Эволюция аграрной политики Республики Беларусь в условиях перехода к рынку. Краткосрочные и среднесрочные преобразования аграрной экономики республики.

Наука » Сельское хозяйство
После распада социалистической системы во всех образовавшихся странах проводятся комплексные реформы, происходит замена экономических, социальных и политических отношений новыми – демократическими, характерными для стран с устоявшейся рыночной экономикой. Для государств с демократическим политическим устройством характерны смешанные экономические системы, другими словами, различные модели рыночного хозяйства, когда преимущественно частное владение и управление производством сочетаются с регулирующим воздействием государства на производство и обращение товаров как в масштабе национальной экономики, так и в отдельных ее секторах.

Функционирование множества моделей рыночного хозяйства доказывает, что каждая страна, переходящая на рыночные отношения, должна разработать собственную концепцию реформы, опираясь на международный опыт с учетом своей специфики.

Аграрная политика в странах Центральной Европы в трансформационный период

Наука » Сельское хозяйство
С 1989 г. аграрно-продовольственные секторы центрально-европейских стран начали в значительной степени ориентироваться на рынок, хотя процесс либерализации в них не был равномерным и последовательным. В 1989 – 1992 гг. ценовые искажения в этих странах, связанные с государственным регулированием, значительно снизились, в 1993 г. они опять увеличились, стабилизировались в 1994 г. и стали вновь постепенно снижаться с 1995 г. (табл. 6.3). Исключение составляет только Словения. При этом уровни государственного регулирования цен значительно колебались по сельскохозяйственным продуктам и странам.

Таблица 6.3 .Ставки номинальной защиты (без учета динамики валютного курса) в странах Центральной Европы ,%


Аграрная политика в странах Центральной Европы в трансформационный период


S.Bojnec, J.Swinnen The Ðattern of Àgricultural Ðrice Distortions in Central and Eastern Europe //Food Policy. Vol.22. No 4. P. 294.

Единая аграрная политика в странах ЕС

Наука » Сельское хозяйство
В Римском договоре (подписан 25 марта 1957 г., вступил в силу с 1 января 1958 г.), провозгласившем создание Европейского Экономического Сообщества (с 1993 г. – Европейский союз), особо оговаривалось проведение единой аграрной политики (ЕАП). В статье 39 договора формулировались следующие ее цели:

увеличивать производительность сельского хозяйства путем содействия техническому прогрессу и рациональному развитию сельскохозяйственного производства и оптимальному использованию производственных факторов, особенно труда;

обеспечить достаточно высокий уровень жизни сельского населения, увеличение индивидуальных доходов лиц, занятых в сельском хозяйстве;

поддерживать стабильность сельскохозяйственных рынков;

обеспечивать возможности для роста предложения сельскохозяйственной продукции;

содействовать тому, чтобы сельскохозяйственная продукция продавалась потребителям по доступным ценам.

Аграрная политика в странах Западной Европы до образования Европейского экономического сообщества

Наука » Сельское хозяйство
В западноевропейских странах в течение двух последних веков превалировали протекционистские настроения, имевшие целью защитить и поддержать национальные аграрные секторы экономики. До 70-х годов XIX в. торговля сельскохозяйственной продукцией с заокеанскими странами была развита слабо, а торговые отношения между европейскими странами были почти свободны от пошлин и других ограничений. Но начиная с 70-х годов XIX в. экспорт зерна из США, России и других стран в Западную Европу стал быстро расти; позже (с 1875г.) начались и также увеличивались поставки мороженого мяса. В результате на европейских рынках цены на зерно начали быстро падать и к 1895 г. были в два раза ниже прежних; цены на животноводческую продукцию также упали, но не столь значительно.

