Проблема школьной зрелости. Психологическая готовность к школе.кризис 7 лет.

Энциклопедии » Энциклопедия заблуждений
Психологическая готовность к школе – это целостное образование, кот. предполагает достаточный уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.
В качестве основного новообразования дошкольного возраста принято выделять комплекс готовности к школьному обучению.
◦когнетивная готовность, ◦определенный уровень эмоционального развития, ◦технологическая оснащенность, ◦ личностная готовность. ◦коммуникативная готовность.
Когнитивная готовность – восприятие, мышлен, память, воображ происходит существ. изменения. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:- дифференцированное восприятие;- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
- рациональный подход к действительности (ослабл.роли фантазии);- логическое запоминание;- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
В.В.Давыдов считает, что ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При этом важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.
Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля.
В работах Л.И. Божович выделяются параметры психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И. Божович выступает новообразование "внутренняя позиция школьника", представляющее собой сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне.
Уров. эмоциональный –усваивают нормы поведения, снижается проявления агрессии.
Технологическая готовность-минимум ЗУНов, позволяющих обучаться в школе.
Личностная- стремление к знаниям.
Коммуникативная.- адекватно обстановке и ситуации взаимодействие с людьми по правилам и нормам.
Достижения школьной зрелости-зависит от органических, генетт-их, факторов здоровья и психологич(хар-р среды, активность реб-ка, эмоц. атмосфера).
Кризис 7 лет. Выгодский называл его возраст потери непосредственности. Божович Л.И. считает что, это период рождения социального «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Все, что имеет отношение к учебе становится ценным. В период кризиса 7 лет проявляется то, что называет Выготский Л.С обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов –появ-ся чувства неполноценности, унижения или чувства собственной значимости
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.