В практике мировой торговли сельскохозяйственной продукцией широко применяются всевозможные ограничения протекционистского характера. Обычно возводятся препятствие перед импортом и экспортом в виде тарифных и нетарифных барьеров.
Даже являясь членами влиятельных международных организаций, таких , как ЕС, МВФ, ВТО, каждая страна проводит свою собственную торговую политику в отношении аграрного сектора.
Учитывая это, ВТО исключила сельскохозяйственные продукты из числа стандартных объектов международной торговли. Эта организация решительно выступает против демпинга, экспортных субсидий, импортных квот создания международных картелей и дискриминации торговли любыми товарами, кроме сельскохозяйственных.
Даже являясь членами влиятельных международных организаций, таких , как ЕС, МВФ, ВТО, каждая страна проводит свою собственную торговую политику в отношении аграрного сектора.
Учитывая это, ВТО исключила сельскохозяйственные продукты из числа стандартных объектов международной торговли. Эта организация решительно выступает против демпинга, экспортных субсидий, импортных квот создания международных картелей и дискриминации торговли любыми товарами, кроме сельскохозяйственных.
В условиях реформирования АПК республики государственному регулированию рынка сельскохозяйственной продукции отводится особая роль. Это осуществление комплекса антикризисных мероприятий, преодоление последствий спада производства сельхозпродукции, ограждение производимой продукции от разрушительной конкуренции извне, обеспечение равной доступности рынков сельхозпродукции для всех отечественных производителей, продвижение их продукции на внешние рынки. Одновременно необходимо проводить реструктуризацию сельского хозяйства в соответствии с требованиями рынка, а также с целью достижения равновесия на рынке продовольствия и сырья для промышленности, повышения конкурентоспособности продукции. Степень открытости белорусской экономики должна возрастать по мере решения не только этих задач, но и по мере преодоления монополизма оптово-розничной торговли продовольственными товарами и ресурсами для сельского хозяйства. В конечном счете Беларусь должна органично включиться в международное разделение труда и мировую торговлю.
Экономические основы торговли. Специализация и принцип сравнительных преимуществ. Какие условия определяют потоки товаров при международной торговле? Почему из стран вывозятся одни товары, а ввозятся другие? А. Смит просто объяснил это. Если в Португалии виноградное вино может производиться с меньшими издержками, нежели в Шотландии, а производство холста в Шотландии требует меньших издержек, чем в Португалии, ясно, что Шотландия будет специализироваться на производстве холста, а Португалия – вина. В результате выигрывают обе страны. Но если Шотландия могла бы с большей эффективностью, нежели Португалия, производить и холст, и вино, т.е. обладала бы абсолютными преимуществами по производству обоих товаров, имелись ли бы основания для торговли между ними?
Принцип сравнительных преимуществ Д. Рикардо позволяет ответить на этот вопрос. Простая его версия предполагает анализ модели «две страны – два продукта» без учета транспортных издержек и при постоянных вмененных издержках. В данном случае вмененными издержками производства продукта А будет то количество продукта В, которым надо пожертвовать, чтобы получить какое-то дополнительное количество продукта А.
Принцип сравнительных преимуществ Д. Рикардо позволяет ответить на этот вопрос. Простая его версия предполагает анализ модели «две страны – два продукта» без учета транспортных издержек и при постоянных вмененных издержках. В данном случае вмененными издержками производства продукта А будет то количество продукта В, которым надо пожертвовать, чтобы получить какое-то дополнительное количество продукта А.
Разнообразные цели и методы государственного регулирования сельскохозяйственного производства в разных странах оказывают значительное воздействие на международную торговлю и определяют специфичность целей и методов сельскохозяйственной торговой политики. С другой стороны, та или иная торговая политика не может не влиять на эффективность государственных программ поддержки сельскохозяйственных производителей.
История антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой насчитывает свыше ста лет. Объектами регулирования являются монополизация рынка, сговор о ценах, ценовая дискриминация и другие нарушения торговой практики, антиконкурентные слияния фирм.
В 1890г.в США был принят закон Шермана, положивший начало антимонопольному (антитрестовскому) законодательству. Он запретил тайную монополизацию торговли, ценовой сговор и способствовал ограничению монопольной власти формировавшихся трестов. В 1914г. была образована Федеральная торговая комиссия (ФТК), предназначенная для борьбы с “нечестными” методами конкуренции и антиконкурентными слияниями компаний. Принятый в этом же году закон Клейтона запретил горизонтальные слияния крупных фирм, осуществляемые путем покупки обычных акций конкурентов. Закон Селлера – Кефовера (1950г.) дополнил закон Клейтона запретом на вертикальные слияния крупных компаний путем приобретения активов.
В 1890г.в США был принят закон Шермана, положивший начало антимонопольному (антитрестовскому) законодательству. Он запретил тайную монополизацию торговли, ценовой сговор и способствовал ограничению монопольной власти формировавшихся трестов. В 1914г. была образована Федеральная торговая комиссия (ФТК), предназначенная для борьбы с “нечестными” методами конкуренции и антиконкурентными слияниями компаний. Принятый в этом же году закон Клейтона запретил горизонтальные слияния крупных фирм, осуществляемые путем покупки обычных акций конкурентов. Закон Селлера – Кефовера (1950г.) дополнил закон Клейтона запретом на вертикальные слияния крупных компаний путем приобретения активов.
Уже три десятилетия понятие «программно-целевой подход» весьма широко используется исследователями и политиками. В 70–80-х годах, прикрываясь программно-целевым планированием (которое не имело ничего общего с научными рекомендациями), министерства и ведомства получали под свои квази-целевые программы огромные бюджетные средства и крайне неэффективно их использовали. Именно к этому свелось программно-целевое планирование в СССР, выхолощенное до пустого модного лозунга.
Сегодня, когда уже неудобно говорить о разовых приоритетах аграрной политики, якобы способных за два – пять лет решить все проблемы в сельском хозяйстве, а нужны принципиальные изменения системы управления и принятие решений на альтернативной основе, повышается значение программно-целевого подхода. Но то, что бесспорно для теоретиков, не реализуется пока на практике.
Сегодня, когда уже неудобно говорить о разовых приоритетах аграрной политики, якобы способных за два – пять лет решить все проблемы в сельском хозяйстве, а нужны принципиальные изменения системы управления и принятие решений на альтернативной основе, повышается значение программно-целевого подхода. Но то, что бесспорно для теоретиков, не реализуется пока на практике.
В мировой практике экономической организации об-щества сформировались два способа координации дея-тельности людей на уровне общества: спонтанный (стихийный) и иерархический. Первый способ предпо-лагает использование ценовых сигналов при принятии хозяйственных решений производителями. Он возник естественно,в ходе развития человеческой цивилизации и включен в рыночные механизмы. Другой способ - это управление приказами и поручениями, идущими сверху вниз, из единого экономического центра к непосредственному производителю (командно-административная система управления).
Первый способ взаимодействия между предприятиями различных форм собственности стал доминирующим во всех странах с развитой рыночной экономикой. Однако внутри предприятия по-прежнему решающим является второй способ руководства.
Экономическое реформирование сельского хозяйства Беларуси предполагает изменение роли государства в управлении экономикой, для чего должны быть решены две взаимосвязанные задачи – изменение структурной схемы управления и постепенный переход от командно-административных методов руководства к рыночным.
Первый способ взаимодействия между предприятиями различных форм собственности стал доминирующим во всех странах с развитой рыночной экономикой. Однако внутри предприятия по-прежнему решающим является второй способ руководства.
Экономическое реформирование сельского хозяйства Беларуси предполагает изменение роли государства в управлении экономикой, для чего должны быть решены две взаимосвязанные задачи – изменение структурной схемы управления и постепенный переход от командно-административных методов руководства к рыночным.
Прогнозирование и планирование рационального природопользования являются важнейшими аспектами государственного регулирования экономики. Это объясняется и основополагающим значением природной среды для жизни общества, и ее тяжелым нынешним состоянием в Беларуси.
Беларусь – одна из самых загрязненных стран Восточной Европы. 27% ее территории заражено радиоактивными веществами. Из "края лесов и озер" республика превращается в зону экологического бедствия: во всех без исключения ее областях давно превышены более или менее приемле-мые уровни загрязнения воздуха, воды и почвы.
АПК – один из основных природопользователей. На его долю при-ходится подавляющая часть земельного фонда и других природных богатств общества. Здесь применяются минеральные удобрения и химические средства защиты растений и животных, представляющие собой по-тенциальную опасность для почв, водоемов, атмосферного воздуха. Низкая культура их использования приводит к загрязнению растительного и животного сырья токсическими элементами, пестицидами, антибиотиками, гормональными препаратами и микроорганизмами. Они попадают в организмы человека и животных главным образом через сельскохозяйственную продукцию вследствие неправильного использования средств химизации.
Беларусь – одна из самых загрязненных стран Восточной Европы. 27% ее территории заражено радиоактивными веществами. Из "края лесов и озер" республика превращается в зону экологического бедствия: во всех без исключения ее областях давно превышены более или менее приемле-мые уровни загрязнения воздуха, воды и почвы.
АПК – один из основных природопользователей. На его долю при-ходится подавляющая часть земельного фонда и других природных богатств общества. Здесь применяются минеральные удобрения и химические средства защиты растений и животных, представляющие собой по-тенциальную опасность для почв, водоемов, атмосферного воздуха. Низкая культура их использования приводит к загрязнению растительного и животного сырья токсическими элементами, пестицидами, антибиотиками, гормональными препаратами и микроорганизмами. Они попадают в организмы человека и животных главным образом через сельскохозяйственную продукцию вследствие неправильного использования средств химизации.
Значительные краткосрочные колебания цен на сельскохозяй-ственную продукцию и, соответственно, доходов ее производителей из-за годовых колебаний объемов предложения и (или) спроса, как отмечалось в главе 4, затрудняют принятие решений по краткосрочным и средне-срочным инвестициям, отрицательно влияют как на производство, так и на потребление продовольствия. Поэтому целью правительства является уменьшение диапазона ценовых колебаний. При этом подобное регулиро-вание не должно нарушать долгосрочные тенденции тех или иных цен к снижению или повышению, а должно способствовать установлению цен на среднем за последние несколько лет уровне.
В развитых странах с высокоэффективным и конкурентоспособным сельскохозяйственным производством земельные отношения основаны на частной собственности. В этих странах законодательно закрепляются права собственности на землю, передачи ее по наследству, условия продажи, приобретения и сдачи в аренду. Правовые гарантии собственности создают условия для функционирования рынков земли, повышают мобильность и эффективность использования земельных ресурсов, способствуют долгосрочным инвестициям и расширяют доступ на финансовые рынки.
В настоящее время во многих развитых странах совершенствуется правовая база отношений собственности на землю. При сохранении частной собственности на землю ограничиваются безраздельные права собственников земли в интересах общества и арендаторов – тех, кто ее обрабатывает. Более строгими становятся правовые нормы, регулирующие куплю-продажу земли, ужесточается контроль за использованием угодий по целевому назначению, регламентируются агротехнические и экологические нормы земледелия. Земельные отношения в этих странах строятся на принципах владения землей на правах собственника и на правах арендатора, а земельный рынок функционирует не только на основе купли-продажи земли, но и на основе покупки прав на владение землей как объектом хозяйствования.
В настоящее время во многих развитых странах совершенствуется правовая база отношений собственности на землю. При сохранении частной собственности на землю ограничиваются безраздельные права собственников земли в интересах общества и арендаторов – тех, кто ее обрабатывает. Более строгими становятся правовые нормы, регулирующие куплю-продажу земли, ужесточается контроль за использованием угодий по целевому назначению, регламентируются агротехнические и экологические нормы земледелия. Земельные отношения в этих странах строятся на принципах владения землей на правах собственника и на правах арендатора, а земельный рынок функционирует не только на основе купли-продажи земли, но и на основе покупки прав на владение землей как объектом хозяйствования.
Наиболее известное следствие теории благосостояния (глава 2) то, что приближение к эффективному размещению производственных ресурсов возможно при движении к рыночному конкурентному порядку. Но проблема в том, что многие экономисты, выступающие за расширение роли рынка, рассматривают его лишь как дополнительный инструмент государственного регулирования для достижения желаемых экономических результатов. Между тем негативное влияние государственного регулирования размещения производственных ресурсов на экономическую эффективность доказана и теорией, и на практике, хотя конкурентному порядку не всегда удается эффективно координировать индивидуальные и общественные интересы, как показано в главе 2. Регулирование внешних эффектов, производство общественных товаров и услуг, решение проблем, возникающих из-за разной информированности участников экономических сделок, барьеров для свободного перелива капиталов, невозможно без государственного вмешательства в рыночный процесс размещения производственных ресурсов.
Одним из важных направлений аграрной реформы является создание правового механизма регулирования деятельности сельскохозяйственных предприятий и эффективной защиты их экономических интересов. Законодательная регламентация рыночных отношений в сельском хозяйстве осуществляется в рамках единого правового поля, с учетом специфики аграрного сектора экономики, и в первую очередь отношений, связанных с использованием земли.
Система нормативно-правовых регуляторов рыночного хозяйства как один из главных институтов экономической политики переходного периода, определяет не только содержание, но и темпы проведения реформ. Посредством правовых актов, ( норм конституционного права, законов, регулирующих хозяйственную деятельность, административных решений и т.п.) государство устанавливает "правила игры", а с помощью системы экономических регуляторов целенаправленно "настраивает" рыночный механизм, чтобы на его основе сдерживать или стимулировать деловую активность в рациональных рамках.
Система нормативно-правовых регуляторов рыночного хозяйства как один из главных институтов экономической политики переходного периода, определяет не только содержание, но и темпы проведения реформ. Посредством правовых актов, ( норм конституционного права, законов, регулирующих хозяйственную деятельность, административных решений и т.п.) государство устанавливает "правила игры", а с помощью системы экономических регуляторов целенаправленно "настраивает" рыночный механизм, чтобы на его основе сдерживать или стимулировать деловую активность в рациональных рамках.