Проблемы ценового мониторинга в Республике Беларусь разработаны слабо. Ни научные учреждения, ни органы государственного управления не рассчитывают показателей, отражающих уровень и эффективность государственного регулирования сельского хозяйства. Политические и экономические решения, принимаемые в аграрной сфере, основываются на отдельных частных индикаторах, не дающих полной и объективной оценки уровня и эффективности государственного регулирования различных сельскохозяйственных рынков. Практически отсутствуют расчеты обобщающих показателей государственной поддержки за ряд лет. Поэтому для проведения эффективной аграрной ценовой политики особое значение имеет ценовой мониторинг. Ценовой мониторинг — это непрерывный процесс сбора, оценки и прогнозирования номинальной величины и динамики изменения цен на товары и услуги.
Сбором основного массива ценовой информации занимается в настоящее время Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, которое по своему усмотрению публикует отдельные данные в средствах массовой информации и специальных изданиях. Минстатом регистрируются несколько видов цен в агропромышленном комплексе. Периодический оперативный учет закупочных, оптово-отпускных цен предприятий перерабатывающей промышленности, а также цен на промышленную продукцию и услуги, приобретаемые сельскохозяйственными предприятиями, в системе Минстата не ведется.
Все работы по сбору, обработке, накоплению и распространению ценовой информации в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия проводятся Управлением ценообразования. В частности, кроме информации Минстата Управление ценообразования собирает или приобретает следующую информацию: закупочные цены на молоко, основные виды скота и птицы, оптово-отпускные цены на молочную и мясную продукцию; цены на тракторы, сельскохозяйственную технику для растениеводства и кормопроизводства, на машины и оборудование для животноводства; информацию о мировых ценах и др.
Основные недостатки существующей системы сбора ценовой информации – неоперативность, некомплексность, громоздкость и недостаточная методическая проработанность – связаны с отсутствием постоянного источника финансирования работ по сбору, обработке и анализу данных, законодательной неопределенностью прав и обязанностей субъектов, предоставляющих и получающих информацию, неудовлетворительным состоянием средств телекоммуникации в Беларуси. Можно добавить плохое техническое оснащение современными средствами вычислительной и оргтехники, отсутствие организационных структур и нехватку квалифицированных кадров. Для устранения этих проблем необходимо создать республиканскую систему сбора ценовой информации.
В Калужской области (Россия), учеными и специалистами-практиками совместно с Министерством сельского хозяйства США осуществлен проект создания системы сбора ценовой информации. Новая служба получила необходимое оборудование: комплекты компьютерной и множительной техники, телефаксы и телефоны-автоответчики. Информация о ценах поступает раз в неделю по четырем основным группам продукции: молоко и молочные продукты, мясо и мясопродукты, картофель, овощи и фрукты; зерно и зернопродукты. По каждой группе прослеживаются закупочные, отпускные, розничные цены колхозного рынка и цены наибольшего объема закупки и продажи. Создан банк данных, позволяющий анализировать динамику разных видов цен по периодам, делать краткосрочные прогнозы цен. Благодаря доступу к ценовой информации меняется экономическое мышление сельскохозяйственных товаропроизводителей, переработчиков и потребителей, в какой-то степени преодолевается монополизм перерабатывающих и торговых предприятий. Некоторые сельскохозяйственные товаропроизводители, располагая нужной информацией, отказываются продавать свою продукцию по заниженным ценам ближайшим предприятиям-монополистам и везут ее в другие районы области, в приграничные районы, где цены реализации выше.
Новая методика Управления ценовой политики Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации предусматривает сбор информации о ценах на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и услуги, приобретаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, на продовольственные товары в городской розничной торговле и на колхозных рынках, об оптовых ценах перерабатывающих предприятий, ценах биржевых торгов и мировых ценах.
В России ценовой мониторинг предполагается распространить на все области. В каждой области для обследования выбрано примерно 27 % районов. Планируется создание вертикальной организационной структуры ценового мониторинга, включающей Службу ценового мониторинга Министерства сельского хозяйства России, 86 подразделений в областях, краях, республиках и примерно 500 районных отделов. Предполагается создать нормативную, методическую и программно-техническую базы системы, дальнейшее расширение которых может идти по мере расширения обследуемых территорий. Служба ценового мониторинга не призвана заменить коммерческие структуры, получающие доходы от поставки информации. Она должна функционировать для регулярных исследований по оценке эффективности государственного регулирования цен и доходов в АПК. Так как проект осуществляется на государственные средства, основным потребителем результатов исследований будет государство. В развитых странах проблема контроля за регулированием государством цен и доходов решается с помощью таких информационных систем.
Для организация современного ценового мониторинга в сельском хозяйстве должны регистрироваться следующие виды цен: сельскохозяйственные; отпускные перерабатывающих предприятий; розничные (на продовольствие, включая цены колхозного рынка); на промышленную продукцию, поставляемую селу; тарифы на электроэнергию, газ, пар, транспортные и другие услуги; на корма; на продукцию строительства для сельского хозяйства; биржевые цены и цены мирового рынка. Методики их регистрации еще предстоит разработать. Из-за отсутствия методики регистрации цен мирового рынка временно можно пользоваться публикациями авторитетных организаций по наблюдению за мировыми ценами (Всемирного банка, Организации экономического развития и сотрудничества, Министерства сельского хозяйства США), или анализировать цены каждого вида продукции на мировом рынке.
Данные, собранные при регистрации, подлежат статистической обработке, которая состоит в обобщении, анализе и определении структуры всех видов цен как в целом по отрасли, так и по отдельным территориям и продуктам. Для этого применяют индексы цен, средние цены, соотношения цен и индексов цен. По данным статистической обработки составляется прогноз цен.
На основе ценового мониторинга можно сделать выводы о динамике цен за прошедший период и в перспективе, но этого недостаточно, чтобы выполнить анализ состояния сельскохозяйственного производства. Для этого необходимы данные по издержкам производства.
Организационно введение ценового мониторинга в Беларуси предполагает создание трех основных соподчиненных подсистем: мониторинговых служб районов (их не обязательно создавать сразу во всех районах), мониторинговых служб областей и республиканской мониторинговой службы.
Районные мониторинговые службы могут быть организованы на базе Управлений сельского хозяйства. Районные службы должны собирать и обрабатывать данные о ценах и некоторые другие важнейшие показатели по хозяйствам района (внутрихозяйственные цены, себестоимость продукции и др.). Районные мониторинговые службы предоставляют информацию в областной мониторинговый центр, который обобщает данные о ценах на сельскохозяйственных рынках и по себестоимости продукции в области. Областные центры поставляют информацию в республиканскую мониторинговую службу, которая обрабатывает данные областных служб, а также информацию министерств и ведомств, и другие сведения из рыночных источников (биржевые сводки) по республике и другим странам (количество продуктов, продаваемых по биржевым каналам, с дифференциацией по видам и категориям, а также объемы импорта и экспорта продуктов).
Деятельность республиканской мониторинговой службы должна быть согласована с Минстатом. После обобщения и анализа данных о ценах, затратах, налогах, тарифах и пошлинах на ввоз и вывоз продукции, об уровнях импорта и экспорта сельскохозяйственной продукции мониторинговая служба составляет отчеты и доклады о положении дел в аграрной экономике, уровне цен и эффективности тех или иных государственных мероприятий, прогнозы развития сельского хозяйства
Сбором основного массива ценовой информации занимается в настоящее время Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, которое по своему усмотрению публикует отдельные данные в средствах массовой информации и специальных изданиях. Минстатом регистрируются несколько видов цен в агропромышленном комплексе. Периодический оперативный учет закупочных, оптово-отпускных цен предприятий перерабатывающей промышленности, а также цен на промышленную продукцию и услуги, приобретаемые сельскохозяйственными предприятиями, в системе Минстата не ведется.
Все работы по сбору, обработке, накоплению и распространению ценовой информации в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия проводятся Управлением ценообразования. В частности, кроме информации Минстата Управление ценообразования собирает или приобретает следующую информацию: закупочные цены на молоко, основные виды скота и птицы, оптово-отпускные цены на молочную и мясную продукцию; цены на тракторы, сельскохозяйственную технику для растениеводства и кормопроизводства, на машины и оборудование для животноводства; информацию о мировых ценах и др.
Основные недостатки существующей системы сбора ценовой информации – неоперативность, некомплексность, громоздкость и недостаточная методическая проработанность – связаны с отсутствием постоянного источника финансирования работ по сбору, обработке и анализу данных, законодательной неопределенностью прав и обязанностей субъектов, предоставляющих и получающих информацию, неудовлетворительным состоянием средств телекоммуникации в Беларуси. Можно добавить плохое техническое оснащение современными средствами вычислительной и оргтехники, отсутствие организационных структур и нехватку квалифицированных кадров. Для устранения этих проблем необходимо создать республиканскую систему сбора ценовой информации.
В Калужской области (Россия), учеными и специалистами-практиками совместно с Министерством сельского хозяйства США осуществлен проект создания системы сбора ценовой информации. Новая служба получила необходимое оборудование: комплекты компьютерной и множительной техники, телефаксы и телефоны-автоответчики. Информация о ценах поступает раз в неделю по четырем основным группам продукции: молоко и молочные продукты, мясо и мясопродукты, картофель, овощи и фрукты; зерно и зернопродукты. По каждой группе прослеживаются закупочные, отпускные, розничные цены колхозного рынка и цены наибольшего объема закупки и продажи. Создан банк данных, позволяющий анализировать динамику разных видов цен по периодам, делать краткосрочные прогнозы цен. Благодаря доступу к ценовой информации меняется экономическое мышление сельскохозяйственных товаропроизводителей, переработчиков и потребителей, в какой-то степени преодолевается монополизм перерабатывающих и торговых предприятий. Некоторые сельскохозяйственные товаропроизводители, располагая нужной информацией, отказываются продавать свою продукцию по заниженным ценам ближайшим предприятиям-монополистам и везут ее в другие районы области, в приграничные районы, где цены реализации выше.
Новая методика Управления ценовой политики Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации предусматривает сбор информации о ценах на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и услуги, приобретаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, на продовольственные товары в городской розничной торговле и на колхозных рынках, об оптовых ценах перерабатывающих предприятий, ценах биржевых торгов и мировых ценах.
В России ценовой мониторинг предполагается распространить на все области. В каждой области для обследования выбрано примерно 27 % районов. Планируется создание вертикальной организационной структуры ценового мониторинга, включающей Службу ценового мониторинга Министерства сельского хозяйства России, 86 подразделений в областях, краях, республиках и примерно 500 районных отделов. Предполагается создать нормативную, методическую и программно-техническую базы системы, дальнейшее расширение которых может идти по мере расширения обследуемых территорий. Служба ценового мониторинга не призвана заменить коммерческие структуры, получающие доходы от поставки информации. Она должна функционировать для регулярных исследований по оценке эффективности государственного регулирования цен и доходов в АПК. Так как проект осуществляется на государственные средства, основным потребителем результатов исследований будет государство. В развитых странах проблема контроля за регулированием государством цен и доходов решается с помощью таких информационных систем.
Для организация современного ценового мониторинга в сельском хозяйстве должны регистрироваться следующие виды цен: сельскохозяйственные; отпускные перерабатывающих предприятий; розничные (на продовольствие, включая цены колхозного рынка); на промышленную продукцию, поставляемую селу; тарифы на электроэнергию, газ, пар, транспортные и другие услуги; на корма; на продукцию строительства для сельского хозяйства; биржевые цены и цены мирового рынка. Методики их регистрации еще предстоит разработать. Из-за отсутствия методики регистрации цен мирового рынка временно можно пользоваться публикациями авторитетных организаций по наблюдению за мировыми ценами (Всемирного банка, Организации экономического развития и сотрудничества, Министерства сельского хозяйства США), или анализировать цены каждого вида продукции на мировом рынке.
Данные, собранные при регистрации, подлежат статистической обработке, которая состоит в обобщении, анализе и определении структуры всех видов цен как в целом по отрасли, так и по отдельным территориям и продуктам. Для этого применяют индексы цен, средние цены, соотношения цен и индексов цен. По данным статистической обработки составляется прогноз цен.
На основе ценового мониторинга можно сделать выводы о динамике цен за прошедший период и в перспективе, но этого недостаточно, чтобы выполнить анализ состояния сельскохозяйственного производства. Для этого необходимы данные по издержкам производства.
Организационно введение ценового мониторинга в Беларуси предполагает создание трех основных соподчиненных подсистем: мониторинговых служб районов (их не обязательно создавать сразу во всех районах), мониторинговых служб областей и республиканской мониторинговой службы.
Районные мониторинговые службы могут быть организованы на базе Управлений сельского хозяйства. Районные службы должны собирать и обрабатывать данные о ценах и некоторые другие важнейшие показатели по хозяйствам района (внутрихозяйственные цены, себестоимость продукции и др.). Районные мониторинговые службы предоставляют информацию в областной мониторинговый центр, который обобщает данные о ценах на сельскохозяйственных рынках и по себестоимости продукции в области. Областные центры поставляют информацию в республиканскую мониторинговую службу, которая обрабатывает данные областных служб, а также информацию министерств и ведомств, и другие сведения из рыночных источников (биржевые сводки) по республике и другим странам (количество продуктов, продаваемых по биржевым каналам, с дифференциацией по видам и категориям, а также объемы импорта и экспорта продуктов).
Деятельность республиканской мониторинговой службы должна быть согласована с Минстатом. После обобщения и анализа данных о ценах, затратах, налогах, тарифах и пошлинах на ввоз и вывоз продукции, об уровнях импорта и экспорта сельскохозяйственной продукции мониторинговая служба составляет отчеты и доклады о положении дел в аграрной экономике, уровне цен и эффективности тех или иных государственных мероприятий, прогнозы развития сельского хозяйства
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи