Мышление и речь. Проблема формирования понятий.

Энциклопедии » Энциклопедия заблуждений
Мышление – это психический познавательный процесс отражение существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. (Рубинштейн)
Мышление – высшая психическая функция, формируется только прижизненно.
1. Чувственное познание и мышление – познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и затем может произойти переход к мышлению. Любое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием: ощущениями, восприятиями и представлениями! Источник мыслительной деятельности – чувственное познание. Через ощущения и восприятие мышление связано с внешним миром и является его отражением. В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания, начинает познавать явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятиях и ощущениях.
2. Мышление и речь – мышление неразрывно связано с языком и речью, эти психика человека отличается от психики животного. Человеческое мышление, в каких бы формах не осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью.
Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко она выражена в словах. И взрослые, и дети часто испытывают трудности в процессе решения задач, пока не сформулируют свои рассуждения вслух. Думанье вслух облегчает задачу. Создавая речевую форму, мышление само формируется.
Речь и мышление связана словесными соотношениями. Речь имеет свою структуру, не совпадающую со структурой мышления: грамматика выражает структуру речи, логика – структуру мышления. Но логика отличается от мышления тем, что логика изучает мышление со стороны результатов, п психология со стороны процесса (знания, понятия).
* Выготский: мышление и речь ИМЕЮТ разные корни. В течение длительного времени (филогенез, онтогенез) развиваются независимо. У детей на ранних этапах развития (13 года) речь не связана с мышлением. В это время у детей имеется нагляднодейственное мышление, не связанное с речью. Процесс соединения мышления с речью начинается примерно с 3х лет и внешним выражением этого процесса является появление у детей эгоцентричной речи. На ее базе начинает формироваться внутренняя речь – процесс синтеза мышления и речи (словенологическое мышление). Можно сказать, что процесс мышления осуществляется тогда, когда мысль выражается словами. Выражение мысли словами представляет собой сложный процесс, включающий несколько этапов.
Этапы выражения мысли словами:
1 этап – Формирование мотива: для выражение мыли словами человек должен иметь соответствующий мотив высказывания. Формирование мотива – движущая сила процесса.
2 этап – Подготовка высказывания: возникает мысль и общая схема того содержания, которое в дальнейшем должно быть воплощено в высказывании. Этот этап как считал Выготский, имеет особое значение. На нем происходит перешифровка замысла в развернутую речь и создание порождающей (генеративной) схемы развернутого речевого высказывания.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.