Это заставило большинство европейских стран обратиться к практике протекционизма, которая выразилась в значительном повышении существовавших таможенных пошлин (тарифов) на импорт сельскохозяйственной продукции и введении новых. Фермеры Франции, Германии, Италии и других стран были защищены своими государствами от худших последствий кризиса. Цены на сельскохозяйственную продукцию в этих странах были выше мировых, и сельскохозяйственные товаропроизводители в целом стали более полагаться на тарифную защиту, нежели на увеличение собственной конкурентоспособности. Лишь Великобритания, Дания и Нидерланды, для которых внешняя торговля была более важной, остались верны принципам “свободной торговли”. Великобритания не предприняла практически никаких мер защиты фермеров, результатом чего стал большой отток сельского населения в города. В Дании и Нидерландах произошла структурная перестройка сельскохозяйственного сектора, он стал более конкурентоспособным и смог увеличить экспорт.

Бюджетное субсидирование сельского хозяйства США

Наука » Сельское хозяйство
Прямое воздействие государства на сельскохозяйственное производство осуществляется в США по следующим направлениям: стимулирование развития инфраструктуры и производства продукции сельского хозяйства; поддержание доходов сельских товаропроизводителей; субсидирование сельскохозяйственной науки и внедрение ее достижений в практику; защита земельных и водных ресурсов страны.

Кроме того, государство воздействует на сельское хозяйство и косвенно – через пропаганду сельскохозяйственных знаний и статистико-информационное обеспечение хозяйств; регулирование спроса на продовольствие внутри страны; оказание продовольственной помощи нуждающимся группам населения; стимулирование экспорта.

Исторические этапы развития государственного регулирования

Наука » Сельское хозяйство
История государственного регулирования сельского хозяйства США распадается на два периода – до и после “великой экономической депрессии” начала 30-х гг. ХХ в.

Закон о гомстедах, принятый в 1862 г. и упорядочивший распределение земли гражданам страны, стал первым значительным действием государства в аграрной области. Закон юридически оформил частную собственность на землю, которая и сегодня составляет экономическую основу сельского хозяйства США. За короткий период после принятия закона 1862 г. появилось большое число новых фермерских хозяйств. С возникновением частной земельной собственности стал формироваться рынок земли и важнейшая составная часть рыночной аграрной экономики – ипотека (кредит под залог земли).

Основные направления аграрной политики

Наука » Сельское хозяйство
Ценовая политика. Ценовая политика – важный элемент аграрной политики во всех странах. Пределы и направленность государственного регулирования цен во многом зависят от уровня развития экономики страны и места аграрного сектора в национальной экономике. В индустриально развитых странах вмешательство имеет целью защиту национального сельского хозяйства, в развивающихся странах – обеспечение городского населения продуктами питания по льготным ценам, а также пополнение бюджета страны за счет экспортных пошлин. Поэтому в развивающихся странах часто наблюдается отрицательный уровень защиты сельского хозяйства, но по мере роста национального дохода в них растет и уровень аграрного протекционизма.

В мировой практике используются разные формы государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию. Формами прямого государственного регулирования цен являются полное или селекционное “замораживание” цен на сельскохозяйственную продукцию и продукцию других отраслей АПК; установление максимальных (“потолка” цен), минимальных (“пола” цен) и твердо фиксированных цен; механизмы разрешительных, уведомительных и местных цен; воздействие на уровни цен через регулирование цен на продукцию государственных предприятий и т.д. Косвенное регулирование цен на макроуровне осуществляется через монетарную и фискальную политики, политику доходов. В сельском хозяйстве и отраслях АПК используются системы залоговых цен, целевых цен, импортных и экспортных тарифов, экспортных субсидий и др.

Меры (инструменты) аграрной политики

Наука » Сельское хозяйство
Меры (инструменты) государственной поддержки сельского хозяйства можно классифицировать в зависимости от того, направлены они непосредственно на повышение рентабельности производства или нет. К первым относятся меры, содействующие снижению издержек сельскохозяйственных предприятий и росту их валовых доходов, ко вторым – целевые государственные субсидии на развитие сельских районов; субсидии, способствующие развитию несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности; прямые субсидии сельскохозяйственным предприятиям.

Снижению издержек производства способствуют субсидии на капитальные блага и государственное стимулирование оптимизации производственных ресурсов. Увеличению валового дохода содействуют рост объемов производства, субсидирование цен на сельскохозяйственную продукцию, ограничение внутреннего предложения, контроль за импортом продукции, стимулирование экспорта и др. Эти меры и инструменты их реализации тесно связаны и нередко действуют в разных направлениях.

ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Наука » Сельское хозяйство
Для сельского хозяйства характерен ряд производственно-экономических особенностей, отличающих его от других отраслей народного хозяйства и определяющих экономическую нестабильность аграрного сектора экономики.

Главным и практически незаменимым производственным ресурсом в сельском хозяйстве является земля. При рациональном использовании она не только не подвергается физическому износу, но, наоборот, ее качество улучшается. Количество земли ограничено, поэтому с того момента, когда в сельскохозяйственный оборот вовлечены все пригодные для производства земли, возможности для экстенсивного роста, вследствие действия закона убывающей отдачи, практически сведены к нулю. Пространственная протяженность и неподвижность земли требуют использования подвижных приводных и рабочих машин. Участки земли неодинаковы по качеству, отсюда различна степень их пригодности для сельскохозяйственного производства. Это обстоятельство является основой для получения сельскохозяйственными предприятиями, работающими на лучших землях, экономической ренты.

Коэффициенты сравнительных преимуществ

Наука » Сельское хозяйство
Коэффициенты сравнительных преимуществ позволяют оценить торговые возможности страны, конкурентоспособность ее продукции на мировых рынках. Сравнительное преимущество (comparative advantage) – это способность производить товар или услугу с относительно меньшими альтернативными издержками. Напомним, что альтернативные издержки (opportunity cost) – это издержки производства товара или услуги, измеряемые с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшим из доступных альтернативных видов деятельности, требующим тех же ресурсов.

Термин “сравнительные преимущества” употребляется в двух значениях. В одном случае – при сравнении эффективности производства какого-либо товара в нескольких странах, торгующих между собой. Страна, производящая товар с меньшими альтернативными издержками, имеет большие сравнительные преимущества по его производству, т.е. она тратит меньше как приобретаемых на мировых рынках, так и внутренних ресурсов на единицу продукции, ее внутренние ресурсы имеют более низкую альтернативную стоимость, национальная валюта недорога в сравнении с основными свободно конвертируемыми валютами, продукция страны обладает более высокой конкурентоспособностью на мировом рынке. В дальнейшем мы будем использовать термин “сравнительные преимущества” именно в этом значении.

Мониторинг государственного регулирования сельского хозяйства

Наука » Сельское хозяйство
Проблемы ценового мониторинга в Республике Беларусь разработаны слабо. Ни научные учреждения, ни органы государственного управления не рассчитывают показателей, отражающих уровень и эффективность государственного регулирования сельского хозяйства. Политические и экономические решения, принимаемые в аграрной сфере, основываются на отдельных частных индикаторах, не дающих полной и объективной оценки уровня и эффективности государственного регулирования различных сельскохозяйственных рынков. Практически отсутствуют расчеты обобщающих показателей государственной поддержки за ряд лет. Поэтому для проведения эффективной аграрной ценовой политики особое значение имеет ценовой мониторинг. Ценовой мониторинг — это непрерывный процесс сбора, оценки и прогнозирования номинальной величины и динамики изменения цен на товары и услуги.

Расчет коэффициентов защиты

Наука » Сельское хозяйство
Коэффициент номинальной защиты производителей товара NPC (the nominal protection coefficient) равен отношению его внутренней цены к цене на мировом рынке в национальной валюте. Различают валовой и чистый коэффициенты номинальной защиты ( NPCG и NPCN).

Валовой коэффициент номинальной защиты производителей товара i NPCGi равен:

NPCGi = Pid / Piw ЕRn, (3.40)

где Pid – внутренняя цена товара i; Piw – мировая цена товара i; ЕRn – номинальный курс обмена. национальной валюты.

Поскольку альтернативные издержки обмена валюты в экономике отражает реальный валютный курс, чистый коэффициент номинальной защиты более точно характеризует уровень государственного регулирования производства товара i:

NPCNi = Pid / Piw ERr, (3.41)

где ERr – реальный обменный курс.