного образа жизни, смертью одного из супругов, утратой близких и друзей. Старый человек смотрит на свое прошлое. Снижается самооценка, страх беспомощности и одиночества, страх смерти. Появляются недовольство, раздражительность, пессимизм, снижается интерес к новому. Замыкание интересов на себе – эгоистичность, повышенное внимание к своему телу, мелочность, скупость.
Сохранение чувства молодости, сочетается с личностным ростом. В этом случае личность продолжает интенсивно развиваться, а стремление к самореализации и самосовершенствовании возможны на любом возрастном этапе.
Сохранение чувства молодости, сочетается с личностным ростом. В этом случае личность продолжает интенсивно развиваться, а стремление к самореализации и самосовершенствовании возможны на любом возрастном этапе.
4 направ-я станд-и: Станд-я усл-й провед-я 2)стимульного материала (тесты,задания), 3) обр-ки рез-ов (ключи,),4) интерпретеции (анализ рез-ов).
В качестве нормы используется статистическая норма N-она должна быть репрезентативной ( большой и качественной).х-среднее арифм., σ-стандартн отклонение –при нормальном отклонении все величины находятся в пределах x+-5с ( в этих пределах 68% случаев).
Сущ-ет процентильная шкала.Процентиль - % доля испытуемых
Шкала Станайке (имеет 9 интервалов), Шкала СТЕНЫ(10 интервалов). В табл методик дается строгое сопоставление между интервалами первичного значения и значениями оценочной шкалы.Служат для перевода первичных значений в стандартные. Все шкалы-производные от статистич нормы.
В качестве нормы используется статистическая норма N-она должна быть репрезентативной ( большой и качественной).х-среднее арифм., σ-стандартн отклонение –при нормальном отклонении все величины находятся в пределах x+-5с ( в этих пределах 68% случаев).
Сущ-ет процентильная шкала.Процентиль - % доля испытуемых
Шкала Станайке (имеет 9 интервалов), Шкала СТЕНЫ(10 интервалов). В табл методик дается строгое сопоставление между интервалами первичного значения и значениями оценочной шкалы.Служат для перевода первичных значений в стандартные. Все шкалы-производные от статистич нормы.
Ведущей методологической базой для исследования психики в отечеств. Науке выступает теория деятельности. Т.Д. зародилась в нашей стране в 20-30 г 20 века. Для психологии важным положением стало « не сознание определяет бытиё, деятельность, А бытие, деятельность определяет сознание.
К.Маркс –деятельность трудоваяи её разновидности игра и учение. Рубенштейн- деятельность трудовая и поведеческая. А.Н.Леонтьев-деятельность предметна- практическая деятельность чел-ка.
В целом деятельность может быть как психическая, так и практическая.
Деятельность- динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа.
Основопологающими для развития Т.Д.- достижения советских учёных.
1) Согласно теории М.Я.Басова –человек не только активно приспосабливается к среде, но и изменяет её.( Главное в его концепции-психическое развитие человека как деятеля определяется окружающей и воздействующей на него средой, не только природной,но и культурно-исторической).
К.Маркс –деятельность трудоваяи её разновидности игра и учение. Рубенштейн- деятельность трудовая и поведеческая. А.Н.Леонтьев-деятельность предметна- практическая деятельность чел-ка.
В целом деятельность может быть как психическая, так и практическая.
Деятельность- динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа.
Основопологающими для развития Т.Д.- достижения советских учёных.
1) Согласно теории М.Я.Басова –человек не только активно приспосабливается к среде, но и изменяет её.( Главное в его концепции-психическое развитие человека как деятеля определяется окружающей и воздействующей на него средой, не только природной,но и культурно-исторической).
Юность – существенный этап для умственного развития. Развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Мышление становится понятийным. Старшие школьники могут сознательно использовать приемы рационального запоминания учебного материала и логически его распределять. Развитее умственных способностей и познавательных процессов зависит от зрелости нервной системы и головного мозга. Психика начинает проявляться целостно.
Происходит становление индивидуального стиля интеллектуальной деятельности.
По Е. А. Климову, индивидуальный стиль складывается на основе более простых свойств психики. Благодаря индивидуальному стилю достигается большая или меньшая успешность в интеллектуальной деятельности. Идет развитее обобщенности всех процессов, интересы к глобальным и вечным проблемам. Развитие интеллекта тесно связано с развитием креативности, то есть не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создания чего-то нового.
Происходит становление индивидуального стиля интеллектуальной деятельности.
По Е. А. Климову, индивидуальный стиль складывается на основе более простых свойств психики. Благодаря индивидуальному стилю достигается большая или меньшая успешность в интеллектуальной деятельности. Идет развитее обобщенности всех процессов, интересы к глобальным и вечным проблемам. Развитие интеллекта тесно связано с развитием креативности, то есть не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создания чего-то нового.
Мышление — процесс познавательной деят-ти индивида, хар-ся обощённым и опосредован отражением действительности. Мышление яв-ся высшим познов. психич процессом. Суть- в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком дейст-ти. Хар-ки мышления.обощёное отражение действит-ти, -опосредованное познание объектив действит-ти. Мышление всегда начинается с ?, ответ на который и есть цель мышления.Виды мыш:по форме-Нагляд-действен — вид мыш, опирающийся на непосредственное восприятие предметовНаглядно-образное мыш — вид мыш, ха¬рак опорой на представления и образы; фун¬кции образного мыш связаны с представлением си¬туаций и изменений в них, кот чел хочет получить в результате своей деят, преобразующей ситуа¬цию. важная особен образного мыш —становление непривычных, невероятных сочетаний пред¬метов и их св-в.Абстрактно-логич. По хар-ру Теорет и практ мыш. Теорет мыш — это познание законов, правил.
Психологическая готовность к школе – это целостное образование, кот. предполагает достаточный уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.
В качестве основного новообразования дошкольного возраста принято выделять комплекс готовности к школьному обучению.
◦когнетивная готовность, ◦определенный уровень эмоционального развития, ◦технологическая оснащенность, ◦ личностная готовность. ◦коммуникативная готовность.
Когнитивная готовность – восприятие, мышлен, память, воображ происходит существ. изменения. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:- дифференцированное восприятие;- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
В качестве основного новообразования дошкольного возраста принято выделять комплекс готовности к школьному обучению.
◦когнетивная готовность, ◦определенный уровень эмоционального развития, ◦технологическая оснащенность, ◦ личностная готовность. ◦коммуникативная готовность.
Когнитивная готовность – восприятие, мышлен, память, воображ происходит существ. изменения. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:- дифференцированное восприятие;- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
Способности- это индивид особ чел-ка, опред его успехи в различ видах деят-ти.
Способности вкл-ют в себя з осн-ых признака:
1. индивидуально-Ψ особенности, отличающие данного человека
- познавательные процессы, - эмоционально-волевые процессы,
- двигательные реакции.
2. способностями м.б. не только индивид особенности, а св-ва лич-ти, которые имеют отношение к успешности выполн. деят-ти
3. способности м.б. проявлены в качестве индивид особенностей не сводимых к ЗУН, но обеспечивающие легкость и быстроту приобретения зз. Т/о способности – это возможность для приобретения ЗУН. Способности обнаруживаются только в деят-ти, кот. не может осуществляться без наличия способностей.
Спос-ти обнаруживаются в динамике приобретения ЗУН, т.е. насколько глубоко и прочно, быстро и легко осуществляется процесс овладения ЗУН.
Способности вкл-ют в себя з осн-ых признака:
1. индивидуально-Ψ особенности, отличающие данного человека
- познавательные процессы, - эмоционально-волевые процессы,
- двигательные реакции.
2. способностями м.б. не только индивид особенности, а св-ва лич-ти, которые имеют отношение к успешности выполн. деят-ти
3. способности м.б. проявлены в качестве индивид особенностей не сводимых к ЗУН, но обеспечивающие легкость и быстроту приобретения зз. Т/о способности – это возможность для приобретения ЗУН. Способности обнаруживаются только в деят-ти, кот. не может осуществляться без наличия способностей.
Спос-ти обнаруживаются в динамике приобретения ЗУН, т.е. насколько глубоко и прочно, быстро и легко осуществляется процесс овладения ЗУН.