Антимонопольное регулирование АПК

Наука » Сельское хозяйство
История антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой насчитывает свыше ста лет. Объектами регулирования являются монополизация рынка, сговор о ценах, ценовая дискриминация и другие нарушения торговой практики, антиконкурентные слияния фирм.

В 1890г.в США был принят закон Шермана, положивший начало антимонопольному (антитрестовскому) законодательству. Он запретил тайную монополизацию торговли, ценовой сговор и способствовал ограничению монопольной власти формировавшихся трестов. В 1914г. была образована Федеральная торговая комиссия (ФТК), предназначенная для борьбы с “нечестными” методами конкуренции и антиконкурентными слияниями компаний. Принятый в этом же году закон Клейтона запретил горизонтальные слияния крупных фирм, осуществляемые путем покупки обычных акций конкурентов. Закон Селлера – Кефовера (1950г.) дополнил закон Клейтона запретом на вертикальные слияния крупных компаний путем приобретения активов.

В США разработана методология определения степени монопольной власти (коэффициент Лернера, индекс Херфиндаля и др.) и предусматривается судебное разбирательство деятельности фирм, ограничивающих конкуренцию и монополизирующих рынки. Обвинение в монополизации рынка может быть предъявлено корпорации после анализа ее деятельности по следующим критериям:

рыночная доля фирмы (этот показатель не констатирует монополизацию, а только отражает ее возможность);

является ли товар или услуга фирмы “необычными”;

не является ли компания новатором;

не является ли большая доля фирмы на рынке результатом крупномасштабного производства;

не является ли большая доля фирмы на рынке следствием “высшего мастерства или отличного прогнозирования”;

получает ли фирма чрезмерно высокую прибыль;

можно ли оценить поведение фирмы как антиконкурентное (захват источников рынка и каналов сбыта, заключение соглашений по разделу рынка, вытеснение с него конкурентов, слияние и поглощения компаний, преследующих аналогичные цели).

Если обвинение в монополизации рынка подтвердится, суд может принять решение о роспуске компании.

В конце 80-х – начале 90-х годов в связи с усилением конкуренции на международных рынках в США наметилась тенденция к дерегулированию экономики.

Большинство стран, переходящих к рыночной экономике, используют принципы антитрестовского законодательства США при формировании пакета законов, регулирующих деятельность монополий. Реализация этих принципов, ставших классическими, должна учитывать специфику национальных экономик.

В Республике Беларусь, как и в других бывших социалистических странах, сложился административный тип монополизма, для которого характерно максимальное сосредоточение функций управления в руках государства. Оно «доводило» предприятиям планы, устанавливало цены, выделяло ресурсы, «прикрепляло» поставщиков и потребителей продукции, т.е. определяло направления специализации производства. Предпринимавшиеся попытки ограничить степень монополизации экономики с целью повышения ее эффективности, такие, как переход от отраслевого к территориальному принципу управления, перевод предприятий на “полный” хозяйственный расчет, не имели и не могли иметь успеха в условиях доминирующего положения государственной собственности.

В отличие от монополизма корпораций, который является следствием развития самой рыночной экономической системы, административный монополизм был «привнесенным» фактором по отношению к экономике и преодолеть его возможно только в процессе развития рыночных отношений. Это определяет содержание и направления антимонопольного регулирования в постсоциалистических странах. Оно по сути проявляется в разгосударствлении и приватизации объектов государственной собственности, в создании независимой от правительства эффективной финансово-кредитной системы и других институтов современного рыночного хозяйства. Но одновременно с уменьшением государственного контроля за деятельностью предприятий, стал проявляться предпринимательский монополизм. Потому антимонопольное законодательство в странах, переходящих к рынку, должно, с одной стороны, содействовать созданию конкурентной среды, а с другой – пресекать монополистические проявления.

В декабре 1992 г. в Беларуси был принят первый антимонопольный правовой акт – Закон “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции”. Он формирует правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности и создает условия для развития конкуренции с целью эффективного функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей. В законе определены цели, методы и объекты антимонопольного регулирования, а также функции и полномочия Государственного комитета Республики Беларусь по антимонопольной политике (Антимонопольного комитета Республики Беларусь). В 1996 г. выполнения функций упраздненного Антимонопольного комитета было возложено на образованное Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь

Закон признает противоправными действиями злоупотребление доминирующим положением на рынке, а именно: создание препятствий для входа на рынок другим хозяйствующим субъектам; преднамеренное сокращение производства или изъятие товаров из обращения с целью создать дефицит для получения монопольно высокой прибыли; навязывание контрагенту не выгодных для него условий договора о продаже товаров и др. Соглашения хозяйствующих субъектов и акты органов управления, ведущие к ограничению конкуренции, признаются незаконными.

В качестве мер государственного регулирования деятельности предприятий-монополистов законом предусмотрены контроль за объемами их производства, ценами, тарифами, уровнем рентабельности, а также контроль за созданием холдинговых компаний, приобретением акций, паев, долей участия в уставном капитале других хозяйствующих субъектов. Закон предусматривает экономическую, административную и уголовную ответственность за его нарушение.

В 1996 г. в Беларуси в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, были внесены 345 предприятий. Составляя 15% от общего количества предприятий, они производили 50% ВВП. В это реестр включены предприятия, производящие сельскохозяйственные машины и оборудования и минеральные удобрения.

В границах антимонопольного регулирования экономики предусматривается также технологическая реконструкция предприятий-монополистов с участием иностранного капитала с целью повышения конкурентоспособности их продукции и выхода на мировые рынки.

В странах с развитой рыночной экономикой существуют различные каналы сбыта сельскохозяйственной продукции, так как множество фирм и кооперативных объединений занимаются оптовыми покупками, переработкой, хранением, розничной торговлей, общественным питанием. В Беларуси, как уже отмечалось, перерабатывающие предприятия, поставщики ресурсов и предприятия агросервиса являются монополистами. Основные каналы сбыта сельскохозяйственной продукции остаются прежними: государственные заготовки, закупки потребительской кооперации, реализация на колхозном рынке. Государственные заготовки для республиканского, областных и районных продовольственных фондов возложены на перерабатывающие предприятия, элеваторы, базы, заготовительные пункты.

Проведенная в республике приватизация предприятий III сферы АПК не изменила их монопольного положения, так как они преобразованы в акционерные общества закрытого типа с большим долевым участием государственного капитала, а основные права собственников сосредоточены в руках администрации акционерного общества. Входящие в АО сельскохозяйственные предприятия не имеют решающего голоса при определении уровня цен. Как уже отмечалось, для ускорения демонополизации сферы переработки и сбыта, предлагается передача контрольного пакета акций (51%) производителям сельскохозяйственной продукции.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.