Память – это сложный психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.
Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении и сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
* Выготский Л.С. первый систематически изучил высшие формы памяти.
Память – это сложный психический процесс, состоящий из разных уровней, разных систем и включающий работу множества механизмов. Механизм процессов памяти до конца не изучен. Мнемическая деятельность – деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала.
Физиологические основы памяти: следы бывших ранее нервных процессов, сохраняющиеся в коре больших полушарий головного мозга в результате пластичности нервной системы. Человеческая память – это не единая функция, в ней участвуют много различных процессов. *Линдсей и Норман считают, что существует 3 совершенно разных типа памяти, или 3 ее системы. Типы памяти:
1. Непосредственный отпечаток сенсорной информации – эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика – 0,10,5 сек.
2. Кратковременная память – удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную информацию этих событий. Емкость 56 единиц.
3. Долговременная память – наиболее важная и сложная из систем памяти. Емкость безгранична. Все, что удерживается более чем несколько минут, должно находится в системе долговременной памяти. Существует проблема поиска информации. Количество информации в памяти очень велико и извлечение из нее сведений сопряжено с трудностями. Мозг состоит из 10 млрд. нейронов каждый способен удержать существенное количество информации, следовательно, память безгранична.
Виды памяти:
По характеру психической активности (генетический уровень).
1. Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Есть люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Значение: служит основой для формирования практических и трудовых навыков (хорошая двигательная память – «золотые руки»).
2. Образная память – память на представления, картины природы жизни, а также на звуки, запахи, вкусы, переживания. Она бывает: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. [Последние три вида можно назвать профессиональными видами. Высокого уровня достигают в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти (слепые, глухие и т.д.).] Образная память особо развита у людей художественных профессий.
3. Эмоциональная память – память на чувства. Эмоции – сигнал на то, как удовлетворены наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет важное значение и может быть сильнее других видов памяти. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от них.
4. Словеснологическая память – это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации. Содержанием являются мысли. Мысли не существуют без языка. В словеснологической памяти главная роль принадлежит II сигнальной системе. Этот вид памяти специфичен только для человека. Значение: ведущая роль в усвоении знаний.
По характеру целей деятельности (участию воли).
1. Произвольная память – возможность преднамеренно заучить или припомнить необходимую информацию. Процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные мнемические действия.
2. Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель чтото запомнить или припомнить.
Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении и сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
* Выготский Л.С. первый систематически изучил высшие формы памяти.
Память – это сложный психический процесс, состоящий из разных уровней, разных систем и включающий работу множества механизмов. Механизм процессов памяти до конца не изучен. Мнемическая деятельность – деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала.
Физиологические основы памяти: следы бывших ранее нервных процессов, сохраняющиеся в коре больших полушарий головного мозга в результате пластичности нервной системы. Человеческая память – это не единая функция, в ней участвуют много различных процессов. *Линдсей и Норман считают, что существует 3 совершенно разных типа памяти, или 3 ее системы. Типы памяти:
1. Непосредственный отпечаток сенсорной информации – эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика – 0,10,5 сек.
2. Кратковременная память – удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную информацию этих событий. Емкость 56 единиц.
3. Долговременная память – наиболее важная и сложная из систем памяти. Емкость безгранична. Все, что удерживается более чем несколько минут, должно находится в системе долговременной памяти. Существует проблема поиска информации. Количество информации в памяти очень велико и извлечение из нее сведений сопряжено с трудностями. Мозг состоит из 10 млрд. нейронов каждый способен удержать существенное количество информации, следовательно, память безгранична.
Виды памяти:
По характеру психической активности (генетический уровень).
1. Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Есть люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Значение: служит основой для формирования практических и трудовых навыков (хорошая двигательная память – «золотые руки»).
2. Образная память – память на представления, картины природы жизни, а также на звуки, запахи, вкусы, переживания. Она бывает: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. [Последние три вида можно назвать профессиональными видами. Высокого уровня достигают в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти (слепые, глухие и т.д.).] Образная память особо развита у людей художественных профессий.
3. Эмоциональная память – память на чувства. Эмоции – сигнал на то, как удовлетворены наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет важное значение и может быть сильнее других видов памяти. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от них.
4. Словеснологическая память – это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации. Содержанием являются мысли. Мысли не существуют без языка. В словеснологической памяти главная роль принадлежит II сигнальной системе. Этот вид памяти специфичен только для человека. Значение: ведущая роль в усвоении знаний.
По характеру целей деятельности (участию воли).
1. Произвольная память – возможность преднамеренно заучить или припомнить необходимую информацию. Процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные мнемические действия.
2. Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель чтото запомнить или припомнить.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи