В практике мировой торговли сельскохозяйственной продукцией широко применяются всевозможные ограничения протекционистского характера. Обычно возводятся препятствие перед импортом и экспортом в виде тарифных и нетарифных барьеров.
Даже являясь членами влиятельных международных организаций, таких , как ЕС, МВФ, ВТО, каждая страна проводит свою собственную торговую политику в отношении аграрного сектора.
Учитывая это, ВТО исключила сельскохозяйственные продукты из числа стандартных объектов международной торговли. Эта организация решительно выступает против демпинга, экспортных субсидий, импортных квот создания международных картелей и дискриминации торговли любыми товарами, кроме сельскохозяйственных.
Разумеется, правительство Беларуси также широко использует всевозможные ограничения для достижения своих целей. Такими целями прежде всего являются:
поддержка сельскохозяйственных цен;
поддержка отечественных производителей путем ограждения их от конкуренции иностранной продукции;
стабилизация внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции;
пополнение доходов государственного бюджета за счет поступлений от внешней торговли.
Протекционистская торговая политика, подобно обоюдоострому мечу, способна не только благоприятствовать достижению заданных целей, но и противодействовать этому. Дискриминационные меры в отношении товаров, импортируемых из других стран, вызывают обычно ответные меры в отношении экспортируемых товаров в эти страны. В результате далеко не всегда удается достичь желаемой выгоды. Но и не регулировать данные процессы тоже нельзя, особенно в условиях монополизма поставщиков ресурсов для сельского хозяйства, существования диспропорций в ценах, сложности сбыта продукции вне системы госзаказа.
Как видно, налицо две противоречивые тенденции: одна связана с сохранением закрытости экономики, регулированием торговли с другими странами преимущественно волевыми, административными мерами; вторая ведёт к открытой экономике и регулированию ее посредством экономических (финансовых) инструментов в той мере, в которой это необходимо.
Анализ экономической ситуации во внешней торговле Беларуси показывает, что в настоящее время правительство использует первый путь. Вместо всемерного стимулирования экспорта, как это делается во всех развитых странах мира, экспортеров облагают множеством налоговых сборов и валютных ограничений под предлогом защиты потребительского рынка. Широко используется ограничение экспорта ряда товаров через их налогообложение, установление всевозможных лимитов, снижение темпов его ежегодного прироста, повышение экспортных цен. Применяется также налогообложение валютных поступлений от экспорта, что является его тормозом. Производители при реализации своей продукции в другие страны, особенно бывшего СССР, стремятся обойти эти ограничения, используя бартерную торговлю.
Безусловно, на данном этапе ряд мер по ограничению экспорта необходим, но по мере продвижения экономики к рынку и роста экономических показателей их придется снимать поэтапно, переходя к экономическим методам не столько сдерживающего, сколько поощрительного характера.
Нехватка некоторых видов пищевой продукции и кормов для развития животноводства Республика Беларусь восполняется импортом из разных стран. Выше рассматривались основные показатели внешней торговли республики, поэтому здесь уместно лишь добавить, что большую часть недостающей продукции пришлось ввозить из стран дальнего зарубежья. Это сахар, расти тельное масло и зерно, которых не удалось закупить в странах СНГ в достаточных количествах. Но география закупок неоправданно широкая: по сахару - 17 стран, не считая стран СНГ, по пшенице - 9 стран, по растительному маслу - 10 стран. Поэтому наблюдается расхождение цен на одну и ту же продукцию.
Это говорит о том, что международные рынки Беларуси еще не сложились и тем более далеки от стабильности. Закупки велись зачастую в экстренном режиме и у случайных продавцов, а в таких случаях обычно страна - покупатель теряет, покупая продукцию по завышенным ценам.
Административное регулирование импорта в республике проводится через квотирование и лицензирование. Существующий порядок импорта таков: товары, произведенные в странах СНГ (кроме Грузии),ввозятся сейчас беспошлинно, точно такой порядок существует и для наименее развитых стран мира (для Лесото, Чада, Эфиопии и др.). В зависимости от степени важности для экономики часть товара не облагается пошлинами (мясо, рыба, жиры, детская одежда, некоторые лекарства и др.). Другая часть облагается невысокой пошлиной в 1-3% от стоимости. Это комплектующие для автомобильных двигателей, некоторые виды химического сырья, цветные металлы и др.
Третья часть импортируемых товаров облагается высокими пошлинами - часы (20%), икра и крабы (30%), водка (100%) и т.п. Как видно, сельскохозяйственные и значительная часть пищевых товаров не облагается таможенными пошлинами. Однако политика ограничения через квотирование и лицензирование продолжается.
Сельскохозяйственный импорт финансируется из внутренних и внешних источников. Последние формируется за счет иностранных кредитов. Такие кредиты предоставили США - на закупку зерновой продукции; Комиссия Европейского Сообщества - на закупку продуктов питания и медикаментов; другие страны - зерновой кредит под гарантию России. Хотя на эти займы покупается крайне необходимая продукция, все же структура импорта недостаточна эффективна. Отрицательно и то, что растет внешний долг республики при откровенном "проедании" кредитов.
Для повышения эффективности внешней торговли сельскохозяйственной продукцией в переходный период важно предпринять ряд мер. Необходима политика умеренного протекционизма, которая является обязательной для всех стран, чьи хозяйственные структуры вовлекаются в мировой рынок.
Необходима республиканская программа развития экспорта с выделением в ней раздела по экспорту сельхозпродукции. В ней целесообразно предусмотреть меры по стимулированию развития отраслей - потенциальных экспортеров (животноводство, льноводство, лесоводство, садоводства, некоторых видов овощеводства и др.). Кроме того, международные экспертные оценки перспектив выращивания масличных культур (особенно подсолнечника) для удовлетворения внутренних и внешних потребностей достаточно оптимистичны. В результате ускоренной реструктуризации сельского хозяйство удается лучше обеспечить республику зерном, а также сырьем для производства растительного масла и сахара, улучшить структуру экспорта и импорта.
Развитию внешнего конкурентоспособного рынка должно способствовать постепенное упразднение административных ограничений на экспорт и импорт, рационализация их налогообложения, отказ от двойной системы цен.
Важной задачей для Беларуси является повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции. Для ее решения необходимо ввести научно обоснованные и реально достижимые стандарты качества и сохранности на экспортируемую и импортируемую продукцию. С этой же целью предстоит отказаться от неэффективных дорогих бартерных и двусторонних соглашений, предварительно договорившись со странами СНГ о надежном режиме взаиморасчетов.
Для повышения конкурентоспособности пищевой продукции необходимо привлекать в соответствующие отрасли иностранный капитал, создавая совместные предприятия. Иностранные инвесторы будут способствовать продвижению такой продукции на Запад, имея там опыт работы, зная требования к рекламе и упаковке. Они могут оказать действенную помощь в преодолении сложной системы торговых барьеров, в проведении активной торговой политики, способной обеспечить успех.
Необходимость повышения рентабельности экспортно-импортных операций требует продолжения демонополизации и поэтапной приватизации предприятий внутренней и внешней торговли. Со стороны государства необходим лишь общий контроль и правовое обеспечение внешнеторговой деятельности коммерческих и частных агентств и фирм, нормальное организованное торговое посредничество в условиях переходного периода.
Должна сформироваться новая структура реализации продукции на внешнем рынке, включая конкурентоспособные торговые дома и прямые продажи производителями товаров. Многие фирмы с трудом приспосабливаются к условиям работы на мировом рынке, нередко при этом несут убытки. Помочь им может сеть торгово-посреднических фирм, хорошо знающих маркетинг, правовые условия торговых сделок, конъюнктуру, имеющих современные средства для транспортировки и хранения товаров.
И, наконец, либерализация внешней торговли должна сопровождаться либерализацией валютного законодательства. Тот факт, что экспортеры вынуждены помимо всего перечислять в бюджет часть валютной выручки, выступает существенным тормозом вывоза товаров. Поэтому необходимо уменьшить эту цифру хотя бы на треть, чтобы поддержать конкурентоспособность отечественных товаров, т.к. известно, что налоги и пошлины повышают цены товаров.
В настоящее время торговля со странами Содружества ведется, в основном, в рамках интеграционных соглашений, подписанных ими в период с 6 января 1995 г., когда Россия и Беларусь подписали соглашение о Таможенном союзе, к которому вскоре присоединились Казахстан и Киргизия. В конце 1997 г. этими странами был подписан договор об углублении интеграции, в результате чего должен быть сформирован общий рынок товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Создание общего рынка проходит через определенные этапы, но этот процесс может завершиться в рамках Таможенного союза в 3 - 4 года.
Первый из них - формирование режима свободной торговли, являющейся первым эволюционным этапом экономической интеграции. Во взаимоотношениях с партнерами по режиму торговли государства постепенно переходят к торговле без применения импортных пошлин. Происходит постепенный отказ от применения мер нетарифного регулирования без изъятий и ограничений во взаимной торговле.
Второй этап - Таможенный союз. С точки зрения товаров это торговый режим, при котором не применятся какие-либо внутренние ограничения во взаимной торговле, государства применяют общий таможенный тариф, общую систему преференций и изъятия из нее, единые меры нетарифного регулирования и одинаковую систему применения прямых и косвенных налогов, идет процесс перехода к установлению общего таможенного тарифа.
Следующий эволюционный этап, приближающий к общему товарному рынку, - создание единого таможенного пространства, обеспечение свободного перемещения товаров в пределах границ общего рынка, проведение единой таможенной политики, включая обеспечение единства управления таможенным делом, обеспечение действительно свободной конкуренции.
В Беларуси ранее было два вида таможенных пошлин - конвенциальные и автономные. Также Совмин мог устанавливать особые виды пошлин - специальные и преференциальные; но с 1997 г. для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Совмином РБ могут устанавливаться сезонные пошлины на срок до 6 месяцев.
Могут применяться особые виды таможенных пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные.
Для членов Таможенного союза в конце декабря 1997 г. таможенные пошлины были отменены. Но в отношении других стран - членов СНГ это соглашение пока не действует. Для этих стран пока не выработан порядок исчисления НДС и акцизов, не принято решения об общем таможенном тарифе. НДС даже в рамках четверки взимается как по “месту происхождения”, так и по “месту назначения”. Величина его в республиках колеблется от 18 до 16%. Беларусь придерживается изъятия НДС по первому признаку (как и РФ), но согласна перейти к изъятию НДС по второму признаку в рамках всего Содружества. Однако в любом случае косвенные налоги и акцизы повышающе влияют на цены товаров и снижают их конкурентоспособность.
Применяется также квотирование и лицензирование внешнеторговых операций. Квотирование является инструментом регулирования объемов вывоза продукции и ее ввоза. Этим же целям служит и лицензирование внешней торговли. Выдавая лицензии юридическим и физическим лицам, правительство проводит не только количественное регулирование внешней торговли, но и контролирует импорт.
Неблагоприятное воздействие на внешнюю торговлю оказывают налоги на валютные поступления от экспорта товаров. Отчисление части валютной выручки снижает доходность внешнеторговых операций, кроме того, это приводит к оседанию валютной выручки за рубежом. Не способствовало наращиванию внешней торговли и требование об обязательном обмене части валютной выручки на белорусские рубли, особенно по заниженному курсу.
Существующий режим работы со странами ближнего и дальнего зарубежья должен постепенно корректироваться не только в соответствии с целями внешнеторговой политики Республики Беларусь, но и в соответствии с важнейшими документами международных организаций, членом или наблюдателем которых является Республика.
Для успешного продвижения своих товаров для Беларуси очень важно иметь точные сведения о международных рынках сельскохозяйственной продукции (о емкости мировых рынков сельскохозяйственной продукции; наличие конкурентных либо монопольных структур, режиме торговли, детерминантах ценообразования и др.).
Вывоз сельскохозяйственной и пищевой продукции из республики в страны дальнего зарубежья несколько возрос в структуре внешней торговли АПК, но в целом пока незначителен. Рынки сбыта животноводческой продукции есть в отдельных странах Восточной Европы и на Кубе. Несколько обширнее сбыт продукции растительного происхождения, но в основном на рынках стран - бывших партнеров по СЭВ. Только экспорт калийных удобрений осуществлялся в 43 страны мира, в том числе в США и Японию. В 11 стран продавались азотные удобрения.
В перспективе объем экспорта сельскохозяйственной продукции будет во многом зависеть от внутреннего производства и потребления, а также от спроса на международных рынках. Повышение объемов производства в ближайшие 3 года весьма проблематично, хотя повышение экспортного потенциала может быть достигнуто по мясу, молоку, картофелю и льну.
Даже являясь членами влиятельных международных организаций, таких , как ЕС, МВФ, ВТО, каждая страна проводит свою собственную торговую политику в отношении аграрного сектора.
Учитывая это, ВТО исключила сельскохозяйственные продукты из числа стандартных объектов международной торговли. Эта организация решительно выступает против демпинга, экспортных субсидий, импортных квот создания международных картелей и дискриминации торговли любыми товарами, кроме сельскохозяйственных.
Разумеется, правительство Беларуси также широко использует всевозможные ограничения для достижения своих целей. Такими целями прежде всего являются:
поддержка сельскохозяйственных цен;
поддержка отечественных производителей путем ограждения их от конкуренции иностранной продукции;
стабилизация внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции;
пополнение доходов государственного бюджета за счет поступлений от внешней торговли.
Протекционистская торговая политика, подобно обоюдоострому мечу, способна не только благоприятствовать достижению заданных целей, но и противодействовать этому. Дискриминационные меры в отношении товаров, импортируемых из других стран, вызывают обычно ответные меры в отношении экспортируемых товаров в эти страны. В результате далеко не всегда удается достичь желаемой выгоды. Но и не регулировать данные процессы тоже нельзя, особенно в условиях монополизма поставщиков ресурсов для сельского хозяйства, существования диспропорций в ценах, сложности сбыта продукции вне системы госзаказа.
Как видно, налицо две противоречивые тенденции: одна связана с сохранением закрытости экономики, регулированием торговли с другими странами преимущественно волевыми, административными мерами; вторая ведёт к открытой экономике и регулированию ее посредством экономических (финансовых) инструментов в той мере, в которой это необходимо.
Анализ экономической ситуации во внешней торговле Беларуси показывает, что в настоящее время правительство использует первый путь. Вместо всемерного стимулирования экспорта, как это делается во всех развитых странах мира, экспортеров облагают множеством налоговых сборов и валютных ограничений под предлогом защиты потребительского рынка. Широко используется ограничение экспорта ряда товаров через их налогообложение, установление всевозможных лимитов, снижение темпов его ежегодного прироста, повышение экспортных цен. Применяется также налогообложение валютных поступлений от экспорта, что является его тормозом. Производители при реализации своей продукции в другие страны, особенно бывшего СССР, стремятся обойти эти ограничения, используя бартерную торговлю.
Безусловно, на данном этапе ряд мер по ограничению экспорта необходим, но по мере продвижения экономики к рынку и роста экономических показателей их придется снимать поэтапно, переходя к экономическим методам не столько сдерживающего, сколько поощрительного характера.
Нехватка некоторых видов пищевой продукции и кормов для развития животноводства Республика Беларусь восполняется импортом из разных стран. Выше рассматривались основные показатели внешней торговли республики, поэтому здесь уместно лишь добавить, что большую часть недостающей продукции пришлось ввозить из стран дальнего зарубежья. Это сахар, расти тельное масло и зерно, которых не удалось закупить в странах СНГ в достаточных количествах. Но география закупок неоправданно широкая: по сахару - 17 стран, не считая стран СНГ, по пшенице - 9 стран, по растительному маслу - 10 стран. Поэтому наблюдается расхождение цен на одну и ту же продукцию.
Это говорит о том, что международные рынки Беларуси еще не сложились и тем более далеки от стабильности. Закупки велись зачастую в экстренном режиме и у случайных продавцов, а в таких случаях обычно страна - покупатель теряет, покупая продукцию по завышенным ценам.
Административное регулирование импорта в республике проводится через квотирование и лицензирование. Существующий порядок импорта таков: товары, произведенные в странах СНГ (кроме Грузии),ввозятся сейчас беспошлинно, точно такой порядок существует и для наименее развитых стран мира (для Лесото, Чада, Эфиопии и др.). В зависимости от степени важности для экономики часть товара не облагается пошлинами (мясо, рыба, жиры, детская одежда, некоторые лекарства и др.). Другая часть облагается невысокой пошлиной в 1-3% от стоимости. Это комплектующие для автомобильных двигателей, некоторые виды химического сырья, цветные металлы и др.
Третья часть импортируемых товаров облагается высокими пошлинами - часы (20%), икра и крабы (30%), водка (100%) и т.п. Как видно, сельскохозяйственные и значительная часть пищевых товаров не облагается таможенными пошлинами. Однако политика ограничения через квотирование и лицензирование продолжается.
Сельскохозяйственный импорт финансируется из внутренних и внешних источников. Последние формируется за счет иностранных кредитов. Такие кредиты предоставили США - на закупку зерновой продукции; Комиссия Европейского Сообщества - на закупку продуктов питания и медикаментов; другие страны - зерновой кредит под гарантию России. Хотя на эти займы покупается крайне необходимая продукция, все же структура импорта недостаточна эффективна. Отрицательно и то, что растет внешний долг республики при откровенном "проедании" кредитов.
Для повышения эффективности внешней торговли сельскохозяйственной продукцией в переходный период важно предпринять ряд мер. Необходима политика умеренного протекционизма, которая является обязательной для всех стран, чьи хозяйственные структуры вовлекаются в мировой рынок.
Необходима республиканская программа развития экспорта с выделением в ней раздела по экспорту сельхозпродукции. В ней целесообразно предусмотреть меры по стимулированию развития отраслей - потенциальных экспортеров (животноводство, льноводство, лесоводство, садоводства, некоторых видов овощеводства и др.). Кроме того, международные экспертные оценки перспектив выращивания масличных культур (особенно подсолнечника) для удовлетворения внутренних и внешних потребностей достаточно оптимистичны. В результате ускоренной реструктуризации сельского хозяйство удается лучше обеспечить республику зерном, а также сырьем для производства растительного масла и сахара, улучшить структуру экспорта и импорта.
Развитию внешнего конкурентоспособного рынка должно способствовать постепенное упразднение административных ограничений на экспорт и импорт, рационализация их налогообложения, отказ от двойной системы цен.
Важной задачей для Беларуси является повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции. Для ее решения необходимо ввести научно обоснованные и реально достижимые стандарты качества и сохранности на экспортируемую и импортируемую продукцию. С этой же целью предстоит отказаться от неэффективных дорогих бартерных и двусторонних соглашений, предварительно договорившись со странами СНГ о надежном режиме взаиморасчетов.
Для повышения конкурентоспособности пищевой продукции необходимо привлекать в соответствующие отрасли иностранный капитал, создавая совместные предприятия. Иностранные инвесторы будут способствовать продвижению такой продукции на Запад, имея там опыт работы, зная требования к рекламе и упаковке. Они могут оказать действенную помощь в преодолении сложной системы торговых барьеров, в проведении активной торговой политики, способной обеспечить успех.
Необходимость повышения рентабельности экспортно-импортных операций требует продолжения демонополизации и поэтапной приватизации предприятий внутренней и внешней торговли. Со стороны государства необходим лишь общий контроль и правовое обеспечение внешнеторговой деятельности коммерческих и частных агентств и фирм, нормальное организованное торговое посредничество в условиях переходного периода.
Должна сформироваться новая структура реализации продукции на внешнем рынке, включая конкурентоспособные торговые дома и прямые продажи производителями товаров. Многие фирмы с трудом приспосабливаются к условиям работы на мировом рынке, нередко при этом несут убытки. Помочь им может сеть торгово-посреднических фирм, хорошо знающих маркетинг, правовые условия торговых сделок, конъюнктуру, имеющих современные средства для транспортировки и хранения товаров.
И, наконец, либерализация внешней торговли должна сопровождаться либерализацией валютного законодательства. Тот факт, что экспортеры вынуждены помимо всего перечислять в бюджет часть валютной выручки, выступает существенным тормозом вывоза товаров. Поэтому необходимо уменьшить эту цифру хотя бы на треть, чтобы поддержать конкурентоспособность отечественных товаров, т.к. известно, что налоги и пошлины повышают цены товаров.
В настоящее время торговля со странами Содружества ведется, в основном, в рамках интеграционных соглашений, подписанных ими в период с 6 января 1995 г., когда Россия и Беларусь подписали соглашение о Таможенном союзе, к которому вскоре присоединились Казахстан и Киргизия. В конце 1997 г. этими странами был подписан договор об углублении интеграции, в результате чего должен быть сформирован общий рынок товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Создание общего рынка проходит через определенные этапы, но этот процесс может завершиться в рамках Таможенного союза в 3 - 4 года.
Первый из них - формирование режима свободной торговли, являющейся первым эволюционным этапом экономической интеграции. Во взаимоотношениях с партнерами по режиму торговли государства постепенно переходят к торговле без применения импортных пошлин. Происходит постепенный отказ от применения мер нетарифного регулирования без изъятий и ограничений во взаимной торговле.
Второй этап - Таможенный союз. С точки зрения товаров это торговый режим, при котором не применятся какие-либо внутренние ограничения во взаимной торговле, государства применяют общий таможенный тариф, общую систему преференций и изъятия из нее, единые меры нетарифного регулирования и одинаковую систему применения прямых и косвенных налогов, идет процесс перехода к установлению общего таможенного тарифа.
Следующий эволюционный этап, приближающий к общему товарному рынку, - создание единого таможенного пространства, обеспечение свободного перемещения товаров в пределах границ общего рынка, проведение единой таможенной политики, включая обеспечение единства управления таможенным делом, обеспечение действительно свободной конкуренции.
В Беларуси ранее было два вида таможенных пошлин - конвенциальные и автономные. Также Совмин мог устанавливать особые виды пошлин - специальные и преференциальные; но с 1997 г. для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Совмином РБ могут устанавливаться сезонные пошлины на срок до 6 месяцев.
Могут применяться особые виды таможенных пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные.
Для членов Таможенного союза в конце декабря 1997 г. таможенные пошлины были отменены. Но в отношении других стран - членов СНГ это соглашение пока не действует. Для этих стран пока не выработан порядок исчисления НДС и акцизов, не принято решения об общем таможенном тарифе. НДС даже в рамках четверки взимается как по “месту происхождения”, так и по “месту назначения”. Величина его в республиках колеблется от 18 до 16%. Беларусь придерживается изъятия НДС по первому признаку (как и РФ), но согласна перейти к изъятию НДС по второму признаку в рамках всего Содружества. Однако в любом случае косвенные налоги и акцизы повышающе влияют на цены товаров и снижают их конкурентоспособность.
Применяется также квотирование и лицензирование внешнеторговых операций. Квотирование является инструментом регулирования объемов вывоза продукции и ее ввоза. Этим же целям служит и лицензирование внешней торговли. Выдавая лицензии юридическим и физическим лицам, правительство проводит не только количественное регулирование внешней торговли, но и контролирует импорт.
Неблагоприятное воздействие на внешнюю торговлю оказывают налоги на валютные поступления от экспорта товаров. Отчисление части валютной выручки снижает доходность внешнеторговых операций, кроме того, это приводит к оседанию валютной выручки за рубежом. Не способствовало наращиванию внешней торговли и требование об обязательном обмене части валютной выручки на белорусские рубли, особенно по заниженному курсу.
Существующий режим работы со странами ближнего и дальнего зарубежья должен постепенно корректироваться не только в соответствии с целями внешнеторговой политики Республики Беларусь, но и в соответствии с важнейшими документами международных организаций, членом или наблюдателем которых является Республика.
Для успешного продвижения своих товаров для Беларуси очень важно иметь точные сведения о международных рынках сельскохозяйственной продукции (о емкости мировых рынков сельскохозяйственной продукции; наличие конкурентных либо монопольных структур, режиме торговли, детерминантах ценообразования и др.).
Вывоз сельскохозяйственной и пищевой продукции из республики в страны дальнего зарубежья несколько возрос в структуре внешней торговли АПК, но в целом пока незначителен. Рынки сбыта животноводческой продукции есть в отдельных странах Восточной Европы и на Кубе. Несколько обширнее сбыт продукции растительного происхождения, но в основном на рынках стран - бывших партнеров по СЭВ. Только экспорт калийных удобрений осуществлялся в 43 страны мира, в том числе в США и Японию. В 11 стран продавались азотные удобрения.
В перспективе объем экспорта сельскохозяйственной продукции будет во многом зависеть от внутреннего производства и потребления, а также от спроса на международных рынках. Повышение объемов производства в ближайшие 3 года весьма проблематично, хотя повышение экспортного потенциала может быть достигнуто по мясу, молоку, картофелю и льну.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи