Мышление — процесс познавательной деят-ти индивида, хар-ся обощённым и опосредован отражением действительности. Мышление яв-ся высшим познов. психич процессом. Суть- в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком дейст-ти. Хар-ки мышления.обощёное отражение действит-ти, -опосредованное познание объектив действит-ти. Мышление всегда начинается с ?, ответ на который и есть цель мышления.Виды мыш:по форме-Нагляд-действен — вид мыш, опирающийся на непосредственное восприятие предметовНаглядно-образное мыш — вид мыш, ха¬рак опорой на представления и образы; фун¬кции образного мыш связаны с представлением си¬туаций и изменений в них, кот чел хочет получить в результате своей деят, преобразующей ситуа¬цию. важная особен образного мыш —становление непривычных, невероятных сочетаний пред¬метов и их св-в.Абстрактно-логич. По хар-ру Теорет и практ мыш. Теорет мыш — это познание законов, правил. Осн задача практ мыш — подготовка физи¬ч преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта. по степени развития: дискрутивное(аналитическое)и интуитивное. Аналит мыш развернуто во времени, имеет четко выражен¬ные этапы, в значительной степени представлено в созна¬нии самого мыслящего человека. Интуит мыш харак-ся быстротой протекания, отсутствием четко выраж-х этапов, яв-ся минимально осознанным. По степени новизны: репродуктивное и продуктивное.
мыслительные операции: Анализ —мысленное расчленение слож¬ного объекта на составляющие его части или характерис-тики. Синтез — мыслен. переход - от частей к целому.Абстракция-это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, св-ва, момент или предмета. Обобщение( или генерализация) —зарожд в плане дейстий-мысленное объединение предметов и яв¬лений по их общим и существенным признакам..
Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие — ф-ма мыш, отражающая существен-ные св-ва, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятие могут быть общими и единичными, конкретными и. абстрактными. Суждение — основная форма мыслит процесса. Суждения могут быть истинными и ложными. Умозаключ. —высшая ф-ма представляет собой формирование новых суждений на основе преобраз уже имеющихся. умозаключения индуктивные, дедуктив¬ные, по аналогии. Индукция —от частного к общему. Дедукция-от общего к час¬тному. Аналогия — логический вывод в процессе мыш от частного к частному. Индивид различия в мыслит деят-ти людей м/прояв-ся в след-х качествах мыш¬: широта, глубина и самостоятельность мыш, гибкость мысли, быстрота и критичность ума. Широта мыш — это способ-ть охватить весь вопрос целиком.Глубина мыш выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Самостоятельность мыш харак-ся умением чел выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи др. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки. Быстрота ума — способ-ть чел быстро разо¬браться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение. Торопливость ума.
Критичность ума — умение чел объективно оце¬нивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
Развитие мышления- принято считать –что начальный этап развития мышления связан с обобщениями.
Теории мышления –ассоциативная-содерж мысли к чувствам, элементам ощущений, закономерности протекания(Девид Юм). гештальтΨ(осн Макс Вертгеймер )-мышление это не опериров отношениями , а преобразование стуктуры нагл ситуаций.
мыслительные операции: Анализ —мысленное расчленение слож¬ного объекта на составляющие его части или характерис-тики. Синтез — мыслен. переход - от частей к целому.Абстракция-это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, св-ва, момент или предмета. Обобщение( или генерализация) —зарожд в плане дейстий-мысленное объединение предметов и яв¬лений по их общим и существенным признакам..
Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие — ф-ма мыш, отражающая существен-ные св-ва, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятие могут быть общими и единичными, конкретными и. абстрактными. Суждение — основная форма мыслит процесса. Суждения могут быть истинными и ложными. Умозаключ. —высшая ф-ма представляет собой формирование новых суждений на основе преобраз уже имеющихся. умозаключения индуктивные, дедуктив¬ные, по аналогии. Индукция —от частного к общему. Дедукция-от общего к час¬тному. Аналогия — логический вывод в процессе мыш от частного к частному. Индивид различия в мыслит деят-ти людей м/прояв-ся в след-х качествах мыш¬: широта, глубина и самостоятельность мыш, гибкость мысли, быстрота и критичность ума. Широта мыш — это способ-ть охватить весь вопрос целиком.Глубина мыш выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Самостоятельность мыш харак-ся умением чел выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи др. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки. Быстрота ума — способ-ть чел быстро разо¬браться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение. Торопливость ума.
Критичность ума — умение чел объективно оце¬нивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
Развитие мышления- принято считать –что начальный этап развития мышления связан с обобщениями.
Теории мышления –ассоциативная-содерж мысли к чувствам, элементам ощущений, закономерности протекания(Девид Юм). гештальтΨ(осн Макс Вертгеймер )-мышление это не опериров отношениями , а преобразование стуктуры нагл ситуаций.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи