Сознание как высшая форма психического отражения. Структура, свойства сознания.

Энциклопедии » Энциклопедия заблуждений
Сознание – это высшая, свойственная только человеку, форма обобщенного отражения объективной действительности, опосредованная общественноисторической деятельностью людей.
Психическое отражение объективного мира человека отличается от животного, прежде всего не наличием процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфическими механизмами его протекания. Механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.
Возникновение сознания, появление речи и возможность трудиться были подготовлены эволюцией человека как биологического вида. Прямохождение освободило передние конечности от функций ходьбы и способствовало развитию их специализации, связанной с хватание предметов, удержанием и манипулированием ими, что в целом, способствовало возможности трудится. Одновременно происходило развитие органов чувств, зрение стало основным источником информации об окружающем мире. Это дало возможность одновременно и развитию нервной системы, прежде всего головного мозга. Объем мозга увеличился (в 2 раза больше, чем у обезьяны), увеличение площади коры. Происходят и структурные и функциональные перестройки мозга. Эволюция человека как биологического вида, способствовало появлению у людей, возможности трудится, что в свою очередь явилось предпосылкой для появления сознания у человека. ВЫВОД: появление сознания у человека обусловлено как биологическими, так и социальными причинами.
Функция сознания – формирование целей деятельности в предварительном мысленном построении действий и предвидения результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.
Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание.
Отсюда следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоций – формирование субъективного отношения человека к окружающей действительности. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют и организацию поведения, и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становится переживанием.
Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.
Труд – это специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающийся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования.
Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающей человека человеком (усвоение общественноисторического опыта).
Выделяют два слоя сознания * Зинченко:
1. Бытийное сознание – (сознание для бытия) включает в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.
На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, т.к. для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлекторным сознанием)
2. Рефлективное сознание – (сознание для сознания) включает в себя:
1) значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значенияпонятия.
2) смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений.
Процессы взаимной трансляции значений и смыслов (осмысление значений и значение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я».
Сознание: 1) рождается в бытие; 2) отражает бытие; 3) творит бытие.

Функции сознания:
1. отражательная;
2. порождающая (творческикреативная);
3. регуляторнооценочная;
4. рефлексивная – основная функция, характеризует сущность сознания.
Объектами рефлексии могут выступать: 1) отражение мира; 2) мышление о нем; 3) способы регуляции человеком своего поведения; 4) сами процессы рефлексии; 5) свое личное сознание.
Сознание взаимосвязано с мышлением и речью. Слова, язык не существуют только как язык, в них отражаются формах мышления, которые нами и овладевают через использование языка.
Существует два подхода к пониманию сознания.
1. Сознание лишено собственной психологической специфики – его единственный признак состоит в том, что благодаря сознанию перед индивидом предстают различные явления, составляющие содержание конкретных психологических функций. Сознание рассматривалось как общее «бескачественное» условие существования психики (Юнг: сознание – сцена, освещенная прожектором) – сложность конкретного экспериментального исследования.
2. Отождествление сознания с какойлибо психической функцией (внимание, мышление) – исследуется отдельная функция.
В отечественной психологии изучение психики исходят из диалектического материализма: структуры сознания имеют социокультурный характер. Сформировались филогенетически в ходе истории человечества, под влиянием надындивидуальных социальных структур, сложившихся в совместной деятельности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.