Экономические основы торговли. Специализация и принцип сравнительных преимуществ. Какие условия определяют потоки товаров при международной торговле? Почему из стран вывозятся одни товары, а ввозятся другие? А. Смит просто объяснил это. Если в Португалии виноградное вино может производиться с меньшими издержками, нежели в Шотландии, а производство холста в Шотландии требует меньших издержек, чем в Португалии, ясно, что Шотландия будет специализироваться на производстве холста, а Португалия – вина. В результате выигрывают обе страны. Но если Шотландия могла бы с большей эффективностью, нежели Португалия, производить и холст, и вино, т.е. обладала бы абсолютными преимуществами по производству обоих товаров, имелись ли бы основания для торговли между ними?
Принцип сравнительных преимуществ Д. Рикардо позволяет ответить на этот вопрос. Простая его версия предполагает анализ модели «две страны – два продукта» без учета транспортных издержек и при постоянных вмененных издержках. В данном случае вмененными издержками производства продукта А будет то количество продукта В, которым надо пожертвовать, чтобы получить какое-то дополнительное количество продукта А.
При отсутствии торговли между странами каждая из них может располагать только тем набором благ и услуг, который производит. В нашем анализе мы будем исходить из предположения, что экономические ресурсы в каждой стране используются полностью и самым эффективным способом. На рис. 8.1 эта ситуация представлена графически при помощи кривых производственных возможностей (кривых трансформации, которые при принятии условия постоянства вмененных издержек имеют вид прямых для обеих стран), при этом страны Х и Y находятся на самих кривых, что говорит о полном и эффективном использовании производственных ресурсов.
Предположим, что в стране Х может быть произведено на какую-то сумму затрат или 100 единиц товара А, или 60 единиц товара В, или оба товара в какой-либо комбинации. В последнем случае, чтобы произвести дополнительную единицу товара А, необходимо отказаться от производства 0,6 единиц товара В, и наоборот, производство дополнительной единицы товара В потребует пожертвовать примерно 1,7 (100/60) единиц товара А, т.е. вмененные издержки производства товара А равны 0,6 единиц товара В, а единицы товара В – 1,7 единиц товара А.
Предположим далее, что в стране Y на ту же сумму затрат может быть произведено или 20 единиц товара А, или 50 единиц товара В, или оба товара в разных комбинациях. Вмененные издержки производства единицы товара А равны 2 единицам товара В, а единицы товара В – 0,5 единиц товара А.
Страны Х и Y могут находится в любой из точек на кривых своих производственных возможностей (рис.8.1). Выбор точек Е и Е´ в нашем примере произволен. Предполагается, что при отсутствии торговли между странами страна Х производит 50 единиц товара А и 30 единиц товара В, страна Y – 15 единиц товара А и 10 единиц товара В. (В реальности этот выбор определяется факторами, влияющими как на предложение товара, так и на его спрос. Только в этом случае можно точно, а не произвольно, определить комбинацию производимых продуктов.)
Страна Х с большей эффективностью (меньшими издержками) может производить как товар А, так и товар В. Необходимость торговли между ними определяется различными сравнительными издержками.
Принцип сравнительных преимуществ может быть сформулирован следующим образом: страны должны специализироваться на производстве товаров, по которым у них ниже вмененные издержки. В нашем примере страна Х обладает сравнительными преимуществами при производстве товара А, страна Y – при производстве товара В.
Предположим, что страна Х все ресурсы направит на производство товара А, страна Y – на товар В. При отсутствии торговли цены на эти товары в странах разные. В каком соотношении они могут обмениваться товарами А и В в условиях открытой экономики? Без анализа спроса точно ответить на этот вопрос невозможно. Но можно определить интервал, в котором это соотношение может находиться. Стране Х выгодно продать единицу товара А в обмен на количество товара В, большее 0,6 единицы. Страна Y сможет «уступить» стране Х часть товара В, если получит единицу товара А меньше чем за 2,5 единиц товара В. Таким образом, коэффициент обмена находится в интервале 0,6В … 2,5В = 1А, конкретная его величина определяется соотношением мировых спроса и предложения на оба товара.
Допустим, что сложилось отношение обмена: 1 единица товара А = 1 единица товара В. В результате специализации и торговли обе страны получат большее количество каждого продукт (см. табл. 8.1).
На рис. 8.1 видно, что специализация и торговля позволили обеим странам выйти за рамки своих производственных возможностей и находиться в точках С и С´ на кривых торговых возможностей, что не может быть в условиях национальной замкнутости.
Что вызывает различие сравнительных издержек производства товаров в разных странах? Современные представления о том, чем определяются направления и структура международных торговых потоков, опираются на теорию Хекшера – Олина. Суть ее в следующем: страны экспортируют продукты интенсивного использования избыточных факторов и импортируют продукты интенсивного использования дефицитных для них факторов производства. Так в скрытом виде экспортируются избыточные ресурсы и импортируются дефицитные ресурсы.
Страна считается в избытке наделенной каким-то фактором производства, если ее доля в мировом суммарном объеме данного фактора выше, чем доля в суммарном объеме всех факторов производства. Неравномерность распределения экономических ресурсов между странами и различия в технологиях производства и, соответственно, в сочетаниях факторов производства, делают различной относительную эффективность производства товаров в них. Изменения в размещении ресурсов и технологиях могут изменить сравнительную эффективность производства товаров в той или иной стране (странах), что повлияет на торговые потоки.
Рыночные эффекты торговли. Оценка выигрыша от торговли. Рассмотрим некоторые аспекты сельскохозяйственной торговой политики на четырех моделях (используя анализ частичного экономического равновесия (см. параграф 3.2)).
