Исторические этапы развития государственного регулирования

Наука » Сельское хозяйство
История государственного регулирования сельского хозяйства США распадается на два периода – до и после “великой экономической депрессии” начала 30-х гг. ХХ в.

Закон о гомстедах, принятый в 1862 г. и упорядочивший распределение земли гражданам страны, стал первым значительным действием государства в аграрной области. Закон юридически оформил частную собственность на землю, которая и сегодня составляет экономическую основу сельского хозяйства США. За короткий период после принятия закона 1862 г. появилось большое число новых фермерских хозяйств. С возникновением частной земельной собственности стал формироваться рынок земли и важнейшая составная часть рыночной аграрной экономики – ипотека (кредит под залог земли).

К началу экономического кризиса 1929 – 1933 гг. проблемы фермерства становились все сложнее (наблюдалось значительное перепроизводство сельскохозяйственной продукции и падение цен и доходов), а движение протеста фермеров угрожало стабильности самого американского государства. Закон "О сельскохозяйственном маркетинге" 1929 г. положил начало пакету законов, в которых определялись основные цели и инструменты государственной аграрной политики в новых экономических условиях. Основным направлением государственного регулирования сельского хозяйства становится поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию и доходов фермеров.

Сокращение реализации сельскохозяйственной продукции и падение цен на нее в период "великой депрессии" сопровождались ростом ипотечных долгов. К началу 1933 г. такими должниками были более 45% фермеров США. Все большее число несостоятельных хозяев вынуждено было отдавать за долги свои фермы банкам и другим кредитным учреждениям. Результатом этих процессов было принятие законов "О рефинансировании фермерской задолженности" и "О восстановлении сельского хозяйства" (1933 г.).

Главная идея этих законов заключалась в попытке ликвидировать “ножницы” между ценами, по которым фермеры приобретали средства производства промышленного происхождения, и ценами на сельскохозяйственную продукцию. Для стабилизации цен закон предусматривал бюджетное финансирование программы изъятия из сельскохозяйственного производства части земель и предоставления фермерам субсидий за участие в этой программе. Государственная поддержка аграрного сектора оказала стимулирующее воздействие – спад прекратился. Выходу из кризиса в немалой степени способствовала вторая мировая война.

Проблема перепроизводства сельскохозяйственной продукции возникла вновь в 50-е годы. В 1956 г. для активизации программы сокращения посевных площадей создается специальный Земельный банк, посредством которого пашня отчуждалась в так называемый земельный консервационный резерв. В б0-х годах правительство США предложило фермерам новую программу диверсификации земель с целью сокращения посевов под кормовыми зерновыми, пшеницей и хлопком. Она предусматривала выплаты фермерам субсидий при добровольном переходе с посевов указанных культур на другие. В 1970 г. появились программы сокращения посевных площадей, участие в которых становилось условием получения права на поддержку цен основных видов продукции. Особенностью всех этих программ были значительные расходы бюджетных средств на их реализацию и неэффективность в достижении поставленной цели – обеспечении роста доходов фермеров.

В 70-х гг. совершенствование мер государственного регулирования аграрного производства в США было приостановлено в связи с благоприятной ситуацией на мировых сельскохозяйственных рынках. Однако к началу 80-х трудности со сбытом зерна появились снова. Ответом на возникшие проблемы стал сельскохозяйственный закон 1981 г., в котором среди прочих мер было введение минимальных гарантированных и целевых цен, которые должны были индексироваться ежегодно в соответствии с уровнем инфляции. Однако проблемы нарастали, и к середине 80-х годов необходимость перемен в аграрной политике государства стала очевидной. Первые изменения в ней появились в 1985 г. и были связаны с принятием закона "О продовольственной безопасности".

Данный законодательный акт сохранил широкое субсидирование сельского хозяйства за счет бюджетных средств. В то же время он кардинально изменил подход государства к вопросам использования сельскохозяйственных ресурсов страны, к проблемам обеспечения ее продовольственной безопасности. Можно выделить следующие особенности сельскохозяйственного закона 1985 г., свидетельствующие о новых подходах в американской аграрной политике: во-первых, закон 1985 г. ввел новые механизмы и направления государственных субсидий сельскому хозяйству, залога сельскохозяйственной продукции под государственные кредиты, содействия экспорту продовольствия; во-вторых, в законе приоритет отдан решению таких задач, как стабилизации сельскохозяйственных рынков и обеспечению благосостояния сельских районов; в-третьих, важнейшее место в законе заняла проблема рационального использования сельскохозяйственных ресурсов, при этом впервые на передний план была выдвинута конкретная программа борьбы с эрозией почв; в-четвертых, в законе 1985 г. впервые определен подход США к проблеме обеспечения продовольственной безопасности.

Продолжением и дополнением закона 1985 г. стал закон 1990 г. "Об охране сельского хозяйства, обеспечении продовольствием и торговле". В нем дальнейшее развитие получили программы регулирования объемов производства основных сельскохозяйственных культур. В начале 90-х годов запасы сельскохозяйственной продукции достигли своих максимальных значений и государству пришлось увеличить объем выделяемых субсидий для поддержания финансовой устойчивости ферм и сельского хозяйства в целом. Законом уровень субсидий поставлен в зависимость от текущего уровня цен, при этом выплаты на ферму ограничивались суммой в 50 тыс. долл. Дальнейшее развитие получило также использование залога товара для получения доступа к государственным заемным средствам.

Закон 1996 г. "О совершенствовании и реформировании сельского хозяйства" внес существенные изменения в механизм стимулирования производства продовольствия. К наиболее существенным нововведениям сельскохозяйственного закона 1996 г. в области финансирования и регулирования производства продовольствия следует отнести подход законодателей к определению целей регулирования государства сельскохозяйственного производства страны. Закон 1996 г. установил, что если фермер поддерживает сельскохозяйственную политику правительства, то он имеет право на государственную поддержку независимо от того, что он выращивает и какой сегодня уровень цен на его продукцию. При этом общую сумму таких бюджетных выплат (учитывая складывающуюся конъюнктуру) предполагается снизить с 47 млрд. долл. в 1987- 1995 гг. до 36 млрд. в 1996 – 2002 гг., т.е. примерно на одну четверть.

Закон упразднил прежний механизм административного регулирования посевных площадей под отдельными культурами (путем определения посевных квот или иных форм договоренности с фермером) и ввел новый – вся сумма государственных инвестиций в сельскохозяйственное производство теперь распределяется по отдельным культурам, а затем делится между всеми фермерами, участвующими в производстве каждой культуры.

Законодательная основа государственных программ регулирования и поддержки производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции сохранена в законе в основном без изменений. Схема залога сельскохозяйственной продукции под льготные государственные кредиты сохранена в законе 1996 г. также без существенных изменений. Однако (в отличие от прошлых лет) по разным видам продукции закон предусматривает использование различных методов исчисления залоговых ставок.

Значительные изменения внес закон 1996 г. в вопросы экспорта сельскохозяйственной продукции США. Практически закон предусматривает переориентировку программ по экспорту и оказанию помощи другим странам в области продовольствия с учетом новой обстановки, складывающейся на мировом продовольственном рынке.

Наконец, специфика закона 1996 г. заключается в особом внимании к перспективам развития сельского хозяйства страны. В частности, предусмотрено создание Фонда содействия и развития сельского хозяйства с ассигнованием на эти цели в 1996 – 1998 гг. 300 млн. долл. Образована также государственная Комиссия по изучению проблем перспективного развития сельского хозяйства страны, которая должна систематически представлять подробные обзоры о положении дел и разрабатывать прогнозы развития с определением роли федерального правительства в этом процессе.

Изменения в американском законодательстве, определившиеся в 1985 – 1996 гг., позволяют сделать вывод о существенных изменениях механизмов государственного регулирования сельскохозяйственного производства в целях его стабилизации, повышении эффективности и обеспечения продовольственной безопасности страны.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.