На рис. 8.2,а кривая предложения Sd показывает количества продукта А, предлагаемые за определенный период времени (месяц, год) по различным ценам производителями страны Х. Соответственно, кривая спроса Dd показывает количества блага А, на которые возникает спрос за определенный период времени при различных ценах у потребителей страны Х. Если рынок продукта А страны Х изолирован, равновесный объем производства на нем будет соответствовать Qd, а уровень равновесной цены – Рd. На рис. 8.2,б кривая предложения Sw представляет общие количества товара А, которые будут предложены (экспортированы) на мировом рынке по различным ценам всеми другими странами. Соответственно, кривая спроса Dw представляет те количества товара А, на которые будет предъявлен спрос на мировом рынке (т.е. которые будут импортированы) при различных ценах всеми другими странами. Равновесие устанавливается на мировом рынке при уровне производства Qw и при цене Pw.
В условиях свободной торговли, поскольку мировая цена ниже внутренней, продукция в страну Х будет импортироваться. Внутреннее потребление товара А в стране Х увеличится от Qd до Qe, внутреннее производство упадет с Qd до Qh и количество QеQh продукта А будет импортировано в страну Х из других стран. Уточним, что доля страны Х в мировом экспорте в рассматриваемой ситуации незначительна, т.е. она не влияет уровень мировой цены товара А.
Другая рыночная ситуация возникает, когда страна Y выступает потенциальным экспортером продукта А. На рис. 8.3 кривые Sd, Dd, Sw, Dw – это, как и на рис. 8.2, кривые внутреннего предложения, внутреннего спроса, предложения экспорта на мировом рынке и спроса на импорт на мировом рынке, описанные выше. Когда рынок продукта А страны Y изолирован от остального мира, внутреннее рыночное равновесие соответствует количеству Qd и цене Pd, а равновесие на мировом рынке – количеству Qw и цене Pw. В условиях свободной торговли страна Y будет экспортировать товар А по мировым ценам в количестве QhQе. Потребление уменьшится с Qd до Qh, производство увеличится с Qd до Qe.
Третья модель – когда размеры спроса и предложения страны Z могут влиять на уровень мировой цены. При этом страна Z является потенциальным импортером продукта А (рис.8.4). Когда рынок товара А страны Z изолирован, равновесный объем внутреннего производства равен Qd, равновесная внутренняя цена – Pd, равновесию на мировом рынке соответствуют величины Qw и Pw. В условиях открытой торговли при цене, меньше Pd, потребление продукта А в стране Z должно превышать внутреннее производство, и это дает нам кривую спроса Dm на импорт продукта А страной Z. При цене, большей Рd, размеры внутреннего производства превысят внутреннее потребление и возможен экспорт из страны Z (кривая Sх). Для поиска свободной цены на мировом рынке мы должны уравнять предложение экспорта со стороны всех стран со спросом на импорт со стороны всех стран (включая страну Z).Общая кривая предложения экспорта на мировом рынке (St) получается путем сложения кривой предложения экспорта Sx с кривой мирового предложения (Sw) страны Z; общая кривая спроса на мировом рынке (Dt) – путем сложения спроса на импорт со стороны страны Z (Dm) с мировым спросом (Dw). Торговое равновесие на мировом рынке складывается при производстве Qе и цене Ре. Как видим, вовлечение страны Z в систему мирохозяйственных связей ведет к росту мировой цены.
Рис.8.5 иллюстрирует четвертую рыночную ситуацию, когда страна J является потенциальным экспортером продукта А и производство его значительно в мировых масштабах. По сравнению с равновесием в условиях отсутствия торговли, если рынок товара А страны J начинает интегрироваться в мировую торговую систему, потребление в стране J уменьшается с Qd до Qh, количество предложения производителями страны J возрастает от Qd до Qm, и количество QрQm = QwQe экспортируется из страны J.
Если использовать для анализа понятие экономических излишков (см. параграф 3.2.), рисунками 8.2 – 8.5 можно проиллюстрировать не только то, что торговля дает чистый выигрыш в экономических излишках для стран, но и то, что свободная торговля максимизирует этот выигрыш. На рис 8.2 выигрыш от свободной торговли по сравнению с ситуацией, когда страна Х изолирована от остального мира, для потребителей в результате снижения цены на РdРw равен области PdСНРw (приросту излишка потребителей). Снижение объемов внутреннего производства ведет к потере части излишка производителей, равной площади фигуры РdСGРw. Заштрихованная область GСН показывает чистый выигрыш от торговли. Из рис.8.3 следует, что вовлечение страны Y в мировую торговлю уменьшает излишек потребителей на площадь фигуры РdРwСG, но увеличивает излишек производителей на величину, равную площади четырехугольника РwНGРd. Заштрихованная область СНG дает представление о величине чистого выигрыша от торговли. Соответственно, на рис. 8.4 заштрихованная область – это превышение прироста потребительского излишка над потерей излишка производителей; а на рис. 8.5 – превышение прироста излишка производителей над потерей излишка потребителей.
Во всех рассмотренных случаях постепенное увеличение количества импорта или экспорта до их свободного рыночного уровня максимизирует чистый выигрыш общества. Например, пока количество импорта товара А в страну Х (рис. 8.2) меньше, чем QhQe, дополнительный импорт, сопровождающийся уменьшением внутреннего производства с ОQd до ОQh и увеличением внутреннего потребления от ОQd до ОQе, увеличивает чистый выигрыш от торговли.
Инструменты торговой политики. Вывод о выигрыше всех стран от международной торговли мало кем оспаривается. В то же время существует множество ограничений внешней торговли. Рассмотрим основные инструменты и возможные результаты государственного вмешательства во внешнеэкономическую деятельность.
Самым распространенным инструментом государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются импортные таможенные тарифы (пошлины) – система ставок, определяющих размер платы за импорт товаров. На рис. 8.6 изображен национальный рынок товара А. Кривые Sd, Dd – кривые внутреннего предложения и внутреннего спроса на товар А. Рd и Qd – равновесные внутренние цена и объем производства товара А в условиях отсутствия мировой торговли. Если рынок товара А страны открыт для мировой торговли, то цена опускается до уровня мировой (Рw), уровень производства национальными производителями снижается до Qk (на QkQd), уровень потребления увеличивается до Qg (на QdQg). У страны нет сравнительны преимуществ по производству товара А. Разница между величинами внутреннего спроса и внутреннего предложения QgQd даст объем предполагаемого импорта товара А. В данном случае мы имеем первую модель из четырех рассмотренных выше. Предположим, что государство облагает импортеров товара А тарифным налогом (пошлиной) РtРw. Это приводит к тому, что товар А будет продаваться на внутреннем рынке по цене выше мировой на величину тарифа. Как это воздействует на национальных потребителей и производителей, на благосостояние в целом?
Площадь треугольника ВСРw, ограниченная линиями внутреннего спроса и мировой цены, может быть рассмотрена как выигрыш потребителей (излишек потребителей) в результате покупки товара А по цене Рd. Понятно, что тариф, приводя к росту цены до уровня Рt, сокращает излишек потребителей на величину РtFCPw, что составляет чистые потери потребителей от введения тарифа. Потребители вынуждены приобретать товар А по более высокой цене (увеличивающейся на величину РtРw), уровень потребления снижается с Qg до Qn (на величину QnQg).
С другой стороны, национальные производители выигрывают от введения тарифа. Они могут продавать продукт по более высокой цене – Рt, расширяют уровень производства с Qk до Qf (на величину QkQf). Об их чистом выигрыше (увеличении излишка производителей) дает представление площадь фигуры РtNMPw. В то же время пострадавшей стороной являются импортеры продукта: они не получают надбавки к цене в размере тарифа, а продают на (QkQg - QfQn) продукта А меньше. Площадь прямоугольника РNFR – доход государства от введения тарифа (РR – размеры импорта; NР – тариф на единицу товара). Соизмерив потери и доходы национальных потребителей (-PtFСPw), производителей (+PtNМPw ) и государства (+NРRF), получим чистые доходы (или потери) страны от тарифной защиты: - PtFСPw + PtNMPw + NРRЕ = - (МNР + RFС).
Вывод из нашего упрощенного анализа: свободная торговля для страны предпочтительнее торговли с использованием такого торгового ограничения, как тариф.
Существует множество нетарифных инструментов внешнеторговой политики, используя которые можно ограничивать или поощрять импорт или экспорт, создавать дискриминационные условия для одних стран, стимулируя импорт из других, воздействовать на развитие и структурные изменения в национальной экономике и т.п. Это формальные торговые ограничения (портовые таксы, недискриминационные акцизные налоги и регистрационные пошлины, дискриминационные акцизные налоги, консульские пошлины, гербовые сборы и др.), количественные торговые ограничения (лизензионные предписания, контингентирование и квоты, эмбарго, ограничение экспорта, валютный контроль, государственное регулирование цен, ограничительные условия заключения сделки, дискриминационные двусторонние соглашения, международные картели, добровольное ограничение экспорта, дискриминирующие начальные размеры фрахта), административные торговые ограничения (участие государства в торговле, субсидии и другие государственные пособия, торговая монополия государства, законы, устанавливающие контроль над импортом, налоговые льготы, гарантии кредита и поручительства, бойкот), технические нормы, стандарты и положения о защите прав потребителей (положения о безопасности товаров, фармацевтические контрольные предписания, производственные предписания, промышленные стандарты, предписания размера и веса, предписания маркировки и упаковки, предписания на применение, предписания по защите интеллектуальной собственности, защита торговой марки), таможенный досмотр. Рассмотрим важнейшие из них.
Импортные квоты. На рис 8.7 кривые Sd, Dd – кривые внутреннего предложения и спроса, Рw – мировая цена. QnQm – размеры импорта при свободной торговле. Предположим, что государство ограничивает размеры импорта квотой QnQk. Это приводит к сокращению размеров импорта на величину QkQm. Спрос на импорт равен при мировой цене Рw QnQm, но величина импорта будет только QnQк. Кривая Sd´ – кривая предложения с учетом квоты. Поскольку невозможно удовлетворить спрос при цене Рw, внутренняя цена повысится до Рk. В условиях немонополизированного рынка воздействие импортной квоты на благосостояние аналогично воздействию тарифа. Снизится уровень внутреннего потребления продукта, сократится излишек потребителей (на величину РкМNРw), увеличатся объемы внутреннего производства и излишек производителей (на величину РкFKРw). Произойдет внутреннее перераспределение доходов от потребителей в пользу тех, кто устанавливает импортные квоты (в размере FMGR). Чистый национальный ущерб показан на рис. 8.7 заштрихованными областями KFR и GMN.
Экспортные субсидии – это денежная сумма, которую получает экспортер товара. Она может быть специфической (т.е. выражаться в определенной сумме на единицу товара) или адвалорной (пропорциональной совокупной денежной величине экспортируемого товара. Воздействие экспортной субсидии на экономику является зеркальным отражением эффекта от импортной пошлины. В экспортирующей стране потребители теряют, производители выигрывают, а государство несет издержки на субсидирование. Кроме того, экспортная субсидия ухудшает условия торговли, снижая экспортную цену. Поэтому однозначно экспортная субсидия приводит к ситуации превышения потерь над выигрышем.
Добровольные ограничения экспорта – это квота,, введенная не страной-импортером, а страной-экспортером. Наиболее яркий пример – ограничение экспорта автомобилей в США, введенное Японией в 1981 г. и в середине 90-х гг. Добровольные ограничения экспорта обычно устанавливает страна-экспортер в ответ на просьбу страны-импортера, чтобы избежать торговых санкций со стороны последней. С экономической точки зрения добровольные ограничения экспорта очень похожи на импортную квоту и обходятся стране-импортеру дороже, чем введение импортной пошлины, поскольку при добровольных ограничениях экспорта государство не получает доход в виде импортной пошлины. Поэтому добровольные ограничения экспорта однозначно приводят к потерям стран-импортеров.
Условие использования местных полуфабрикатов и узлов – это правило, требующее, чтобы определенная часть конечного продукта была произведена национальными товаропроизводителями. Применительно к сельскому хозяйству одной из наиболее эффективных мер такого рода стала норма помола для пшеницы и ржи (владельцы мельниц были обязаны при помоле использовать не меньше определенного процента пшеницы отечественного производства). Эта мера была изобретена в Норвегии в 1927 г., а в 1929 она была введена во Франции и Германии. Для национальных производителей продукции условие использование местных полуфабрикатов и узлов обеспечивает защиту таким же образом, как и импортная квота; национальные потребители теряют меньше, нежели при использовании квоты, поскольку приобретают продукцию по меньшей цене из-за усреднения разницы между ценами на импортные и внутренние узлы в конечной цене для потребителя.
Экспортные кредитные субсидии во многом напоминают экспортную субсидию, однако в данном случае субсидированный заем предоставляется покупателю. В США и многих других странах имеются экспортно-импортные банки, призванные содействовать экспорту, осуществляя субсидируемые займы.
Действенность государственного регулирования сельскохозяйственного производства в условиях «открытой» экономики. Как показано выше, правительства большинства стран активно используют различные методы государственного регулирования сельскохозяйственного производства. Как это воздействует на производителей, потребителей, национальную экономику в целом в условиях открытой экономики? Рассмотрим несколько гипотетических ситуаций.
Ситуация 1 (рис.8.8). Предположим, что правительство поддерживает цены на, допустим, пшеницу, на уровне Рg, который выше внутренней равновесной цены Рd и мировой цены Рw, а излишки продукции QmQn скупает. Это увеличивает экспортные возможности страны и может сказаться на ценах на пшеницу на мировом рынке, если рассматриваемая страна – ее крупный производитель.
Из закупленного правительством зерна (QmQn) часть может быть использована внутри страны, а остальное продано, но уже по мировым ценам. Налогоплательщики несут потери, равные площади фигуры КNАL. Одновременно правительство, чтобы не допустить ввоз пшеницы по мировым ценам, может ввести тарифные ограничения. Национальные потребители в результате такой политики уменьшают потребление на величину QmQf (излишек потребителей в связи с ростом цен снижается на РgNMPw). Национальные производители выигрывают, они наращивают производство и получают субсидии на каждую единицу производимой продукции в размере РgРw (прирост излишка производителей равен площади фигуры РgАFРw). В отрасль поступают избыточные ресурсы, производство осуществляется при предельных издержках, которые выше мировой цены. В целом потери нации составят сумму площадей треугольников KNM и АFL [(+РgАFPw - PgNMPw - NАLK) = -(NMK + FAL)]. При этом социальные потери, равные АFL, со временем будут расти, поскольку кривая предложения станет более эластичной. Сельскохозяйственные товаропроизводители производят все больше, реагируя на выгодную цену, и тем самым увеличивают социальные потери. Если страна – крупный экспортер, снижается мировая цена и социальные потери еще больше.
Ситуация 2 (рис. 8.9). Субсидирование производства может привести к тому, что те товары, которые ранее импортировались, начнут экспортироваться из страны. Без государственной поддержки уровня цен и доходов импорт составляет QmQn. Когда государство субсидирует цены, поддерживая их на уровне, намного превышающем мировую цену Рw и цену внутреннего равновесия Рd, производители резко наращивают объемы производства, и страна экспортирует QeQf продукции. Производители получают дополнительный доход, равный площади фигуры АDРgPw. Потребители теряют величину, соответствующую области ВЕPgPw. Налогоплательщики несут потери, равные области СDЕН, в результате того, что экспортироваться продукция будет по цене Рw, а не Рg. Зарубежные потребители получат значительный выигрыш. Как видно из рисунка 8.9, выигрыш производителей намного больше потерь потребителей и общества в целом, т.е. результатом такой политики является снижение благосостояния нации.
Ситуация 3 (рис. 8.10). Предположим, что поддерживаемая правительством цена Рg, как и в предыдущих случаях, выше мировой цены Рw, но ниже внутренней равновесной цены Рd . В условиях открытой экономики это приводит к сокращению импорта продукции. В результате субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей опять в выигрыше национальные производители (излишек производителей увеличивается на величину РgFKPw), в проигрыше -- потребители (их излишек сокращается на величину РgNMPw). Государство, чтобы не допустить импорта продукциипо мировой цене введет тарифную защиту и получит доход, равный области FNRL. Результатом такой политики для нации, как и в предыдущих случаях, является снижение благосостояния общества (+PgFKPw + FNRL - PgNMPw = - (KFL + NMR).
Следующие три ситуации предполагают, что государство поддерживает цены на пшеницу ниже уровня мировой цены.
Ситуация 4 (рис. 8.11). Предположим, что государство устанавливает налог на производство пшеницы. В условиях открытой экономики это означает, что производители за единицу продукции получают выручку меньшую, нежели мировая цена, на величину налога РwРg. Это приведет к снижению доходов производителей на величину, равную области РwLMPg. Произойдет сокращение экспортных возможностей страны. Доход государства составит величину РwRMPg. Потребители будут приобретать продукцию по мировой цене.
Ситуация 5 (рис. 8.12). Результатом политики налогообложения продукции может стать и то, что страна, ранее экспортировавшая часть этой продукции, вынуждена будет ее частично импортировать. Потери национальных производителей составят PwMKPg, доход государства увеличится на величину РgKRPw, область RKM дает представление о социальных потерях в результате проведения такой политики.
Ситуация 6 (рис. 8.13). Если ранее страна импортировала пшеницу, введение налога на ее производство приведет к еще большей зависимости от импорта зерна. В результате такой политики потери производителей (РwLKPg) не перекрываются дополнительным доходом государства РwFKPg. На потребителей, как и в двух предыдущих ситуациях, данная политика не влияет.
Таким образом, страна максимизирует чистый выигрыш общества в экономических излишках только в том случае, когда количество импорта или экспорта соответствует их свободному рыночному уровню. Поэтому в условиях открытой экономики любые методы государственной поддержки производителей, отклоняющие экономику от свободного рыночного уровня, являются малоэффективными.
Принцип сравнительных преимуществ Д. Рикардо позволяет ответить на этот вопрос. Простая его версия предполагает анализ модели «две страны – два продукта» без учета транспортных издержек и при постоянных вмененных издержках. В данном случае вмененными издержками производства продукта А будет то количество продукта В, которым надо пожертвовать, чтобы получить какое-то дополнительное количество продукта А.
При отсутствии торговли между странами каждая из них может располагать только тем набором благ и услуг, который производит. В нашем анализе мы будем исходить из предположения, что экономические ресурсы в каждой стране используются полностью и самым эффективным способом. На рис. 8.1 эта ситуация представлена графически при помощи кривых производственных возможностей (кривых трансформации, которые при принятии условия постоянства вмененных издержек имеют вид прямых для обеих стран), при этом страны Х и Y находятся на самих кривых, что говорит о полном и эффективном использовании производственных ресурсов.
Предположим, что в стране Х может быть произведено на какую-то сумму затрат или 100 единиц товара А, или 60 единиц товара В, или оба товара в какой-либо комбинации. В последнем случае, чтобы произвести дополнительную единицу товара А, необходимо отказаться от производства 0,6 единиц товара В, и наоборот, производство дополнительной единицы товара В потребует пожертвовать примерно 1,7 (100/60) единиц товара А, т.е. вмененные издержки производства товара А равны 0,6 единиц товара В, а единицы товара В – 1,7 единиц товара А.
Предположим далее, что в стране Y на ту же сумму затрат может быть произведено или 20 единиц товара А, или 50 единиц товара В, или оба товара в разных комбинациях. Вмененные издержки производства единицы товара А равны 2 единицам товара В, а единицы товара В – 0,5 единиц товара А.
Страны Х и Y могут находится в любой из точек на кривых своих производственных возможностей (рис.8.1). Выбор точек Е и Е´ в нашем примере произволен. Предполагается, что при отсутствии торговли между странами страна Х производит 50 единиц товара А и 30 единиц товара В, страна Y – 15 единиц товара А и 10 единиц товара В. (В реальности этот выбор определяется факторами, влияющими как на предложение товара, так и на его спрос. Только в этом случае можно точно, а не произвольно, определить комбинацию производимых продуктов.)
Страна Х с большей эффективностью (меньшими издержками) может производить как товар А, так и товар В. Необходимость торговли между ними определяется различными сравнительными издержками.
Принцип сравнительных преимуществ может быть сформулирован следующим образом: страны должны специализироваться на производстве товаров, по которым у них ниже вмененные издержки. В нашем примере страна Х обладает сравнительными преимуществами при производстве товара А, страна Y – при производстве товара В.
Предположим, что страна Х все ресурсы направит на производство товара А, страна Y – на товар В. При отсутствии торговли цены на эти товары в странах разные. В каком соотношении они могут обмениваться товарами А и В в условиях открытой экономики? Без анализа спроса точно ответить на этот вопрос невозможно. Но можно определить интервал, в котором это соотношение может находиться. Стране Х выгодно продать единицу товара А в обмен на количество товара В, большее 0,6 единицы. Страна Y сможет «уступить» стране Х часть товара В, если получит единицу товара А меньше чем за 2,5 единиц товара В. Таким образом, коэффициент обмена находится в интервале 0,6В … 2,5В = 1А, конкретная его величина определяется соотношением мировых спроса и предложения на оба товара.
Допустим, что сложилось отношение обмена: 1 единица товара А = 1 единица товара В. В результате специализации и торговли обе страны получат большее количество каждого продукт (см. табл. 8.1).
Таблица 8.1. Международная специализация и выигрыш от торговли
На рис. 8.1 видно, что специализация и торговля позволили обеим странам выйти за рамки своих производственных возможностей и находиться в точках С и С´ на кривых торговых возможностей, что не может быть в условиях национальной замкнутости.
Что вызывает различие сравнительных издержек производства товаров в разных странах? Современные представления о том, чем определяются направления и структура международных торговых потоков, опираются на теорию Хекшера – Олина. Суть ее в следующем: страны экспортируют продукты интенсивного использования избыточных факторов и импортируют продукты интенсивного использования дефицитных для них факторов производства. Так в скрытом виде экспортируются избыточные ресурсы и импортируются дефицитные ресурсы.
Страна считается в избытке наделенной каким-то фактором производства, если ее доля в мировом суммарном объеме данного фактора выше, чем доля в суммарном объеме всех факторов производства. Неравномерность распределения экономических ресурсов между странами и различия в технологиях производства и, соответственно, в сочетаниях факторов производства, делают различной относительную эффективность производства товаров в них. Изменения в размещении ресурсов и технологиях могут изменить сравнительную эффективность производства товаров в той или иной стране (странах), что повлияет на торговые потоки.
Рыночные эффекты торговли. Оценка выигрыша от торговли. Рассмотрим некоторые аспекты сельскохозяйственной торговой политики на четырех моделях (используя анализ частичного экономического равновесия (см. параграф 3.2)).
На рис. 8.2,а кривая предложения Sd показывает количества продукта А, предлагаемые за определенный период времени (месяц, год) по различным ценам производителями страны Х. Соответственно, кривая спроса Dd показывает количества блага А, на которые возникает спрос за определенный период времени при различных ценах у потребителей страны Х. Если рынок продукта А страны Х изолирован, равновесный объем производства на нем будет соответствовать Qd, а уровень равновесной цены – Рd. На рис. 8.2,б кривая предложения Sw представляет общие количества товара А, которые будут предложены (экспортированы) на мировом рынке по различным ценам всеми другими странами. Соответственно, кривая спроса Dw представляет те количества товара А, на которые будет предъявлен спрос на мировом рынке (т.е. которые будут импортированы) при различных ценах всеми другими странами. Равновесие устанавливается на мировом рынке при уровне производства Qw и при цене Pw.
В условиях свободной торговли, поскольку мировая цена ниже внутренней, продукция в страну Х будет импортироваться. Внутреннее потребление товара А в стране Х увеличится от Qd до Qe, внутреннее производство упадет с Qd до Qh и количество QеQh продукта А будет импортировано в страну Х из других стран. Уточним, что доля страны Х в мировом экспорте в рассматриваемой ситуации незначительна, т.е. она не влияет уровень мировой цены товара А.
Другая рыночная ситуация возникает, когда страна Y выступает потенциальным экспортером продукта А. На рис. 8.3 кривые Sd, Dd, Sw, Dw – это, как и на рис. 8.2, кривые внутреннего предложения, внутреннего спроса, предложения экспорта на мировом рынке и спроса на импорт на мировом рынке, описанные выше. Когда рынок продукта А страны Y изолирован от остального мира, внутреннее рыночное равновесие соответствует количеству Qd и цене Pd, а равновесие на мировом рынке – количеству Qw и цене Pw. В условиях свободной торговли страна Y будет экспортировать товар А по мировым ценам в количестве QhQе. Потребление уменьшится с Qd до Qh, производство увеличится с Qd до Qe.
Третья модель – когда размеры спроса и предложения страны Z могут влиять на уровень мировой цены. При этом страна Z является потенциальным импортером продукта А (рис.8.4). Когда рынок товара А страны Z изолирован, равновесный объем внутреннего производства равен Qd, равновесная внутренняя цена – Pd, равновесию на мировом рынке соответствуют величины Qw и Pw. В условиях открытой торговли при цене, меньше Pd, потребление продукта А в стране Z должно превышать внутреннее производство, и это дает нам кривую спроса Dm на импорт продукта А страной Z. При цене, большей Рd, размеры внутреннего производства превысят внутреннее потребление и возможен экспорт из страны Z (кривая Sх). Для поиска свободной цены на мировом рынке мы должны уравнять предложение экспорта со стороны всех стран со спросом на импорт со стороны всех стран (включая страну Z).Общая кривая предложения экспорта на мировом рынке (St) получается путем сложения кривой предложения экспорта Sx с кривой мирового предложения (Sw) страны Z; общая кривая спроса на мировом рынке (Dt) – путем сложения спроса на импорт со стороны страны Z (Dm) с мировым спросом (Dw). Торговое равновесие на мировом рынке складывается при производстве Qе и цене Ре. Как видим, вовлечение страны Z в систему мирохозяйственных связей ведет к росту мировой цены.
Рис.8.5 иллюстрирует четвертую рыночную ситуацию, когда страна J является потенциальным экспортером продукта А и производство его значительно в мировых масштабах. По сравнению с равновесием в условиях отсутствия торговли, если рынок товара А страны J начинает интегрироваться в мировую торговую систему, потребление в стране J уменьшается с Qd до Qh, количество предложения производителями страны J возрастает от Qd до Qm, и количество QрQm = QwQe экспортируется из страны J.
Если использовать для анализа понятие экономических излишков (см. параграф 3.2.), рисунками 8.2 – 8.5 можно проиллюстрировать не только то, что торговля дает чистый выигрыш в экономических излишках для стран, но и то, что свободная торговля максимизирует этот выигрыш. На рис 8.2 выигрыш от свободной торговли по сравнению с ситуацией, когда страна Х изолирована от остального мира, для потребителей в результате снижения цены на РdРw равен области PdСНРw (приросту излишка потребителей). Снижение объемов внутреннего производства ведет к потере части излишка производителей, равной площади фигуры РdСGРw. Заштрихованная область GСН показывает чистый выигрыш от торговли. Из рис.8.3 следует, что вовлечение страны Y в мировую торговлю уменьшает излишек потребителей на площадь фигуры РdРwСG, но увеличивает излишек производителей на величину, равную площади четырехугольника РwНGРd. Заштрихованная область СНG дает представление о величине чистого выигрыша от торговли. Соответственно, на рис. 8.4 заштрихованная область – это превышение прироста потребительского излишка над потерей излишка производителей; а на рис. 8.5 – превышение прироста излишка производителей над потерей излишка потребителей.
Во всех рассмотренных случаях постепенное увеличение количества импорта или экспорта до их свободного рыночного уровня максимизирует чистый выигрыш общества. Например, пока количество импорта товара А в страну Х (рис. 8.2) меньше, чем QhQe, дополнительный импорт, сопровождающийся уменьшением внутреннего производства с ОQd до ОQh и увеличением внутреннего потребления от ОQd до ОQе, увеличивает чистый выигрыш от торговли.
Инструменты торговой политики. Вывод о выигрыше всех стран от международной торговли мало кем оспаривается. В то же время существует множество ограничений внешней торговли. Рассмотрим основные инструменты и возможные результаты государственного вмешательства во внешнеэкономическую деятельность.
Самым распространенным инструментом государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются импортные таможенные тарифы (пошлины) – система ставок, определяющих размер платы за импорт товаров. На рис. 8.6 изображен национальный рынок товара А. Кривые Sd, Dd – кривые внутреннего предложения и внутреннего спроса на товар А. Рd и Qd – равновесные внутренние цена и объем производства товара А в условиях отсутствия мировой торговли. Если рынок товара А страны открыт для мировой торговли, то цена опускается до уровня мировой (Рw), уровень производства национальными производителями снижается до Qk (на QkQd), уровень потребления увеличивается до Qg (на QdQg). У страны нет сравнительны преимуществ по производству товара А. Разница между величинами внутреннего спроса и внутреннего предложения QgQd даст объем предполагаемого импорта товара А. В данном случае мы имеем первую модель из четырех рассмотренных выше. Предположим, что государство облагает импортеров товара А тарифным налогом (пошлиной) РtРw. Это приводит к тому, что товар А будет продаваться на внутреннем рынке по цене выше мировой на величину тарифа. Как это воздействует на национальных потребителей и производителей, на благосостояние в целом?
Площадь треугольника ВСРw, ограниченная линиями внутреннего спроса и мировой цены, может быть рассмотрена как выигрыш потребителей (излишек потребителей) в результате покупки товара А по цене Рd. Понятно, что тариф, приводя к росту цены до уровня Рt, сокращает излишек потребителей на величину РtFCPw, что составляет чистые потери потребителей от введения тарифа. Потребители вынуждены приобретать товар А по более высокой цене (увеличивающейся на величину РtРw), уровень потребления снижается с Qg до Qn (на величину QnQg).
С другой стороны, национальные производители выигрывают от введения тарифа. Они могут продавать продукт по более высокой цене – Рt, расширяют уровень производства с Qk до Qf (на величину QkQf). Об их чистом выигрыше (увеличении излишка производителей) дает представление площадь фигуры РtNMPw. В то же время пострадавшей стороной являются импортеры продукта: они не получают надбавки к цене в размере тарифа, а продают на (QkQg - QfQn) продукта А меньше. Площадь прямоугольника РNFR – доход государства от введения тарифа (РR – размеры импорта; NР – тариф на единицу товара). Соизмерив потери и доходы национальных потребителей (-PtFСPw), производителей (+PtNМPw ) и государства (+NРRF), получим чистые доходы (или потери) страны от тарифной защиты: - PtFСPw + PtNMPw + NРRЕ = - (МNР + RFС).
Вывод из нашего упрощенного анализа: свободная торговля для страны предпочтительнее торговли с использованием такого торгового ограничения, как тариф.
Существует множество нетарифных инструментов внешнеторговой политики, используя которые можно ограничивать или поощрять импорт или экспорт, создавать дискриминационные условия для одних стран, стимулируя импорт из других, воздействовать на развитие и структурные изменения в национальной экономике и т.п. Это формальные торговые ограничения (портовые таксы, недискриминационные акцизные налоги и регистрационные пошлины, дискриминационные акцизные налоги, консульские пошлины, гербовые сборы и др.), количественные торговые ограничения (лизензионные предписания, контингентирование и квоты, эмбарго, ограничение экспорта, валютный контроль, государственное регулирование цен, ограничительные условия заключения сделки, дискриминационные двусторонние соглашения, международные картели, добровольное ограничение экспорта, дискриминирующие начальные размеры фрахта), административные торговые ограничения (участие государства в торговле, субсидии и другие государственные пособия, торговая монополия государства, законы, устанавливающие контроль над импортом, налоговые льготы, гарантии кредита и поручительства, бойкот), технические нормы, стандарты и положения о защите прав потребителей (положения о безопасности товаров, фармацевтические контрольные предписания, производственные предписания, промышленные стандарты, предписания размера и веса, предписания маркировки и упаковки, предписания на применение, предписания по защите интеллектуальной собственности, защита торговой марки), таможенный досмотр. Рассмотрим важнейшие из них.
Импортные квоты. На рис 8.7 кривые Sd, Dd – кривые внутреннего предложения и спроса, Рw – мировая цена. QnQm – размеры импорта при свободной торговле. Предположим, что государство ограничивает размеры импорта квотой QnQk. Это приводит к сокращению размеров импорта на величину QkQm. Спрос на импорт равен при мировой цене Рw QnQm, но величина импорта будет только QnQк. Кривая Sd´ – кривая предложения с учетом квоты. Поскольку невозможно удовлетворить спрос при цене Рw, внутренняя цена повысится до Рk. В условиях немонополизированного рынка воздействие импортной квоты на благосостояние аналогично воздействию тарифа. Снизится уровень внутреннего потребления продукта, сократится излишек потребителей (на величину РкМNРw), увеличатся объемы внутреннего производства и излишек производителей (на величину РкFKРw). Произойдет внутреннее перераспределение доходов от потребителей в пользу тех, кто устанавливает импортные квоты (в размере FMGR). Чистый национальный ущерб показан на рис. 8.7 заштрихованными областями KFR и GMN.
Экспортные субсидии – это денежная сумма, которую получает экспортер товара. Она может быть специфической (т.е. выражаться в определенной сумме на единицу товара) или адвалорной (пропорциональной совокупной денежной величине экспортируемого товара. Воздействие экспортной субсидии на экономику является зеркальным отражением эффекта от импортной пошлины. В экспортирующей стране потребители теряют, производители выигрывают, а государство несет издержки на субсидирование. Кроме того, экспортная субсидия ухудшает условия торговли, снижая экспортную цену. Поэтому однозначно экспортная субсидия приводит к ситуации превышения потерь над выигрышем.
Добровольные ограничения экспорта – это квота,, введенная не страной-импортером, а страной-экспортером. Наиболее яркий пример – ограничение экспорта автомобилей в США, введенное Японией в 1981 г. и в середине 90-х гг. Добровольные ограничения экспорта обычно устанавливает страна-экспортер в ответ на просьбу страны-импортера, чтобы избежать торговых санкций со стороны последней. С экономической точки зрения добровольные ограничения экспорта очень похожи на импортную квоту и обходятся стране-импортеру дороже, чем введение импортной пошлины, поскольку при добровольных ограничениях экспорта государство не получает доход в виде импортной пошлины. Поэтому добровольные ограничения экспорта однозначно приводят к потерям стран-импортеров.
Условие использования местных полуфабрикатов и узлов – это правило, требующее, чтобы определенная часть конечного продукта была произведена национальными товаропроизводителями. Применительно к сельскому хозяйству одной из наиболее эффективных мер такого рода стала норма помола для пшеницы и ржи (владельцы мельниц были обязаны при помоле использовать не меньше определенного процента пшеницы отечественного производства). Эта мера была изобретена в Норвегии в 1927 г., а в 1929 она была введена во Франции и Германии. Для национальных производителей продукции условие использование местных полуфабрикатов и узлов обеспечивает защиту таким же образом, как и импортная квота; национальные потребители теряют меньше, нежели при использовании квоты, поскольку приобретают продукцию по меньшей цене из-за усреднения разницы между ценами на импортные и внутренние узлы в конечной цене для потребителя.
Экспортные кредитные субсидии во многом напоминают экспортную субсидию, однако в данном случае субсидированный заем предоставляется покупателю. В США и многих других странах имеются экспортно-импортные банки, призванные содействовать экспорту, осуществляя субсидируемые займы.
Действенность государственного регулирования сельскохозяйственного производства в условиях «открытой» экономики. Как показано выше, правительства большинства стран активно используют различные методы государственного регулирования сельскохозяйственного производства. Как это воздействует на производителей, потребителей, национальную экономику в целом в условиях открытой экономики? Рассмотрим несколько гипотетических ситуаций.
Ситуация 1 (рис.8.8). Предположим, что правительство поддерживает цены на, допустим, пшеницу, на уровне Рg, который выше внутренней равновесной цены Рd и мировой цены Рw, а излишки продукции QmQn скупает. Это увеличивает экспортные возможности страны и может сказаться на ценах на пшеницу на мировом рынке, если рассматриваемая страна – ее крупный производитель.
Из закупленного правительством зерна (QmQn) часть может быть использована внутри страны, а остальное продано, но уже по мировым ценам. Налогоплательщики несут потери, равные площади фигуры КNАL. Одновременно правительство, чтобы не допустить ввоз пшеницы по мировым ценам, может ввести тарифные ограничения. Национальные потребители в результате такой политики уменьшают потребление на величину QmQf (излишек потребителей в связи с ростом цен снижается на РgNMPw). Национальные производители выигрывают, они наращивают производство и получают субсидии на каждую единицу производимой продукции в размере РgРw (прирост излишка производителей равен площади фигуры РgАFРw). В отрасль поступают избыточные ресурсы, производство осуществляется при предельных издержках, которые выше мировой цены. В целом потери нации составят сумму площадей треугольников KNM и АFL [(+РgАFPw - PgNMPw - NАLK) = -(NMK + FAL)]. При этом социальные потери, равные АFL, со временем будут расти, поскольку кривая предложения станет более эластичной. Сельскохозяйственные товаропроизводители производят все больше, реагируя на выгодную цену, и тем самым увеличивают социальные потери. Если страна – крупный экспортер, снижается мировая цена и социальные потери еще больше.
Ситуация 2 (рис. 8.9). Субсидирование производства может привести к тому, что те товары, которые ранее импортировались, начнут экспортироваться из страны. Без государственной поддержки уровня цен и доходов импорт составляет QmQn. Когда государство субсидирует цены, поддерживая их на уровне, намного превышающем мировую цену Рw и цену внутреннего равновесия Рd, производители резко наращивают объемы производства, и страна экспортирует QeQf продукции. Производители получают дополнительный доход, равный площади фигуры АDРgPw. Потребители теряют величину, соответствующую области ВЕPgPw. Налогоплательщики несут потери, равные области СDЕН, в результате того, что экспортироваться продукция будет по цене Рw, а не Рg. Зарубежные потребители получат значительный выигрыш. Как видно из рисунка 8.9, выигрыш производителей намного больше потерь потребителей и общества в целом, т.е. результатом такой политики является снижение благосостояния нации.
Ситуация 3 (рис. 8.10). Предположим, что поддерживаемая правительством цена Рg, как и в предыдущих случаях, выше мировой цены Рw, но ниже внутренней равновесной цены Рd . В условиях открытой экономики это приводит к сокращению импорта продукции. В результате субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей опять в выигрыше национальные производители (излишек производителей увеличивается на величину РgFKPw), в проигрыше -- потребители (их излишек сокращается на величину РgNMPw). Государство, чтобы не допустить импорта продукциипо мировой цене введет тарифную защиту и получит доход, равный области FNRL. Результатом такой политики для нации, как и в предыдущих случаях, является снижение благосостояния общества (+PgFKPw + FNRL - PgNMPw = - (KFL + NMR).
Следующие три ситуации предполагают, что государство поддерживает цены на пшеницу ниже уровня мировой цены.
Ситуация 4 (рис. 8.11). Предположим, что государство устанавливает налог на производство пшеницы. В условиях открытой экономики это означает, что производители за единицу продукции получают выручку меньшую, нежели мировая цена, на величину налога РwРg. Это приведет к снижению доходов производителей на величину, равную области РwLMPg. Произойдет сокращение экспортных возможностей страны. Доход государства составит величину РwRMPg. Потребители будут приобретать продукцию по мировой цене.
Ситуация 5 (рис. 8.12). Результатом политики налогообложения продукции может стать и то, что страна, ранее экспортировавшая часть этой продукции, вынуждена будет ее частично импортировать. Потери национальных производителей составят PwMKPg, доход государства увеличится на величину РgKRPw, область RKM дает представление о социальных потерях в результате проведения такой политики.
Ситуация 6 (рис. 8.13). Если ранее страна импортировала пшеницу, введение налога на ее производство приведет к еще большей зависимости от импорта зерна. В результате такой политики потери производителей (РwLKPg) не перекрываются дополнительным доходом государства РwFKPg. На потребителей, как и в двух предыдущих ситуациях, данная политика не влияет.
Таким образом, страна максимизирует чистый выигрыш общества в экономических излишках только в том случае, когда количество импорта или экспорта соответствует их свободному рыночному уровню. Поэтому в условиях открытой экономики любые методы государственной поддержки производителей, отклоняющие экономику от свободного рыночного уровня, являются малоэффективными.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи